Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.
методическая разработка по математике

Макрова Наталья Александровна

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл populyarizatsiya_matematicheskih_znaniy.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МО «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Августовская педагогическая конференция. 2018 г.

Тема доклада: Популяризация математических знаний среди учащихся на уроках математики и во внеурочное время.

Учитель: Макрова Наталья Александровна

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, я смогу запомнить.

Позволь мне сделать самому,

и это станет моим навсегда»

Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов.

С декабря 2013 года по распоряжению Правительства Российской Федерации вступила в силу Концепция развития математического образования.

 Цели концепции:

 -вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире;

-обеспечить готовность учащихся к применению математики в других областях;

- систематизировать знания, существенно влияющих на интеллектуальную готовность школьников.

Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Российской Федерации, модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Основная задача Концепции развития математического образования - популяризации математических знаний среди учащихся. Ведь распространение математических знаний в современной и доступной форме увеличивает количество людей, интересующихся этой наукой, благодаря стимуляции интереса к ней. Главное – заинтересовать, не перегрузив научной информацией.

Проблемы развития математического образования

  1. Проблемы мотивационного характера
  2. Проблемы содержательного характера
  3. Кадровые проблемы

Сегодня я хотела остановиться на проблеме мотивационного характера

Низкая учебная мотивация школьников связана с общественной недооценкой значимости математического образования, перегруженностью образовательных программ общего образования, профессионального образования, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием, с отсутствием учебных программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки. Все это приводит к несоответствию заданий промежуточной и государственной итоговой аттестации фактическому уровню подготовки значительной части обучающихся.

Для математического просвещения и популяризации математики предусматривается: обеспечение государственной поддержки доступности математики для всех возрастных групп населения; создание общественной атмосферы позитивного отношения к достижениям математической науки и работе в этой области, понимания важности математического образования для будущего страны, формирование гордости за достижения российских ученых; обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Система дополнительного образования, включающая математические кружки и соревнования, является важнейшей частью российской традиции математического образования и должна быть обеспечена государственной поддержкой. Одновременно должны развиваться такие новые формы, как получение математического образования в дистанционной форме, интерактивные музеи математики, математические проекты на интернет-порталах и в социальных сетях, профессиональные математические интернет-сообщества.

Это все в теории, а на практике мы часто слышим от учащихся, особенно старшеклассников, вопросы такого рода как «Зачем мне ваши интегралы и логарифмы? Где пригодятся синусы и косинусы?».   И ответ словами М. Ломоносова «Математика в порядок ум приводит» не выглядит для учащихся убедительными.

Поэтому перед учителем ставиться проблема: как научить детей математике и сделать ее интересной и практичной для школьников.

Мы все с вами работаем в этом направлении: решение задач прикладного характера, измерительные работы на местности используем как на уроках, так в играх в рамках недели математики, декад науки и т.д. Такая работа обычно вызывает множество положительных эмоций как у ребят, так и учителей, которых мы приглашаем на мероприятия. Тем более, что задачи реальной математики встречаются и на выпускных экзаменах, и их решение затребованы ФГОС ООО.

Мастер – классы по изготовлению оригами, флексагона, на кружках и факультативах и в рамках декады науки также способствуют развитию интереса к математике и творческих способностей учащихся.

Наша школа не исключение.

  1. Самая большая наша гордость – участие в Республиканской олимпиаде по математике среди сельских школ. Мы три года активно в ней. Есть результаты: 2015-2016 -Жигжитов Ж (2 место), Аминев Р. (3 место), 2017-2018 – Жигжитов Ж. (2 место), Казазаев Е. (3 место), Савватеева Е. (3 место). В 2016-2017 г. Принимали олимпиаду в нашей школе.
  2. Каждый год перед районной научно-практической конференцией «Шаг в будущее» мы проводим школьную. В ней принимают участие ребята с 5 класса. 5-7 классы пробуют свои силы, а среди 8-11 классов выбираем лучшие работы и отправляем в район. Количество участников увеличивается. В работе мы исследуем не только математический объект, но и область его применения.

Работы Аюшиевой Е. «Флексагоны» (2015 г.) и Савватеевой Е. «Математическая вышивка» (2018 г.) были отмечены на республиканской конференции как интересные работы в области математики.

  1. Конечно, развивает интерес к математике и участие во всевозможных конкурсах, олимпиадах. Ежегодно наши ребята участвуют в Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаде «Математика и логика», в математическом конкурсе «Кенгуру», математическом чемпионате, и т.д.
  2. Мы проводим нестандартные уроки. В прошлом учебном году мы проводили урок-событие «Путешествие по Байкалу» с использование знаний в других учебных дисциплинах. Было создано 4 группы 6-7 классов, каждая из которых выполняла определенную работу. На уроке были использованы знания из биологии, географии, информатики, а так же проводились измерительные работы.
  3. В 2017 году в период летней площадки были созданы предметные отряды. Был и математический отряд. Проводились математические викторины, квест- игры, загадки, ребусы, головоломки.
  4. В 2017-2018 году проводились математические кружки 5-6 классы и 7-8 классы. Но из-за нехватки кабинетов, не всегда эффективно.
  5. С ребятами категории ДАТ составлялся индивидуальный план по повышению качества знаний. Для учащихся, имеющих трудности в освоении математики, проводились дополнительные консультации, подбирались индивидуальные задания.

Участие в различного рода мероприятиях, несомненно, способствует популяризации математических знаний. В своих работах ребята стараются подчеркнуть мысль о том, что математика – царица всех наук. Дети работают над исследованием прикладного значения математики. И можем сказать, что в математика – это не только цифры и сухая информация. В ней много нескучного и удивительного. Надо только не лениться и это удивительное поискать, удивиться самому и заразить интересом других.

Поиск и работа над информацией занимает порой много времени, но мы и сами часто работаем в группе, равномерно распределяя обязанности, и детей учим работать в группе. Ведь в обсуждении, а порой и в спорах, рождаются новые мысли, идеи. Работать над проектом, уроками становится не тягостно и скучно, а в удовольствие, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные навыки.

В современной школе популяризация предмета математики стала необходимой и очень актуальной. Знание учителем интересов и увлечений своих учеников, поиск новых методов обучения и умелое их использование будут всегда давать положительные результаты и способствовать популяризации такого предмета как математика.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Современное состояние российского образования характеризуется появлением большого количества новых образовательных технологий и программ. При этом в Концепции модернизации российского образования на п...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными  изменениями потребнос...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...