Методы и приёмы, применяемые на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку по теме

 

                На  уроках  иностранного языка  всё  обучение, воспитание  и  развитие  осуществляется  в  русле  личностно ориентированного  системно-коммуникативного  подхода.

                 В  центре  педагогического  процесса – ученик  с  его  возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

                 Весь  учебно-воспитательный процесс  ориентирован  на  формирование  коммуникативной  компетенции, причём  продвинутой  в  чтении  и  элементарной  в  говорении, аудировании, орфографии.

                 У  каждого  школьника  свой  темп  продвижения  в  учебном  процессе, и  учителю  необходимо  дифференцированно  подходить  к  учащимся,  помогая  подтягиваться  одним  и  стимулируя  более  быстрое  продвижение  других. Успешность  этого  процесса  зависит  от  умения  учителя  создавать  мотивы  учения, содействовать  развитию  самостоятельности  школьников, побуждая  их  к  само – и  взаимообучению, организуя  индивидуальную, парную  и  групповую  работу.

                 Последняя  особенно  значима, т.к. каждый  школьник  выполняет  в  группе  свою  функцию, решает  посильную  задачу, обращаясь  за  помощью  к  другим  членам  группы.

                 Самая  лучшая  мотивация – это  самомотивация. Самостоятельность, на  мой  взгляд, развивает  самомотивацию. 

                 Овладеть  коммуникативной  компетенцией  на  уроках  иностранного  языка, не  имея  иноязычного  окружения  очень  трудно. Поэтому  важно  учитывать  следующие  моменты  в  обучении  иностранному  языку:

                  -  Учитель  должен  создать  благоприятный  психологический  микроклимат, когда  превалирует  демократический  стиль  общения  с  учащимися; это  способствует  снятию  психологических  барьеров, языковых  барьеров, страха  неправильно  что-то  сказать;

                  -   в  обучении  школьников  немецкому  языку  опираюсь  на  имеющийся  у  них  опыт, знания  родного  языка;

                  -   особый  акцент  в  обучении  делаю  на  овладение  навыками  и  умениями  чтения  и  понимание  прочитанного.      

Сейчас  это  большая  проблема.  Дети  практически  не  читают  книг, не  умеют  читать (не соблюдают  знаки  препинания, испытывают  фонетические, смысловые  трудности, в  результате  имеют  маленький  словарный  запас).   

                  Обучая  детей, нужно  учитывать  и  врожденные  особенности  человека, а  именно, способ  познания  ребёнка, который  можно  определить  ещё  в  младенчестве.  Учитывая  способ  познания, можно  помочь  ребёнку, чей  индивидуальный  способ  познания  тормозит  прогресс  в  некоторых  областях, например в математике  или  чтении.

                   Зная  способ  познания, можно   подбирать  и  использовать  в  обучении  те  методы  и  приёмы, которые  будут  наиболее  результативны  и  действенны  для  той  или  иной  группы  детей.

                    Существует  3  способа  познания  и, следовательно, 3  типа  людей: визуалы, аудиалы  и   кинестеты, или  «зрители», «слушатели», «деятели».                                                         

Не  секрет, что  в  группах  немецкого  языка, в  основном  слабые  дети, с  низким  уровнем  обученности, а  следовательно, больше  всего  «деятелей»  и  «зрителей», хотя  встречаются  и  «слушатели».   

 

 

 

Краткая  характеристика:

«Зритель»  имеет  словарный  запас  средних  размеров, отвечает  лишь  тогда, когда  вызовут, у  него  хорошая  координация  рук  и  глаз, создаёт  замечательные  письменные  и  художественные  работы. Мотивация  не  социальная, а  индивидуальная,  любит  работать  в  одиночку.

«Слушатель»  имеет  большой  словарный  запас, легко  и  охотно  слушает  и  говорит, постоянно  разговаривает  в  классе:  много  читает, любит  общаться  по  телефону, посещать  друзей, преуспевает  в  родной  речи, иностранном  языке, общественных  науках (гуманитарных), лучше  ему  работается  в  группе, письменные  и  аудиторные  работы  посредственны.

