РОЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
статья

Ковалева Анастасия Сергеевна

АННОТАЦИЯ

 В статье рассматривается индивидуализация как психолого-педагогический феномен. Акцент делается на ведущей роли индивидуализации в современном образовательном процессе. Приведены принципы индивидуализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._rol_individualizatsii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Ковалева Анастасия Сергеевна

аспирант кафедры английского языка

Псковский государственный университет

 г. Псков

THE ROLE OF INDIVIDUALIZATION IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Kovaleva Anastasia Sergeevna

 postgraduate student at the Department of English

Pskov State University

Pskov

АННОТАЦИЯ

 В статье рассматривается индивидуализация как психолого-педагогический феномен. Акцент делается на ведущей роли индивидуализации в современном образовательном процессе. Приведены принципы индивидуализации.

ABSTRACT

The paper studies individualization as a psychological and pedagogical phenomenon. The emphasis is on the leading role of individualization in the modern educational process. The paper gives the principles of the theory.

Ключевые слова: индивидуализация; индивидуальность; одаренные дети; тьюторство.

Keywords: individualization; individuality; talented children; tutoring.

В современных условиях развития образования школа стала не единственным источником знаний и информации ученика. Поэтому важнейшей задачей является раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его как личности, готовой к жизни в современном мире. В этой связи система образования выделяет важнейшее направление развития образовательных систем, в котором  больший акцент ставится на проблематике, связанной с человеческой индивидуальностью. И это естественно, так как история - это стремление людей максимально полно реализовать свои потенциалы. Но конкретное общество, культура, социальные условия ограничивают возможности развития личности.

 Особенно актуальным это становится сегодня, когда изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды - среды, которая, как подчеркивал гений отечественной психологии Л. С. Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических человеческих свойств не как обстановка, а играет роль источника развития».

Изменения в социально - психологической сфере обусловлены, прежде всего, близким окружением ребенка. Родители слабо владеют навыками общения с детьми, понизился уровень развития родительской мотивации. Свои профессиональные и личностные проблемы они переносят на ребёнка. Взрослые перестали быть проводниками знаний. У детей возрастает эмоциональный дискомфорт, что ведет к снижению желания энергично действовать, они теряют способность и желание чем-то занять себя.

 Неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Становится  все больше детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в тревожности. К сожалению, возникает потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Высокая экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям трудно воспринимать слышимую речь и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

В то же время все увеличивается, категория одаренных детей (дети с особо развитым мышлением, дети - лидеры, способные влиять на других людей, дети «золотые руки», художественно одаренные дети, дети, обладающие двигательным талантом). У таких ребят интеллект становится выше, но его невостребованность приводит к умственному голоданию.

В создавшихся условиях роль индивидуализации образовательного процесса становится одной из ведущих в системе образования.  Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования определяет индивидуализацию процесса образования одним из условий реализации образовательной программы посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов [2]. Исходя из этого, приоритетной целью школьного образования является: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу; проектировать пути их реализации; контролировать и оценивать свои достижения.

Индивидуализация обучения – это организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению [4]. Одна из важных задач индивидуализации обучения – сохранение и последующее развитие индивидуальности ученика, его интеллектуального и личностного потенциала. Формирование у каждого ребенка умения учиться – учить себя, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного  и активного присвоения нового социального опыта.

По мнению А.С. Запесоцкого [1], индивидуализация реализует ряд принципов:

