Люблю тебя, Петра творенье
методическая разработка по немецкому языку (7 класс) по теме

Солонар Ольга Владимировна

   Данный интегрированный урок составлен в рамках работы над методической темой школы «Обеспечение достижения  надпредметных компетенций учащимися в предметном обучении».  Урок рассчитан как на русскоязычную, так и на немецкоязычную аудиторию учеников. В ходе данного урока русскоязычные учащиеся получают не только опыт освоения объектов городской среды, но и практику в качестве гидов-переводчиков материалов виртуальной экскурсии с русского языка на немецкий язык. Учащиеся, изучающие немецкий язык, носители немецкого языка - принимают активное участие на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_peterburgu.docx41.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 506 с углубленным изучением немецкого языка

198260, Санкт-Петербург г, Козлова ул., д. 47, корп. 1 литера А т/ф. 750-72-43

Методическая разработка урока

«Люблю тебя, Петра творенье…»

Интегрированный урок:

                                                                                                         

                                                                                                          Авторы:

                                                                                                          Павлухина Татьяна Михайловна

                                                                                                          Должность: учитель истории,

                                                                                                          истории и культуры

                                                                                                          Санкт-Петербурга

                                                                                                          ГБОУ СОШ №506

                                                                                                          Солонар Ольга Владимировна

                                                                                                         Должность: учитель немецкого языка

                                                                                                          ГБОУ СОШ №506

Санкт-Петербург

2012 год

Урок: Виртуальная экскурсия по Санкт-Петербургу

(на русском и немецком языках)

Реализуемая программа:

1. По предмету «История и культура Санкт-Петербурга» :  История и культура Санкт-Петербурга; автор – Ермолаева Л.К.

Пояснительная записка.

   Данный интегрированный урок составлен авторами в рамках работы над методической темой школы «Обеспечение достижения  надпредметных компетенций учащимися в предметном обучении».  Урок рассчитан как на русскоязычную, так и на немецкоязычную аудиторию учеников. В ходе данного урока русскоязычные учащиеся получают не только опыт освоения объектов городской среды, но и практику в качестве гидов-переводчиков материалов виртуальной экскурсии с русского языка на немецкий язык. Учащиеся, изучающие немецкий язык, носители немецкого языка - принимают активное участие на уроке.

Вид урока: интегрированный (предметы: история и культура Санкт-Петербурга, немецкий язык).

Сценарий урока:

Цели  урока:

  • Расширение кругозора, информативности учащихся  по объектам культурного наследия города; Накопление опыта освоения объектов городской среды;
  • Ознакомление  учащихся, изучающих немецкий язык и носителей немецкого языка из Германии и Австрии с  архитектурными памятниками г. Санкт-Петербурга, как символами воинской славы России;
  • Формирование умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия)
  • Формирование коммуникативных навыков

Задачи урока:

  • Обучающие:

- работать над повышением грамотности устной речи учащихся;

- способствовать  формированию у учащихся умения анализировать, сравнивать  объекты культурного наследия, делать выводы;

- формировать навыки сбора информации, используя вопросы познавательного характера;

- осуществлять синхронный перевод текста видеофрагмента;

  • Развивающие:

-  формирование навыков самоконтроля при работе с информацией (отбор);

- формирование  умения оформлять свои мысли в устной форме;

- способствовать формированию умения анализировать, сравнивать  и делать выводы  на основе информации  по теме урока;

- способствовать  развитию визуальных и коммуникативных умений, развитию памяти, воображения,  логического мышления;

- устранение «боязни» говорения на немецком языке вне урока.

  • Воспитывающие:

-  воспитывать культуру общения (метод диалога, обратной связи «учитель-ученик», «ученик-ученик»,  «экскурсовод - гид-переводчик»);

- способствовать формированию у учащихся осознанного отношения к  городским объектам, как к  всемирному культурному наследию.

-способствовать формированию у учащихся толерантности к иностранным гражданам.

Методы и приемы, используемые на уроке:

- воспроизведение полученных ранее знаний;

- отбор информации по заданной теме, работа с различными источниками информации – монологическая речь, справочные материалы ( фото, видеофрагменты);

-словесное общение на протяжении всего урока.

Оборудование урока:

- ТСО (компьютер, мультимедийный проектор);

-  презентация темы урока;

-видеофрагменты изучаемых объектов

       

      Прогнозируемый результат:  повышение интереса к изучению немецкого языка и предмета «История и культура Санкт-Петербурга» через непосредственное общение с носителями немецкого языка как средства формирования и развития компетенций социального общения и  взаимодействия, общекультурных компетенций учащихся.

