Педагогический проект "Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием блочно-модульной и информационно-коммуникационной технологий"
проект по теме

Янаева Ольга Николаевна

Проект  соединяет в себе внедрение двух технологий. Особенно хорошо его использовать в старших профильных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_yanaeva.docx319.89 КБ

Предварительный просмотр:


        СОДЕРЖАНИЕ :                                                       стр.

  1. Условия возникновения опыта                                                                2
  2. Актуальность                                                                                             3
  3. Цель проекта                                                                                              6
  4. Задачи проекта                                                                                           7
  5. Методы исследования                                                                               7
  6. Объект исследования                                                                                 6
  7. Предмет исследования                                                                               6
  8. Гипотеза                                                                                                       6
  9. Историческая справка                                                                                 9
  10. Методологические и теоретические основы исследования                   10
  11. Эффективность использования БМТ и ИКТ на уроках математики     18
  12. Список литературы                                                                                     34

   

 Замечено, чем больше учитель учит своих учеников

и чем меньше предоставляет им возможностей самостоятельно

приобретать знания, мыслить, действовать, тем менее

энергичным и плодотворным становится процесс обучения.

И. Лернер

Условия возникновения опыта

           Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. На каждом повороте истории возникают различные школьные реформы, дискуссии о стандартах, попытки создать различные модели «человека будущего». Однако провозглашение целевых установок на «повышение качества знаний», на «развитие мышления учащихся» и т.д. чаще всего остаются на уровне деклараций, существенно не меняя реального положения дел.

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации». За последние десятилетия отечественная наука значительно продвинулась в реализации проблем адаптивного обучения, внедрения новых психолого-педагогических технологий.

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Б.Т. Лихачёв считает, что "она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса".

Актуальность.

Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Блочно-модульное обучение и ИКТ позволяет практически решить эту задачу. Таким образом, результатом моей деятельности стал проект по теме «Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием блочно-модульной  и информационно-коммуникационной технологий».

 Обоснование необходимости проекта:

  • данный проект направлен на необходимый поиск расширения мотивационной базы, т.е. обращение к новым еще не использованным источникам мотивации;
  • более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации;
  • старые методы в сложившейся ситуации не дают качественного результата: такие объемы учебного материала путем запоминания и воспроизведения удается усвоить немногим обучающимся;
  • школа подключена к широкому доступу в сеть Интернет. Через Интернет учителя школы имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, которые способны помочь более эффективно решать следующие задачи: 1) стимуляция самостоятельности и работоспособности обучающихся, содействие развитию личности; 2) организация индивидуального обучения школьников; 3) наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных обучающихся, так и недостаточно подготовленных.

             

                                                                                               

                                       

Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем, весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс, мною на уроках активно используются блочно-модульные (БМТ) и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Активная работа с теоретическими блоками и компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений – анализа и структурирования получаемой информации. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно – коммуникативные, личностно – ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности. Сегодня внедрение БМТ и компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью профильного школьного обучения. Общепризнанно, что использование БМТ и компьютерных технологий в профильном образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.

Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, данные педагогического наблюдения позволили выявить противоречия между:

В соответствии с обозначенной целью, объектом и предметом, выдвинутой гипотезой, сформулированы следующие задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую, методическую литературу, нормативные документы по проблеме;
  • определить исходные положения, основные принципы БМТ;
  • выявить основные формы и методы реализации БМТ и ИКТ;
  • разработать методику изучения тригонометрических уравнений средствами БМТ и ИКТ;
  • проверить экспериментально эффективность методики.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование, моделирование, эксперимент, статистическая обработка данных.

Ожидаемые  результаты:

  • для учителя – внедрение БМТ и ИКТ в различные виды традиционных уроков, сокращение времени на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверка знаний учащихся в интерактивном режиме, разработка и использование собственного программного и дидактического материала для работы в профильных классах.
  • для ученика – приобретение умений работать с информацией, представленной в различной форме, отбирать и систематизировать научный материал, самостоятельно решать свои проблемы, связанные с изучением программного материала, реализовать свой творческий потенциал.

