ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка (6 класс)
Основной целью изучения английского языка является развитие коммуникативного навыка, включающего в себя разные языковые аспекты. Изучая английский язык, ученикам важно освоить его грамматику. Традиционный формат обучения, включающий в себя механическое запоминание правил и форм, не обеспечивает качественное усвоение материала, поэтому внедрение метода проектов становится наиболее результативным. Проектная деятельность на уроках английского языка в среднем звене способствует более глубокому пониманию грамматических структур, так как формируется на основе заданий, тесно связанных с реальными ситуациями, и требует применение критического и креативного мышления, что делает процесс изучения английского языка интереснее и динамичнее.
Исследование показывает, что эффективность методики подтверждается способностью адаптировать материал к индивидуальным особенностям подростков, учитывая их психофизиологические и социальные состояния. Благодаря проектной деятельности на уроках английского языка создаются условия для реального применения грамматических структур. Более того, в процессе исследования был разработан мини-комплекс упражнений и методические рекомендации по их применению, что способствует успешному внедрению метода проектов в образовательный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель: Ермолаева Дарья Юрьевна
Предмет: Английский язык
Разработка 3 мини-комплексов для 3 проектов по развитию грамматических навыков в 6 классе и методические рекомендации для учителей и учеников по работе с ними
Большинство обучающихся считают проектную деятельность на уроках английского языка полезной, но есть и те, кто испытывают трудности и не видят ценности проектной деятельности по грамматике на уроках английского языка. Некоторые школьники могут быть не уверены в своих силах, несмотря на признание проектов по грамматике результативными. Обучающиеся не получают удовольствия от проектов по изучению грамматики или испытывают нейтральное отношение к данному виду деятельности. Это может свидетельствовать о том, что ученики мало проинформированы о проектном методе обучения, некоторые из них, возможно, выполняли проекты на уроках английского языка при изучении грамматики, но делали это нерегулярно. Большинство учеников могут испытывать сложности, к которым могут относится нечеткие инструкции, отсутствие поддержки учителя, нехватка времени или неактуальная для ученика и его уровня тема.
Формирование грамматического навыка является одним из важных при изучении иностранного языка, но в школах длительность урока составляет всего 45 минут. Ограниченность во времени приводит к тому, что необходимо использование особых методик усвоения грамматики, которые можно применять на уроках. Грамматика — это тот навык, который требует наибольшую вовлеченность от учеников и учителя в процессе обучения, поэтому нам предстояло доказать, что при тщательной подготовке учителя и учеников к самостоятельной работе в рамках реализации метода проектов, обучающимся проще и интереснее запоминать новый грамматический материал на уроках английского языка.
Ниже представлены мини-комплексы разработанных заданий на основе метода проектов при обучении грамматике на уроках английского языка в 6 классах. Данные мини-комплексы заданий направлены на формирование грамматического навыка. Они позволяют не только улучшить знания и усовершенствовать навыки, но и заинтересовать, увлечь и замотивировать обучающихся. Мини-комплексы упражнений сформированы на условиях, приближенных к реальным ситуациям в жизни, что помогает использовать аутентичные грамматические материалы, обеспечивает интеграцию нескольких языковых аспектов и развивает коммуникативную компетенцию. Более того, данные упражнения помогают осознанно выбирать грамматические формы и переносить знания в новые ситуации (контексты). Благодаря вариативности мини-комплексы помогут использовать проекты с учетом индивидуальных особенностей владения иностранным языком и выбирать уровни сложности заданий. Разработанные мини-комплексы помогают учителям английского языка использовать их в качестве инструмента на уроках и решить имеющиеся проблемы образовательного процесса.
Нашей целью при разработке методических рекомендаций для данных мини-комплексов упражнений стала помощь и методическое руководство для организации продуктивных уроков английского языка при обучении грамматике.
Разработанные задания повышают мотивацию, творческое и критическое мышление при изучении грамматики английского языка, развивая коммуникативные навыки.
Особенностью мини-комплекса является его новизна и наполненность такими видами упражнений, которые отличаются от традиционных форматов, включая в себя задания для развития разных аспектов обучения.
Примеры упражнений уменьшат необходимость в дополнительных упражнениях и оптимизируют процесс проверки знаний. В данной подглаве для демонстрации представлены фрагменты упражнений, полные упражнения можно увидеть в Приложении 1,2,3.
Один из разработанных мини-комплексов проектных заданий связан с грамматической формой времени Past Simple.
Упражнение 1. Fill in the blanks with the Past Simple form of the verbs given in brackets. (Раскройте скобки в предложении и подставьте глаголы в форме Past Simple)
- I__ (go) to the beach last summer.
- We___(visit) my grandparents in July.
- She___(swim) in the sea week ago. (см Приложение 1)
Вид задания: pre-project task.
Цель: сформировать и закрепить грамматические компетенции по использованию Past Simple в процессе изменения предложений;
Задачи: отработать правило Past Simple, подготовить к использованию более сложных грамматических структур, подготовить обучающихся к основному заданию по выполнению проекта с возможным использованием данного грамматического правила;
Вид упражнения: подготовительное;
Этап процесса применения: применение;
Формат выполнения: индивидуальный или парный.
Обучающимся даны 10 предложений, включающие себя утвердительную, отрицательную и вопросительную форму прошедшего времени Past Simple. Задача учеников раскрыть скобки в каждом предложении и использовать верную форму Past Simple. Данное упражнение можно отнести к менее сложному уровню задания и является подготовительным этапом к выполнению основного проекта с грамматической структурой Past Simple. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученное грамматическое правило, которое станет для них опорой или примером для выполнения следующего этапа проектной деятельности.