«Деятель»  косноязычен, избегает  смотреть  в  глаза  учителю, боясь  быть  вызванным,  имеет   маленький  словарный  запас, любит  игры  на  свежем  воздухе; письменные  и  художественные  работы  ниже  всякой  критики, показывает  выдающиеся  достижения  в  любом  виде  спорта, раздражителен, чувства  выражает  поступками, действия  помнит  лучше, чем  написанные  или  произнесённые  слова – усваивает  лучше  тогда, когда  сам  является  активным  участником. Все  учебные  предметы  для  него  трудны.

                    Исходя  из  сказанного  выше,  стараюсь  учитывать  индивидуальные  особенности  учащихся.  

                    Поэтому  я  использую  в  работе  следующие  методы:

словесно – наглядный (при  изучении  нового  материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я  стараюсь  подкреплять (по возможности)  наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные  материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)   

практический  метод,  изучая  грамматику, использую  упражнения  для  тренировки  грамматических  явлений  языка, самостоятельные  работы, тестовые  задания;

-   репродуктивный  метод (применяю  на  этапе  обобщения, повторения  пройденного  материала)

- элементы  частично – поискового  метода, что  приучает  учеников  к  самостоятельности  мышления  и  творчеству,  (в  старших  классах – написание  рефератов;  среднее  звено – небольшие  проекты: сделать  рисунки  с  описанием (7 класс  тема «Животные» ; контроль  домашнего  чтения – сделать  рисунки  к  понравившимся  эпизодам ; 5 класс – нарисовать  своего  любимца ( домашнего  животного ), рассказать о  нём, опираясь  на  вопросы; 6 класс – сделать  рисунок  к  тексту  с  комментарием  на  немецком  языке.

-  элементы  проблемного  метода  (6 класс: сформировать  главную  мысль  текста  и  записать  её;  10 класс – выбрать  характеристики  русских  и  немцев  из  прочитанных  текстов, сделать  вывод: что  типично  для  русских, что  типично  для немцев. Оформить  таблицу, по  определённым  параметрам, записать  выводы.

                     Какими  приёмами  в  рамках  данных  методов  я  пользуюсь:

-  чтение  про  себя;

-  чтение  вполголоса  друг другу;

-  описание  картинки, используя  опорные  слова;

    (11 класс  Тема:  «ИЗО»)

-  рассказ  о  себе (своём  друге, любимце) по  образцу;

-  высказывание  предположение, сомнение, согласие / несогласие;

-  рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с  опорой  на  прочитанный  текст;

   (10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

-  ролевая  игра  в  рамках  определённой  жизненной  ситуации;

   (5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

-  игра  в  мяч  на  закрепление  грамматических  форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор  лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

-   поиск  ключевых  слов;

-   поиск  главной  мысли  в  тексте;

-   деление  на  смысловые  части;

-   составление  плана  пересказа;

-   коллективный  пересказ;

-   постановка  вопросов  и  ответы;

-   сделай  по  образцу  (например, составить диалог по образцу)

-   вставь  вместо  пропусков (слова, буквы и т.д.)

-   повторы, обращая  внимание  на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на  интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

 

Отдельно  хочу  остановиться  на  приёмах  контроля  при  проверке  домашних  заданий, текущем, итоговом  контроле:

-   взаимоопрос (работа в парах) рассказывать  наизусть  стихотворение, пересказ  небольшого  текста, описание  картинки, и  т. д.