Сроки проведения педагогического проекта

Этап

Сроки

Основные мероприятия

I этап

Подготовительный

2008-2009 уч.год

-Оборудование кабинета математики (компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные  ресурсы).

-Изучение теории данного вопроса по материалам научно-методической литературы.

-организация дифференцированной самостоятельной работы обучающихся на компьютере.

-Разработка программных продуктов к урокам математики.

-Создание дидактического материала.

-Организация исследовательской работы обучающихся.

II этап

Основной

2009-2011 уч.год

- Реализация проекта в соответствии с целями и задачами.

- Промежуточный мониторинг результатов.

- Внедрение БМТ в практическую деятельность.

- Использование в образовательном процессе готовых теоретических блоков, презентаций,  готовых программных  продуктов, собственных электронных образовательных ресурсов и информационных ресурсов сети Интернет для подготовки к ЕГЭ.

- Выступление на  МО с докладом по использованию БМТ и ИКТ.

- Организация научно-исследовательской работы  обучающихся.

- Участие в конкурсах.

III этап

Заключительный

Август 2011-декабрь 2011 уч.год

- Итоговый анализ результатов работы по теме проекта, подготовка  отчетных  материалов, разработка практических рекомендаций.

Историческая справка.

      Основой для БМТ обучения безусловно послужила теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит ученика к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, - пишет П. Я. Гальперин, - всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества». Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.

Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось а англоязычных странах. Эта система была разработана Международной организацией труда (МОТ) как обобщение опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира.

Она быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях НТП и быстрое переобучение работников, которые освобождаются при этом.

БМ система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний. Появление БМ метода - попытка ликвидировать недостатки существующих методов профессиональной подготовки.

           Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство  по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. БМ обучение применялось  исключительно в высших учебных заведениях.

         В педагогику термин «модуль»  пришел из информатики, где им  обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение.

       Наиболее полно основы БМ обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н. Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.

Методологические и теоретические основы исследования

БМ обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все,  то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая её суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Примеры адаптации теоретического и практического опыта блочно-модульного подхода к обучению в современных условиях мы находим в работах О.Ю.Бурцевой, С.Я.Морозова, Н.Ф.Талызиной, Т.И. Шамовой, В.А.Шибанова. Проблему блочного и модульного подхода к обучению на основе научно-обоснованного построения структуры и содержания исследовали ряд ученых: Н.В. Борисова, В.А.Ермоленко, К.Г. Кязимов, П.А.Юцявичене, М.А.Чошанов; отдельные положения концепции модульного подхода к проектированию учебно-программной документации разработали Т.Т.Новикова, О.А.Павлова и др. Теория модульного обучения, принципы разработки модулей подробно изложены в научных трудах кандидата педагогических наук, доцентом В.С.Збаровским и кандидатом педагогических наук Л.П. Голощёкиной.

Основной целью блочно – модульной технологии является развитие критического мышления учащихся, их рефлексивных способностей, активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения.

Реализация данной цели позволит:

  • повысить мотивацию изучения математики;
  • повысить качество знаний;
  • повысить уровень образовательного процесса в целом.

          Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.

          Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила:

•  Учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;

•  Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

•  В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

   

 Исходные научные идеи.

Технология блочно-модульного обучения основана на трех основных принципах.

Принцип системного квантования ориентирует на "сжатие" учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).

Принцип модульности предполагает фиксирование учебной информации и учебных действий школьников в виде модулей.

Принцип проблемности - целенаправленное создание учебных ситуаций на поиск ошибок.

Выделяются следующие группы ошибок:

  • гносеологические (ошибки познавательного характера, совершенные в процессе эволюции знания);
  • методические (ошибки преподавания, связанные с нарушением психологических особенностей восприятия, памяти, мышления в процессе обучения);
  • учебные ошибки (сгруппированы в специальные таблицы по каждому модулю).

