Создание условий для организации урока иностранного языка в современной школе
статья по теме

Плетнева Валентина Алексеевна

Два важных документа - «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования» и «Положение об учебном кабинете в условиях введения ФГОС НОО» - призваны обеспечить создание  учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_usloviy_dlya_organizacii_uroka_inostrannogo_yazyka.rar344.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Башмак»

Создание условий для организации урока иностранного языка

в современной школе

Учитель немецкого языка Плетнева В. А.

Ноябрь, 2012 г.


Материально-техническое обеспечение – одно из важнейших условий  реализации основной образовательной программы начального общего образования. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования включают учебное и учебно-наглядное оборудование, оснащение учебных кабинетов. В качестве регламентов используются документы «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», «Перечни типовых комплектов учебного, учебно-наглядного оборудования, технических средств обучения и мебели», «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования», главная задача которых обеспечить создание  учебной и предметно-деятельностной среды в условиях реализации ФГОС, содействующей обучению и развитию младших школьников.

Соответствующая учебная и предметно-деятельностная среда призвана обусловить достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, способствуя:

  1. переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работ, переносу акцента на аналитический компонент учебной деятельности;
  2. формированию умений работы с различными видами информации и ее источниками;
  3. формированию коммуникативной культуры учащихся.

В практике работы школ по обеспечению  образовательного процесса  средствами обучения допускается использование объектов, изготовленных самодеятельным способом  учителями, учащимися и их  родителями. К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т. п.

В качестве примера – модель комнаты, изготовленная родителями и учениками 5 класса.

«Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования» составлены на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего, по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание перечня средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы.

Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства. (Из текста Требований).

Очень важный документ – «Положение об учебном кабинете в условиях введения ФГОС НОО», является неотъемлемой частью нормативной базы кабинета иностранных языков. Разработка и утверждение Положения обеспечит благоприятные условия для совершенствования  образовательного процесса, повышения эффективности и качества обучения, методического и профессионального уровня педагога, сосредоточения наглядного, дидактического материала, методической литературы, технических средств, отвечающих задачам введения и реализации ФГОС.

Рассмотрим выполнение отдельных санитарно-гигиенических требований, требований к мебели, к оформлению кабинета, к хранению оборудования на примере кабинета иностранного языка  в МКОУ ООШ с. Башмак (в соответствии с «Положением об учебном кабинете в условиях введения ФГОС НОО»).

Светопроемы кабинета оборудованы регулируемыми солнцезащитными тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели. Отопительные приборы ограждены съемными деревянными решетками. 

Для искусственного освещения используются люминесцентные светильники. Классная доска освещается светильником «Школьник» ("кососвет").

В мало- или однокомплектной школе, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 2-11 классов или 2-9 классов, столы и стулья должны быть разных ростовых групп (в нашем кабинете №3 и №5) и иметь цветовую маркировку. Комплекты мебели № 3 были переделаны специально для учеников начальной школы.

Оформление кабинета иностранного языка должно создавать атмосферу предмета "Иностранный язык". Экспозиционные стенды должны быть работающими и использоваться непосредственно на уроках. Шрифты должны быть крупными, заголовки одинакового размера. 

На передней стене класса расположены алфавит, подвесной экран,  классная доска, шкафы с пособиями.

Таблицы размещаются в специальном ящике, расположенном вдоль боковой стены. Таблицы пронумерованы, на боковой части ящика имеется перечень таблиц.

Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции. Здесь размещены полка для магнитофона, портреты писателей, карта Европы, мягкие игрушки, календарь.

На задней стене обычно располагается изобразительный материал, отражающий реалии страны изучаемого языка, в этом году страноведческий материал заменился на фотографии учеников на различных праздниках по немецкому языку.

В углу располагается компьютер для учащихся для самостоятельной, деятельности, для формирования умений работы с различными видами информации и ее источниками. В последнее время здесь ученики осваивают грамматику (теорию и практику) на сайте Grammadе.ru., а также формируют умения пользоваться электронными словарями.

Рабочее место учителя оборудовано ноутбуком, колонками, проектором. Ноутбук и компьютер подключены к сети Интернет.

Одной из составляющих частей УМК «Немецкий язык» авторов И. Л. Бим и др. являются аудиокурсы к учебникам, которые обеспечивают необходимый уровень освоения аудирования, правильного немецкого произношения, обучения чтению на начальном этапе.

Необходимо отметить содержательные мультимедийные средства обучения немецкому языку, которые на данный момент используются на уроках в 2-4 классах:

  1. Немецкий для школьников 1-4 кл.
  2. Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента!
  3. Дракоша и занимательный немецкий
  4. Немецкий алфавит для детей в 2-х частях

Все учебные пособия, наглядный материал, книгопечатная продукция не должны быть ветхими, неэстетичными. Для кабинета немецкого языка в последние годы были приобретены таблицы по грамматике, по страноведению, тематические плакаты, муляжи и т. д.

