Представление собственного инновационного педагогического опыта.
статья по немецкому языку по теме
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта Мещеровой Светланы Викторовны учителя немецкого языка
МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
«Использование современных образовательных технологий в обучении иностранному языку»
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) |
Важнейшими качествами личности в современном обществе, как было отмечено в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. В школе будущего «ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». В связи с новыми требованиями, предъявляемыми к содержанию образования, появились новые понятия «современный урок», «современный учитель», «современный ученик». И всё чаще возникает вопрос о применении новых технологий в обучении. Безусловно, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы работы на уроке и во внеурочное время. А в целом - это новый подход к процессу обучения в школе. Использование современных образовательных технологий в учебном процессе является важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития школьника. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников. В настоящее время необходим поиск иного содержания деятельности учителя, апробации множества современных образовательных технологий, ориентированных на профессиональное и личностное развитие обучающихся, формирование у них навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания. |
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) |
Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. С целью повышения качества образования я ставлю перед собой задачу изменения условий обучения так, чтобы учащиеся учились на уровне усиливающихся познавательных интересов. Именно использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд, способствует решению данной задачи. В своих работах доктор педагогических наук, Е.С. Полат отмечал, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектные технологии, исследовательский метод, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. |
Наличие теоретической базы опыта. |
Теоретическую основу моего опыта составили идеи И.Л. Бим, Е.С. Полат, Л.А.Беляевой, Т.Е.Сахаровой. 1.Бим И. Л. «Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам», ИЯШ 2001, №4. Система образования должна быть нацелена на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому и содержание, и технологии обучения, и средства обучения должны быть иными. Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии недостаточно. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. 2.Беляева Л.А., Иванова Н.В. «Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам», ИЯШ, 2008, №4. По мнению авторов, компьютерные технологии и урок иностранного языка - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. 3.Беляева Л. А. «Презентация Power Point и ее возможности при обучении иностранным языкам», ИЯШ, 2008, №4. Автор раскрывает возможности использования мультимедийных средств, которые помогают реализовывать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. 4. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.: Издательский центр «Академия», 2002. Пособие знакомит читателя с методом проектов, обучением в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем ученика», а также с широким применением компьютерных телекоммуникаций, глобальной сети Интернет в практике преподавания. 5. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку / Иностр. языки в школе. – 1991. – № 3. Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе “добывания знаний” и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности, высокой мотивированности обучаемых. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика, 1996. Российские психологи Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» |
Ведущая педагогическая идея |
заключается в совершено новом подходе к учебному процессу посредством современных образовательных технологий с учётом возрастных и личностных особенностей каждого ребёнка с целью развития познавательной активности учащихся, логического и творческого мышления, повышения коммуникативной компетенции школьников. |
Оптимальность и эффективность средств. |
Каждый педагог стремиться дать своим ученикам прочные знания. Но вместе с тем, каждый из нас прекрасно понимает, что время диктует новые правила. В современном обществе очень важно умение самостоятельно добывать информацию и умение её совершенствовать. Поэтому в своей работе я использую технологии, которые помогают мне соответствовать требованиям времени. 1. Организация проектно-исследовательской деятельности на уроке позволяет мне:
Я предлагаю ребятам попробовать себя в различных типах проектов: исследовательские, поисковые, творческие, информационные. На завершающем этапе изучения учебного курса дети выступают с защитой слайдовых презентаций, коллажей, газет, рекламных проспектов. Творческие работы готовятся как индивидуально, так и в парах, группах. Работу над проектом я строю по следующему плану:
2. Ещё одним эффективным средством развития социокультурной компетенции учащихся, на мой взгляд, является погружение в виртуальное пространство. Этим виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний - Интернет. Он является безграничным банком информации. Существует множество тематических справочников и каталогов Интернет-ресурсов, в которых можно найти конкретные веб-адреса сайтов, посвящённых тем или иным сферам человеческой жизни, в том числе и обучению иностранным языкам. Интернет в обучении иностранному языку можно рассматривать не только как глобальное средство массовой информации, но и стимул. Большинство из наших школьников никогда не были в стране изучаемого языка, не общались с зарубежными сверстниками. А Интернет предоставляет им такую, пусть и виртуальную, возможность. Кроме того, Интернет дает возможность создавать лично значимые для каждого ученика ситуации, расширяет поле для самостоятельной деятельности, увеличивает познавательную активность. Работая в Интернет, дети начинают относиться к иностранному языку иначе: он перестает быть просто учебным предметом, а становится средством общения. Ведь здесь ребенок может непосредственно прикоснуться к жизни другой страны: почитать местные немецкие газеты, послушать радио, найти друга по переписке или пообщаться в чате. Аутентичный материал Интернета является хорошим средством мотивации учебной деятельности. Знакомство с таким материалом, отражающим разные стороны жизни народа, позволяет учащимся постичь дух нации, узнать о жизни сверстников за рубежом. Все это подталкивает их к изучению иностранного языка. 3. Предмет “Иностранный язык” в ранговой шкале трудностей И. Г. Сивкова занимает второе место. Наша школа с 2010 года является муниципальной экспериментальной площадкой по здоровьесберегающим технологиям. Поэтому в своей работе я считаю немаловажным применение здоровьесберегающих технологий. Это позволяет снизить утомляющее воздействие урока на организм школьника, активизирует его резервные возможности, для чего я стараюсь рационально организовать учебный процесс, тщательно подбираю средства обучения, а также корректирую психоэмоциональное состояние учащихся на уроке. Немаловажно и обязательно приветливое, ровное, заинтересованное отношение к учащимся, особая атмосфера сотрудничества, музыкальное сопровождение (метод релаксации), смена деятельности и форм урока, режимов и приемов работы, физкультминутки. Такое сочетание в образовательном процессе элементов различных образовательных технологий имеет свой положительный результат - мои ученики приходят на мои уроки всегда с желанием учиться и открывать для себя что-то новое. |
Результативность опыта. |
Использование в моей работе современных методов, форм обучения, а также новых образовательных технологий позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении иностранному языку:
|
Возможность тиражирования. |
Мною создан и постоянно обновляется «Информационный банк», где собраны различные презентации к урокам, внеурочной деятельности, презентации, созданные учащимися в рамках проектной деятельности, исследовательские работы учащихся, рефераты, фотоальбомы, наглядные пособия, тематические тесты, страноведческие викторины, конкурсные задания. Мои работы и работы моих учеников опубликованы на портале «Сеть творческих учителей» и на моём личном сайте. |
Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися. |
|
Заместитель директора по УВР МОУ
«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
/Чебырова Л.И./
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Интеграция на уроках истории и обществознания....
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Алямкиной Татьяны Борисо
В данной статье автор делится опытом по проведению уроков разного типа....
Представление собственного инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....