Лэпбук как способ систематизации знаний на уроках английского языка
статья

Григорьева Елена Николаевна

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

 Одним из способов достижения цели образования на данном этапе развития общества является использование методики создания лэпбука.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Лэпбук как способ систематизации знаний на уроках английского языка»

Автор опыта: Григорьева Елена Николаевна

учитель английского языка,

Tell me – and I forget,
Teach me – and I may remember,
involve  me and I learn!
(Скажи мне – и я забуду,
научи меня – и я, наверное, запомню,
вовлеки меня – и я научусь.)

В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кому-то достаточно один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

И вот здесь поможет использование методики создания лэпбука, которая активно стала использоваться педагогами. "Лэпбук" (lapbook)   Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Что такое лэпбук? «Лэпбукинг» — американская технология. Термин «Лэпбук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book- книга). Это такая небольшая папка, которую можно удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка, самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов в любой форме по какой-то теме.  

Лэпбук – признан разновидностью метода проектов, поскольку в итоге ученик получает определенный продукт. Если выполняется тематический лэпбук, то он содержит все этапы проекта:

1) целеполагание (поиск темы);

2) разработка лэпбука (планирование выполнения);

3) выполнение (практическая часть);

4) презентация продукта.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения.  При создании лэпбука дети сопоставляют и анализируют информацию, самостоятельно формулируют правило в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

В процессе создания такой папки можно закрепить, систематизировать и обобщить изученный материал, а в дальнейшем она позволит освежить в памяти пройденные темы.

Лэпбук – это не только отличный способ выполнить самостоятельную исследовательскую работу, но он может быть еще и формой представления итогов проекта.

В зависимости от назначения, тематические папки могут быть:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные, праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка. 
  • чистые листы для заметок кармашки-гармошки; 

Функции лэпбука в образовательном процессе:

Трансформируемость. Лэпбук может менять форму и наполняемость в зависимости от изучаемого материала.

Полифункциональность. Лэпбук можно использовать в разных видах работы: групповой, парной и индивидуальной. Также лэпбук подходит для проектной деятельности, успешно осуществляется и в метапредметных проектах.

Вариативность. При необходимости материал в лэпбуке легко дополняется и видоизменяется, особенно игровой материал.

Доступность. Лэпбук можно применять в разных видах учебной деятельности, в традиционных и нетрадиционных формах работы.

Насыщенность. Материал соответствует содержанию образовательной программы, возрастным особенностям обучающихся: в одной папке можно разместить много информации по определенной теме в различных видах деятельности: игровой, познавательной, исследовательской и творческой.

Зачем же нужен лэпбук?

Значение для педагога:

- Организация материала по изученной теме

- Оформление результатов совместной проектной деятельности

- Организация индивидуальной и самостоятельной работы с детьми

Значение для обучающихся:

- Понимание и запоминание информации

- Приобретение навыка самостоятельного сбора и организации информации

- Повторение и закрепление материала

Основные плюсы Лэпбука:

1. Помогает закладывать основы проектной деятельности

2. Позволяет использовать различные формы организации деятельности учащихся (индивидуальную, парную, групповую).

3. Вовлекает учащихся в творческую познавательную деятельность.

4. Является эффективным средством повторения и обобщения материала.

5. Учит ребёнка самостоятельно собирать и структурировать информацию.

6. Подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети с разным уровнем языковой подготовки.

7. Вовлекает родителей в данную методику.

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.

С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одним лэпбуком. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, В группе школьники учатся выстраивать свои рабочие взаимоотношения не на личных симпатиях и антипатиях друг к другу, а на стремлении выполнить работу максимально хорошо, роль учителя в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, педагог является тем фактором, который подталкивает учеников к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Учитель является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Минусы Лэпбука:

1. Оценивание работ.

2. Время на создание

Необходимо отметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, ее плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.

Как же сделать лэпбук? С чего начать? Как разработать все детали папки? Как своими руками изготовить шаблон? Ведь эта папка должна стать учебным пособием.

Работа проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы.

2. Обсуждение плана

3. Создание макета.

4. Создание шаблона.

5. Материалы и инструменты

Как мы начинали создавать первый лэпбук с 6 классом на тему «Великобритания» и «Америка».

На первом этапе выбора темы сложностей не возникло т.к., тема уже была определена. Далее мы создали группы для работы над лэпбуком.

На втором этапе необходимо было продумать,  что он должен включать, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. Для этого, нужен план. Что мы хотим рассказать в этой папке. Как правило, информация носит развивающий характер и направлена на развитие речи, знакомство с терминологией,  межпредметные связи. На этом этапе нужно постараться не  перегрузить.