  1. Отказ от авторитарной позиции педагога и переход к диалогическим отношениям. Данный принцип трудно осуществить психологически, поэтому чаще всего отношение педагога к ребенку так и остается традиционно покровительственным. Это укоренившаяся в сознании концепция воспитания как одностороннего воздействия субъекта (в этом качестве выступает педагог) на объект.
  2. Выявление и учет характерных для конкретного возраста особенностей, специфики интеллектуального и личностного развития на каждом возрастном этапе. В реальности достаточно трудно реализовать данный принцип, поскольку требуется   учитывать и перерабатывать огромное количество информации (включая изменение ценностей, личностных позиций, восприятия себя и других, мироощущение в целом). В детском и подростковом возрасте часто меняется самооценка, отношение к людям, включая педагога. Происходит стремительное становление самосознания – человек осознает себя в качестве самоценной личности, способной на самостоятельные поступки, решения, суждения. Подросток критически относится к чужому опыту, становится невосприимчивым к назиданиям. Авторитарная позиция старших начинает восприниматься им как насилие над личностью.
  3. Учет возрастных особенностей. Существует несколько периодизаций возрастного развития, однако большинство такого рода концепций не затрагивает личностных аспектов развития, поскольку огромное количество возрастных периодизаций освещают в основном особенности физического развития. А именно проблема становления личности и личностного самоопределения на каждом возрастном этапе приобретает исключительное значение – в силу того, что российское самосознание сегодня переживает кризис идентичности.  В связи с этим особый интерес с теоретической и практической точки зрения может представлять периодизация Э. Эриксона, которая выстраивается на основе этапов становления личностной идентичности [5]. Психология взросления – это сложный и многогранный феномен. Для того, чтобы учитывать возрастные особенности, необходимо понять сущность каждого этапа взросления, его динамику, основные проблемы личного самоопределения. И педагогический процесс будет эффективен именно в том случае, если позиция педагога будет корректироваться в соответствии со спецификой происходящих возрастных изменений.
  4. Процессы индивидуализации и дифференциации неразрывно связаны. Чтобы индивидуализировать образовательный процесс необходимо также дифференцировать содержание образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными склонностями учащихся. Это позволит личности в дальнейшем органично «вписаться» в стремительно меняющийся мир с максимальной пользой для общества и сохранением собственной индивидуальности.
  5. Дифференциация образовательных программ по отношению к одаренным детям. Для этого необходимо учитывать специфику их психического развития, познавательной активности, характер учебной деятельности. Феномен одаренности в педагогической литературе описан достаточно подробно. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на повышенную любознательность (познавательную потребность) таких детей. Одаренным детям, в большей степени, чем их «нормальным» сверстникам свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.  Для одаренных детей характерна особая потребность в поиске, в умственной нагрузке, любознательность, которая, если ее удается сохранить, становится стимулом развития потребностей [3].  Если у большинства детей стремление исследовать окружающий мир постепенно гаснет, то у одаренных этого не происходит, и благодаря этому обеспечивается более высокий уровень развития познавательных способностей.
  6. Гуманизация  культурно-образовательного процесса. Важным достижением педагогики стал отказ от позиции отношения к детству как к несамодостаточному и подготовительному периоду к взрослой жизни.  
  7. Огромные резервы индивидуализации содержатся в культуроцентрической парадигме. И это закономерно, поскольку культура для субъекта образовательной деятельности является решающим условием социально-культурной интеграции. Но она же выступает пространством индивидуальной самореализации личности. Это взаимодополняющие друг друга функции культуры очень рельефно проявляются на ранних этапах образовательной деятельности. Осваивая мир культуры, дети не всегда хотят воспользоваться традиционными ответами. Исследователи и педагоги-практики отмечают, что нередко они идут по пути наибольшего сопротивления, существенно раздвигая рамки тех задач, которые перед ними ставят взрослые.

Темпы развития личности учащихся глубоко индивидуальны и задача учителя – не вывести всех на некий заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывести личность каждого ученика. Акцент ставится именно на сохранении неповторимого облика ребёнка, который проявляется и в его учебной деятельности, и в социализации личности, и в саморазвитии ученика. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.  Достижение целей планируемых результатов возможно только при эффективном использовании индивидуализации обучения в образовательном процессе.

Список литературы

  1. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. – М., 2002.
  2. Ковалева Т.М. Индивидуализация образования, лекция
  3. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса. — М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  5. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.:1996; Идентичность: Юность и кризис. – М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение роли обучающихся в образовательном процессе с целью мотивации познавательной деятельности».

Цель: Формирование активности обучающихся, самостоятельности, личной инициативы и творчества, повышение качества учебно-воспитательного процесса.Реализации поставленной цели способствует решение следу...

презентация к методической разработке "Роль игры в образовательном процессе"

Данная презентация содержит материал об игровой деятельности....

Название доклада «Презентации и их роль в учебно-образовательном процессе»

Современные педагогические технологии такие, как проектная методика, использование новых мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать ли...

Название доклада «Презентации и их роль в учебно-образовательном процессе»

Современные педагогические технологии такие, как проектная методика, использование новых мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать ли...

Роль родителей в образовательном процессе.

Выступление "Роль родителей в образовательном процессе" (текст+презентация) Ссылка на презентацию https://yadi.sk/i/yKfE7EA3sLRMW...

Статья "Роль учителя в образовательном процессе в свете изменений профессионального стандарта"

Профессиональный стандарт применяется в сфере дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования.Профессиональный стандарт педагога может применяться при:формир...

Индивидуализация коррекционно-образовательного процесса в условиях работы с группой обучающихся с ОВЗ

Консультация для педагогов на тему "Индивидуализация коррекционно-образовательного процесса в условиях работы с группой обучающихся с ОВЗ"...