Обучение устной речи на начальном этапе обучения
статья по немецкому языку на тему

Исаков Сергей Николаевич

Как происходит овладение иностранным языком на начальном этапе обучения и с какого возраста следует вовлекать детей в этот процесс? Чем раньше ребёнок  начинает обучаться иностранному языку, тем более лёгким и более прочным оказывается его усвоение. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется не менее двух лет. Учащиеся с первых шагов знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Они учатся понимать иностранную речь на слух, выражать свои мысли средством изучаемого языка, читать и понимать иностранный текст, писать. От того как, идет обучение на начальном этапе обучения иностранному языку, зависит успех овладения этим предметом в дальнейшем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_ustnoy_rechi.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                           Обучение устной речи на начальном этапе обучения

           Основной целью обучения иностранному языку становится развитие личности ребенка, его мышления, воображения, слуха (интонация, различие звуков), создание условии для адаптацииучащихся к употреблению иностранной лексики в речи.        

Как происходит овладение иностранным языком на начальном этапе обучения и с какого возраста следует вовлекать детей в этот процесс? Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, чем раньше ребенок начинает обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако при одновременном усвоении ребенком родного и иностранного языков у некоторых детей страдает как речевое, так и умственное развитие. Поэтому многие ученые полагают, что обучение детей иностранному языку следует начинать тогда, когда ребенок имеет элементарные грамматические навыки родном языке, умеет писать читать, т.е. примерно в возрасте 5-6 лет. В этом возрасте ребенок психологически готов к сознательному изучению иноязычного материала.

           Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется не менее двух лет. Учащиеся с первых шагов знакомятся с- изучаемым языком как средством общения. Они учатся понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать и понимать иностранный текст, писать, т.е. пользоваться графикой и орфографией иностранного языка.

От того, как идет обучение на начальном этапе обучения иностранному языку, зависит успех овладения этим предметом в дальнейшем.

Диалогическая речь - одна из основных форм речевого общения. Несмотря на то, что она сложнее монологической, как с точки зрения напряженности внимания, так и разнообразия используемых речевых образцов. Тем не менее предпочтение в обучении устной речи на начальном этапе все же отдается диалогической речи.

Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывают, что в ней имеются недостатки, порожденные рядом причин и, прежде всего, недостаточной разработанностью этого вопроса в методике обучения иностранному языку. Одна из причин - смешение понятий диалога и монолога, лежащих в основе создания системы обучения иностранной речи. Объясняется это их тесной взаимосвязью в речевой деятельности. Такая связь явствует уже из самих определений диалога и монолога, закономерно подчеркиваемая методистами: «Диалог представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц (собеседников). Монолог - речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерение, оценку событий и т.д.»

Диалог связан с тремя умениями, обеспечивающими ход беседы:

  •  Первое умение стимулирование высказывания собеседника.                                                       Оно может быть в виде вопроса Wer ist das? утверждения Das ist Monika или просьбы Ist das Monika?
  •  Второе умение - реагирование на речевой стимул.                                                                             Реплика-стимул и реплика-реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространены четыре типа диалогических единств; - Ist das Buratino?- Ja, das Ist Buratino.

Диалогическая речь характеризуется определёнными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями. На содержание и характер диалогического общения влияют психологические процессы:

  •  восприятие речи собеседника и ориентировка в ситуации;
  •  формирование содержательной стороны высказывания;

-языковое оформление мысли и восприятия (декодирования) реплик партнера по

общению.

На начальном этапе обучения языку учитель использует определенные методические приемы. Так, вводя слова, словосочетания или фразу, подбирает определенные ситуации, которые показали бы учащимся функцию, назначение этих лексических единиц в общении, т.е. то, что с их помощью можно передать в речи. Например, назвать предмет, охарактеризовать его свойства (цвет, размер, качество), указать количество (один, много), местоположение предмета, назвать действие, соотнести его с настоящим, будущим или прошедшим временем.

Если же единицы языка подаются вне ситуации и акцент делается только на форму и значение и не приводится пример их употребления, то нарушается принцип коммуникативной направленности, что сказывается на интересе учащихся к усвоению.

Установлено, что материал запоминается при его многократном повторении в различных ситуациях речевого общения, привносящих каждый раз что-то новое. Все используемые упражнения при этом имеют коммуникативную направленность.

Устное общение представляет собой активное взаимодействие говорящего и слушающего в ходе овладения материалом, обеспечивающим участие каждого школьника в данном процессе.

Общение на изучаемом языке осуществляется не только в устной речи, но и на основе содержания прочитанных текстов. Для этого используются задания коммуникативного характера для беседы о прочитанном.

Диалогическая речь всегда мотивированна. Появление у учеников желания что-то сказать, выразить свои мысли, чувства, а не только воспроизводить чужие слова или заученный наизусть текст, создается определенными условиями. Это, прежде всего, использование таких стимулов, которые вызывают у ученика потребность «выразить себя», что возможно при создании благоприятного психологического климата, располагающего к высказываниям, доброжелательного отношения коллектива класса и учителя, заинтересованность в выполнении предложенных заданий, стремление выполнить их хорошо. Благоприятные условия для общения располагают детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием, вселяют в учеников уверенность в том, что они могут понимать и говорить на иностранном языке. Немалую положительную роль в этом процессе играет акцент учителя на успехах учеников. Учитель постоянно показывает учащимся их продвижение и достижения в овладении диалогической речью.

Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями, убедить, доказать, спросить, попросить и т.д.

Речь носит обращенный характер. Говорящий привлекает слушателей тогда, когда он выражает что-то свое, индивидуальное. Так, если учащийся рассказывает о своём любимом животном, да еще показываетфотографию или игрушку он «создает» себе слушателя, и его речь приобретает обращенный характер. Учитель даёт задания, которые реализуют эти характеристики речи, исходя из конкретных условий группы.

Обучение диалогической речи учащихся начинается с их реагирования на реплику собеседника. Сначала учитель дает стимулирующие реплики. Разнообразие реакций зависит от класса, от языковых средств, которыми они располагают, от индивидуальных особенностей учащихся. Затем стимулирующие реплики дают сами дети, а одноклассники реагируют на них. После того как ученик научится без труда, в быстром темпе реагировать на стимул с помощью одной реплики, учитель показывает, как можно развернуть реагирующую реплику в короткое высказывание.

        Для того чтобы обучение реагированию не было формальным и носило коммуникативный характер, учитель использует разнообразные игры. Для детей игра - это, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности.

             Игры способствуют выполнению трех важных задач:

  •  создают психологическую готовность детей к речевому общению;
  •  обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового

материала;

  •  тренируют учащихся в выборе нужно го языкового варианта, что является под готовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности

Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности...

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».

Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....

Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)

В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка....

Использование аутентичных материалов при обучении аудированию как средство формирования навыков устной речи на старшем этапе обучения

Актуальность использования аутентичных материалов в обучении аудированию заключается в их функциональности, т.е. в их ориентации на реальное использование, так как они создают иллюзию приобщения к ест...