Блоковая форма организации учебных занятий, как утверждает Н.В. Шкарбан, "расширяет возможности использования различных методов обучения, повышает информационную емкость уроков,  обеспечивает многообразие видов учебной деятельности учащихся".

Модуль состоит из 12 взаимосвязанных блоков. 

Блок "вход" - контрольный. Актуализация опорных знаний и способов действий является своеобразным "пропуском" в проблемный модуль.

Как правило, используются тестовые задания.

Исторический блок - краткий экскурс, раскрывающий генезис (происхождение) понятия, теоремы, задачи. Анализ возникающих при их решении затруднений и ошибок. Постановка историко-научных проблем.

Блок актуализации - опорные знания и способы действия, необходимые для усвоения нового материала, представленного в проблемном модуле.

Экспериментальный блок - описание учебного эксперимента, лабораторной работы для вывода формулировок, экспериментальных формул.

Проблемный блок - постановка укрупненной проблемы, на решение которой и направлен проблемный модуль. Возможно объединение проблемного и исторического блоков.

Блок обобщения - первичное системное представление содержания проблемного модуля. Структурно может быть оформлен в виде блок-схемы, опорных конспектов, алгоритмов, символической записи и т.п.

 Теоретический (основной) блок содержит основной учебный материал, расположенный в определенном порядке: дидактическая цель; формулировка проблемы (задачи); обоснование гипотезы; решение проблемы; контрольные тестовые задания.

Блок генерализации - отражение решения укрупненной проблемы и конечное обобщение содержания проблемного модуля.

Блок применения - решение историко-научной проблемы, система задач и упражнений.

Блок стыковки - совмещение пройденного материала с содержанием смежных учебных дисциплин.

Блок углубления - учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету. 

Блок "выход" - контроль результатов обучения по модулю. Учащийся, не выполнивший то или иное требование блока "выход", возвращается к тому

учебному элементу проблемного модуля, в котором были допущены ошибки.

   Для успешного применения модульного обучения рекомендуется использовать несколько правил:

- перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю. При необходимости проводится соответствующая коррекция знаний; обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль имеет своей целью выявления пробелов в усвоении для их устранения сразу, а выходной контроль должен показать уровень модуля и тоже обязательно с доработкой. Таким образом, каждый ученик вместе с учителем осуществляет управление учением;

- для успешной работы ученика с модулем важным требованием является представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы беседовал с учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал, ориентировал на успех. Для реализации этого правила большое значение имеет структура модуля.

Структура модуля.   

Структура модуля состоит  из числа его учебных элементов плюс три:

УЭ-0 - в нем записываются цели модуля,

УЭ - предпоследним - в нем дается резюме (ими обобщение),

УЭ - последний - выходной контроль.

Модуль может иметь следующую форму:

№ стр.

№ м

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного содержания

Для учителя важно иметь общие критерии к формированию содержания модуля:

  • используя модули, можно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания учебного предмета;
  • другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифференциацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязательной подготовки. Другой уровень - выше обязательного.
  • важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.
  • в модуле должна быть возможность для повторения основного содержания. Эта возможность реализуется через учебный элемент "резюме". Хорошо, если обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и т.д.

Блочно – модульная технология обучения “обеспечивает каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет учащимся самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижениях (максимальная индивидуализация продвижения в обучении)”.

Система уроков на основе блочного подхода может быть представлена в виде схемы.                                                                                                

Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Уроки по блочно-модульной технологии вызывают у учащихся гораздо меньше напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость. Степень понимания изучаемого материала гораздо выше, чем на традиционных уроках. Все это позволяет сохранять уравновешенное психическое состояние.

Опыт работы по данной технологии показал ее преимущества:

  • возможность многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
  • создание условий для развития коммуникативных навыков и навыков общения учащихся, тесного контакта с преподавателем через индивидуальный подход;
  • создание условий осознанного мотивационного изучения учебных  дисциплин;
  • уменьшение стрессовых ситуаций в период сдачи зачётов или экзаменов.  

