Главные вкладки

    Презентация. Обучение говорению на уроках немецкого языка
    презентация к уроку по немецкому языку (5 класс) по теме

    Кондаурова Ольга Владимировна

    Одной из основных целей для УМК 5 класса - это закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые коммуникативные задачи уже в русле говорения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchenie_govoreniyu_met.rar306.19 КБ

    Подписи к слайдам:

    Особенности обучения говорению на среднем этапе обучения немецкому языку и практические рекомендации. Выполнила Кондаурова О.В. учитель немецкого языка МОУ СОШ №45Волгоград 2012 год. Обучение немецкому языку на среднем этапе (5-9 классы) характеризуется личностной ориентацией языкового образования, реализацией всех основных современных подходов:-деятельностного;-коммуникативного;-межкультурного;-компетентностного;-средоориентированного. Курс основной школы построен на взаимодействии трёх основных содержательных линий:1.Коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности;2.Языковые средства и навыки оперирования ими;3.Социокультурные знания и умения. Предметная линия учебников И.Л.Бим: Учебник;Рабочая тетрадь;Книга для учителя;Аудиокурс. Я работаю в 5 классе. В УМК «Deutsch. Klasse 5»входят: Учебник.Авторы И.Л.Бим,Л.И.Рыжова;Рабочая тетрадь. Авторы И.Л.Бим,Л.И.Рыжова;Книга для учителя. Авторы И.Л.Бим, Л.В.Садомова, О.В.Каплина;Аудиокурс.Дополнительно:-Немецкий язык.Книга для чтения.5-6 классы.И.Л.Бим и др.-Немецкий язык для 5-9 классов.Сборник упражнений.И.Л.Бим, О.В.Каплина. Рабочая программа к учебному курсу И.Л.Бим по немецкому языку для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по иностранному языку 2005 года и авторской программы общеобразовательных учреждений по немецкому языку для 5-9 классов И.Л.Бим и с учётом положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области. Задача для УМК 5 класса – прежде всего обеспечить повторение и закрепление изученного в начальной школе, осуществить переход к более систематическому изучению немецкого языка и тем самым укрепить фундамент для дальнейшего продвижения школьников. Рабочая программа предусматривает блочную структуру учебников. Блоки выделяются в зависимости от основного объекта усвоения и от доминирующего вида формируемой речевой деятельности школьников. Внутри блоков наряду с обязательным материалом встречается также и факультативный, который учитель может предложить обучающимся с более высоким уровнем обученности. В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков данного курса носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у обучающихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо). Особенность данного курса состоит в том, что он даёт учителю возможность планировать учебно-воспитательный процесс, исходя из своих реальных потребностей, то есть не связывает его.УМК ориентирован на совершенствование и дальнейшее развитие приобретённого в начальной школе уровня коммуникативной компетенции – уровня начинающего. . Это предусматривает развитие умений решать следующие элементарные учебные и собственно коммуникативные задачи, а именно: 1. Относительно правильно произносить уже известные , а также новые немецкие звукосочетания, слова и фразы, соблюдать наиболее важные интонационные правила.2. Закрепить словарный запас, приобретенный ранее, и овладеть новым. (157 ЛЕ)3. Более сознательно грамматически оформлять свою речь, оперируя основными типами немецкого простого предложения: утверждения, вопросом, возражением, восклицанием.4. Расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах/закономерностях (отрицание nicht/kein, наличие глагола-связки, порядок слов и т.д.) Данный УМК имеет свои положительные и отрицательные стороны, плюсы и минусы: --Я считаю, что для 5 класса, после того, как обучающиеся только что закончили начальную ступень, материал учебника слишком информативный и чересчур насыщенный. Несмотря на то, что темой всего курса 5 класса является «Город», все 10 глав слишком изобильны и перенасыщены новой лексикой, хотя в пояснительной записке оговаривается то, что основной тенденцией 5 класса будет в большей степени повторение. -Также я считаю, что в аудиокурсе недостаточно песенок для того, чтобы обучающиеся могли их слушать и затем воспроизводить (в аудиокурсах начального этапа обучения их было больше и школьники привыкли их петь). А ведь это немаловажно для обучения говорению, для создания на уроке языковой атмосферы. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен обучающимися легче усваивается грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов. -Отрицательной стороной я также считаю отсутствие в конце учебника блока для чтения. -Также к минусам можно отнести недостаточный объём грамматических упражнений. Данный УМК имеет свои положительные и отрицательные стороны, плюсы и минусы: + -Порадовала выход в свет отдельная книга для чтения: Немецкий язык. Книга для чтения: 5-6 классы. И.Л.Бим и др. Именно она компенсировала отсутствие в конце учебника блока для чтения. -Затем, входящий в УМК, сборник упражнений: Немецкий язык. Сборник упражнений для 5-9 классов. И.Л.Бим, О.В.Каплина. Он компенсировал недостаток грамматических упражнений в учебнике. -Сам учебник в своей структуре имеет блоки, выделяемые по доминирующему виду учебной и речевой деятельности . Подобная блочная структура очень удобна и облегчает учителю планирование уроков и распределение материала. Границы между блоками условны, и я могу сама при планировании увеличивать или уменьшать количество уроков на каждую главу.-Рабочая тетрадь в данном УМК изобилует разнообразными заданиями, которые очень интересны для обучающихся, помогают поддерживать интерес школьников к изучению немецкого языка. -Большим плюсом также можно назвать присутствие в конце учебника грамматического приложения(Anhang). Одной из основных целей для УМК 5 класса – это закрепить умения решать уже известные коммуникативные задачи, а также новые коммуникативные задачи в русле говорения. К основным видам речевой деятельности относятся:говорение (устное выражение мысли), слушание (восприятие речи на слух и ее понимание), письмо (графическое, письменное выражение мысли) и чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя. Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения. Говорение.Обучение общению в основной школе строится с ориентацией на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах, тематические беседы, высказывания. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на  межличностном и межкультурном уровнях. На моих уроках немецкого языка в 5 классе обучающиеся: - учатся приветствовать сверстника, взрослого, используя вариативные формы приветствия;-дают краткие сведения о себе, других и запрашивают аналогичную информацию у собеседника;-что-то утверждают, подтверждают;-выражают сомнение, переспрашивают;-возражают;-запрашивают информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами(Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?)-о чём-то просят (повелительные предложения);-выражают мнение, оценку, используя оценочную лексику, клише.(Klasse! Toll! Ich finde das interessant/schoen/langweilig…)-соблюдают речевой этикет (обращение к сверстнику, взрослому, умение благодарить, начинать и заканчивать разговор и т.д.)-умеют вести диалоги в типичных ситуациях общения, как «Знакомство», «Встреча», «Разговор по телефону» (кто и что делает, приглашение прийти, встретиться и т.п.), «Обмен впечатлениями»(о каникулах, о погоде, о празднике, временах года и др.) Итак, говорение как вид речевой деятельности имеет следующие характеристики: 1. Говорение как вид речевой деятельности в первую очередь опирается на язык как средство общения.2. В основе говорение лежит осознание значения лексической единицы языка.3. Речь, как говорение — это вербальная коммуникация, т.е. вербальный процесс общения с помощью языка.4. Различают следующие виды устной речи: диалогическую и монологическую.5. Для разговорной речи (диалога) характерны реплики, которыми обме­ниваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения, употребление намеков, понятных только говорящим, разнообразных вспомогательных слов и междометий.6. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. В основе современных методов обучения говорению лежат такие категории устно - язычного общения как: ситуация, роль, позиция, общность, вид и сфера коммуникации, которые рассматриваются в современной науке, как модели речевой коммуникации. Важнейшим из перечисленных методов обучения является коммуникативная (речевая) ситуация. Коммуникативная ситуация, как метод обучения говорению, состоит из четырех факторов: 1) обстоятельств действительности (обстановка), в которых осуществляется коммуникация (включая наличие посторонних лиц); 2) отношений между коммуникантами (субъективно — личность собеседника);3) речевого побуждения; 4) реализации самого акта общения, создающего новое положение, стимулы к речи. Основные трудности при обучении говорению связаны с формированием установки на общение, т.е. проблема мотивации коммуникативной функции. К основным трудностям обучения говорения следует отнести мотивационные проблемы, такие как: - обучающиеся стесняются говорить на немецком языке, боятся сделать ошибки, подвергнуться критике;- обучающиеся не понимают речевую задачу;- у обучающихся не хватает языковых и речевых средств для решения поставленной задачи;- обучающиеся не вовлекаются в коллективное обсуждение предмета урока по тем или иным причинам;- обучающиеся не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на иностранном языке. Свои уроки я стараюсь планировать так, чтобы преодолевать проблемы, связанные с процессом обучения говорению(использую различные упражнения, задания, которые помогают мне делать уроки интереснее, излагаемый материал доступнее, а обучающимся в полной мере участвовать в учебном процессе).    А) На вводных уроках, при ознакомлении с новым лексическим материалом я вывожу на слайдах или вешаю на магнитной доске картинки, соответствующие теме урока. -Обучающиеся должны внимательно просмотреть представленные им картинки и назвать как можно больше слов-ассоциаций (словосочетаний, предложений), которые описывают данную картинку, используя весь свой лексический запас. На картинке изображено лето, ясная погода, солнечно, дети купаются в реке. Обучающиеся начинают называть свои ассоциации к данной картинке, описывая её: Es ist Sommer. Es ist sonnig. Die Sonne scheint. Die Sonne scheint hell. Es ist heiter. Die Kinder baden im Fluss. Die Sonne gluht usw. Es ist Sommer. Es ist sonnig. Die Sonne scheint. Die Sonne scheint hell. Es ist heiter. Die Kinder baden im Fluss. Die Sonne gluht usw.
    Б) Очень хорошо для обучения говорению, накоплению и закреплению лексики составлять тематические кроссворды. -Обучающиеся должны внимательно прочитать данное им слово по горизонтали и составить по вертикали с каждой буквой из этого слова свои слова, соответствующие тематике урока. Так на уроке в 5 классе по теме «Здания города» было дано слово по горизонтали Apotheke, и обучающиеся на каждую букву по горизонтали писали свои слова:CAfe PlatzHOtel Biblio Thek KircHe WErk ZirKus GЕschaftВ) На уроках я часто для накопления словарного запаса провожу игру «Аукцион», используя коллективный способ обучения. Так, например, в 5 классе: -Обучающиеся должны по очереди назвать как можно больше слов по указанной учителем тематике с целью повторения и закрепления лексики по теме «Дома у Габи. Что мы видим там?» Die Treppe, die Leuchte, das Sofa, der Sessel, der Schrank, die Gardine usw. Г) Мои обучающиеся также ещё ведут читательские дневники. В моём планировании отведено время для внеклассного чтения. -Обучающиеся должны прочитать сказку с пониманием основного содержания, сравнить личное понимание сказки с официальным переводом её на русский язык, найти сходство и отличия, выписать их в читательский дневник, поделиться впечатлением от прочитанного, используя фразы-клише: ~Ich finde dieses Marchen … ~Hier ist die Rede von ... ~ Ich finde das interessant/schon/langweilig…usw.Д) На своих уроках , часто используя презентации, так как демонстрационный метод обучения делает урок увлекательным и интересным для обучающихся, я предлагаю школьникам поработать над следующим видом задания. -Обучающиеся должны внимательно посмотреть на слайд, на котором даны предложения с пропущенными словами и вместо этих пропусков в предложениях даны маленькие картинки. Обучающиеся должны читать предложения, подставляя вместо картинок слова. pflanzen die Blumen . Sie putzen .   Die Mutter das Essen zu. Sie tragen . Gabi das Geschirr ab. Die Kinder lesen . Alle machen beim mit . Sie helfen beim helfen. Ralf den Mull hinaus . Список используемой литературы: 1.Рабочие программы. Немецкий язык. 5-9 классы.-М.,20112.Книга для учителя. Немецкий язык.5 класс.И.Л.Бим,Л.В.Садомова.-М.,2010.3.Сборник рабочих программ по немецкому и французскому языкам.Издательство ВГИПК РО.-Волгоград, 2007.4.Уроки мастерства. Современный урок немецкого языка.«Планета».-М.,2011.5.Немецкий язык. Сборник упражнений. 5-9 классы.И.Л.Бим и др. -М.,2010.6.Немецкий язык. Книга для чтения. 5-6 классы. И.Л.Бим и др.-М.,2010.7.Учебник «Deutsch» Klasse 5 .И.Л.Бим, Л.И.Рыжова.-М.,2010.8.Раздаточные материалы по немецкому языку. И.М.Варфоломеева.-М.,2005.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общения