-    щадящий  опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)

-  показательный (эталонный) ответ, «сильный»  ученик  описывает  картинку; пересказывает  текст; рассказывает  наизусть  стихотворение; 2 ученика  инсценируют  диалог; (домашнее задание)

-    отсроченная  реакция,  у  детей  разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание

-       опрос  по  цепочке (пересказ  текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)   

-       диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)    

-       тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)

-      карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)

-     параллельный  опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики  зачитывают  составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)   

       

                    Совместными  усилиями (вместе со школьным психологом) более детально  изучаю  обучающихся  в  нашей  школе  с  точки  зрения  способов  познания  с  тем, чтобы  в  дальнейшем  руководствоваться  этим  в  работе, подбирая  оптимальное  сочетание  методов  и  приёмов  для  улучшения  качества  знаний  учащихся, а  также  помочь  им  в  обучении, исходя  из  индивидуальных  особенностей  детей, разработать  программу  помощи  детям, требующим  специального  внимания  как  со  стороны  педагогов  и  родителей, а  также  других  специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

                На  уроках  иностранного языка  всё  обучение, воспитание  и  развитие  осуществляется  в  русле  личностно ориентированного  системно-коммуникативного  подхода.

                 В  центре  педагогического  процесса – ученик  с  его  возможностями, потребностями, запросами, трудностями.

                 Весь  учебно-воспитательный процесс  ориентирован  на  формирование  коммуникативной  компетенции, причём  продвинутой  в  чтении  и  элементарной  в  говорении, аудировании, орфографии.

                 У  каждого  школьника  свой  темп  продвижения  в  учебном  процессе, и  учителю  необходимо  дифференцированно  подходить  к  учащимся,  помогая  подтягиваться  одним  и  стимулируя  более  быстрое  продвижение  других. Успешность  этого  процесса  зависит  от  умения  учителя  создавать  мотивы  учения, содействовать  развитию  самостоятельности  школьников, побуждая  их  к  само – и  взаимообучению, организуя  индивидуальную, парную  и  групповую  работу.

                 Последняя  особенно  значима, т.к. каждый  школьник  выполняет  в  группе  свою  функцию, решает  посильную  задачу, обращаясь  за  помощью  к  другим  членам  группы.

                 Самая  лучшая  мотивация – это  самомотивация. Самостоятельность, на  мой  взгляд, развивает  самомотивацию.  

                 Овладеть  коммуникативной  компетенцией  на  уроках  иностранного  языка, не  имея  иноязычного  окружения  очень  трудно. Поэтому  важно  учитывать  следующие  моменты  в  обучении  иностранному  языку:

                  -  Учитель  должен  создать  благоприятный  психологический  микроклимат, когда  превалирует  демократический  стиль  общения  с  учащимися; это  способствует  снятию  психологических  барьеров, языковых  барьеров, страха  неправильно  что-то  сказать;

                  -   в  обучении  школьников  немецкому  языку  опираюсь  на  имеющийся  у  них  опыт, знания  родного  языка;

                  -   особый  акцент  в  обучении  делаю  на  овладение  навыками  и  умениями  чтения  и  понимание  прочитанного.      

Сейчас  это  большая  проблема.  Дети  практически  не  читают  книг, не  умеют  читать (не соблюдают  знаки  препинания, испытывают  фонетические, смысловые  трудности, в  результате  имеют  маленький  словарный  запас).  

                  Обучая  детей, нужно  учитывать  и  врожденные  особенности  человека, а  именно, способ  познания  ребёнка, который  можно  определить  ещё  в  младенчестве.  Учитывая  способ  познания, можно  помочь  ребёнку, чей  индивидуальный  способ  познания  тормозит  прогресс  в  некоторых  областях, например в математике  или  чтении.

                   Зная  способ  познания, можно   подбирать  и  использовать  в  обучении  те  методы  и  приёмы, которые  будут  наиболее  результативны  и  действенны  для  той  или  иной  группы  детей.

                    Существует  3  способа  познания  и, следовательно, 3  типа  людей: визуалы, аудиалы  и   кинестеты, или  «зрители», «слушатели», «деятели».                                                        

Не  секрет, что  в  группах  немецкого  языка, в  основном  слабые  дети, с  низким  уровнем  обученности, а  следовательно, больше  всего  «деятелей»  и  «зрителей», хотя  встречаются  и  «слушатели».  