В модульное обучение очень хорошо вписывается вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Словом модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. 

Эффективность использования БМТ и ИКТ на уроках математики.

      Блочная форма изучения математики  способствует выработке самостоятельности, заинтересованности в конечном результате со стороны учащихся.

 При блочном изучении предмета у педагога больше возможностей для организации индивидуальной работы с учащимися.

У этой формы есть еще одно преимущество – она приучает учащихся к четкости и систематичности, так как уже с первого урока перед учащимися раскрывается план всего блока, они наглядно видят весь объем и сроки изучаемого материала.

Безусловно, что, выбрав одну и ту же форму преподавания дисциплины, каждый педагог вкладывает своё видение.

Конечно, если в классе собраны сильные учащиеся, то для них, в целом, эффективна любая форма, так как результативность будет всегда хорошей. Но чаще нам приходится иметь дело со средними учащимися, с теми, кому нелегко дается математика, для них “блочная система” - одна из соломинок.

Мною  было проведено анкетирование учащихся с целью определения мотива учебной деятельности, типа памяти, мышления.

Была проведена диагностика сформированности учебной деятельности классов, в которых я работаю.

По результатам диагностики учащиеся класса делятся на группы:

  • положительно относятся к учебе и хорошо владеют приемами учебной деятельности;
  • положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности;
  • отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности.

Деление на группы условно и в процессе обучения учащиеся перемещаются из группы в группу. Но к какой бы группе не был отнесен ученик целесообразность и эффективность работы на уроке с использованием блочно-модульных технологий очевидна (выборка из опросника) в таблице:

9 класс

10  класс

11 класс

 1. Какой вид организации урока больше нравится ?

Обычный урок.

5%

12%

15%

Урок с БМ поддержкой

85%

93%

94%

 2. Какой вид работы предпочитаете?

Работать с учителем.

47%

38%

42%

Работать в группе.

35%

17%

10%

Самостоятельно работать.

18%

35%

48%

Вывод: как видно из представленной выборки, существенных различий в выборе вариантов ответа между классами нет. Если в средних классах преобладает скорее интерес, некая интрига, дух соревнования, то ученики старших классов руководствуются личными интересами, умениями, навыками работы.

В процессе преподавания математики, блочно-модульные технологии могут использоваться в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • подготовка к ЕГЭ (спецкурс)
  • внеурочная деятельность

Мультимедийные сценарии уроков - одно из преимуществ использования БМТ и ИКТ является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.

Использование на уроках технологических карт и мультимедиа реализует такие принципы:

Принцип наглядности. Позволяет использовать на любом уроке иллюстративный материал. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Принцип природосообразности. Использование материалов БМТ вызывает интерес учащихся старших профильных классов. Подача учебного материала в виде блоков сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

Принцип прочности. Использование технологических карт(ТК) технически позволяет неоднократно возвращаться к изученному или изучаемому материалу. Использование ТК позволяет на одном уроке вызывать материал предыдущих уроков.

Принцип научности. Преобразование этого принципа при мультимедиа обучении получает более фундаментальную основу.

Принцип доступности. Данная технология интегрируется с технологией дифференцированного обучения и позволяет одновременно на уроке рассматривать  разноуровневые задания, контрольно-тестовые задания, задания повышенной сложности.

Принцип системности. Использование уроков с БМТ и презентацией позволяет разработать систему уроков по одной теме, а также выводя на экран элементы предыдущих уроков, объяснять новое.

Принцип последовательности.Как и на традиционных уроках, учебный материал запоминается в большем объеме и более прочно.

Практикую проведение таких уроков как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного.

Рассмотрим на примере блока
“Тригонометрические уравнения” - 10 класс – 11 ч
.

  • Лекция (2 ч.) – уроки № 1- 2

(2ч.) Преподаватель дает весь необходимый теоретический материал по данному блоку.