При выполнении данного упражнения учителю необходимо напомнить обучающимся об особенностях формирования утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений в прошедшем времени. Также, важно вспомнить об особенностях изменения правильных и неправильных глаголов в предложениях (Regular and Irregular verbs). Учитель объясняет ученикам, что данные предложения служат примером ответов на следующее задание-самостоятельный проект.
Упражнение 2. Create a photocollage about your last holidays using the photos or drawings. Answer the questions below and write some sentences in Past Simple to describe your holiday. Present your project to the classmates. (Используя грамматические структуры Past Simple создайте проект-коллаж о Ваших предыдущих каникулах “My last holidays” Используйте личные фотографии и коротко опишите каникулы, отвечая на вопросы.)
Цели: формирование грамматического навыка, развитие творческих способностей, формирование навыков самовыражения, закрепление лексико-грамматической темы “Holidays” и “Past Simple”
Задачи: научить обучающихся использовать грамматическую форму времени (“Past Simple”) при устном рассказе и формулировать свои мысли грамматически верно, развить творчество и коммуникативные навыки на основе личного опыта;
Этап процесса усвоения: применение знаний на практике;
Вид упражнения: ситуативный;
Тип упражнения: коммуникативно-познавательный;
Формат выполнения: Индивидуальная работа. Устная презентация+ плакат (лист) с фотографиями\ презентация с фото или видео.
Обучающийся обращается к вопросам в задании:
- Where did you go?
- When did you go?
- Who did you go with? (см. Приложение 1)
На основе данных вопросов обучающийся создает презентацию с фотографиями или видео или коллаж на листе бумаги, описывая свои прошлые каникулы и используя прошедшее время (“Past Simple”). Задание выполняется индивидуально каждым учеником. Защита проекта проходит в устном формате на английском языке по критериям.
Благодаря данному проекту обучающиеся формируют навыки ответа на вопросы, повторяют лексику по теме “Holidays” и закрепляют использование грамматической конструкции в “Past Simple”. Разнообразие формата выполнения задания позволяет обучающимся развивать творческое и креативное мышление, а использование личных фотографий повышает интерес к выполнению и наглядно показывает использование грамматики на реальных примерах. Данное задание является несложным по уровню выполнения, а в облегчение у учеников имеется ряд вопросов, на которые необходимо дать ответы и на основе которых можно построить план своего выступления. Инструкции от учителя с советами о применении слов-маркеров, согласовании времен или упоминание об отсутствии дословного перевода с русского на английский с помощью переводчика, а также рассказ с примерами выступлений или работ помогут обучающимся с лёгкостью и удовольствием выполнить данный проект. Подобная проектная деятельность служит отличным инструментом для развития грамматических навыков и умения связно выражать мысли в устной речи. Учителю это поможет выявить типичные ошибки в употреблении времени и скорректировать их в будущей работе.
Упражнение 3. Listen to the classmates’ presentations. In pairs, create a story about someone’s holidays. Write a short text and answer the questions: (Прослушайте проекты своих одноклассников. В парах напишите небольшой текст о каникулах одного из Ваших одноклассников. Используйте вопросы в качестве опоры для написания текста)
- Where did he\she go?
- When did he\she go?
- Who did he\she go with? (см. Приложение 1)
Цель: развить письменные и слуховые навыки и умения обучающихся при прослушивании информации на английском языке с целью создания связного письменного текста;
Задачи: закрепить употребление Past Simple в устной и письменной речи, развить навык извлечения основной информации в процессе прослушивания, сформировать текст на основе услышанной информации на английском языке;
Этап процесса усвоения: закрепление знаний;
Вид упражнения: мини-комплексное, творческое, интерактивное;
Тип упражнения: мини-комплексное коммуникативно-ориентированное;
Формат выполнения: индивидуальная работа.
Обучающемуся даны 10 вопросов, на которые необходимо найти ответы в процессе выступления одноклассника. Задача ученика сформировать ответы на вопросы в письменном виде на основе рассказа, используя грамматическую структуру Past Simple. Благодаря оформлению ответов в виде текста на основе презентации одноклассника обучающиеся учатся воспринимать иноязычную речь на слух и переводить её в письменный формат. Упражнение помогает ученику закрепить знание о грамматической конструкции Past Simple в письменной форме в естественной среде благодаря устному выступлению своего одноклассника. Задание является несложным для выполнения. Во время выполнения упражнения учитель может поделиться проектами класса для опоры в визуальном формате.
Упражнение тренирует навыки совершенствования грамматического оформления текста, а также способствует развитию умений дать полный и точный ответ на вопросы о действиях других людей. Таким образом, данное задание мини-комплексно формирует коммуникативные умения и языковые, социокультурные и компенсаторные компетенции.
Следующий проект направлен на работу с грамматической структурой «Косвенная речь».
Упражнение 4. Read the sentences. Report what characters said in writing. (Прочитайте предложения и преобразуйте их в косвенную речь письменно)
- John said: “I’m a wizard!”
- Elsa said: “Let it go!”
