Статья на тему:"Формы и методы воспитательной работы в условиях реализации обновленных ФГОС"
статья

Рудакова Ирина Константиновна

методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы воспитательной работы в условиях реализации обновленных ФГОС

ФГОС-3 (Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения) включает в себя систему контекстных воспитательных задач, которые способствуют развитию моральных, эстетических и нравственных качеств учащихся. Эти задачи предназначены для формирования гражданской, социальной и личностной культуры школьников.

Некоторые из контекстных воспитательных задач ФГОС-3 включают:

1. Развитие толерантности и уважения к разнообразию: учащиеся должны научиться принимать и уважать различия во внешности, культуре и мнениях других людей.

2. Формирование ответственного отношения к себе, своим решениям и поступкам: школьники должны осознавать последствия своих действий и принимать ответственность за них.

3. Развитие чувства справедливости и праведности: учащиеся должны осознавать и уважать права и интересы других людей, а также следовать моральным нормам и правилам.

4. Воспитание гражданской и патриотической идентичности: школьники должны быть готовыми активно участвовать в общественной жизни, соблюдать законы и нормы поведения, а также беречь и уважать свою страну и ее культуру.

5. Развитие творческих способностей и эстетического восприятия: учащиеся должны научиться оценивать и выражать свои эмоции через различные художественные и культурные выражения.

Эти задачи помогают создать благоприятную и этическую образовательную среду, где учащиеся могут развиваться как граждане, личности и общественные деятели.

Воспитательная работа в условиях реализации обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) должна быть организована с учетом современных требований и целей образования. Воспитательная работа направлена на развитие личности учащегося, формирование нравственных ценностей, гражданской позиции и социально-коммуникативных навыков.

Примерная программа воспитания для школы должна охватывать разные аспекты развития учеников, включая их интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и социальное развитие. Вот некоторые основные области, которые можно включить в программу воспитания:

1. Межличностные отношения: включает в себя учение учеников взаимоуважению, терпимости, сотрудничеству и эмпатии. Организация классных часов или специальных мероприятий, направленных на развитие этих навыков, поможет ученикам научиться строить здоровые и дружеские отношения с окружающими.

2. Уважение к правам человека и гражданственность: дети должны быть воспитаны в духе уважения к правам каждого человека и осознавать свои обязанности как граждане. Это можно достичь путем обсуждения актуальных тем, проведения дебатов или создания проектов, связанных с правами человека.

3. Экологичность: осознание важности охраны окружающей среды и участие в реализации экологических проектов может быть включено в программу воспитания. Организация походов, участие в субботниках или создание школьного сада могут помочь ученикам понять и принять ответственность за окружающую среду.

4. Развитие лидерских навыков: школа может проводить тренинги по развитию лидерства и предоставлять возможность руководить проектами или организовывать школьные мероприятия. Это поможет развить самоуверенность, навыки командной работы и креативность учеников.

5. Культурное развитие: организация походов в театры, музеи или участие в конкурсах и фестивалях помогут ученикам развить вкус и интерес к искусству, музыке и литературе.

6. Здоровье и физическое развитие: проведение спортивных соревнований, занятия физкультурой или организация здорового питания в школе помогут ученикам развить физические навыки и осознавать важность здорового образа жизни.

Конкретные мероприятия и активности могут быть адаптированы под каждую школу и ее потребности. Важно, чтобы программа воспитания была планомерной, систематической и учитывала возрастные особенности учеников.

Формы воспитательной работы в рамках обновленных ФГОС могут быть различными. Они могут включать в себя:

1. Уроки нравственности и гражданственности. Одна из форм воспитательной работы – проведение уроков, посвященных актуальным вопросам нравственности, прав человека, толерантности, гражданственности и другим социальным темам. На этих уроках учащиеся могут обсуждать проблемы, анализировать ситуации, вырабатывать свою точку зрения и формировать умения принимать собственное решение.

2. Тематические дни и недели. В рамках обновленных ФГОС можно проводить тематические дни и недели, посвященные определенной проблематике. Например, можно организовать День толерантности, на котором провести специальные мероприятия, направленные на формирование уважения к различиям между людьми и борьбы с предубеждениями.

3. Внеклассные мероприятия. Воспитательная работа может быть проведена в рамках организации внеклассных мероприятий, таких как конкурсы, фестивали, спортивные соревнования, экскурсии и т.д. Во время таких мероприятий учащимся предоставляются возможности для развития социальных навыков и формирования позитивных ценностей.

4. Работа с родителями. Воспитательная работа должна быть организована не только в школе, но и в сотрудничестве с родителями. Организация родительских собраний, консультаций и взаимодействие с родителями по вопросам воспитания детей является важной формой воспитательной работы.

Методы воспитательной работы в рамках обновленных ФГОС также могут быть разнообразными. Их выбор зависит от целей и задач, которые ставятся перед воспитательной деятельностью. Некоторые из возможных методов воспитательной работы включают:

1. Диалог и дискуссия. Метод диалога и дискуссии позволяет развивать коммуникативные навыки и умения аргументированного обсуждения различных вопросов. Учащиеся могут вырабатывать свою точку зрения, анализировать разные мнения и достигать консенсуса.

2. Ролевые игры. Ролевые игры позволяют учащимся вживаться в различные роли и ситуации, развивая эмпатию и понимание. Через игру можно моделировать различные ситуации и учиться эффективному взаимодействию с окружающими.

3. Изучение литературы и искусства. Изучение литературы и искусства позволяет учащимся расширить свой кругозор, узнать о разных культурах и традициях, а также развить социальное и эмоциональное интеллекты.

4. Проектная деятельность. Проектная деятельность предоставляет учащимся возможность самостоятельно планировать и реализовывать проекты, развивая лидерские навыки и способности к творческому мышлению.

Таким образом, формы и методы воспитательной работы в условиях реализации обновленных ФГОС должны быть разнообразными и направленными на развитие личности учащихся, формирование нравственных ценностей и социально-коммуникативных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск новых форм и методов обучения истории в условиях реализации ФГОС ООО второго поколения

Материалы выступления на педагогическом совете "Введение ФГОС второго поколения в основной школе: чему и как учиться учителю"....

Статья на тему "Формы и методы работы при обучении английскому языку в среднем звене при реализации ФГОС"

В процессе обучения учителя иностранного языка часто сталкиваются с проблемой отсутствия у школьников потребности пользоваться изучаемым языком в коммуникативных целях. Для того чтобы стимулировать ра...

Доклад выступления на секции учителей географии «Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО» 2023 г

Доклад:«Воспитательный потенциал школьной географии в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО»  Скачать презентацию: https://disk.yandex.ru/i/ZeGG8u-0Lz9Kzg...

Сценарий педагогического совета по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации обновленных ФГОС»

Представленный материал может быть использован при подготовке к проведению педагогического совета по теме " Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС...

Доклад по теме Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных ФГОС"

Доклад по теме  Пути формирования метапредметных результатов в условиях реализации обновленных  ФГОС" Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебни­ка от пар...