Представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по немецкому языку по теме

Мещерова Светлана Викторовна

Из опыта работы над методической проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_opyta.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта Мещеровой Светланы Викторовны учителя немецкого языка

МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

«Использование современных образовательных технологий в обучении иностранному языку»

Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)


         Важнейшими качествами личности в современном обществе, как было отмечено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В школе будущего «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».

          В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию образования, появились новые понятия «современный урок», «современный учитель», «современный ученик». И всё чаще возникает вопрос о применении новых технологий в обучении. Безусловно, это не только новые технические средства, но и  новые формы и методы работы на уроке и во внеурочное время. А в целом - это новый подход к процессу обучения в школе. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе является важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника.

          Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. В настоящее время необходим поиск иного содержания деятельности учителя, апробации множества современных образовательных технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания.

Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)


           Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться  в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. С целью повышения качества образования  я ставлю перед собой задачу изменения условий обучения так, чтобы  учащиеся учились на уровне усиливающихся познавательных интересов. Именно использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд,  способствует решению данной задачи. В своих работах доктор педагогических наук, Е.С. Полат отмечал, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектные технологии, исследовательский метод, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.




Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическую основу моего опыта составили идеи И.Л. Бим, Е.С. Полат, Л.А.Беляевой, Т.Е.Сахаровой.

1.Бим И. Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам», ИЯШ  2001, №4. Система образования должна быть нацелена на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными. Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии недостаточно. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека.

2.Беляева Л.А., Иванова Н.В. «Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам», ИЯШ, 2008, №4. По мнению авторов, компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений.

3.Беляева Л. А. «Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам», ИЯШ, 2008, №4. Автор раскрывает возможности использования мультимедийных средств, которые помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.

4. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.: Издательский центр «Академия», 2002.  Пособие знакомит читателя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.

5. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1996.                    Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение»
учащихся, «общественно значимая для ребёнка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации.

Ведущая педагогическая идея

заключается в совершено новом подходе к учебному процессу посредством современных образовательных технологий с учётом возрастных и личностных особенностей каждого ребёнка с целью развития познавательной активности учащихся, логического и творческого мышления, повышения коммуникативной компетенции школьников.

Оптимальность и эффективность средств.

          Каждый педагог стремиться дать своим ученикам прочные знания. Но вместе с тем, каждый из нас прекрасно понимает, что время диктует новые правила. В современном обществе очень важно умение самостоятельно добывать информацию и умение её совершенствовать. Поэтому в своей работе я использую технологии, которые помогают мне соответствовать требованиям времени.

          1. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке позволяет мне:

  1. Сделать учебный процесс более продуктивным;
  2. Формирует и развивает далее мотивацию обучения;
  3. Позволяет прочнее и глубже усваивать знания;
  4. Формирует умение работать в группе;
  5. Формирует и совершенствует навыки самостоятельной работы.

Я предлагаю ребятам попробовать себя в различных типах проектов: исследовательские, поисковые, творческие, информационные. На завершающем этапе изучения учебного курса дети выступают с защитой слайдовых презентаций, коллажей, газет, рекламных проспектов. Творческие работы готовятся как индивидуально, так и в парах, группах.

Работу над проектом я строю по следующему плану:


  1.  Выбор темы проекта, формы представления, определение стратегии работы над проектом.
  2.  Создание творческих групп, распределение заданий.
  3. Самостоятельная исследовательская и творческая работа учащихся с обязательной консультацией учителя.
  4. Оформление проекта.
  5. .Защита проекта.

         2. Ещё одним эффективным средством развития социокультурной компетенции учащихся, на мой взгляд, является погружение в виртуальное пространство. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний - Интернет. Он является безграничным банком информации. Существует множество тематических справочников и каталогов Интернет-ресурсов, в которых можно найти конкретные веб-адреса сайтов, посвящённых тем или иным сферам человеческой жизни, в том числе и обучению иностранным языкам.          Интернет в обучении иностранному языку можно рассматривать не только как глобальное средство массовой информации, но и стимул. Большинство из наших школьников никогда не были в стране изучаемого языка, не общались с зарубежными сверстниками. А Интернет предоставляет им такую, пусть и виртуальную, возможность. Кроме того, Интернет дает возможность создавать лично значимые для каждого ученика ситуации, расширяет поле для самостоятельной деятельности, увеличивает познавательную активность.

      Работая в Интернет, дети начинают относиться к иностранному языку иначе: он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Ведь здесь ребенок может непосредственно прикоснуться к жизни другой страны: почитать местные немецкие газеты, послушать радио, найти друга по переписке или пообщаться в чате.

      Аутентичный материал Интернета является хорошим средством мотивации учебной деятельности. Знакомство с таким материалом, отражающим разные стороны жизни народа, позволяет учащимся постичь дух нации, узнать о жизни сверстников за рубежом. Все это подталкивает их к изучению иностранного языка.

        3. Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место. Наша школа с 2010 года является муниципальной экспериментальной площадкой по здоровьесберегающим технологиям. Поэтому в своей работе я считаю немаловажным применение здоровьесберегающих технологий. Это позволяет снизить утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует его резервные возможности, для чего я стараюсь  рационально организовать учебный процесс, тщательно подбираю средства обучения, а также корректирую психоэмоциональное состояние учащихся на уроке. Немаловажно и обязательно приветливое, ровное, заинтересованное отношение к учащимся, особая атмосфера сотрудничества, музыкальное сопровождение (метод релаксации), смена деятельности и форм урока, режимов и приемов работы, физкультминутки.

          Такое сочетание в образовательном процессе элементов различных образовательных технологий имеет свой положительный результат -  мои ученики приходят на мои уроки всегда с желанием учиться и открывать для себя что-то новое.


Результативность опыта.

Использование в моей работе современных методов, форм обучения, а также новых образовательных технологий позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении иностранному языку:

  1. участие во Всероссийской предметной олимпиаде по немецкому языку;
  2. наличие победителей и призёров  муниципального уровня Всероссийской предметной олимпиады по немецкому языку;
  3. участие в межрегиональной дистанционной  олимпиаде по немецкому языку (г.Казань);
  4. участие в межрегиональном конкурсе переводчиков;
  5. участие в республиканской дистанционной олимпиаде по страноведению;
  6. ежегодно учащиеся школы выбирают «Немецкий язык» для сдачи экзамена по выбору;
  7. участие учащихся на районном методическом объединении преподавателей иностранного языка с исследовательской работой;
  8. высокие результаты внеурочной деятельности.


Возможность тиражирования.

Мною создан и постоянно обновляется «Информационный банк», где собраны различные презентации к урокам, внеурочной деятельности, презентации, созданные учащимися в рамках проектной деятельности, исследовательские работы учащихся, рефераты, фотоальбомы, наглядные пособия, тематические тесты, страноведческие викторины, конкурсные задания. Мои работы и работы моих учеников опубликованы на портале «Сеть творческих учителей» и на моём личном сайте.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.

  1. Страничка на портале  «Сеть творческих учителей». http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692
  2. Личный сайт учителя - http://nsportal.ru/svetlana-meschtscherova
  3. Видео-урок на личном сайте. http://nsportal.ru/svetlana-meschtscherova

                                                   Заместитель директора по УВР МОУ

                                                  «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

        /Чебырова Л.И./

        М.П.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...