    Методические рекомендации по обучению говорению на уроках английского языка с использованием ситуаций речевого общенияСоставитель: Соловьева Татьяна Викторовна, учитель английского языка.Методич...

    Исследовательская работа по теме "Формирование лексического навыка говорения на уроках немецкого языка в 7 классе"

    В данной работе приведён анализ упражнений учебника  "Немецкий язык" 7 класс на предмет достаточного количества упражнений, направленных на формирование лексического навыка говорения, подобран на...

    презентация "обучение говорению на уроках английского языка"

    Данный материал может пригодиться преподавателям для выступлении на МО или при подготовке к пед.совету или аттестации. Данную презентацию подготовил опытный преподаватель. Огромное спасибо ей. Ольге Ч...

    реферат "Обучение говорению на уроках иностранного языка"

    Данный реферат носит теоретический характер,но может быть использован практикующими учителями иностранного языка....

    "Эффективные приемы работы при обучении говорению на уроке английского языка"

    Статья посвящена некоторым приемам обучения говорению, которое предусматривает как диалог, так и монолог. Говорение – продуктивный вид деятельности, для которого важна потребность высказываться. На ур...

    ОБУЧЕНИЕ ГОВОРЕНИЮ НА УРОКАХ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

    В предлагаемой статье рассматривается один из наиболее актуальных вопросов обучения иностранному языку в школе. В виду популярности коммуникативного подхода  обучение говорению становится одной и...

    обучение говорению на уроке иностранного языка на основе технологии "Мозговой штурм"

    обучение говорению на уроке ин. языка на основе метода "Мозговой штурм"...