Роль мультфильмов в популяризации науки среди школьников
материал

Родионова Елизавета Андреевна

Роль мультфильмов в популяризации науки среди школьников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_multfilmov_v_populyarizatsii_nauki_sredi_shkolnikov.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мультфильмов в популяризации науки среди школьников

Мультфильмы играют важную роль в жизни каждого человека. Даже будучи взрослыми, все смотрят новые мультфильмы или пересматривают старые.  Так что же такое мультфильм? Однозначного ответа нет, для каждого мультфильм означает свое. Но в общем можно сказать, что мультипликационный фильм, мультфильм (от слияния лат. multiplicatio — умножение и англ. film — плёнка; разг. мультик) — это фильм, выполненный при помощи средств покадровой отрисовки (включая 3D-моделирование) и предназначенный для демонстрации в кинотеатре, трансляции по телевидению, просмотре на экране компьютера и других электронных устройствах. Практически любой мультфильм содержит в себе идею и смысл, который он должен донести до своего зрителя. Через мультфильмы ребенок усваивает модели поведения, способы действий, алгоритмы достижения цели. К сожалению, в современных мультфильмах часто этим способом становится агрессия. По многочисленным исследованиям, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультфильмы, наблюдаются повышенная жестокость и агрессивность. Но все же в наше время выпускается достаточно большое количество мультфильмов, которые учат нас ценить дружбу, быть храбрым, никогда не сдаваться и тд. Такие мультфильмы пользуются большой популярностью как среди взрослых, так и среди детей.

 В данной статье мы бы хотели подробнее остановиться на определенном виде мультфильмов. Их можно назвать обучающими, развивающими или познавательными. К такому жанру можно отнести те мультфильмы, в которых ребенок не только следит за сюжетом, а именно за персонажами и их приключениями, но и черпает оттуда новые знания об окружающем его мире. В современном мире существует огромное количество подобных мультфильмов. Условно их можно разделить на дошкольные, для младших классов и для средних классов. Рассмотрим их на примерах:

  1. «Клуб Микки Мауса» (англ. «Mickey Mouse Clubhouse»)

Содержит 114 серий. Продолжительность одной серии около 20 мин. Возраст зрителей 2-5 лет.

Существует большое количество серий, в которых Микки и его друзья Минни Маус, Гуфи, Дональд, Дейзи обучают детей счёту, понятиям больше-меньше, узнаванию геометрических фигур и многому другому. Кроме того, Микки с друзьями учат детей дружбе и взаимопомощи.

Отличительная особенность — интерактивность сериала (зрители должны выбирать фигуры на экране и т.д.) и наличие у героя Маусструментов — волшебных инструментов, с помощью определённого набора которых надо решить задачу, стоящую перед героями в каждой серии. Полезный развивающий мультфильм, отличное качество, яркие персонажи. Поклонникам Диснеевской мультипликации он должен понравиться.

Исходя из содержания мультика, его уровня сложности, можно сказать, что этот мультик прекрасно подходит детям дошкольного возраста. Так как в более старшем возрасте эта информация теряет свою актуальность.

  1.  «Семья почемучек» (англ. The Why Why family)

 Содержит 25 серий, каждая длительностью 20 минут рассчитана на детей в возрасте от 4 до 10 лет.

Главный герой — малыш Виктор, постоянно задающий бесконечные вопросы своим родителям и не только на самые различные темы: «Зачем цветку пыльца?», «Что такое космос и как он устроен?», «Что такое озоновый слой и откуда в нём дырки?» и другие.

Исходя из учебного плана по окружающему миру для начальной школы, этот мультик является прекрасным дополнением к основному материалу. Он очень интересный, так как содержит много полезной информации, которая объясняется доступным для детей языком, а также поясняется иллюстрациями. Но слишком динамичный, все куда-то бегут, много говорят, плюс ко всему там много непонятных существ, которые могут сбить ребенка с толку.

  1. «Жили-были… Первооткрыватели» (фр. «Il était une fois… les Découvreurs»)

Продолжительность одной серии около 25 минут. Возраст зрителей 9-14 лет.

В каждой серии группа детей со своим учителем Маэстро переносится в прошлое и становится свидетелем тех самых событий, когда действовали исторические персонажи, о которых говорит Маэстро. Дети проследят биографии великих ученых и судьбу их изобретений, изменивших ход человеческой истории. От Древнего Китая и Древней Греции до современности.

Изучив учебный план по всеобщей истории за 5-7 класс, мы выяснили, что этот мультик построен на основных исторических событиях, о которых учителя ведут речь на уроках. То есть подойдет для закрепления материала.

  1. «Интересные факты» (от Телекомпании «Бибигон»)

Содержит 99 серий по 20 секунд.

Короткие мультики, иллюстрирующие какой-нибудь интересный факт, сформулированный в одном предложении. Темы самые разнообразные — от мира животных до исторических личностей. Подходит для любой возрастной группы и является очень познавательным даже для взрослых. Главное — не смотреть все серии подряд, чтобы в голове не смешались все факты.

Но такие мультфильмы имеют и отрицательные качества. Например, иногда они могут содержать недостоверную или специально сильно упрощенную для детей информацию. Примером может послужить мультфильм под названием «Занимательные уроки по астрономии». В одной из серий утверждалось, сезоны сменяются из-за того, что Земля движется вокруг Солнца по орбите, то отдаляясь от него, то приближаясь. Поэтому, когда Земная орбита ближе к Солнцу — у нас лето, когда дальше — зима. Но известно, что смена времен года происходит из-за наклона земной оси. Также в современных мультиках есть такая особенность, что персонажи выглядят, мягко говоря, странно, которые влияют на психику ребенка. Продолжительность мультиков тоже оставляет желать лучшего, некоторые из них достаточно долгие (час и более), а в таком случае они перестают быть интересными.

Следует отметить, что в возрасте до трех лет детям вообще не рекомендуется просмотр мультфильмов, так как в силу своих возрастных особенностей и отсутствием в произвольности поведения, дети не могут одновременно сидеть, слушать и смотреть мультфильм. У детей, которые с раннего детства смотрят телевизор более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. В результате интерес детей в предметам, фактам и событиям становится поверхностным, речь примитивной.

Последствия систематических телевизионных просмотров современного мультипликационного кино, не соответствующего требованиям процессов развития и воспитания детей в плане формы, содержания и качества, общеизвестны:

 снижение зрения, развивающиеся неврологические заболевания;

 отставание в психическом и физическом развитии;  различные соматические заболевания;

 плаксивость, раздражительность;

  нарушение сна, повышенная возбудимость и тревожность.

Таким образом, проведя исследование в области познавательных мультиков, мы можем выделить следующие черты познавательного мультфильма:

  • Прежде всего, информация должна быть достоверной на 100%.
  • В среднем продолжительность не более 10-25 минут.
  • Информация должна быть ориентирована по сложности на тот или иной возраст.
  • Запоминающиеся герои, чтобы ребенку хотелось смотреть их снова и снова.
  • Наглядное сопровождение слов.
  • Разнообразие информации.
  • Хорошее оформление и качественный звуковой ряд.

В заключении хотелось бы сказать, что мультфильмы созданы не только для развлечения, но и для того, чтобы чему-то научить детей, дать им необходимые и полезные для жизни знания, и информацию для размышлений. Мы не можем отрицать, что влияние мультиков на детей огромно. Главный герой служит для ребенка образцом поведения, а любимому герою он даже старается подражать. Именно для этого и были созданы развивающие мультфильмы. Наука в чистом виде очень сложна для понимания, поэтому на помощь приходит мультфильм. Который и является первым источником информации. Там информация изложена не в сухом виде, а сопровождается красочными иллюстрациями, что помогает детям лучше ее усваивать.

Литература

  • «Особенности развития внимания младшего школьника и его коррекция.»

 Лошкарёва Нина Александровна, психолог

  • «Особенности внимания детей дошкольного возраста»
  • Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми (статья из журнала "Воспитатель ДОУ" №10/2012)
  • Коростелева Н. А., Постнова В. В., Бондаренко В. В. Влияние современных мультфильмов на социальное развитие детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 36-38.
  •     Шаханская Анастасия Юрьевна. Журнал Вестник Челябинского государственного университета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обеспечения ребенку комфортной эмоциональной среды на уроках изобразительного искусства

      В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Благоприятная адаптаци...

Роль физкультминуток в создании здоровьесберегающей среды ходе самоподготовок и внеклассных занятий.

Методический материал показывает роль физкультминуток в создании здоровьесберегающей среды в ходе самоподготовок и внеклассных занятий....

Популяризация экологических знаний среди школьников

Глубокие экологические знания, как правило, нужны лишь тем, кто планирует заниматься этими вопросами профессионально. Но задача школы  – прежде всего, формирование экологической культуры. Само по...

Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"...

«Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических работников в Год литературы»

С докладом «Сохранение духовного и культурного единства народов России, продвижение чтения среди школьников как современные способы развития школьников – важные задачи деятельности педагогических рабо...

Школьная библиотека- центр популяризации науки.

Среди новых форм продвижения литературы в последнее время все активнее заявляет о себе интерактивный плакат. Плакатов, созданных по мотивам книги, все больше и больше в Интернете. Зайдя на сервис Glog...