Воспитательные технологии в концепции реализации обновленных ФГОС НОО И ФГОС ООО
методическая разработка (5 класс)

Воспитательные технологии в концепции реализации ФГОС НООО И ФГОС ООО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

учителей начальных классов

«Современные новейшие  воспитательные технологии в концепции реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения... , но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.


                                                                                                            К.Д.Ушинский

В современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образцов гражданского поведения. Школа должна стать "вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку".

На основе сотрудничества учителей, родителей и детей в нашей школе организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности,  знакомится с  новыми психолого-педагогическими знаниями и путями их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомится с вариативными педагогическими технологиями.

 В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

      Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

    Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение учителями продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

В своем выступлении я подробно освещу несколько современных технологий, которые наиболее активно используются педагоги нашей школы.

  1. Технология сотрудничества - состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.
  2. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Это замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. Коллективное творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первым коллективом, так и на весь большой ученическо- учительский коллектив школы. КТД - это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности. Коллективно творческое дело может быть трудовым, развлекательным, спортивным, дидактическим, праздничным. Для комплексной организации воспитательной работы определены следующие темы: «Осень – рыжая подружка», «Воспитанник года -2016»

В соответствии с темой проводятся классные часы, беседы, экскурсии, завершается тематический период итоговым общешкольным мероприятием в виде КТД, праздника, конференций, соревнований.

Каждый тематический период начинается с коллективного планирования. Каждый класс получает задание - подумать, что интересного и полезного для себя и для других можно сделать в этот период. Самое важное в коллективном планировании - развивается творческая активность и самостоятельность самих детей. Дети учатся жить - и жить с пользой и радостью! С каждым разом дети все активнее участвуют в обсуждении, высказывают интересные мысли и замечания. Постепенно они учатся не только планировать и выполнять свою работу, но и обсуждать ее результаты, анализировать сделанное. Такая методика проведения коллективных мероприятий складывалась не сразу, она результат становления коллектива.

Воспитательно- образовательное содержание КТД формируется в виде дидактических задач, однако для детей они не выступают открыто, а реализуются через игровые действия и правила, что значительно облегчает их решение, делает процесс увлекательным, эмоционально  расширяет состав участников КТД, делает его привлекательным.

  1. Технология дифференцированного обучения и воспитания. Уровневая дифференциация несет в себе не только дидактическую, но и тесно связанные с ней воспитательную и развивающую функции. Их взаимосвязь позволяет в полной мере реализовать идею развития личности как субъекта образовательного процесса. Система работы по уровневой дифференциации способствует саморазвитию не только личности школьника, но и педагога.
  2. Технология проблемного обучения и воспитания. Под технологией проблемного обучения и воспитания понимается такая организация  занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  3. Личностно-ориентированное воспитание — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, области, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов учителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
  4. Технология интерактивного воспитания - это, прежде всего, диалоговое воспитание, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя в качестве воспитателя и обучающегося. При интерактивном воспитании педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
  5. Исследовательские методы в обучении и воспитании. Данная технология позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
  6. Технология игрового обучения – включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется учителями и воспитателями. Игровые технологии используются  также при проведении классных часов, семейных праздников, Новогодних представлений  и праздников к 8 Марта совместно с родителями.

С введением ФГОС образовательный процесс в целом и воспитательный в частности приобретает новый оттенок, иной характер. Внедрение новых воспитательных технологий  во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих детей и  подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в активную жизнь класса.  Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более  творческими, упростить  процесс общения с учениками и их родителями.

Главная задача внеурочной деятельности в школе заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей. Внеурочная деятельность, как правило, имеет более выраженный творческий, игровой, и, что очень важно, практический характер. В 1-4 классах на внеурочную деятельность отводится 10 часов. Направления разнообразны это и спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое, научно-познавательное, духовно-нравственное, социальное. Проблем много, и без этого нам не обойтись. Если мы хотим, чтобы наши дети на внеурочной деятельности реально развивались, то мы должны позаботиться об их целостном развитии. Нам необходимо расширять свои возможности, не ограничиваться тем, что  внеурочную деятельность ведут классные руководители. Необходимо привлекать педагогов дополнительного образования. Это позволит выйти за рамки существующего традиционного учебно-воспитательного процесса и приблизиться к тем целям и задачам, которые ставит перед нами ФГОС. Ведь практическая задача внеурочной деятельности в среднем звене состоит в том, чтобы найти интересные способы, пути развития творческих способностей, проводя игровые и тренировочные занятия с детьми. И тогда и больше детей будет оставаться на внеурочную деятельность.  Наиболее благоприятные условия для проявления творческих способностей детей возможно создать именно во внеурочной работе школы.

 В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а  профессиональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение по теме: «Дискуссия как одна из современных воспитательных технологии в рамках реализации ФГОС»

Сообщение на педсовет по теме Дискуссия как одна из  современных воспитательных технологии в рамках реализации ФГОС., где воспитатели подделились опытом работы по данной технологии....

Выступление на ШМО 2022-2023 уч.г. Введение и реализация обновленных ФГОС на уроках иностранного языка

С 1 сентября 2022 года начнут действовать обновлённые ФГОС в каждой школе, а обучающиеся 1-ых и 5-ых классов будут учиться уже по обновлённым ФГОС.Разработчики новых федеральных стандартов поста...

Исследовательская деятельность «Внедрение функциональной грамотности в образовательный процесс при реализации обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО» посредством педагогического совета

при реализации обновленного ФГОС НОО 2021 года, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 31.05.2021 года № 286, в котором прописаны требования к условиям реализации  и требования к резул...

Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г

Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»  Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...