Главные вкладки

    Материалы методических объединений. Тема доклада: Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.
    учебно-методический материал по математике

    Макрова Наталья Александровна

    Доклад на августовскую конференцию "Популяризация математических знаний"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad._populyarizatsiya_matematicheskih_znaniy.docx20.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    МО «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

    МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

    Августовская педагогическая конференция. 2018 г.

    Тема доклада: Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

    Учитель: Макрова Наталья Александровна

    «Скажи мне, и я забуду.

    Покажи мне, я смогу запомнить.

    Позволь мне сделать самому,

    и это станет моим навсегда»

    Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

    С декабря 2013 года по распоряжению Правительства Российской Федерации вступила в силу Концепция развития математического образования.

     Цели концепции:

     -вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире;

    -обеспечить готовность учащихся к применению математики в других областях;

    - систематизировать знания, существенно влияющих на интеллектуальную готовность школьников.

    Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

    Основная задача Концепции развития математического образования - популяризации математических знаний среди учащихся. Ведь распространение математических знаний в современной и доступной форме увеличивает количество людей, интересующихся этой наукой, благодаря стимуляции интереса к ней. Главное – заинтересовать, не перегрузив научной информацией.

    Проблемы развития математического образования

    1. Проблемы мотивационного характера
    2. Проблемы содержательного характера
    3. Кадровые проблемы

    Сегодня я хотела остановиться на проблеме мотивационного характера

    Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

    Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых; обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.

    Это все в теории, а на практике мы часто слышим от учащихся, особенно старшеклассников, вопросы такого рода как «Зачем мне ваши интегралы и логарифмы? Где пригодятся синусы и косинусы?».   И ответ словами М. Ломоносова «Математика в порядок ум приводит» не выглядит для учащихся убедительными.

    Поэтому перед учителем ставиться проблема: как научить детей математике и сделать ее интересной и практичной для школьников.

    Мы все с вами работаем в этом направлении: решение задач прикладного характера, измерительные работы на местности используем как на уроках, так в играх в рамках недели математики, декад науки и т.д. Такая работа обычно вызывает множество положительных эмоций как у ребят, так и учителей, которых мы приглашаем на мероприятия. Тем более, что задачи реальной математики встречаются и на выпускных экзаменах, и их решение затребованы ФГОС ООО.

    Мастер – классы по изготовлению оригами, флексагона, на кружках и факультативах и в рамках декады науки также способствуют развитию интереса к математике и творческих способностей учащихся.

    Наша школа не исключение.

    1. Самая большая наша гордость – участие в Республиканской олимпиаде по математике среди сельских школ. Мы три года активно в ней. Есть результаты: 2015-2016 -Жигжитов Ж (2 место), Аминев Р. (3 место), 2017-2018 – Жигжитов Ж. (2 место), Казазаев Е. (3 место), Савватеева Е. (3 место). В 2016-2017 г. Принимали олимпиаду в нашей школе.
    2. Каждый год перед районной научно-практической конференцией «Шаг в будущее» мы проводим школьную. В ней принимают участие ребята с 5 класса. 5-7 классы пробуют свои силы, а среди 8-11 классов выбираем лучшие работы и отправляем в район. Количество участников увеличивается. В работе мы исследуем не только математический объект, но и область его применения.

    Работы Аюшиевой Е. «Флексагоны» (2015 г.) и Савватеевой Е. «Математическая вышивка» (2018 г.) были отмечены на республиканской конференции как интересные работы в области математики.

    1. Конечно, развивает интерес к математике и участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах. Ежегодно наши ребята участвуют в Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде «Математика и логика», в математическом конкурсе «Кенгуру», математическом чемпионате, и т.д.
    2. Мы проводим нестандартные уроки. В прошлом учебном году мы проводили урок-событие «Путешествие по Байкалу» с использование знаний в других учебных дисциплинах. Было создано 4 группы 6-7 классов, каждая из которых выполняла определенную работу. На уроке были использованы знания из биологии, географии, информатики, а так же проводились измерительные работы.
    3. В 2017 году в период летней площадки были созданы предметные отряды. Был и математический отряд. Проводились математические викторины, квест- игры, загадки, ребусы, головоломки.
    4. В 2017-2018 году проводились математические кружки 5-6 классы и 7-8 классы. Но из-за нехватки кабинетов, не всегда эффективно.
    5. С ребятами категории ДАТ составлялся индивидуальный план по повышению качества знаний. Для учащихся, имеющих трудности в освоении математики, проводились дополнительные консультации, подбирались индивидуальные задания.

    Участие в различного рода мероприятиях, несомненно, способствует популяризации математических знаний. В своих работах ребята стараются подчеркнуть мысль о том, что математика – царица всех наук. Дети работают над исследованием прикладного значения математики. И можем сказать, что в математика – это не только цифры и сухая информация. В ней много нескучного и удивительного. Надо только не лениться и это удивительное поискать, удивиться самому и заразить интересом других.

    Поиск и работа над информацией занимает порой много времени, но мы и сами часто работаем в группе, равномерно распределяя обязанности, и детей учим работать в группе. Ведь в обсуждении, а порой и в спорах, рождаются новые мысли, идеи. Работать над проектом, уроками становится не тягостно и скучно, а в удовольствие, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные навыки.

    В современной школе популяризация предмета математики стала необходимой и очень актуальной. Знание учителем интересов и увлечений своих учеников, поиск новых методов обучения и умелое их использование будут всегда давать положительные результаты и способствовать популяризации такого предмета как математика.

    И в заключении, хочу пожелать коллегам 100 балльников на ЕГЭ, победителей олимпиад и экзаменов без завалов.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время

    Современное состояние российского образования характеризуется появлением большого количества новых образовательных технологий и программ. При этом в Концепции модернизации российского образования на п...

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

    На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

    Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

    Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

    Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

    Цель данного  опыта – активация  познавательной  деятельности  студентов  при изучении  математики,  развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...

    Инавационный опыт по теме "Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики и во внеурочное время".

    Значимость данной темы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить, преобразовать знания, уметь ориентироваться на рынке труда....

    Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

    Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

    Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

    Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую ро...