Издательство «Просвещение» предлагает новую линию по немецкому языку «Наглядные пособия». Эта линия включает следующие серии: «Учебные карты», плакаты «Грамматика в таблицах» и двусторонние постеры «Лексика в картинках». «Наглядные пособия» - это универсальное дополнение ко всем действующим учебникам по немецкому языку, которые можно использовать как для работы в классе, так и для самостоятельной работы дома. Все учебные пособия двусторонние с раздаточным материалом. Формат удобен для использования и хранения (формат в развернутом виде – 60*90 см, в сложенном – обычный альбомный лист формата А4); «Раздаточный материал» - это чёрно-белые рабочие листы, содержащие увлекательные игры и задания трёх степеней сложности с методическими и дидактическими рекомендациями и ключами к ним. 

Оснащение кабинета иностранного языка должно способствовать решению задач основных образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС. Таковыми задачами являются активизация мыслительной деятельности младших школьников, формирование системы универсальных учебных действий, развитие способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу, воспитание высокоорганизованной личности.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

начальная школа

Пояснительная записка

Основания и цели разработки требований.

Цель настоящих требований – обеспечить материально-технические условия введения Федерального компонента государственного стандарта начального образования.. Они разработаны по всем предметам начальной школы с учетом этого документа и определяют общие ориентиры в создании оптимальной образовательной среды, благоприятной для успешного образования младших школьников.

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:

– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);

– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);

– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования, труда в уголке природы и пр.), а также элементарной художественной  деятельности (рисования, конструирования, музицирования, театральной деятельности и др.).

Требования включают минимально допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно-лабораторного оборудования и натуральных объектов. В перечне представлено также оборудование классной комнаты с учетом особенностей учебного процесса начальной школы, а также специфики конкретного учебного предмета.

Новизна требований.

Требования составлены на основе реальной оценки социальной ситуации в современной начальной школе: имеющееся в распоряжении учителя оборудование и средства обучения, созданные 20-30 лет назад, устарели (прежде всего по содержанию), потеряли эстетический вид, а многое пришло в негодность. Вместе с тем, учитель вынужден пользоваться имеющимся оснащением, т.к. современные средства либо отсутствуют, либо по разным причинам недоступны массовой школе. Поэтому создание перечня средств обучения, которые должны быть представлены в современной школе, имеет принципиально важное значение для модернизации начальной школы.

Не все учителя массовой школы смогли психологически перестроиться, понять стратегию развития первой ступени образования, осознать неизбежность изменения приоритетных целей и технологии начального обучения. Приверженность учителя к устаревшим формам обучения (репродуктивные методы, наглядный печатный материал, малоэффективные технические средства и др.) показывает его неготовность к освоению и использованию новых средств информации. Это усиливает необходимость введения новых Требований к оснащению образовательного процесса как мотива изменения позиции учительства.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Для реализации практической направленности процесса обучения младших школьников, получения возможности организовать на уроке их разнообразную деятельность необходим специальный отбор средств обучения, включающих как печатные материалы, так и натуральные объекты, модели и т.п. Доля разных видов средств представлена с учетом специфики каждого предмета. Например, для уроков музыки наиболее значимы технические средства обучения, а для уроков окружающего мира – натуральные объекты.

Требования составлены с учетом ориентации на использование как традиционных, проверенных временем, и привычных для учителя массовой школы средств обучения (таблицы, плакаты, оборудование класса), так и новые, отражающие современные средства информатизации процесса обучения. Перечень включает номенклатуру, выпускаемую в настоящее время, и перспективные средства, которые в ближайшие годы  обеспечат методическую поддержку введения государственного стандарта.

Принципиальной особенностью данного документа, отличающей его от существующих, является то, что предлагаемый перечень не включает конкретные (авторские) объекты материально-технического обеспечения, а определяет только общую номенклатуру всех технико-методических средств обучения. Это объясняется тем, что в настоящее время существует различная печатная продукция, дидактические материалы, оборудование и др., различающиеся по конкретному содержанию, материалу, внешнему оформлению и пр. Например, в настоящее время промышленность выпускает традиционные классные доски, на которых пишут мелом, а также магнитные, со специальным покрытием для фломастеров и др. С учетом условий школа может приобретать любой объект, отвечающий санитарно-гигиеническим требованиям и возрастным нормам. Отдельные объекты могут быть выполнены самодеятельным способом (учителем, учащимися, родителями). К таким объектам могут быть отнесены иллюстративные материалы, фотоальбомы, макеты и др.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.

Представленные в перечне виды средств обучения дают возможность школе (учителю) составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития детей и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.

Для облегчения пользования документом, он составлен по предметам, которые изучаются в соответствии с Базисным учебным планом в современной начальной школе. Некоторое дублирование отдельных печатных материалов, технических средств обучения, которое наблюдается при анализе предметных требований, подтверждает наличие преемственных связей в обучении разным учебным предметам: одно и тоже средство может быть использовано с разной целью и на разных уроках. К примеру, наглядные материалы (картины, репродукции, фото) с успехом применяются на уроках русского, иностранного языков, литературного чтения, окружающего мира, искусства, а, например, такие объекты как мячи, обручи, ленты используются как учебное оборудование на уроках физической культуры и как игрушки на уроках окружающего мира или иностранного языка. Для представления различных аудиозаписей (звучащей речи на русском и иностранном языках, музыкальных произведений, звуков природы и др.) и видеозаписей (классическая детская литература, живая природа, социальные явления и др.) необходима современная аудио/видео аппаратура (музыкальный центр, видеомагнитофон и др.).

