Коммуникативный метод (Communicative Language Teaching, CLT)
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Афанасьева Ольга Афанасьевна

Коммуникативный метод (Communicative Language Teaching, CLT) — это подход к обучению языку, который подчёркивает важность общения и использования языка в реальных жизненных контекстах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель коммуникативного подхода в обучении

Главной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Значение этого термина будет более ясным и понятным в сравнении с концептом грамматической компетенцииГрамматическая компетенция — это умение грамотно строить словосочетания и предложения, правильно использовать и согласовывать времена, это знание частей речи и знание того, как устроены предложения разного типа. Грамматическая компетенция, как правило, является центром внимания многих учебных пособий, в которых приводятся определённые грамматические правила и упражнения на отработку и закрепление этих правил. Бесспорно, грамматическая компетенция является важным, но далеко не единственным аспектом в обучении языку. Употребление (usage) является куда более важным и сложным аспектом, на котором сосредотачивается коммуникативный подход. Человек, полностью освоивший все грамматические правила, умеющий грамотно строить предложения, может обнаружить трудности в реальном общении на иностранном языке, в настоящей коммуникации. То есть человек будет испытывать недостаток коммуникативной компетенции. Следует учитывать, что коммуникативная методика подготовки учащихся уже используется для подготовки к тестированию в форматах международных британских экзаменов по английскому языку[1].

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция может включать в себя следующие аспекты:

  • знание употребления, то есть, как, кем и когда язык используется для различных целей и функций,
  • знание того, как меняется язык в зависимости от той или иной коммуникативной ситуации и самих участников этой ситуации (например, знание отличий формальной речи от неформальной, устной от письменной).
  • умение создавать, читать и понимать тексты различного типа и характера (например, рассказы, интервью, диалоги, доклады).
  • умение поддерживать разговор даже при ограниченной лексической и грамматической базе.

Как происходит обучение иностранному языку?

Одно из главных отличий метода — использование индукции, а не дедукции. То есть, отпадает необходимость в чтении лекций и формулировании правил учителем: они сами постигаются учеником даже без их вербального формулирования. Ранее обучение иностранным языкам в основном было направлено на развитие грамматической компетенции. Считалось, что грамматические упражнения, не учитывающие контекст, помогают выработать привычку правильного использования языка. Посредством заучивания диалогов и фраз наизусть, исправления ошибок в устной или письменной форме, постоянного контроля со стороны учителя в старых методиках безуспешно пытались избежать неправильной речи.

Однако коммуникативный подход, прежде всего, фокусируется не на правильности языковых структур (хотя этот аспект также остаётся важным), а на других параметрах:

  • взаимодействии участников в процессе общения, то есть, осознании возможных вариантов развития диалогов,
  • уяснении и достижении общей коммуникативной цели,
  • попытках объяснить и выразить вещи различными способами, то есть, развитие навыка перефразирования,
  • расширении компетенции одного участника коммуникации за счёт общения с другими участниками.

Роль учителя в обучении

Учитель при использовании коммуникативного подхода не читает лекций и не формулирует правил с использованием грамматических терминов, а, как правило, выступает в качестве:

  • помощника,
  • друга,
  • советчика.

Основное внимание уделяется групповому обучению. Задача учителя и учеников — научиться работать сообща, отойти от индивидуализированного обучения. Ученик учится слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Ученик больше ориентируется на своих товарищей по группе, чем на своего учителя как на модель. Эффективным методом также является вовлечение студента в профессиональную языковую среду одновременно с учёбой в коммуникативной языковой группе[2].

Упражнения и задания

Упражнения и задания, которые используются в обучении иностранным языкам по коммуникативной методике.

Примечания

  1. Федотова Вера Борисовна. Коммуникативная методика подготовки учащихся к тестированию в форматах международных британских экзаменов по английскому языку: выпускная квалификационная работа магистра. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Гуманитарный институт, 2019. Архивировано 3 декабря 2021 года.
  2. Academic Internships in Language Learning. Baltic Center for Educational and Academic Development. Дата обращения: 8 февраля 2017. Архивировано 17 апреля 2021 года.

Литература

Ссылки

https://ru.ruwiki.ru/wiki/Коммуникативный_подход_в_преподавании_иностранных_языков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат об участии в образовательном марафоне "English language teaching"

Сертификат об участии в образовательном марафоне "English language teaching"...

Коммуникативный метод обучения иностранным языкам

В рамках коммуникативной методики используется широкий спектр образовательных средств и приемов: общение  школьников с преподавателем-носителем языка и друг с другом, игровые элементы, аудио- и в...

Коммуникативный метод – средство обучения говорению Исходные положения и понятия коммуникативного метода.

Основными признаками коммуникативного  метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...

Коммуникативный метод обучения английскому языку.

        В наше время, когда миром правит технический прогресс и связанные с ним международные отношения, изучение иностранных языков стало неотъемлемой часть...

Общая характеристика коммуникативного метода.

Поскольку категории относятся к разряду наиболее широких понятий, практически всеобъемлющих, то «коммуникативность» должна быть показана в ее отношении ко всем основным сторонам учебного процесс...

CORPORA IN LANGUAGE TEACHING AND LEARNING

The article focuses on a variety of corpus-based resources and corpus analysis tools that can be used in language teaching and learning....

Чередование коммуникативного метода и метода грамматической компетенции в преподавания английского языка

Предлагаю Вашему вниманию собственную статью, в которой рассказывается о двух наиболее актуальных, но абсолютно разных методах преподавания английского языка. В статье оба подхода охарактеризованы с р...