Сценарий урока:

В1: Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,

В2:  Здравствуйте, уважаемые гости!  Сегодня мы хотим Вас пригласить на увлекательную прогулку по нашему городу.   Санкт-Петербург – это не только «окно в Европу», не только город-герой.  Наш город  по праву называют городом – музеем «под серым небом над Невой».

Guten Tag, liebe Gäste!

Heute möchten wir Sie zu einem interessanten Stadtrundgang einladen. St-.Pt. ist nicht nur “ ein Fenster nach Europa”, nicht nur eine Heldenstadt. Mit Recht wird unsere Stadt eine Museumstadt “ unter dem grauen Himmel an der Newa” genannt.

В1:  Нам хочется поделиться с Вами впечатлениями об экскурсии, которую мы совершаем на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. Нам очень хочется, чтобы вы, ребята, поможете провести эту экскурсию.

Wir möchten mit Euch unsere Eindrücke vom Stadtrundgang teilen, den wir in den Stunden der Geschichte St.-Pt.s machen.

В2:  Итак, мы открываем сегодня для вас двери нашего города-музея:

У1: О дивный град! О чудо света!

Тебя волшебник созидал…

И силой творческой, в мгновенье,

Болотный кряж окаменел,

Воздвигся град, - и, в удивленьи,

Свет чудо новое узрел.

(В.Романовский)

У2: Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!


Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.


Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!

В1:  Сегодня на нашей экскурсии мы с вами поиграем в Петербургские загадки.  Правила игры очень просты:  вы с ними уже давно знакомы.

Правило № 1: внимательно выслушайте загадку;

Правило № 2: обдумайте ответ;

Правило № 3: поднимите руку;

Правило № 4: по просьбе ведущего встаньте и громко скажите отгадку.

В2: Наш город начинался с маленького  Заячьего островка. Послушайте загадку и скажите, о каком памятнике нашего города в ней говорится.

Царь остров в устье указал,
И поднялись за валом вал
Шесть бастионов над рекой:
Нарышкин, Зотов, Трубецкой,
Головкин, Меншиков, один
Был Государев. Шесть куртин
Сковали крепко островок.
Теперь врагов и на порог
Не пустит русская река,
Пускай смирят свирепость,
Узнав, что встала на века
Здесь … ( ответ-Петропавловская крепость)

Der Stadtaufbau begann mit der kleinen Haseinsel. Hört Euch das Rätsel UND SAGT VON WELCHEM Bauwerk unserer Stadt da die Rede ist.

-Ein Zar zeigte in der Newa-Mündung auf eine Insel. Und es erhoben sich ein Bollwerk nach dem anderen, sechs Bastionen über der Newa: die Naryschkin, die Sotov, die Trubezkoj, die Golowkin, eine davon war die des Zaren.Sechs Mauern schmiedeten die Insel fest. Jetzt lässt der russische Fluss die Feinde sogar an die Schwelle nicht. Mögen dreimal ihre Wut zähmen, wenn sie erfahren, das seine Festung aufgebaut wurde-welche denn?

У 3: Петропавловка! Смотри,

Здесь до утренней зари

Свет не гаснет над Невой.

А за крепостной стеной

Самый старый уголок,

Самый главный островок,

Заячьим его зовут,

Город начинался тут!

Карильоны и куртины

Ботный домик, равелины,

Кронверк и монетный двор,

Петропавловский собор….

Ах, какая красота!

Ух, какая высота!

Восьмигранный, золоченый,

Шпиль над башней колокольной.

А над шпилем ангел кружит

И в жару и в дождь и в стужу….

Славный город он хранит

От печалей и обид.

Зд.: песня Ангел над городом

В1: А теперь внимательно послушайте следующую петербургскую загадку:

Средь петербургских берегов

В гранит она зажата,

Меж разводных течёт мостов.

Что за река, ребята? (ответ - Нева)

Und jetzt hört Euch das neue Petersburger Rätsel an:

den Petersburger Ufern, die die Granitverkleidung tragen, fließt sie zwischen den Aufhebebrücken. Was für ein Fluss ist es?

У4: Нет, никогда передо мной,

Ни в час полудня, в летний зной,

Ни в тихий час перед зарею,

Не водворялся над Невой

Такой торжественный покой.

Глубоким пламенем заката

Земля и небо – все объято…

И, неподвижный я стоял,

И всё забыл, и по простору

Невы великой – волю дал

Блуждать задумчивому взору.

И я глядел: неслась река,

Покрыта вся румяным блеском,

И кораблям, с небрежным плеском,

Лобзала темные бока.