Учащиеся получают список заданий, которые  будут решаться на уроках и задания для  самостоятельного изучения дома.  Элементарное оперирование (рассматриваются решения основных базовых заданий.)

  • Теоретический зачет (1 ч.) – уроки № 3

Зачет №1 – устно у доски по билетам.

Зачет №2 –мини-зачет (письменно) с привлечением консультантов.

  • Решение примеров (4 ч.) - уроки. № 4 - 7

У доски разбираются все основные номера по данному блоку. Так как эти номера были даны на первом уроке блока, то к седьмому уроку многие учащиеся уже большую часть номеров прорешали дома (обычно это консультанты) и поэтому они готовы участвовать в анализе решаемых заданий на этом этапе блока. Учитывая, что задания будут решаться четыре урока, то практически каждый ученик прорабатывает у доски 3-4 раза. Считаю, что этот вид деятельности учащихся на уроке является наиболее эффективной формой, способствующей развитию правильной математической речи учащихся.

  • Практический зачет (2 ч.) – уроки № 8 -9

(1 ч.) Зачет №1 – Защита рефератов по блоку. Реферат может содержать основные фрагменты теории или решения неординарных задач по данному блоку.

(1 ч.) Зачет №2 – письменно.

Обычно консультанты бывают готовы сдать практический зачет №2 уже на 7, 8 уроках блока и тогда на 9 уроке они помогают принимать зачет; так, что к концу урока все работы бывают оценены и проанализированы.

  • Итоговый урок (1 ч.) - урок № 10.

Форма проведения урока может быть различной - она зависит от степени трудности данного блока для учащихся. Если по итогам практического зачета все учащиеся справились с заданиями, то “Итоговый урок” может быть проведен в форме любой познавательной игры. Если данный блок вызвал затруднения, то в ходе данного урока рассматриваются задания аналогичные тем, которые вызвали наибольшее количество сомнений, ошибок, затруднений.

  • Контрольная работа (1 ч.) – уроки № 11.

К данному этапу все учащиеся уже должны будут ликвидировать все свои долги. Конечно, в идеале, за контрольную работу не должно быть неудовлетворительных оценок – как результат эффективной работы на предыдущих пятнадцати уроках. В противном случае, необходимо провести дополнительный урок специально для тех, кто не справился с контрольной работой.

При проведении уроков математики с БМТ я использую мультимедийные презентации.   На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд). При изучении новой темы я провожу  урок-лекцию с применением технологических карт, мультимедийной презентации  или  ЭОР.  Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Можно использовать презентацию при закреплении учебного материала для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения.  Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач.  

      Преимущества “Блочной системы”

1. Наглядность результатов - у каждого учащегося имеется “зачетная книжка”, в которой выставлены все текущие оценки, результаты зачетов и контрольных работ по всем блокам.

2. Преподаватель ведет специальную общую итоговую ведомость всех оценок по каждому блоку.

3. Облегчается итоговая работа в конце учебного года, в ходе общего повторения, так как у каждого учащегося уже имеются основные требования к уровню знаний.

4. Не тратится время для повторения теоретического материала (достаточно просмотреть ТК  по теоретической части).

5. Учащиеся приучаются быть более самостоятельными, умеют работать с литературой, составлять краткие конспекты - что так необходимо на первых курсах техникума и института.

6. И самое главное - уже до изучения текущего блока учащиеся имеют представление об объеме изучаемого материала и общих требованиях к обязательному минимуму знаний.

7. Блочная система – наглядна, доступна, конкретна и управляема.

Недостатки и ограничения модульного обучения

1.  Большая трудоемкость при конструировании модулей.

2. Разработка   модульных   учебных   программ   требует   высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.

3. Уровень проблемных модулей часто невелик, что не способствует развитию        творческого        потенциала        обучающихся,        особенно высокоодаренных.

4.  В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализованными      диалоговые      функции      обучения,      сотрудничество обучающихся, их взаимопомощь.