Краткая  характеристика:

«Зритель»  имеет  словарный  запас  средних  размеров, отвечает  лишь  тогда, когда  вызовут, у  него  хорошая  координация  рук  и  глаз, создаёт  замечательные  письменные  и  художественные  работы. Мотивация  не  социальная, а  индивидуальная,  любит  работать  в  одиночку.

«Слушатель»  имеет  большой  словарный  запас, легко  и  охотно  слушает  и  говорит, постоянно  разговаривает  в  классе:  много  читает, любит  общаться  по  телефону, посещать  друзей, преуспевает  в  родной  речи, иностранном  языке, общественных  науках (гуманитарных), лучше  ему  работается  в  группе, письменные  и  аудиторные  работы  посредственны.

«Деятель»  косноязычен, избегает  смотреть  в  глаза  учителю, боясь  быть  вызванным,  имеет   маленький  словарный  запас, любит  игры  на  свежем  воздухе; письменные  и  художественные  работы  ниже  всякой  критики, показывает  выдающиеся  достижения  в  любом  виде  спорта, раздражителен, чувства  выражает  поступками, действия  помнит  лучше, чем  написанные  или  произнесённые  слова – усваивает  лучше  тогда, когда  сам  является  активным  участником. Все  учебные  предметы  для  него  трудны.

                    Исходя  из  сказанного  выше,  стараюсь  учитывать  индивидуальные  особенности  учащихся.  

                    Поэтому  я  использую  в  работе  следующие  методы:

-  словесно – наглядный (при  изучении  нового  материала) рассказ, беседу, описание, разъяснение, я  стараюсь  подкреплять (по возможности)  наглядностью: таблицы, картинки, карту, алфавит, аутентичные  материалы: звукозаписи, тексты, видеозаписи, фильмы)  

-  практический  метод,  изучая  грамматику, использую  упражнения  для  тренировки  грамматических  явлений  языка, самостоятельные  работы, тестовые  задания;

-   репродуктивный  метод (применяю  на  этапе  обобщения, повторения  пройденного  материала)

- элементы  частично – поискового  метода, что  приучает  учеников  к  самостоятельности  мышления  и  творчеству,  (в  старших  классах – написание  рефератов;  среднее  звено – небольшие  проекты: сделать  рисунки  с  описанием (7 класс  тема «Животные» ; контроль  домашнего  чтения – сделать  рисунки  к  понравившимся  эпизодам ; 5 класс – нарисовать  своего  любимца ( домашнего  животного ), рассказать о  нём, опираясь  на  вопросы; 6 класс – сделать  рисунок  к  тексту  с  комментарием  на  немецком  языке.

-  элементы  проблемного  метода  (6 класс: сформировать  главную  мысль  текста  и  записать  её;  10 класс – выбрать  характеристики  русских  и  немцев  из  прочитанных  текстов, сделать  вывод: что  типично  для  русских, что  типично  для немцев. Оформить  таблицу, по  определённым  параметрам, записать  выводы.

                     Какими  приёмами  в  рамках  данных  методов  я  пользуюсь:

-  чтение  про  себя;

-  чтение  вполголоса  друг другу;

-  описание  картинки, используя  опорные  слова;

    (11 класс  Тема:  «ИЗО»)

-  рассказ  о  себе (своём  друге, любимце) по  образцу;

-  высказывание  предположение, сомнение, согласие / несогласие;

-  рассуждение (по схеме: тезис – аргумент – резюме) с  опорой  на  прочитанный  текст;

   (10 класс Тема: «Нация. Какой он, типичный немец / русский?»)