(И. Тургенев)

У 5: Напиши мне, как живет Нева, 
Как ей ветер дует в рукава.
Помнишь ли смешной со львами мостик,
Где нашел я нежные слова.
Напиши мне, как живет Нева,
И сходи к ней непременно в гости…

(Шестинский - Напиши мне, как живёт Нева…)

В2:  Наш город – целый сказочный зверинец: здесь можно встретить игривого льва, загадочного грифона, богатыря-быка; в нашем городе есть даже памятник маленькой птичке-чижику –пыжику. Традиция украшать город статуями животных пришла к нам из стран Древнего Востока.  Некоторые из этих сказочных зверей  взяли под свою охрану целые здания:

Львиная ограда  

У 5: За Финляндским у Невы

Охраняют зданье львы.        

Это - львиная ограда

 Но бояться львов не надо.

Любопытства даже ради,

Можно страшных львов погладить,

 Двадцать девять львов сидят,

Вдаль задумчиво глядят.

В1: А я недавно прогуливался (лась) по центру Петербурга и увидела мостик со львами…

У 6: Это Львиный мостик

В молочной сырости тумана

Где тонут мысли и слова,

Вдруг выплыли четыре льва,

Четыре белых истукана

И, опершись на парапет

Держали берега канала

Вдруг солнце из-за облаков,

Взошло и вылилось на крыши.

И дворник, подметая мост,

Метлой случайно тронул хвост,

И огрызнулся лев неслышно.

(Валентина Лелина)

Зд. Песня гривастые львы

В2: Ты знаешь (имя), не только львы  сторожат город. На набережной Невы, рядом со зданием Академии художеств, царственно уселись на постаменты … сфинксы.

 Очень загадочное существо – этот сфинкс. Когда то  один сфинкс сидел на утесе у ворот одного древнего города  и задавал каждому прохожему загадку: "Кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?" Недогадливых он убивал тотчас же. Из всех людей только сын фиванского царя Эдип нашел верный ответ. В отчаянии сфинкс бросился с утеса в море и погиб. А вы, ребята, сможете отгадать загадку сфинкса?

Так что это, а может, кто такой сфинкс?

В1:  Сфинксы, которые украшают одну из набережных Невы в центре Петербурга,  приехали в наш город из древнего города Фивы.

У 7:сфинкс

Лёг отдохнуть усталый сфинкс
На невском берегу.
Свирепый страж седых гробниц
Он мерзнет на ветру...
Молчит и томно смотрит вдаль –
Куда-то на Восток.
Что в взгляде том? Тоска? Печаль?
А может быть упрёк?

А может вспоминает он,
Как много лет тому
Могучий, грозный фараон

Вёл войско на войну.
Иль вдруг привидилось ему,
Как тысячи рабов
Влачат гранитную плиту
Для храмов и дворцов.
А может,  мыслит он о том,
Что мир в грядущем ждёт,
О том, как вдруг восстанет он,
Когда черёд придёт…
Лежит себе фиванский сфинкс
На невском берегу,

Хранитель города Петра
И мерзнет на ветру…

В2: Нам остается только позавидовать невозмутимости этих египетских гостей Петербурга. А сейчас мы хотим пригласить вас во дворец. Но как нам перебраться на другой берег Невы, ребята?

У 8:Есть мосты в Ленинграде –

Шесть сотен мостов.

Не припомнить и за день

Всех его островов.

        Есть Васильевский, Заячий,

        Каменный есть…

        В этих строчках, ты знаешь ли,

        Всех, пожалуй, не счесть!

Сто один числят остров –

Вот наш город каков!

Людям было б не просто

Обойтись без мостов!

        Вот тяжелый гранитный,

        С чуть горбатой спиной,

        Вот чугунный, отлитый,

        Весь почти кружевной.

Львы крылатые, кони

Глядят с высоты…

Незаметно, спокойно

Служат людям мосты.

        Ведь по ним, не смолкая,

        То вперед, то назад

        Лихо мчатся трамваи

        И машины спешат.

И идут пешеходы,

Не замедлив шаг,

И скользят пароходы

Под пролеты мостов.

                        (Н.Полякова)

 (Зд. Песня про острова 4-е классы)

В1. Ну вот мы и перебрались на другой  берег Невы: и здесь нас снова встречает петербургская загадка:

 Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нём наши цари.

Ну а сейчас в нём огромный музей,

Города гордость и Родины всей.    Как называется этот музей?

Und nun sind wir auf das andere Ufer gekommen. Hier empfängt uns wieder ein Petersburger Rätsel.

-Der Winterpalast an der Newa, schau mal, da lebten Zaren. Und heute ist ein Museum darin, der Stolz der Stadt und unserer Heimat. Wie heißt dieses Museum?