5.  Если к каждому новому уроку, занятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то "модуль" остается как бы "застывшей" формой подачи учебного материала, его модернизация требует значительных усилий.

Но, что дают модульные уроки?

  • На уроках остается сознательный уровень дисциплины, что в конечном итоге положительно влияет на качество и эффективность урока, а самостоятельная работа становится для учеников средством активной познавательной деятельности.
  • Ученикам предоставляется возможность получить индивидуальную консультацию, а самоконтроль, промежуточный и выходной контроль позволяет выявить пробелы в усвоении модуля. Ученики могут самореализоваться, а это способствует мотивации учения и продвижению на более высокий уровень обучения.

БМТ и ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ и ТК  даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые.

Активизация самостоятельной деятельности учащихся способствует благоприятной подготовке выпускников к ЕГЭ. Благодаря БМТ и ИКТ мои выпускники показывают высокие результаты, которые приведены в таблице.

Учебный год

Класс

Количество учащихся

Средний первичный балл

Средний балл по 100-бальной шкале

Средний балл по региону

2008-2009

11 «а»

25

4,24

57,5

11 «б»

30

4,73

66,5

Итого

55

4,485

62

49,8

2010-2011

11 «а»

28

11

53,4

11 «б»

31

15

64,8

Итого

59

13

59,4

51,3

2011-2012

11 «а»

26

13

54

11 «б»

29

13

56

Итого

55

13

55

47,7

2012-2013

11-1

21

14,4

58,86

11-2

26

12,9

53,23

Итого

47

13,65

56,04

52,7

   Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю учебно-исследовательской и реферативной работе с учащимися:

а) в учебном процессе;

б) во внеурочное время.

Этапами исследовательской деятельности является:

  • Изучение теоретического материала.
  • Обработка полученных результатов и их анализ.
  • Построение графиков в программе Excel.
  • Составление компьютерной презентации.
  • Самостоятельное представление результатов исследования работы на конференции.

Особая ценность этих работ заключается в следующих «ключевых» словах:

  • междисциплинарность – проекты включают несколько дисциплин и требуют от ребенка поиска и соединения различных знаний;
  • оригинальность – в основе проекта – нестандартная идея, оригинальный способ решения задачи;
  • технологичность – поскольку в школе имеется необходимое компьютерное оборудование и цифровые устройства (сканеры, принтеры, видеокамера, мультимедиа) и с ними интересно работать;
  • завершенность – проект интересен в готовом виде и его интересно преподносить аудитории.

Важным направлением организации внеурочной деятельности является научная и проектная деятельность учеников, т.е. выполнение долговременных трудоемких творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование БМТ и ИКТ создает самые благоприятные условия для организации такой деятельности. Ученики выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты.

  • Учебный проект – организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. В своей практике я использую учебный проект как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнеров.  
  • Применяя информационные технологии, организую таким учащимся работу над презентациями, проектами. Во время выполнения такой работы учащиеся показывают не только основной усвоенный материал, но и сведения из дополнительной литературы, связь с другими предметами, применение к решению практических задач в физике, химии. Учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. И что немаловажно, грамотно и красиво оформлять свою работу.

Диагностика участия во внеурочной деятельности по математике. Результаты участия обучающихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах.

Год

Название мероприятия с указанием статуса

Учащиеся, принявшие участие

Результат

участия

2008-2009

Проект «Симметрия в жизни» в рамках школьной НПК

Шведова Мария

Матвеева Дарья

Победители

2008-2009

Научная работа «Матрицы и определители» V городская научно-практическая конференция «Первые шаги в науку»

Кирина Юлия

Участник

2009-2010

Научная работа «Связь математики с музыкой» XVII Конгресс молодых исследователей «Шаг в будущее»

Кузичева Анна

Кирина Юлия

Победители городского тура

1 место

2009-2010

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике (ДООМ)

Учащиеся 10 класса:

Пальшин Евгений

Онучкина Мария

Кузичева Анна

Топтун Виктория

Участники

2010-2011

Городская акция «Живая география»

Учащиеся 10 класса

(участники)

2008-2009

Международная

 игра-конкурс

«Зимние интеллектуальные игры».

