Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка
статья
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Информационно-коммуникационные технологии становятся все более эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Деятельностный подход в обучении английскому языку с использованием ИКТ создает ряд условий для: формирования комфортной интерактивной среды обучения, повышения мотивации и активности учащихся, организации самостоятельной работы. Такой удобный и простой сейчас доступ к сети Интернет помогает легко искать и находить аутентичные мультимедийные ресурсы, необходимые для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, которые будут полностью удовлетворять образовательным потребностям учащихся, помогут виртуально оказаться в стране изучаемого языка. Найденная педагогом в Интернете информация может быть использована как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий
на уроках английского языка
Автор:
Сизонец Светлана Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ гимназия им.В.П.Сергейко
Введение
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ) становятся все более эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
Если мы обратимся к «Словарю Педагогического обихода» (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Часто используемые педагогами в учебном процессе средства ИКТ
Наиболее часто используемыми педагогами в учебном процессе средствами ИКТ являются:
- Электронные учебники и пособия, которые транслируются с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- Электронные справочники и энциклопедии,
- Тренажеры и программы тестирования,
- Образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски,
- Видео и аудиотехника,
- Научно-исследовательские работы и проекты.
Деятельностный подход в обучении английскому языку с использованием ИКТ создает ряд условий для: формирования комфортной интерактивной среды обучения, повышения мотивации и активности учащихся, организации самостоятельной работы.
Такой удобный и простой сейчас доступ к сети Интернет помогает легко искать и находить аутентичные мультимедийные ресурсы, необходимые для подготовки и проведения интересных и эффективных занятий, которые будут полностью удовлетворять образовательным потребностям учащихся, помогут виртуально оказаться в стране изучаемого языка. Найденная педагогом в Интернете информация может быть использована как для подготовки урока, так и в качестве иллюстрационного и учебного материала на уроках.
Типы ИКТ
Все средства ИКТ, которые активно применяются в системе образования, разделяют на два типа:
- аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, аудио- и видеопроигрыватель и др.);
- программные (электронные учебники, тренажеры, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.).
Кроме того, ИКТ можно подразделять в соответствии с целями их использования:
- для поиска текстов в Internet посредством браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Yahoo.comи т.д.);
- для работы с текстами (создавать их, вносить правки, редактировать), создавать слайды-презентации, выполнять вычисления, анализировать и визуализировать данные, создавать и изменять буклеты используются основные прикладные программы Microsoft Office;
- для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (PROMTXT) и электронных словарей (AbbyLingvo7.0);
- для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-карты);
- для общения (Internet, электронная почта, Skype, MailAgent и т.д.);
- для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACDSee, PhotoShop, CorelDraw и др.;
Перечисленные выше средства ИКТ могут быть использованы как для изучения отдельных тем, так и для самоконтроля полученных знаний. Интересно, что компьютер — это чрезвычайно удобный ресурс, который способен сколько угодно повторять любые задания, добиваясь правильного ответа и, в конечном счёте, автоматизировать отрабатываемый навык.
Методические функции, которые может выполнять компьютер при обучении ИЯ.
Выделяются основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:
- информативная – информационная составляющая, основная информация для презентации нового учебного материала;
- коммуникативная - возможность общения на зарубежных чатах;
- контролирующе-коррегирующая - текущий и итоговый контроль результатов учебной деятельности, реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля;
- тренировочная - тренировка с целью формирования прочных навыков;
- организационно-стимулирующая - стимулирующий фактор для повышения мотивации обучения.
Преимущества использования ИКТ на уроках английского языка
Использование ИКТ позволяет педагогу добиться существенных успехов при обучении английскому языку:
- повысить эффективность и качество обучения,
- излагать материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников,
- ориентироваться на современные цели обучения,
- пoвысить мoтивацию учащихся к обучению, вовлечь в творческий процесс учения,
- увеличить быстроту и надежность знаний эффективно использовать индивидуальный подход к учащимся с различным уровнем владения языком, организовывать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, упростить контролирование учебной деятельности учеников,
- использовать взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности,
- экономить время для речевой практики,
- учитывать страноведческий аспект,
- сфокусироваться на воспитании самостоятельности учащихся, развития умения самостоятельно изучать, закреплять и повторять пройденный материал.
Недостатки использования ИКТ на уроках английского языка
При всех преимуществах использования ИКТ при обучении английскому языку, необходимо отметить ряд отрицательных моментов:
- недостаточная оснащенность школы (в наличии имеются компьютерные классы, однако достаточно проблематично каждый урок отправляться с детьми в кабинет информатики),
- недостаточно уверенное умение у учащихся использовать компьютер и Интернет в учебных целях.
Таким образом, достоинств у использования ИКТ достаточно, но нельзя и злоупотреблять компьютеризацией. Важно понимать, что та или иная учебная компьютерная технология целесообразна и оправданна, если она позволяет получить такие результаты обучения, какие нельзя получить без применения этой технологии.
Стоит отметить ряд моментов в процессе обучения английскому языку.
Развитие лексических навыков с применением ИКТ
Применение ИКТ при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса.
Для работы с лексикой можно использовать тренажер https://wordwall.net/ru, который предлагает огромное количество разнообразных упражнений:
- распределение слов по тематическим группам (school: chalk, desk, pupil, teacher. Family: mother, sister, brother, father),
- составление предложений из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (Тhere is a big window in my bedroom),