       У 9:Стихотворение «Эрмитаж».

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо - прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышали столько про этот музей

от наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

что не были мы в Эрмитаже.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

опавшей листвою мы дружно шуршим,

и вот мы под аркой проходим,

и вот мы на площадь выходим.

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец!

Еще он красивее там, где Нева

Его отражает, качая едва...

А если такой он снаружи,

То что же внутри обнаружим?

В душе впечатлений у нас уже масса,

А мы еще только добрались до кассы!

Суем мы в окошко монеты и просим:

-  Два школьных билета!

Пожалуйста, тётя!

Из книги Олега Тарутина "Что я видел в Эрмитаже"

В2:  Ученые подсчитали: Оказывается, чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, задержавшись  хотя бы на 1 минуту, понадобиться 16 лет!!!!!! А мы приглашаем вас посетить чудо-сад, но чтобы в него попасть, надо отгадать загадку:

Есть в Петербурге чудо – сад

Украшен кружевом оград

Дворец в нём есть царя Петра

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад? (ответ: Летний Сад)

Die Wissenschaftler haben festgestellt, wenn man sich jeden Gegenstand eine Minute lang anschauen würde, würde man sechzehn Jahre dafür brauchen!

Und jetzt laden wir sie in einen Wintergarten ein,

Aber um dorthin zu kommen, soll man ein Rätsel lösen.

In Petersburg ist ein Wintergarten,

Mit den Spitzengittern geschmückt,

Darin befindet sich das Schloß des Zaren Peter des Ersten,

Und die Statuen, wie Gottenbilder, in den Schatten von Alleen, neben den Umzäunungen.

Sagt mal, was für ein Garten es ist .

У 10: Летний Сад

Перед Вами - Летний Сад!

Три реки его хранят: Раз - Фонтанка, Мойка – два,

Три – красавица Нева.

И канал Лебяжий (справка: все зовут его Канавка).

Дивный остров в виде сада,

Вкруг – бесценная ограда,

Три столетья дышат в нем

Сад разбит еще Петром!

Глянь, Журавль и Лисица,

Рак и Щука, Лев и Львица,

Соловей, Мартышка,

Косолапый мишка

Притаились в тишине.

Здесь, в зеленой глубине,

В заводи кленовой

Памятник Крылову.

Деньги собирал народ,

Ну а строил – Петр Клодт.

В кружеве листвы скульптуры:

Аполлон, Сатурн, Амуры.

Белый мрамор снежно чист.

Тишина … И птичий свист….

В1: Ребята, скажите, а про какого Крылова  рассказывает стихотворение? С какими баснями этого писателя вы знакомы? ( в дверь заходит Крылов: « Мне так приятно слышать, что вы не забыли мои басни. А что  такое басня?. Михайлов: А я, Иван Андреевич, тоже знаю одну вашу поучительную басню. Можно мне рассказать? Рассказывает басню.

Крылов: Удачной экскурсии, друзья и уходит.

Далее:  (песня Ленинградский вальс)

 В2:  Наш город действительно очень красив. И сейчас мы хотим вас пригласить на смотровую площадку, чтобы вместе полюбоваться красотой Петербурга. Она находится … на куполе Исаакиевского собора.

У 11: Как велик ты, Исаакий!

Точно витязь из былин!

Даже с моря видит всякий

«Шлем», сияющий вдали!

Крест на самой вышине…

А у главного фасада

Галерея-колоннада-

Лес из сказочных колонн,

В каждой больше сотни тонн!

Архитектор Монферран

С юности и до седин

Исаакий воздвигал,

Чтоб вознесся исполин

И над городом сиял,

Чтобы нам через века

Крест светил издалека.

В 1: Вы знаете ребята, этот золотой купол Исаакиевского собора особенный: в годы Великой Отечественной войны  он, в прямом смысле этого слова, спас многие экспонаты музеев нашего города. Может, кто-то хочет ответить, как ?

В2: Дело в том, что этот «шлем» сияющий вдали, был  наводкой для фашистов….

В1:    Жил давно в России царь,

Очень мудрый государь.

Он на троне не сидел,

Делал за день по сто дел.

Одержал побед немало,

Мореходом был бывалым;

Он и плотник, и кузнец

Кто был царь тот удалец?   (Петр Первый)

Es lebte ein Zar in Russland,

Ein weiser Herrscher war er,

Auf dem Throne saß er nicht gern,

Und am Tage vollbrachte er hundert Taten.

Er gewann dabei viele Kämpfe,

Er war ein erfahrener Schiffer,

Dazu war er Zimmermann

Wie hieß denn dieser brave Mann?