Вместе с тем, требования к оборудованию и средствам обучения по предметам отражают и специфические объекты, которые используются только на данном предмете. Например, специфика подхода к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения уроков музыки, физкультуры, изобразительного искусства, труда определяется особенностями этих предметов. Поэтому в требованиях представлены музыкальные инструменты (для уроков музыки), физкультурное оборудование (для уроков физической культуры), средства живописи, лепки (для уроков изобразительного искусства) и пр.

Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.

Расчет количественных показателей подчиняется следующим требованиям: минимальным затратам материальных средств школы; целесообразности использования данного средства обучения (индивидуальная, групповая, демонстрационная работа и т.п.); возможности применения одного и того средства обучения для решения различных

дидактических задач; легкости (удобности) пользования и хранения. Количество учебного оборудования приведено, исходя из его необходимого минимума, при наличии соответствующих возможностей школа может изменять это количество в сторону увеличения.

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

  1. Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
  2. К – полный комплект (на каждого ученика класса);
  3. Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
  4. П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).

Характеристика учебного кабинета.

Обучение в начальной школе обычно проходит в одном помещении (класс, как правило на 4 года закрепляется за одним учителем). Такие условия определяют реальную возможность использования межпредметных связей, т.к. все наглядные материалы и технические средства находятся "под рукой" учителя. Это, однако, не отрицает возможность организации классов-кабинетов по отдельному предмету. Например, занятия музыкой проходят в музыкальном кабинете, оборудованном в соответствии с требованиями к процессу музыкального развития детей. Здесь создан специальный интерьер, кабинет полифункционален и обеспечивает атмосферу концертного зала, как для слушания музыки, так и для исполнительского и художественного творчества учащихся: есть мини-сцена (подиума), подставки (пюпитров) для игры на музыкальных инструментах и др. Рабочее место учителя укомплектовано техническими средствами, отвечающими современным требованиям музыкальной педагогики, имеется стационарно смонтированный пульт дистанционного управления, предусмотрено зашторивание окон. То же самое можно сказать и о кабинете изобразительного искусства: он оборудован специальными мольбертами, шкафами для хранения художественных материалов и пр. Занятия трудом могут проходить в общешкольном кабинете технологии, а физкультурой – в спортивном зале школы. Их расположение и оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.


ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1

2

3

4

Библиотечный фонд(книгопечатная продукция)

1.

Учебно-методические комплекты (УМК) по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам для 2-4 классов

Стандарт начального образования по иностранному языку Примерная программа начального образования по иностранному языку

Авторская программа к УМК,  который используется для изучения иностранного языка

К

                                                         

Д

Д

В библиотечный  фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные МОН РФ. При комплектации библиотечного фонда целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, отдельные экземпляры учебников, не имеющие грифа. Они могут использоваться в качестве дополнительного материала.

Печатные пособия

2.

 Алфавит (настенная таблица)

Касса букв и буквосочетаний (по возможности)

Транскрипционные знаки ( таблица)

Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по иностранному языку

Наборы тематических картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по иностранному языку

Ситуационные плакаты (магнитные или иные) с раздаточным материалом по темам: Классная комната, Квартира, Детская комната, Магазин и т.п.

Д

Ф

Д

Д

Д

Д

Карты на иностранном языке:

Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка

Географическая карта Европы

 Д

Д

Технические средства обучения и оборудование кабинета

3.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,  постеров и картинок

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности)

Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности)

Аудиоцентр/ магнитофон

Диапроектор

Мультимедийный проектор (по возможности)

Компьютер (по возможности)

Экспозиционный экран (по возможности)

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Д

Диаметр экрана не менее  72 см

Размер не менее 150 х 150 см

Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности).

Стол учительский с тумбой

Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

К

Д

Д

Ф

При наличии условий

Экранно-звуковые пособия

4.

Аудиозаписи к УМК,  используемым  для изучения иностранного языка

Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам (по возможности)

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по иностранным языкам (по возможности)

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие стандартам обучения (по возможности)

Д

Д

Д

Д

Игры и игрушки

5.

Куклы в национальной одежде, передающие облик жителей стран изучаемого языка

Лото (домино), развивающие игры на иностранном языке.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по  темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.)

Мячи

Д

П

Ф

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные тенденции организации урока иностранного языка

Современные  тенденции  организации урока иностранного  языка...

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»

Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...

Интегрированный урок иностранного языка в современной школе

Доклад учителя английского языка Никишиной И.В. православной школы-пансиона «Плесково» на семинаре РМО учителей иностранного языка « «Интегрированный урок иностранного языка  как средство повышен...

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...

Статья Особенности уроков иностранного языка в современной школе

СтатьяОсобенности уроков иностранного языка в современной школе...