Самый интересный этап создания макета. Здесь нет границ для фантазии. Формы представления могут быть любые, начиная от простого текста, до игр, развивающих заданий. Всё это размещается в разных элементах: карманах, блокнотиках, гармошках, конвертиках, вращающихся кругах. Делается зарисовка на черновике А-4, сложенном в виде лэпбука. Так легче будет понять, как расположены все элементы. Следующий этап – создание шаблона в натуральную величину, это самый кропотливый. Распечатываются шаблоны, вырезаются детали и наклеиваются на свои места, согласно макета. Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:

  • Плотная бумага А3.
  • Цветная бумага.
  • Ножницы,клей-карандаш для бумаги, степлер скотч.

Лэпбук может быть представлен в виде мини-книжек. Изготавливать данное пособие по конкретному предмету, изученной теме, посвященное какой-либо памятной дате или событию, привлекать самих учащихся создавать мини-книжки, интерактивные папки и использовать и готовые лэпбуки в качестве наглядно-дидактического, раздаточного материала на разных этапах урока.

С ребятами 7-х классов мы решили создать мини-книжку при изучении и сравнении Американского английского и Британского английского языка. Знание различий между британским английским и американским английским языками необходимо для того, чтобы избежать трудности при говорении,  чтении и переводе английской литературы

При работе с грамматическим материалом наибольшую трудность составляют следующие грамматические темы: - времена английского глагола - неправильные глаголы и их употребление - словообразование степени сравнения прилагательных.

Использование лэпбука при изучении английского языка имеет определенные результаты:

  • обучающиеся учатся работать в команде, индивидуально и в парах.
  •  обучающиеся учатся работать с информацией, систематизировать её, структурировать и обобщать.
  • обучающиеся приобретают ораторские навыки при защите своего лэпбука, если он был выполнен как проектная работа.

Изготовление лэпбука развивает творческое мышление и познавательный интерес.

Подводя итог, хочется подчеркнуть то, что лэпбук вносит новизну и вызывает интерес к изучению английского языка, как в начальной школе, так и в средней школе.

Библиографический список:

1. Американский и британский английский: основные отличия. URL: Easy Speak.

https://easyspeak.ru

2. Американский и Британский английский: основные различия. URL:

Английский язык для начинающих. https://englandlearn.com

3.   Антрушина Г. Б., Афанасьева О. В., Морозова Н. Н. Лексикология английского

языка / English Lexicology. – Дрофа, 2004. – С. 288.

  1. Блохина, Е. Лэпбук- «Наколенная книга» / Е. Блохина, Т. Лиханова. — Текст: непосредственный // Обруч. — 2015. — № 4. — С. 29–30.
  2.  Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС// Проблемы и

перспективы развития образования: материалы VI Междунар.науч.конф. (г.Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.

  1. Дементьева, Е. А. Технология «Лэпбук» и ее практическое применение в педагогической  деятельности. Изготовление лэпбука «Развиваем речь». / Е. А. Дементьева. — Текст: электронный // nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/05/12/tehnologiya-lepbuk-i-ee-prakticheskoe-primenie-v (дата обращения: 12.10.2022).
  2. Кашицева, О. А. Что такое лэпбук / О. А. Кашицева. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto... (дата обращения: 12.10.2022).
  3. Мартынова, Н. Т. Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. / Н. Т. Мартынова. — Текст: электронный // infourok.ru: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dl...... (дата обращения: 12.10.2022).

Список используемых интернет - ресурсов:

http://nsportal.ru

http://infourok.ru

http://metodisty.ru

http://www.proshkolu.ru/

http://school-collection.edu.ru/

http://www.openclass.ru/

https://lapbooking.wordpress.com/lapbook/

http://www.rosettastone.com/homeschool/articles/what-is-lapbooking

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=создание%20словаря%20американского%20и%20британского%20английского%20языка%20школьниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация как средство систематизации знаний на уроке русского языка

Материал включает документ с описанием работы в 5 классе по систематизации знаний при изучении суффиксов -чик, -щик , а также презентацию....

Мнемотехника как способ активизации лексики на уроках английского языка

В представленном материале рассказывается о применяемых в практике педагога приемах мнемотехники, позволяющей повысить эффективность изучения лексического материала на уроках английского языка....

Выступление на ШМО "Способы введения лексики на урока английского языка"

Основы введения лексики и способы работы с ней....

Интеллект-карта как способ систематизации информации на уроках английского языка.

Инновационные технологии как средство достижения высокого качества образования по предметам филологического цикла и эффективные модели обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения: материалы...

Способы повышения мотивации на уроках английского языка

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает...

Статья «Один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС»

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладу...

Использования лэпбука на занятиях, как один из способов систематизации знаний на уроках истории в условиях ФГОС.

Индивидуальная исследовательская работа по определенной теме очень трудна и не всегда интересна и  один из способов заинтересовать обучающего  это использование методики изготовлегия Лэпбука...