(Peter der Erste)

В2: Посмотрите – перед нами – главный символ Петербурга  Вы узнали памятник? (Медный всадник)  Кому он поставлен и почему ? Петру 1, основатель города

Schaut-vor uns ist das Hauptwahrzeichen von St.-Petersburg. Habt ihr das Denkmal erkannt? Wem zu Ehren wurde es errichtet und warum?

(Peter dem Ersten, er gründete St-Petersburg)

У 12: Столицы Невской посетитель,
Кто б ни был ты – Петру поклон!
Сей Медный всадник – это он,
Ее державный прародитель!
Как мощны конь и человек!
То Петр творящей мыслью правит
Летит, отважный, в новый век
И змея древних козней давит...
И здесь, руки простерший кисть,
Еще в металле жизнью дышит,
Из медных уст – Россия слышит –
Гремит: «Да будет свет!» – И бысть!
1839 (А Подолинский Памятник Петру Великому)

В 1: О, град Петра, мне сердцу милый,
Ты царской прихоти каприз.
Ты прозван Северной Пальмирой,
Петром любимый Парадиз!

В 2:Твой облик ублажает око.
Знаком и мил в нём каждый штрих,
Витиеватый стиль барокко
Апартаментов дорогих.

У 1: Град позолоченных соборов,
Дворцов изящных и палат,
Работ скульптурных без укора…
Виват, Санкт-Петербург, виват!

У 2: Ты красотой подобен раю,
На свете града лучше нет.
Тебя нисколько не пугают
Ни наводнения, ни швед.

У 3:Здесь Петропавловская крепость
И знаменитый порт Кронштадт
С врага сбивают всю свирепость –
Руси не страшен супостат.

У 4:Врата России на щеколде –
Их охраняет стольный град.
Здесь отмечает пушка полдень.
Здесь ночи белые стоят.

У 5: Здесь имена всплывают чинно,
Те, что любой назвать готов:
Великий Пётр, Екатерина,
Князь Меньшиков и граф Орлов…

У 6: Здесь, на Сенатской, виден взору,
Царь Пётр работы Фальконе.
Он свой осматривает город
Верхом на вздыбленном коне.

У 7: Нет на «окне Европы» ставен.
Зефир всегда здесь свеж и юрк…
Да здравствует в веках и славен
Блистательный Санкт-Петербург!
(Юрий Козлов)

(зд. Итог песня когда близка разлука..)

В 1: ну вот и подошла к концу наша сегодняшняя  экскурсия. Мы надеемся, что она оказалась полезной для вас. Вы узнали для себя новые интересные факты о нашем городе.

Nun ist unser heutiger Stadtrundgang zu Ende. Wir hoffen, dass er für euch nützlich war. Ihr habt viel Neues und Interessantes von unserer Stadt erfahren.

В2:  Наш город по количеству экспонатов можно, наверно, сравнить с Эрмитажем  и, гуляя каждый раз, открывать для себя новые страницы жизни и истории нашего города. Недаром  один поэт как-то сказал:

-Как по огромному музею,
По Петербургу я хожу.
Вздыхаю.
Ахаю.
Глазею.
И строчки Пушкина твержу…

В1 и В2: Добро пожаловать в Петербург!

Unsere Stadt könnte man vielleicht nach der Zahl der Sehenswürdigkeiten mit der Ermitage und ihren Ausstellungen vergleichen.

Wenn man durch die Stadt bummelt,

Entdeckt man jedes Mal für sich neue Seiten der Geschichte und des Lebens von unserer Stadt.

Nicht umsonst hat mal ein Dichter gesagt:

Wie in einem riesigen Museum

Gehe ich in Petersburg umher.

Ich sage” Ach!”

Mache die Augen weit auf

Und wiederholePuschkins Zeilen

Willkommen in Sankt-Petersburg!

К разработке прилагается фильм о Санкт-Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю тебя, Петра творенье.....

Данный урок и презентация могут быть использованы во внеклассной работе, в проведении классных часов. Вопросы данной викторины касаются истории города, его символики, памятников, рек, каналов и мостов...

"Люблю тебя, Петра творенье" Творческое выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1»

Выступление команды на районной игре «Путешествие в эпоху Петра 1» на тему "Люблю тебя, Петра творенье". Сопровождается презентацией...

Викторина. "Люблю тебя Петра творенье"

Отработка полученных знаний и навыков...

Игра по станциям "Люблю тебя,Петра творенье!"

Игра на английском языке по теме  "Санкт Петербург" для учащихся 7 кл....

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...