- Spider-Man asked: “Can I join the team?” (см. Приложение 2)
Цель: сформировать и закрепить навыки перевода текста из прямой речи в косвенную;
Задачи: отработать и закрепить согласование времен, изменение местоимений и наречий при переводе в косвенную речь и подготовить обучающихся к более сложным заданиям;
Этап процесса усвоения: первичное закрепление (после объяснения правила) и тренировка навыка благодаря письменному формату;
Вид упражнения: языковое;
Тип упражнения: рецептивно-продуктивное;
Формат выполнения: индивидуальная письменная работа.
Обучающиеся получают 10 предложений-реплик героев фильмов и мультфильмов в прямой речи. Задача ученика использовать новоизученную грамматическую конструкцию Reported speech и записать измененные предложения. При выполнении задания необходимо помнить о согласовании времен, об орфографическом оформлении предложения, а также вспомнить изменения местоимений и наречий при переводе предложений из прямой речи в косвенную. Задание может относиться к средне-сложному и может быть использовано в качестве практики и закрепления знаний о Reported speech.
Данное упражнение, в первую очередь, развивает письменные навыки, систематизирует знания о косвенной речи “Reported speech”. Задание помогает обучающимся потренироваться в преобразовании глагольных времен, местоимений и модальных глаголов при переводе из прямой речи в косвенную. Также, ученики вспоминают правила орфографии и пунктуации при трансформации предложений. Задание учит сохранять исходный смысл при использовании определенной грамматической конструкции.
Задание помогает обучающимся научиться передавать чужие слова, что готовит их к коммуникации в реальной среде. Данное упражнение помогает ученикам корректно передавать вопросы, формировать фразы или команды, произнесенные другим человеком. Помимо пересказа фильмов, книг или новостей, ученики смогут писать отчеты или оформлять отзывы на различные проекты. Таким образом, упражнение является эффективным подготовительным элементом к последующему основному заданию по реализации проекта, сочетая в себе грамматическую точность и практическую направленность, что соответствует принципам коммуникативного подхода при обучении грамматике английского языка.
Упражнение 5. Choose your favorite English-language movie or cartoon. Find 10 scenes with sentences in Reported speech. Make the presentation with the introduction of the movie, the plot and characters. Make a paper list of the examples of Reported speech sentences. Prepare a presentation for your classmates. Use the instructions. (В группах по 2-3 человека подготовьте презентацию о своём любимом фильме на английском языке. Найдите отрывки диалогов из данного фильма с использованием Reported speech и создайте список с данными предложениями. Выступите с презентациями и отрывками перед классом. Используйте план.)
- Find the team (2-3 students)
- Choose the film or the cartoon.
- Choose the role: writer, researcher, designer. (см. Приложение 2)
Цель: развить коммуникативные навыки и закрепить грамматический материал по теме косвенная речь “Reported speech”;
Задачи: закрепить правило по грамматике при переводе прямой речи в косвенную, проанализировать аудио- и видеоматериал с целью поиска подходящих грамматических структур, отработать и закрепить правило на реальном примере;
Этап процесса усвоения: применение знаний;
Вид упражнения: мини-комплексное;
Тип упражнения: творческий проект;
Формат выполнения: групповая работа по 2-3 человека, устная и интерактивная презентация.
Обучающиеся получают задание-проект с планом, состоящим из 10 пунктов. Задача учеников распределить работу в группе из 2-3 человек, проанализировать выбранный фильм или мультфильм, найти в нём предложения в прямой речи и создать список фраз, переведённых в косвенную речь. Для представления и защиты своей работы группе необходимо создать интерактивную презентацию о выбранном фильме или мультфильме на английском языке и выступить с ней перед классом. Упражнение относится к более сложному формату выполнения, так как выполняется группой и требует достаточно много времени для выполнения.
Данное упражнение помогает изучать грамматику на основе фильмов и мультфильмов, развивает поисковые, письменные и коммуникативные навыки, способствует развитию работы в команде. Так как ученикам в возрасте 11-12 лет материал усваивать легче благодаря аудио и видеоформатам, упражнение является интересным и эффективным, а интерактивный формат задания снижает страх перед говорением. Новая информация при изучении грамматики изучается в реальных диалогах, выбор фильма или мультфильма на основе интереса повышает вовлеченность обучающихся, а работа в группе способствует развитию социальных навыков. Задание является мини-комплексным, так как тренирует аудирование, письмо и говорение в процессе его выполнения. Обучающиеся развивают критическое мышление, повышают креативность и коммуникацию. Таким образом, упражнение поможет ученикам грамотно передавать информацию из диалогов, делать устные доклады и использовать косвенную речь на письме при использовании английского языка.
Упражнение 6. Find the mistakes in the sentences given by your classmates in reported speech. Correct the mistakes and explain. (Найдите ошибки в предложениях с косвенной речью и исправьте их.)
- Elsa said she can’t control her power.
- Spider-Man said he will save the city.
- Shrek told the are going to fescue for Fiona. (см. Приложение 2)
Цель: сформировать грамматические навыки на основе поиска и исправления ошибок в косвенной речи;
Задачи: закрепить правила трансформации предложений из прямой речи в косвенную, научиться находить ошибки и объяснять их;
Этап процесса усвоения: контрольно-коррекционный (после изучения правила);
Вид упражнения: аналитическое, корректирующее, репродуктивное;
Тип упражнения: речевое и интерактивное;
Форма выполнения: индивидуальный или парный формат работы.
Учитель предоставляет 10 предложений в косвенной речи на основе ранее выполненных групповых проектов. Задача обучающихся прочитать предложения в косвенной речи, найти ошибки в согласовании времен, переводе местоимений, наречий при переводе текста из прямой речи в косвенную, исправить их и объяснить свой ответ. Задание поможет ученикам наглядно сформировать банк часто употребляемых ошибок в косвенной речи. Упражнение является эффективным для закрепления изученного грамматического правила об использовании косвенной речи в английском языке. Задание развивает языковую догадку благодаря тому, что обучающиеся определяют время выполнения действия героем и указывают на ошибку в предложении, которую необходимо исправить. При использовании игрового формата задания, например, «охота на ошибку» обучающимся становится интереснее выполнять задание, а возможность вступить в роль учителя развивает в них ответственность. Обучающиеся видят закономерности в ошибках и формируют выводы о частоте их употребления и запоминают корректные варианты использования грамматических структур. Ученики учатся самокоррекции, что является одной из характеристик современного формата обучения. Таким образом, благодаря данному заданию ученики замотивированы в процессе обучения, готовы к реальному общению с возможностью пересказа историй других, а также данное задание помогает им устранять пробелы в знаниях через анализ реальных ошибок из фильмов и мультфильмов.
Еще один мини-комплекс заданий был разработан для актуализации грамматической формы Past Continuous.
Упражнение 7. Complete the sentences with a verb from the list in the correct past continuous form. (Закончи предложения, используя правильную форму глагола past continuous из таблички ниже).
Play; sleep; draw; sing; watch; rain; talk; ride; cook; swim
- Yesterday at 5 PM I____ football with my friends.
- It_____ all evening, that is why we stayed at home.
- My sister____in the bed when the phone rang. (см. Приложение 3)
Цель: улучшить навык употребления past continuous в утвердительных предложениях;
Задачи: закрепить изученное правило past continuous, научиться опираться на указатели времени прошлого продолженного времени, развить точное употребление was/were с местоимениями, научиться говорить о параллельных действиях в прошлом;
Этап процесса усвоения: применение знаний;
Вид упражнения: языковое, трансформационное;
Тип упражнения: рецептивно-продуктивное;
Форма выполнения: индивидуальная, парная, устная, письменная.
Обучающимся даны 10 предложений с пропусками и таблица из 10 глаголов. Задача учеников прочитать предложение и логически подставить необходимый глагол в пропуск, изменив его по правилу past continuous. Данное упражнение направлено на автоматизацию навыка употребления прошедшего продолженного времени в утвердительных предложениях. Помимо развития грамматических навыков задание способствует расширению словарного запаса. Упражнение носит легкий характер решения и может предшествовать к выполнению более сложных. Эффективность задания выражается в развитии грамматического навыка благодаря контекстно визуализированной практике. Выбирая необходимый глагол в пропуска, ученик развивает аналитическое мышление, а задача преобразовать глагол по правилу past continuous тренирует внимание к деталям. Грамматический (языковой) вид упражнения тренирует не только использование нового грамматического материала, но и лексики. Благодаря виду упражнений на подстановку слов у обучающихся снижается тревожность перед грамматикой, а наглядность задания и ограниченный выбор слов предотвращает перегрузку. Новый грамматический материал изучается в контексте, на основе реальных ситуаций из жизни, что готовит учеников к реальной коммуникации на английском языке. Эффективность задания также высока и для учителя, так как он сразу видит типичные ошибки, например, пропуск вспомогательных глаголов was/were.
Упражнение 8. A teacher asked, why John hadn’t done his homework. He started describing his yesterday. What was he doing yesterday? Look at the pictures and write sentences. (Учитель спросил Джона, почему он не сделал домашнюю работу. Он начал описывать вчерашний день. Что он делал? Посмотрите на картинки и напишите предложения)
1) book in the living room_____________________2) football outside _____________________3) cat on the books and notebooks_(см.Приложение 3)
Цель: сформировать навык употребления утвердительных и отрицательных предложений в past continuous;
Задачи: закрепить грамматическое правило past continuous, научиться использовать материал для описания действий в прошедшем времени;
Этап процесса усвоения: продуктивный;
Вид упражнения: коммуникативно-ситуативное и творческое;
Тип упражнения: продуктивное письменное;
Форма выполнения индивидуальная, парная.
Ученики видят 10 картинок со словосочетаниями, которые являются опорой для формирования предложений. Задача обучающихся посмотреть на картинку, прочитать вспомогательное словосочетание и составить предложение в прошедшем времени о действии мальчика, объясняющее причину невыполнения домашней работы. Словосочетания-подсказки могут являться опорой для построения утвердительных и отрицательных предложений, а также в сочетании с картинками помогают устанавливать причинно-следственные связи. Данное упражнение учит использовать past continuous для объяснения ситуаций и помогает закрепить данное грамматическое правило. Интерпретация картинок развивает у обучающихся визуальную грамотность, тренирует логическое мышление, помогая объяснить связь действий и его последствий на иностранном языке, а также способствует творческому подходу при изучении грамматики. Ученики самостоятельно формулируют различные предложения на английском языке, описывая данные картинки, что развивает коммуникативные навыки на основе разбора реальных ситуаций. Задание относится к менее сложному и творческому формату, так как есть визуальная и контекстуальная опора, а также возможность варьировать построение предложений по желанию и воображению ученика. Задание эффективно способствует развитию коммуникативных навыков как у слабых, так и у сильных учеников. Например, слабые ученики выполнят задание с помощью опоры на готовые словосочетания, а сильные- распространяют предложения с помощью дополнительных деталей. Благодаря данному упражнению формируются метапредметные навыки, такие как развитие визуальной грамотности и логическое мышление. Таким образом, задание является практически-ориентированным и эффективным, так как превращает простое грамматическое правило в элемент реального общения, готовит к письменным и устным работам и развивает критическое мышление, эффективно интегрируя грамматику, лексику и коммуникацию. Обучающиеся осознанно придумывают историю, применяя
Упражнение 9. Draw your own superhero. Write a story happened 3 years ago about a superhero. Describe the hero and 10-12 activities he\she did. Use the time lines given below. Make Past Simple and Past Continuous forms. Read the story to your classmates. (Нарисуй своего супергероя. Напиши историю, которая произошла с ним 3 года назад. Опиши своего героя и его 10-12 действий. Используй временные конструкции, которые даны ниже. Пиши предложения с помощью Past Simple и Past Continuous. Прочитай свою историю одноклассникам.
- 7:00 A M
- 12:00
- While… (см. Приложение 3)
Цель: совершенствование грамматических навыков употребления Past Continuous и Past Simple на основе творческого задания в письменном формате;
Задачи: закрепить грамматический материал и научиться различать Past Continuous и Past Simple, развить творческое мышление благодаря созданию персонажа и сюжета;
Этап процесса усвоения: применение знаний и навыков на практике;
Вид упражнения: творческое письменное задание и рисунок;
Тип упражнения: productive grammar exercise;
Форма выполнения: самостоятельная индивидуальная работа.
На основе 10 временных маркеров ученику для начала необходимо придумать своего героя, а затем историю, случившуюся с ним 3 года назад. Важная задача в процессе проекта написать историю в прошедшем времени, чтобы закрепить знания прошедших времен. Важно сконцентрировать внимание на действиях героя, чтобы появилась возможность попрактиковать грамматические конструкции Past Simple и Past Continuous. Данное упражнение развивает продуктивные навыки, например, письменную речь и креативное мышление. Написание рассказа требует логично структурировать действия героя с помощью ключевых слов, например, while, when, as и соблюдать хронологию действий. Творческая направленность задания повышает мотивацию и снижает страх ошибаться при использовании иноязычной речи. Создание рассказа о прошлом помогает соотносить временные формы с контекстом и учит верно использовать маркеры времени. Задание носит дифференцированный вид, так как, в зависимости от уровня владения английским, появляются различные возможности выполнения задания. Исходя из этого, практическая значимость упражнения высока, так как сочетает в себе анализ изученных правил, выводит теоретические знания на практический уровень и развивает творческие навыки учеников, что соответствует принципам коммуникативного подхода в обучении.
Упражнение 10. Read the text about another hero. Complete the gaps with the correct form of the verbs in brackets. (Прочитай предложения и заполни пропуски с помощью верной формы глагола)
Last summer I 1)___ (go) to Los Angeles to stay with my cousin for a few weeks. One afternoon we _____ (have) lunch in a nice restaurant in the center of town when my cousin 3)_____ (get) a call on her mobile phone and went outside to talk. (см. Приложение 3)
Цель: закрепить навык правильного употребления Past Continuous и Past Simple в контексте и развить умения анализировать время действий;
Задачи: усовершенствовать навыки чтения и научиться правильно выбирать глагольные формы, развивая внимание к словам-маркерам и союзам, усвоить использование грамматических структур на практике.
Этап процесса усвоения: тренировка грамматических навыков;
Вид упражнения: лексико-грамматическое задание на подстановку;
Тип упражнения: языковое (на распознавание и воспроизведение);
Форма выполнения: индивидуальная устная и письменная.
Ученикам необходимо прочитать текст и изменить данный глагол в соответствие с контекстом. Необходимо самостоятельно подобрать форму глагола, что способствует усвоению и закреплению грамматических структур. Задание направлено на отработку распознавания и употребления Past Simple и Past Continuous. Ученикам важно внимательно читать текст, чтобы определять логически связи между действиями и событиями, благодаря чему закрепляются стандартные грамматические конструкции. Так, ученики точно определяют, что Past Simple необходимо использовать для завершенных действий, а Past Continuous для действий в процессе. Благодаря данному заданию развивается самоконтроль и контекстуальное мышление. Ученики не просто читают, а строят логические связи и распознают грамматические паттерны и определяют, какое действие было фоновым, а какое- прерывающим. Таким образом, эффективность упражнения подтверждается тренировкой грамматических навыков и развитием аналитического мышления. В нем соблюдены принципы коммуникативной методики, так как в нем смоделированы реальные ситуации употребления английского языка.
В мини-комплексах содержатся упражнения, которые направлены на развитие грамматических навыков на среднем этапе обучения. В мини-комплекс упражнений включены такие задания, как изменение формы глагола в соответствии с контекстом, проектное творческое задание для закрепления грамматических конструкций на основе личных фотографий и своего опыта, прослушивание рассказа другого человека и ответы на вопросы по его рассказу, преобразование предложений и использование грамматически верных конструкций в них, творческий групповой проект по поиску устойчивых грамматических конструкций в видео и аудио материале, поиск ошибок в речи, подстановка глаголов, изменение их формы, а также задания на построение предложений на основе словосочетаний и картинок, творческий индивидуальный проект для создания полноценной истории о герое, составление текста и чтение с элементами подстановки. Упражнения составлены вокруг трех основных заданий проектной деятельности, которые подразумевают подготовительный, основной этапы и этап закрепления. Данные задания связаны между собой поэтапно, что формирует для учителя четкую последовательность действий, на основе которых можно разрабатывать поурочные планы.