- соотнесение слов с переводом, соотнесение картинки с изображением объекта с переводом,
- заполнение пропусков в предложениях, диалогах, текстах подходящими лексическими единицами,
- подобрать к данной фразе соответствующую,
- составить целостный диалог из разрозненных реплик.
Подобные упражнения - это возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий.
Подобная работа по формированию лексических навыков позволяет перейти к формированию речевых навыков диалогической речи. Использование компьютерных программ при формировании навыков учащихся на уроках показало, что компьютерные технологии обучения полностью отвечают целям, поставленным при обучении лексике иностранного языка.
Обучение грамматической стороне речи с применением ИКТ
При обучении грамматике можно использовать Power Point, который предлагает огромное количество разнообразных упражнений:
- для объяснения нового правила или для проверки полученных знаний с визуальной презентацией грамматического правила,
- для выполнения тренировочных упражнений при закреплении правила (изменить форму слова, подобрать соответствующую временную форму глагола, исправить ошибки в предложениях и тд.),
- для осуществления контроля грамматических навыков.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю наиболее эффективно производить контроль над обучением при помощи тестов. Проведение тестов на компьютере позволяет проверить качество знаний за считанные секунды. Здесь может пригодиться в редакторе Microsoft Excel.
Огромный потенциал дает учителю при обучении грамматике Интернет. Здесь можно найти не только упражнения по всем разделам английской грамматики, но и онлайн тесты, в которых сразу же оценивается результат учащегося. Это позволяет более качественно и быстро проверить усвоение учащимися грамматического материала.
Обучение фонетике и чтению с применением ИКТ
Обучение фонетике и чтению в 5 классе является основной задачей. Поэтому учителя английского языка стараются найти такие приемы и формы работы, которые предоставили бы им возможность с наибольшей отдачей выполнить эту задачу. Здесь мне также помогают приемы работы с применением ИКТ. Здесь помогает систематическое использование на уроке обучающих дисков с фонетическими упражнениями. Кроме того, полезно детям заниматься с такими дисками и в домашних условиях. При объяснении правил чтения также возможно использование презентаций в Power Point.
Для проверки понимания прочитанного позены тесты, выполненные в редакторе Word, что является самым простым применением ИКТ в процессе обучения. При возможности работы в компьютерном классе применимы тесты, выполненные в Excel, которые позволяют быстро проверить правильность выполнения задания всеми учащимися путем выведения результатов учащихся на компьютер учителя.
Обучение аудированию с применением ИКТ
Для формирования фонетических навыков аудирования, контроля правильности понимания прослушанного текста и умения понимать аутентичную речь возможно использование ИКТ для решения комплексных задач, поэтому для тренировки умений и навыков аудирования используются мультимедийные уроки и задания. Источниками таких заданий являются мультимедийные уроки и Интернет.
Обучение говорению с применением ИКТ
Для формирования и отработки навыков говорения учащимся предлагаются сайты по определённой тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Посредством этих сайтов можно эффективно формировать фонетические навыки говорения, организовывать общение в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ. Кроме того, учащиеся будут учиться сообщать, объяснять, отвечать, убеждать, поздравлять, спорить, давать описание и т.д. посредством проигрывания ситуаций, что существенно повышает скорость усвоения речевого материала.
Заключение
Использование ИКТ в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого учащегося.
Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод, что ИКТ:
- ускоряют процесс обучения:
- способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
- улучшают качество усвоения лексического, грамматического материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность быстро оценить работу учащегося.
Но здесь стоит помнить о том, что неправильное и некорректное использование ИКТ может, напротив, демотивировать учащихся. Кроме того, не нужно о здоровьесберегающих технологиях – систематически проводить гимнастику для глаз, упражнения для мышц спины, шеи, чтобы использование ИКТ не наносило вред здоровью учащихся.
Правильное использование ИКТ на уроках английского языка является практической реализацией деятельностного, личностно-ориентированного, интерактивного подхода в обучении. Помимо этого, это станет эффективной поддержкой в привитии интереса к предмету, снятия психологической нагрузки при общении на английском языке.
Источники
- https://urok.1sept.ru/articles/607856/
- https://urok.1sept.ru/articles/646954/
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2014г.
- Чаброва, А. И. Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса / А. И. Чаброва. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015— URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8830/
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В. Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.
- Яковлев А.И.: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. ... [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://cor.edu.27.ru/
- Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе ...[Электронный ресурс]. – Режим доступа http://portal.krsnet.ru/razdels/uchitelia/rmo/metod/ang/itdokald.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка"
Опытно-методическая разработка на тему:«Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка(мультимедийные презентации и интерактивная доска)...

Опытно-методическая разработка на тему: «Учебно – дидактические игры с использованием современных информационных технологий на уроках английского языка
Дидактические игры или игровые моменты часто используются на уроках английского языка. Они помогают преодолевать психологические «барьеры» усвоения материала за счет высокой эмоциональности и св...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка. Игровые технологии.
По современным представлениям целостное здоровье человека имеет три составляющие: 1) физическое здоровье, или здоровье тела, которое подразумевает наличие у организма человека р...

Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках английского языка
презентация...

Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...
Доклад для МО учителей иностранного языка по теме: Использование здоровье – сберегающих технологий на уроках английского языка в начальных классах.
Доклад. В нем рассматриваются проблемы здоровья детей, психические особенности школьников, проблема здоровьезбережения....

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
