Популяризация экологических знаний среди школьников
статья по теме

Гильмеева Гульназ Закиевна

Глубокие экологические знания, как правило, нужны лишь тем, кто планирует заниматься этими вопросами профессионально. Но задача школы  – прежде всего, формирование экологической культуры. Само по себе изучение предмета «Экология» эту задачу не решает: школьник может выучить определения, пересказать параграф, но нет гарантии, что за пределами школы, в повседневной жизни, в своей будущей работе он станет бережно относиться к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл populyarizatsiya_ekologicheskikh_znaniy_sredi_shkolnikov.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ

Экологическая культура имеет особую, интерактивную природу и выступает не как «знание на будущее»,  а как ключевая компетентность  – способность к осуществлению реального жизненного действия (С.Л.Братченко), как «жизненная практика» (И.Д.Фрумин), как квалификационная характеристика индивида, в момент его включения в деятельность (Б.Д.Эльконин) в обществе, над которым нависла угроза экологической катастрофы.  

На современном этапе развития общества особое значение приобретает формирование личностных установок разумного построения своего поведения в природе, восприятия ее как одной из высших ценностей, обеспечивающих самореализацию личности человека в обществе. Глубокие экологические знания, как правило, нужны лишь тем, кто планирует заниматься этими вопросами профессионально. Но задача школы  – прежде всего, формирование экологической культуры. Само по себе изучение предмета «Экология» эту задачу не решает: школьник может выучить определения, пересказать параграф, но нет гарантии, что за пределами школы, в повседневной жизни, в своей будущей работе он станет бережно относиться к природе.

Проблема формирования экологической культуры требует комплексного решения, и здесь велика роль внеурочных занятий, системы дополнительного образования: факультативы по экологической проблематике, экологические кружки.

На базе Тлянче - Тамакской СОШ Тукаевского района РТ ежегодно работает кружок «Основы экологии», целью которой является  формирование у учащихся экологической культуры и мышления. За время обучения учащимся последовательно излагаются разделы в соответствии  с тематическим планом. Учащимся даются навыки написания конспектов при проведении уроков  в форме лекций и семинаров. На практических занятиях знания закрепляются с помощью викторин, кроссвордов, дискуссий. На лабораторных занятиях учащиеся применяют полученные теоретические знания: знакомятся с методиками и техникой постановки опытов, учатся анализировать полученные результаты и делать выводы.

На занятиях  кружка школьники имеют возможность участвовать в исследовательской работе. Любознательные, склонные к творческому поиску и самостоятельным открытиям  загадок природы учащиеся с результатами своей исследовательской деятельности выступают на различных научно-практических конференциях. Так же они участвуют в конкурсах рисунков, фотографий по экологической тематике, привлекаются к работе по благоустройству близлежащих территорий, парков. Мы стараемся найти подход к каждому школьнику, чтобы дети действительно заинтересовались всем, что связано с экологией.

Так же на базе пришкольного участка нашей школы организуются полевые экологические практикумы.  Это  одна из форм работы со школьниками, позволяющая формировать экологическую грамотность. Их работа основана на проведении экологических практикумов для школьников разных возрастов.

Собственно «учеба» заключается в самостоятельной исследовательской работе школьников в природе. Спектр изучаемых там проблем и собираемых учащимися данных зависит, во-первых, от сезона года, в который проходит практикум, во-вторых, от географических особенностей местности.

Во время полевого экологического  практикума  школьники работают индивидуально или небольшими группами по 2-3 человека: организуют наблюдения, отбирают пробы, закладывают геоботанические площадки, собирают гербарии, проводят съемку местности. Основные изучаемые области естественных наук: ботаника, зоология, водная экология, почвоведение, ландшафтоведение, экологический мониторинг.

С ученицей 9 класса Насретдиновой Шохсанам мы провели научно-исследовательскую работу на тему «Состояние лугов д. Казаклар Тукаевского района».  Целью нашей работы было изучение современного состояния лугов Тукаевского района на примере пастбищных и сенокосных лугов д. Казаклар. Для характеристики луговой растительности использовали геоботанический метод. Закладывали 10 площадок 10 по 10кв. метров, внутри которых  закладывались 10 пробных площадей. Давалась оценка обилия, проективного покрытия, встречаемости.  Набор видов, входящих в состав и есть флористический состав. Травостой срезали на уровне поверхности почвы. Срезанные растения сразу же разбирали по агроботаническим группам: злаки, бобовые и разнотравье.  Внутри каждой группы выделяли доминанты. Фито массу высушивали до воздушно-сухого состояния и взвешивали. Учитывали все виды на пробной площади  - встречаются часто, редко и единично.

Такие практикумы являются истинно экологическими, а не специализировано биологическими или географическими. При их проведении основной акцент делается не на импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. Само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических факторов, которыми являются солнечная активность, магнитное поле Земли и т.д. Однако развитие этносов в значительной степени определяется наличием в них особых людей – пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путём пассионарной индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность, в свою очередь тесно связана с ландшафтом, историческим временем и космическими факторами. «Зависимость человечества от окружающей его природы, точнее – от географической среды, не оспаривалась никогда, хотя степень этой зависимости расценивалась разными учёными различно. Но в любом случае хозяйственная жизнь народов, населявших и населяющих Землю, тесно связана с ландшафтами и климатом населенных территорий» (Гумилев, 2002).

Таким образом, прямое и косвенное воздействие ландшафта на этнос не вызывает сомнений. Человек не только приспосабливается к ландшафту, но и приспосабливает ландшафт к своим нуждам и потребностям. Изучая влияние характера ландшафта на этногенез, мы констатируем, что монотонный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие в нём этносы, разнородный  – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований (Солодухо,1989). В Великой степи за исторический период этногенез начинался трижды: в V-IV вв. до н.э. им были затронуты гунны;  в V-VI вв. н.э. – тюрки и уйгуры;  в  XII в.  – монголы; и одновременно, рядом в сунгарийской тайге, маньчжуры. Все народы повлияли на окружающую природную среду. Л.М.Гумилев подчёркивает, что «охранять окружающую среду европейцам и китайцам следовало поучиться у тюрок и монголов» (Гумилев, 2002).

По нашим мнениям, окружающая среда – более широкое понятие, чем географическая среда. Оно включает, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечной системы, которая входит в сферу деятельности человека, а также созданную человеком вторую природу  – материальный мир. В структуре окружающей среды выделяют две важнейшие составляющие: естественные и искусственные среды обитания. В результате преобразования человеком естественной среды обитания создаётся реально существующее новое её состояние  – техносфера. Техносфера  – это область активного проявления техногенеза, глобальной технической деятельности человека на Земле и в космосе, то есть это преобразованная область жизни, в которой определяющей силой является техногенез. Судьба ее зависит от того, сумеет ли человечество сохранить окружающую среду, природные ресурсы и, прежде всего, живые организмы, экосистемы и те условия на планете, которые благоприятствуют жизни. Техносфера интенсивно преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли, и, прежде всего, на биосферу. Технические ландшафты из отходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах  – это плоды отрицательного влияния вооруженного техникой человека на окружающую среду.  

 

Литература

1.  Берг Л.С. Номогенез. – М.; Пг., 1922. – С. 180 - 181.

2.  Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М.: Наука, 1965. – С. 52 - 63.

3.  Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: ООО Издательство АСТ, 2002. – 560 с.

4.  Докучаев В.В. Сочинения: К учению о зонах природы (1898 – 1899). –Т.6. – М., 1951.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства популяризации научных знаний в педагогической речи

В научно-учебной речи используются разнообразные средства выразительности. Наиболее актуальны и частотны тропы и риторические фигуры речи....

Популяризация альтернативной хореографии среди молодёжи, профилактика асоциального поведения.

Главной задачей студии брейк-данса "Флай" является привлечение большого количества подростков  в студию, развитие интереса к альтернативной хореографии....

Популяризация альтернативной хореографии среди молодёжи, профилактика асоциального поведения.

Главной задачей студии брейк-данса "Флай" является привлечение большого количества подростков  в студию, развитие интереса к альтернативной хореографии....

Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую ро...

Роль мультфильмов в популяризации науки среди школьников

Роль мультфильмов в популяризации науки среди школьников...