Актуальность данных рекомендаций для учителей, учеников и репетиторов английского языка выражена в неоценимой помощи в планировании и проведении уроков английского языка, которые направлены на изучение и закреплений умений и навыков грамматики. Задания могут быть использованы как по отдельности, так и в сочетании с разработкой дополнительных занятий.
Разработанные упражнения способствуют решению нескольких проблем, связанных с развитием грамматического навыка:
- Недостаток развития языковых, речевых и грамматических средств.
- Отсутствие мотивации.
- Страх совершить ошибку.
- Трудности в построении предложений и текстов.
- Недостаток практико-ориентированных заданий.
- Отсутствие динамичного и интерактивного урока.
- Недостаток заданий или упражнений на развитие критического мышления, креативности и способности к сотрудничеству.
- Отсутствие поэтапного обучения грамматике английского языка.
В мини-комплексах задания сформированы с целью решения вышеперечисленных проблем. Задания включают в себя форматы, способные показать использование грамматических структур на основе реальных ситуаций, они соответствуют психофизиологическим фазам формирования навыков, а также формируют мини-комплекс необходимых языковых и речевых грамматических средств, минуя страх совершить ошибку и повышая мотивацию обучающихся.
Задания подразумевают их выполнение в индивидуальном, парном или групповом формате. У учеников появляется возможность выполнять задания в письменной и устной форме. Активное повторение и использование грамматических конструкций укрепляют нейронные связи обучающихся, так как ученики используют грамматический материал в рамках реальных ситуаций, а ошибки помогают мозгу адаптироваться и улучшать понимание. Данные задания способствуют закреплению материала и поднимают внешнюю и внутреннюю мотивацию учеников, чему способствует разнообразие тематик и видов каждого из упражнений. Мини-комплекс помогает усвоить грамматические темы: “Past Simple”, “Reported Speech”, “ Past Continuous” и другие, которые являются одними из основных при составлении государственных экзаменов.
Важно отметить, что мини-комплексы заданий сформироваы как на основе типовых, так и креативных упражнениях. Сочетание данных заданий развивает критическое мышление, креативность и умение ярко и динамично выполнять задачи в сотрудничестве. Эффективность упражнений повышает интеграция учебного материала с реальным контекстом. Такой подход активирует познавательную и практическую деятельность учеников, что создает условия учиться совместно и практиковать реальный язык.
В упражнениях задействованы интерактивные и мультимедийные материалы, что позволяет ученикам находить интересные примеры, создавать собственные презентации и выполнять проекты эффективно и запоминающе. Таким образом, грамматические правила усваиваются интересно и просто.
Учителям важно поэтапно внедрять метод проекта на уроках английского языка. Первостепенно, необходимо выбрать тему и цель. На основе выбора им предстоит подготовиться, вспомнив грамматические правила на основе типовых упражнений, затем ученики выбирают материалы, например, в процессе поиска аутентичного, фото, видео или аудио материала, погружаясь в изучение английского через контекст. Далее обучающиеся исследуют и обрабатывают информацию, создавая сам проект, что позволяет применять грамматические правила на практике. После представления проекта важно провести рефлексию. Она может быть выражена обсуждением процесса работы, результатов и трудностей. Для более эффективного применения метода проектов ученикам предоставлена возможность выполнения задания на основе уже реализованных проектов, что способствует полноценному закреплению грамматических структур, а работа с реальными материалами -лучшему усвоению языка.
Таким образом, применяя данную методику и разработанные мини-комплексы упражнений у обучающихся появляется возможность не просто учить правила, изучать язык и углублять знания в грамматике, а работать в команде, проявлять творческие способности и формировать компетенции, необходимые в современном мире обучения и взаимодействия. Более того, упражнения и методические рекомендации к данным мини-комплексам станут отличной опорой для педагогов, которые хотят улучшить грамматические навыки обучающихся, качество преподавания и повысить уровень грамотности учеников и развить их коммуникативную компетенцию.
Выводы к главе 2
В завершении второй главы важно отметить, что метод проектов при обучении грамматике на уроках английского языка подтверждает свою эффективность благодаря практическому применению на уроках. Результатом нашей работы стала разработка упражнений и создание методических рекомендаций по их внедрению в образовательный процесс. В конце второй главы мы подтверждаем значимость и эффективность метода проектов в контексте преподавания английского языка.
Применение проектного метода при обучении грамматике английского языка включает множество положительных последствий для учителей и учеников. Уроки наделены реальными примерами употребления грамматических структур, задания являются реальными примерами для последующих применений в речи, а урок становится более динамичным и интерактивным. Задания способствуют улучшению не только умений и навыков, но и обучения и самореализации в будущем. Проекты помогают создать в образовательном процессе условия для настоящей и качественной работы с языком.
Адаптируя метод проектов и задания, учитель может создавать уникальные образовательные пути. Организация процесса обучения и упражнений включает в себя разные темы и уровни сложности. Оценка результатов обучения из традиционного формата контроля превращается в формат презентаций, устных презентаций, текстов и создания творческих продуктов. Это формирует более полное представление о знаниях и умениях учеников, учитывая сильные и слабые стороны.
Внедрение метода проектов в образовательный процесс требует тщательной подготовки учителя и ученика, адаптации учебных программ, поэтому в нашей работе представлены методические рекомендации по применению данной методики и обеспечению максимальной эффективности. Использование мини-комплекса упражнений и методических рекомендаций по их применению помогает повысить уровень активности, заинтересованности учеников, у них улучшается успеваемость и развиваются коммуникативные навыки. В результате качественной работы «ученик-учитель» формируется динамическая среда, в процессе которой развиваются языковые и социальные навыки, что делает процесс эффективным и увлекательным.
Таким образом, проектная деятельность на уроках английского языка при обучении грамматике на среднем этапе повышает грамотность и мотивацию учеников, улучшает качество образования и готовит обучающихся к реальным коммуникативным ситуациям. А качество и эффективность применения метода проектов на уроках английского языка делает процесс обучения целенаправленным и систематизированным.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Мини-комплекс заданий по проекту “What did you do last holidays?”
Упражнение 1. Fill in the blanks with the Past Simple form of the verbs given in brackets. (Раскройте скобки в предложении и подставьте глаголы в форму Past Simple)
- I__ (go) to the beach last summer.
- We___(visit) my grandparents in July.
- She___(swim) in the sea week ago.
- They___(not like) the food at the hotel yesterday.
- __you__(see)any dolphins?
- He___(take) lots of photos
- ___he__(have) a good time at the party yesterday?
- My sister___(not stay) at the hotel last week.
- I ___(travel) to Turkey with my family last autumn.
- __you___(buy) souvenirs when you (be) in Paris?
Ответы:
- I went to the beach last summer.
- We visited my grandparents in July.
- She swam in the sea week ago.
- They didn’t like the food at the hotel yesterday.
- Did you see any dolphins?
- He took lots of photos
- Did he have a good time at the party yesterday?
- My sister didn’t stay at the hotel last week.
- I travelled to Turkey with my family last autumn.
- Did you buy souvenirs when you were in Paris?
Упражнение 2. Create a photocollage about your last holidays using the photos or drawings. Answer the questions below and write some sentences in Past Simple to describe your holiday. Present your project to the classmates. (Используя грамматические структуры Past Simple создайте проект-коллаж о Ваших предыдущих каникулах “My last holidays” Используйте личные фотографии и коротко опишите каникулы, отвечая на вопросы.)
Questions:
- Where did you go?
- When did you go?
- Who did you go with?
- What was the weather like?
- What did you do during the day?
- Did you have any problems?
- Where did you stay and what was it like?
- How long were you there?
- Did you have a good time?
- What funny story did you have?
Пример выполнения проекта ученицы 6 класса Красильниковой Полины:
Упражнение 3. Listen to the classmates’ presentations. In pairs, create a story about someone’s holidays. Write a short text and answer the questions: (Прослушайте проекты своих одноклассников. В парах напишите небольшой текст о каникулах одного из Ваших одноклассников. Используйте вопросы в качестве опоры для написания текста)
- Where did he\she go?
- When did he\she go?
- Who did he\she go with?
- What was the weather like?
- What activities did he\she have during the day?
- Did he\she like the place where he\she stayed?
- How much time did he\she spend there?
- Did he\she have a good time?
- Did you find his\her storytelling interesting?
- What was unique about his\her project?
Возможный ответ:
Polina went to Spain last summer. She travelled with her family. The weather in Spain was chilly and sunny. She did a lot of activities. For example, she played football with new friends and swam in the sea. She stayed in a luxurious hotel and liked it a lot. She spent there the whole week. Polina/ had a really good time. Her story was very interesting and funny. Her photos were very beautiful
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Мини-комплекс заданий по проекту “Reported Speech in the films”
Упражнение 4. Read the sentences. Report what characters said in writing. (Прочитайте предложения и преобразуйте их в косвенную речь письменно)
- John said: “I’m a wizard!”
- Elsa said: “Let it go!”
- Spider-Man asked: “Can I join the team?”
- Dart Vader said: “I am your ;
- The girl declared: “I’ve read all the books in the ;
- Shrek told: “We’re going to rescue Fiona!”
- The pirate shouted: “The treasure is hidden here!”
- Bella cried: “I can’t find my glass!”
- Iron Man: “Where is my suit?”
- Shu said: “You must train harder!”
Ответ:
- John said that he was a wizard.
- Elsa said to let it go.
- Spider-Man asked if he could join the team.
- Dart Vader said he was his father.
- The girl declared that she had read all the books in the library.
- Shrek said that they were going to rescue Fiona.
- The pirate shouted that the treasure was hidden there.
- Bella cried that she couldn’t find the glass.
- Iron Man asked where his suit was.
- Shu said that he must train harder
Упражнение 5. Choose your favorite English-language movie or cartoon. Find 10 scenes with sentences in Reported speech. Make the presentation with the introduction of the movie, the plot and characters. Make a paper list of the examples of Reported speech sentences. Prepare a presentation for your classmates. Use the instructions. (В группах 2-3 человека подготовьте презентацию о своём любимом фильме на английском языке. Найдите отрывки диалогов из данного фильма с использованием Reported speech и создайте лист с данными предложениями. Выступите с презентациями и отрывками перед классом. Используйте план)
- Find the team (2-3 students)
- Choose the film or the cartoon.
- Choose the role: writer, researcher, designer.
- Prepare 3-4 facts about movie.
- Find the scenes and dialogs.
- Transform dialogs from direct speech into reported speech.
- Make the presentation.
- Prepare a clip.
- Prepare a list of examples.
- Show the presentation to your classmates.
Пример выполнения задания учениками 6 класса:
Упражнение 6. Find the mistakes in the sentences given by your classmates in reported speech. Correct the mistakes and explain. (Найдите ошибки в предложениях с косвенной речью и исправьте их.)
- Elsa said she can’t control her power.
- Spider-Man said he will save the city.
- Shrek told they are going to fescue for Fiona.
- Harry Potter told he see another wizard.
- Cinderella asked where is my glass?
- Moana said she has to give back the heart of Te Fiti.
- Woody told he is not scared.
- Hermione shouted she has read all the books in the library.
- Martin told he is alone at home.
- James said he wants some burgers.
Ответы:
- Elsa said she couldn’t control her power.
- Spider-Man said he would save the city.
- Shrek told they were going to fescue for Fiona.
- Harry Potter told he saw another wizard.
- Cinderella asked where was her glass?
- Moana said she had to give back the heart of Te Fiti.
- Woody told he wasn’t scared.
- Hermione shouted she had read all the books in the library.
- Martin told he was alone at home.
- James said he wanted some burgers.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Мини-комплекс заданий по проекту “Two Heroes: Past Simple and Past Continuous”
Упражнение 7. Complete the sentences with a verb from the list in the correct past continuous form. (Закончи предложения, используя правильную форму глагола past continuous из таблички ниже).
Play; sleep; draw; sing; watch; rain; talk; ride; cook; swim
- Yesterday at 5 PM I____ football with my friends.
- It_____ all evening, that is why we stayed at home.
- My sister____in the bed when the phone rang.
- We____TV when the light went out.
- Jane____on the phone to her grandparents for 2 hours.
- The painter ____the picture when he broke the pencil.
- My older brother____the dinner while dad was setting the table.
- They _____a bike when they saw a rainbow.
- I____in the lake next to the forest.
- Children _____a song during the school concert.
Ответы:
- Yesterday at 5 PM I was playing football with my friends.
- It was raining all evening, that is why we stayed at home.
- My sister was sleeping in the bed when the phone rang.
- We were watching TV when the light went out.
- Jane was talking on the phone to her grandparents for 2 hours.
- The painter was drawing the picture when he broke the pencil.
- My older brother was cooking the dinner while dad was setting the table.
- They were riding a bike when they saw a rainbow.
- I was swimming in the lake next to the forest.
- Children were singing a song during the school concert.
Упражнение 8. Teacher asked, why John hadn’t done his homework. He started describing his yesterday. What was he doing yesterday? Look at the pictures and write sentences. (Учитель спросил Джона, почему он не сделал домашнюю работу. Он начал описывать вчерашний день. Что он делал? Посмотрите на картинки и напишите предложения)
1) book in the living room_____________________ 2) football outside _________________________
3) cat on the books and notebooks _______________
4) clean the house with his mom _______________
5)speak with his friend_____________________
6) have dinner _______________
7) take a shower _______________
8) listen to music _______________
9) not write anything _______________
10) sleep at 9 _______________
Упражнение 9. Draw your own superhero. Write a story happened 3 years ago about a superhero. Describe the hero and 10-12 activities he\she did. Use the time lines given below. Make Past Simple and Past Continuous forms. Read the story to your classmates. (Нарисуй своего супергероя. Напиши историю, которая произошла с ним 3 года назад. Опиши своего героя и его 10-12 действий. Используй временные конструкции, которые даны ниже. Пиши предложения с помощью Past Simple и Past Continuous. Прочитай свою историю одноклассникам.
- Sunday
- 7:00 A M
- 12:00
- While…, he\she…
- In the afternoon
- 16:00 PM
- He/she…., when…
- After dinner
- During…
- At night
Упражнение 10. Read the text about another hero. Complete the gaps with the correct form of the verbs in brackets. Прочитай предложения и заполни пропуски с помощью верной формы глагола)
Last summer I 1)___ (go) to Los Angeles to stay with my cousin for a few weeks. One afternoon we _____ (have) lunch in a nice restaurant in the center of town when my cousin 3)_____ (get) a call on her mobile phone and went outside to talk. While she 4)____(speak) to her friend, I suddenly 5) _______(notice) a man in a black who 6)______(sit) at the next table. It was the actor, Johnny Depp! He was alone, so I 7)____ (decide) to take my chance. I got up and 8) _____ (go) to his table. “Excuse me, could I have a photo with you?” I asked. He 9) _____ (say) yes, so I 10) ___(stop) a waitress who 11) ___(pass) by and gave her my camera.
Ответ:
Last summer I went to Los Angeles to stay with my cousin for a few weeks. One afternoon we were having lunch in a nice restaurant in the center of town when my cousin got a call on her mobile phone and went outside to talk. While she was speaking to her friend, I suddenly noticed a man in a black who was sitting at the next table. It was the actor, Johnny Depp! He was alone, so I decided to take my chance. I got up and went to his table. “Excuse me, could I have a photo with you?” I asked. He said yes, so I stopped a waitress who was passing by and gave her my camera.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .
В работе рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках английского языка в классах младшей и средней школы»
•Цель данной работы: раскрыть значимость метода проектов и проектной деятельности на уроке английского языка для более глубокого усвоения материала, повышения уровня ответственности учащихся в процесс...
«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее по...

Доклад Проблемы обучения грамматике английского языка в образовательной организации среднего профессионального образования
Как показывает мониторинг уровня владения иностранным языком, проводимый на начальном этапе преподавания английскому языку в ГБПОУ «УИ ТЛТУ», большинство студентов, поступив после образова...

Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе"
Доклад "Обучение грамматике английского языка в средней школе. Коммуникативный подход"...

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а именно при обучении лексике английского языка в средней школе. В с...

