Дифференцированный подход в обучении учащихся немецкому языку.
статья (немецкий язык) по теме

Мелендина Светлана Дмитриевна

Цель обучения ИЯ состоит в овладении коммуникативной компетенцией. Поэтому одна из закономерностей гласит: изучение ИЯ должно строиться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differencirovannyy_podhod_v_obuchenii_uchashchihsya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении учащихся

на уроках немецкого языка

Как известно, цель обучения ИЯ в школах разных типов состоит в овладении коммуникативной компетенцией, т. е. предусматривается обучение не только системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическому овладению ИЯ. При этом необходимо помнить: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. Поэтому одна из закономерностей методики обучения ИЯ гласит: изучение его должно строиться на развитии у школьников слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений и по возможности в индивидуальном режиме.

При этом стоит отбирать и прорабатывать такие методы, подходы и технологии, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке 15-20 минут, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей. Другими словами, речь идёт о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении ИЯ.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания.

Итак, личностно-ориентированный подход предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков, способностей и условий социализации в современной школе.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия детей, т. е. основные свойства личности обучаемого. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своём классе. В этом случае понимание дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации. При внешней дифференциации учащихся разного уровня обученности специально объединяются в учебные  группы.

Основная цель этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности  учащихся в разных учебных ситуациях.

Если объединить ребят в небольшие группы, так, чтобы в каждой группе были сильный, средний и слабый учащиеся и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика в группе, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает за результат работы всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы, и, в первую очередь, слабые учащиеся, досконально разобрались в материале. Заодно и сильные учащиеся имеют возможность проверить собственное понимание данного вопроса. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях.

Теперь рассмотрим это на конкретных примерах. В 6 классе изучается грамматическая тема «Склонение имён существительных». Времени на объяснение отводится немного. При этом очень важно,  новое грамматическое явление было понято и осмысленно правильно, ибо от этого зависит дальнейшее овладение навыком. Я организую практику по формированию ориентированной  основы действий. Такая практика проводится в малых группах. Подготовленные учащиеся выясняют, что непонятно и объясняют слабым суть данного грамматического явления. После этого слабые учащиеся работают с перфокартами.

Am Sonntag gingen die Schüler mein□ Klasse in de□ Zoo. Hier leben viele Tier□. Ich habe ein□ groß□ Elefant□ und ein□ Löwe gesehen. Mir haben auch ein□ Wolf und ein□ Fuchs gefallen. Der Mann gab de□ Affe□ Bananen.

После выполнения данного задания, сильные учащиеся проверяют работу и снова объясняют грамматическое правило. Как показала практика, вместе учиться не только легче, но и значительно эффективнее.

К методам личностно-ориентированного подхода относятся метод проектов и разноуровневое обучение, отражающие специфику дифференцированного подхода.

Метод проектов предполагает по сути использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, чётко ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учётом различных факторов и условий её решения и реализации результатов. Цель проектов – развитие коммуникативных умений.

Приведу пример.

Мини-проект по теме «Die erste Liebe» (10 класс по учебнику Г. И. Ворониной «Deutsch. Kontakte”) Постановка проблемы: написать письмо-признание в любви своему другу. Каждому участнику группы в соответствии с уровнем подготовки даются посильные задания (выбираются редактор, корректор, график). Начинается обсуждение (всем классом). Зачитываются письма, данные в учебнике на стр. 39, выбирается наиболее удачное письмо. Затем обсуждается, какие слова и образные сравнения можно использовать.  Далее учащиеся вспоминают всю необходимую лексику, некоторые слова и выражения подсказываю. После того, как вся необходимая лексика выбрана, учащиеся  в группах начинают писать письмо. Далее каждая группа защищает свой проект. При этом мною анализируются высказывания учащихся (усвоена ли необходимая лексика, правильно ли употреблены учащимися грамматические конструкции, оцениваются ответы).

Индивидуальная самостоятельная работа при организации учебной деятельности становится как бы исходной, элементарной частицей самостоятельной коллективной деятельности. Каждый пользуется результатом, как групповой, так и коллективной работы, но уже на следующем витке, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, либо при работе над следующим заданием, когда ученики используют знания, полученные и отработанные усилиями всей группы.

Недостаточно сформировать группы и дать им задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащиеся сами захотели приобретать знания. Совместная работа как раз и даёт хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны своих товарищей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида

Проблема повышения уровня обучаемости и обученности, уровня мотивационной деятельности учащихся на уроках имеет особую актуальность на современном этапе обучения и воспитания детей с проблемами в разв...

Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.

Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих  уроках....

«Дифференцированный подход к обучению учащихся с умеренной умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы».

Статья напечатана в сборнике изданном по материалам всероссийской научно-практической конференции: «Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоро...

Дифференцированный подход в обучении учащихся при подготовке к ГИА.

        Математика является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников.Как показали многочисленные психолого-педагогические исследова...

Практика дифференцированного (личностно - ориентированного) подхода к обучению учащихся английскому языку.

Создание и использование разноуровневых заданий для учащихся на уроках английского языка....