-  ролевая  игра  в  рамках  определённой  жизненной  ситуации;

   (5 класс Тема: «Знакомство», «Встреча», «Беседа о погоде»)

-  игра  в  мяч  на  закрепление  грамматических  форм (5 класс – спряжение глаголов; повтор  лексики; 6 класс – основные формы глагола, игра «Переводчик»; спряжение модальных глаголов)

-   поиск  ключевых  слов;

-   поиск  главной  мысли  в  тексте;

-   деление  на  смысловые  части;

-   составление  плана  пересказа;

-   коллективный  пересказ;

-   постановка  вопросов  и  ответы;

-   сделай  по  образцу  (например, составить диалог по образцу)

-   вставь  вместо  пропусков (слова, буквы и т.д.)

-   повторы, обращая  внимание  на:

а) – произношение (работа над фонетикой: отработка звуков, сочетаний)

б) - на  интонацию (в сложных предложениях; в предложениях с вопросительным словом; в предложениях без вопросительного слова)

 

Отдельно  хочу  остановиться  на  приёмах  контроля  при  проверке  домашних  заданий, текущем, итоговом  контроле:

-   взаимоопрос (работа в парах) рассказывать  наизусть  стихотворение, пересказ  небольшого  текста, описание  картинки, и  т. д.

-    щадящий  опрос (перед тем как рассказать учителю рассказывают друг другу; в парах, группах)

-  показательный (эталонный) ответ, «сильный»  ученик  описывает  картинку; пересказывает  текст; рассказывает  наизусть  стихотворение; 2 ученика  инсценируют  диалог; (домашнее задание)

-    отсроченная  реакция,  у  детей  разная скорость мыслительного процесса, поэтому даю 5-7 мин. (зависит от задания, ситуации) на обдумывание

-       опрос  по  цепочке (пересказ  текста по цепочке; коллективный рассказ; игра)   

-       диктант (словарный, буквенный, текстовой, мини-диктант)   

-       тест (лексико-грамматический 10 – 11 кл.)

-      карточки (дифференциация по сложности; дать ребёнку такую карточку, чтобы он смог выполнить задание; грамматические на спряжение; составление, предложений сложносочиненных и сложноподчинённых)

-     параллельный  опрос (ученик – выполняет у доски письменное домашнее упражнение небольшого объёма; учитель с остальными учениками проверяет работу по тетрадям (режим фронтальный) Ученики  зачитывают  составленные предложения, исправляют ошибки, дописывают невыполненное дома. Затем класс проверяет упражнение, выполненное у доски. Ученики читают предложения, исправляют ошибки. Упражнение проработано дважды. Ученики самостоятельно исправили ошибки)   

       

                    Совместными  усилиями (вместе со школьным психологом) более детально  изучаю  обучающихся  в  нашей  школе  с  точки  зрения  способов  познания  с  тем, чтобы  в  дальнейшем  руководствоваться  этим  в  работе, подбирая  оптимальное  сочетание  методов  и  приёмов  для  улучшения  качества  знаний  учащихся, а  также  помочь  им  в  обучении, исходя  из  индивидуальных  особенностей  детей, разработать  программу  помощи  детям, требующим  специального  внимания  как  со  стороны  педагогов  и  родителей, а  также  других  специалистов: логопеда, педиатра, психоневролога.    

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта о ПРИЁМАХ МНЕМОТЕХНИКИ НА УРОКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Обобщение опыта о Мнемотехнических приёмах на уроке немецкого языка. Мнемотехникa (греч. — искусство запоминания) наука о запоминании,предлагающая совокупность приемов,способов и и...

Использование дифференцированных методов в воспитательном процессе на уроке немецкого языка

Общеизвестен факт, что нет обучения без воспитания. Они сосуществуют, взаимодополняя друг друга.    В процессе обучения, наряду с социокультурным, развивающим, учебным аспектом должен п...

Использование интерактивного метода «Jigsaw» ( Ажурная пила) на уроках немецкого языка. (Технологическая карта)

Данная методическая разработка будет интересна учителям немецкого языка, работающим по учебника нового поколения УМК «Горизонты» ,а также тем, кто интересуется использованием инновационными технологий...

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Презентация Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка...

«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказа...