«Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе ».
методическая разработка по английскому языку на тему

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игровые приемы обучения грамматике английского языка

на начальном этапе ».

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, считаю целесообразным использование на уроках разнообразных игр, соревнований, наглядного материала, игрушек, так как у школьников начальных классов преобладает наглядно – образное, конкретно – действенное мышление.

 Внимание учащихся становится более устойчивым, а процесс запоминания более эффективным, если одновременно с восприятием речевых образцов они выполняют определенные действия.

Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания.… Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.

В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.

               Некоторые игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».

       Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся.

         В своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» Стронин подразделяет игры на следующие категории:

  1. лексические игры (тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; активизировать речемыслительную деятельность учащихся; развивать речевую реакцию учащихся).
  2. игры по аудированию (научить учащихся выделять главное в потоке информации; развивать слуховую память учащихся).    
  3. грамматические игры (научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности).
  4. фонетические игры (тренировать учащихся в произнесении английских звуков).
  5. орфографические игры (формирование навыков сочетания букв в слове).
  6. творческие игры;
  7. игры для работы с алфавитом (контроль усвоения алфавита).

           При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.           

Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация обучения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.

Наиболее сильным мотивирующим фактором являются приемы обучения, удовлетворяющие потребность учащихся в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Использование разнообразных приемов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию интереса и активности учащихся.

Согласно Е.И.Пассову я выделяю 6 основных целей использования игры на своих уроках:

1. Формирование определенных навыков.

2. Развитие определенных речевых умений.

3. Обучение умению общаться.

4. Развитие необходимых способностей и психических функций.

5. Познание в сфере страноведения и языка. Для этой цели используются викторины, путешествия, конкурсы.

6. Запоминание речевого материала.

        Функции игры:

  1. обучающая – развитие общеучебных УН, как память, внимание, восприятие информации, различной модальности, развитие навыков владения ИЯ;
  2. развлекательная – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение;
  3. коммуникативная – объединение коллективов учащихся, установление эмоциональных контактов;
  4. релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при обучении;
  5.  психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.

В основном, игры, которые я использую на уроке, не носят чисто лексический или чисто грамматический характер. Лексические игры могут стать грамматическими, орфографическими и т.д.

Я стараюсь увлечь, заразить учащихся игрой. Место игры на уроке и отводимое им время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д.

Индивидуальные и тихие игры я использую в любой момент урока, коллективные провожу в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности и т.д. Что касается фиксации ошибок во время игры, то я это делаю, не отвлекая учащихся, осуществляя анализ после окончания игры. Подбадриваю учащихся, поощряю их деятельность т.к. это необходимо для устного протекания игры, создания межличностных отношений в коллективе.

Применяя языковые и речевые игры на уроке, я всегда учитываю следующее:

  1. Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Я должна знать, с какой целью провожу ту или иную игру.
  2. В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.
  3. Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.
  4. Языковые игры служат развитию всех видов речевой деятельности. На первом плане - говорение. Есть игры, предполагающие письменное выполнение, а также ряд заданий, которые могут выполняться устно или письменно.
  5. Не всегда удается вписать игру в тематику урока. Но я стараюсь это делать.
  6. Ведущая, обычно, я, но эту роль иногда выполняют и учащиеся.
  7. Среди многих видов упражнений есть такие, которые являются предметом педагогических дискуссий: корректировочные упражнения. Упражнения, включающие в себя поиск ошибок, полезны тем, что они дарят открытия и стимулируют активность учащихся.
  8. Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
  9. Языковые игры провожу преимущественно на английском языке.
  10. Но не забываю о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном материале. Стараюсь применять их в меру, целесообразно и планово.

Игры соответствуют выполнению важных методических задач:

  • созданию психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход в обучении грамматике английского языка на начальном этапе обучения .

В работе  рассматривается деятельностный подход как эффективный метод обучения грамматике английского языка на начальном этапе ....

Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Презентация" Формирования универсальных учебных действий (УУД) через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)"

Тема: «Формирования универсальных учебных действий (УУД)через игровые приемы на уроках английского языка в начальной школе в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)» (Из...

Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения.

ИгровыеИгровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения. технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения....

Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения

Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе обучения...

Игровая технология обучения грамматике английского языка в начальной школе

Современный урок английского языка в начальной школе – это урок на котором ученики самостоятельно получают новые знания через организованную учителем образовательную деятельность. Организовать о...