Изатуллаева Кристина

3 место по региону

2010-2011

Международная

 игра-конкурс

«Зимние интеллектуальные игры».

Онучкина Мария

Богачев Дмитрий

Аргунова Валентина

3 место в России

9 место в России

2 место в регионе

2010-2011

Региональный тур Всероссийской олимпиады по математике

Пальшин Евгений

6 место

2011-2012

Международная конкурс-игра по математике «Кенгуру»

Кирина Юлия

13 место в регионе

2012-2013

Международная конкурс-игра по математике «Кенгуру»

Казиахмедов Эдгар

17 место в регионе

2013-2014

Региональная олимпиада Самарского государственного университета по математике и информатике

Казиахмедов Эдгар

2 место

2013-2014

Международная олимпиада «Эрудиты планеты 2013»

Учащиеся 11 класса

Батанова Дарья

Безрукова Оксана

Цветкова Надежда

Черкасова Виктория

Морозова Дарья

Емельянова Яна

17 место

 Вывод: сравнительная диагностика участия школьников во внеурочной деятельности по математике свидетельствует в целом о положительной тенденции в результатах участия обучающихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах. Учащиеся школы не только принимают участие в школьных, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, но и становятся призерами. Результативность участия  доказывает эффективность применения БМТ и ИКТ для активизации самостоятельной деятельности учащихся .

               На мой взгляд, на уроках математики заявленная проблема в какой-то степени может быть решена путём использования БМТ и ИКТ, которые:

 во-первых, имеют в своей основе строгий алгоритм действий ученика. Ведь не каждый ученик, выучив правила, может ими пользоваться. Использование алгоритмов, схем-карт, таблиц, то есть ориентирующих схем, упорядочивает процесс обучения.

во-вторых, в связи с острой проблемой экономии времени в ходе учебного процесса перед современной школой также ставится задача — найти средства и приёмы обучения, позволяющие максимально экономить время на уроке. На мой взгляд, использование ТК и компьютера на уроках и является одним из таких средств.

в-третьих, я считаю, что обучение с БМТ и ИКТ, — это и уровневая дифференциация, потому что в условиях этой технологии ученик имеет право на выбор содержания своего образования, уровня усвоения. При этом деятельность учителя должна обеспечить возможность каждому школьнику овладеть знаниями на обязательном или более высоком уровне (по выбору ученика).

В соответствии с поставленными целями, БМТ и ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Кроме этого, в качестве ожидаемых результатов проекта, можно выделить следующие:

  • формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
  • повышение мотивации к обучению учащихся;
  • овладение компьютерной грамотности учащимися, повышение уровня компьютерной грамотности у учителя;
  • организация самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся;
  • создание собственного банка учебных и методических материалов, готовых к использованию в учебно-воспитательном процессе.
  • развитие пространственного мышления, познавательных способностей учащихся;
  • эстетическая привлекательность уроков.

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение БМТ и ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.

Самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие. Считаю, что личностный смысл для ученика каждого выбранного проекта повышает учебную мотивацию.

         Но я не ограничиваюсь только этими технологиями. Учитывая возраст учащихся, использую также и технологии проблемного и опережающего обучения, игровые технологии, технологию тестового контроля – в связи с тем, что итоговая аттестация проходит в тестовой форме.

           Для побуждения, стимулирования к учебной деятельности я использую игровую деятельность в следующих случаях:

 - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

 - в качестве фрагмента урока (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

        Данный  опыт работы по обсуждаемой теме в настоящее время дает возможность оценить эффективность использования БМТ и ИКТ при контроле усвоения пройденных тем по математике в сравнимых значениях (качество обучения, данные анкетирования учащихся и т. д.):

— повысился интерес учеников к изучению математики — на 18%;

 — увеличилось количество учащихся, участвующих в контроле знаний — в 2 раза;

— качество обучения математики повысилось на 4-5%;

Применяя БМТ и ИКТ, мне удалось  индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения.  В классах  как правило 10-22 учащихся, обладающих неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.

  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

      Итогом внедрения БМТ и ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. По данным анкетирования  наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету.  

Продуманный выбор приоритетных направлений деятельности, квалифицированное планирование учебного процесса, ориентированное на цели и задачи обучения, применение БМТ и ИКТ, повышение квалификации путем прохождения проблемных и постоянно действующих курсов, участие в работе семинаров, а также самообразование позволяют мне добиваться стабильных результатов в обучении учащихся математике. Уровень эффективности обучения и качества обученности можно проследить в динамике  последних лет.

            Средний балл по математике (алгебра, геометрия) за последние пять лет.

Вывод: По результатам диагностики качества знаний учащихся (итоговая диагностика) наблюдается стабильность динамики успеваемости и в целом положительная динамика уровня обученности и уровня качества знаний учащихся по географии. Благодаря введению на уроках математики БМТ и  ИКТ у учащихся гимназии уровень успеваемости (100%), обученности (70%), качества знаний (72%) по математике является достаточной для гимназического образования.

Удовлетворенность родителями учащихся преподаванием предмета «математика»
Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания. В таблице  приведены результаты опроса родителей в 2009-2011 уч.г

Вопросы анкеты

2009-2010

2010-2011

Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка?

76%

83%

Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика?

87%

92%

Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка?

100%

100%

Повысился интерес вашего ребенка к предмету при использовании БМТ и ИКТ технологий?

45%

51%

    На основании данных таблиц, можно сделать вывод о том, что количество учащихся, участвующих в различных видах урочной и внеурочной деятельности по предмету ежегодно увеличивается, а значит, растет интерес учащихся к предмету.

Таким образом, положительная динамика мотивов учения и уровень сформированности мотивации учения у учащихся школы, положительная динамика качества знаний, успеваемости, уровня обученности на уроках математики  по результатам итоговой аттестации, положительная тенденция в результатах участия обучающихся в творческих конкурсах, конференциях, олимпиадах позволяет сделать вывод о достаточной эффективности применения блочно-модульной и информационно-коммуникационных технологий на уроках математики для активизации самостоятельной деятельности учащихся.

                                      Список  литературы:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных   технологий 2006г.
  2. Федеральный  компонент государственного  образовательного  стандарта основного  общего  и среднего (полного) образования. М. Вентана – Граф 2008г. с.11
  3. Чернокнижникова Л.М. Блочно-модульная технология преподавания математики.   http//www.1september.ru. Фестиваль « Открытый урок».
  4. Захарова И.Г.  Информационные технологии в образовании. Москва Академия. 2003. – 192 с.
  5. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию.- М., Просвещение, 2001г
  6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе:   Практико-ориентированная   монография / Под  ред.   П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352с.
  7. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.
  8. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.
  9. www.metodkopilka.com.Методическая копилка учителя математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Современное состояние российского образования характеризуется появлением большого количества новых образовательных технологий и программ. При этом в Концепции модернизации российского образования на п...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время, формирование творческой инициативы учащихся

На современном этапе развития школьного образования проблема активной познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствован...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникационных технологий

 Развитие внутренних сил человека- это не только социальный заказ общества, но и потребность самого человека, осознающего свою опосредованность от объективного мира практикой и желающего реализовать с...

Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...

Обобщение передового педагогического опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Цель данного  опыта – активация  познавательной  деятельности  студентов  при изучении  математики,  развитие творческого потенциала личности студента, как залог его...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием информационно-коммуникативных технологий

                 Условия возникновения опыта       Развитие внутренних сил человека - это не только социальный заказ о...

Выступление на педагогическом совете «Проектная деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочное время»

Большие возможности для развития творческой личности создаетактуальная и востребованная в современной педагогике проектно-исследовательская деятельность учащихся....