Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности
материал по английскому языку по теме

Арбузова Екатерина Олеговна

 

Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovik_polnostyu.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ГОУ СПО ТГПУ им. Л.Н. Толстого

Курсовая работа

Педагогические условия обучения устной речи в начальных классах с использованием принципа наглядности

Выполнила: Долженкова Е.О.

Специальность: _______________

Отделение:____________________

Курс 2, группа ОЗО

Руководитель: Истлентьева Л.М.

Тула, 2010


Содержание:

Введение        

I глава: Трактовка принципа наглядности обучения в педагогике        

I.1. Принципы наглядности в педагогике        

I.2. Соотношение принципа наглядности, наглядного метода и средств наглядности        

I.3. Педагогические условия применения наглядных средств обучения на уроке английского языка        

Выводы по I главе        

II глава: Реализация принципа наглядности при обучении устной речи на уроке ИЯ        

II.1. Особенности реализации принципа наглядности при обучении ИЯ        

II.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста        

Выводы по II главе        

III глава: Разработка, пилотирование и анализ учебных заданий при обучении устному высказыванию с использованием принципа наглядности        

Выводы по III главе        

Заключение        

Библиография        

Приложение        38


Введение

За последние несколько лет в обществе значительно возросла роль английского языка, особенно, как средства международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование английского языка в  особое положение по сравнению с остальными языками.

Обучение иностранным языкам - процесс весьма специфичный. При целевой установке - добиться практического овладения иностранным (в нашем случае - английским) языком - главное  заключается в формировании и дальнейшем развитии умений и навыков пользоваться английским языком как средством общения.

Преподавание английского языка в школе приобретает с каждым годом все большее значение, так как при приеме на работу знание иностранного языка играет немалую роль. Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в средней школе, состоит в том, чтобы научить учащихся грамотным иноязычным высказываниям, которые должны быть аргументированы, логичны и разноструктурны.

Формировать устную речь учащихся не просто по многим причинам: это и ограниченный объем программного материала, и ограниченные временные возможности общения на иностранном языке, личностные особенности учеников и учителя, их лингвистический опыт на родном языке.

Объектом исследования является процесс обучения устной речи в 3 классе.

В качестве предмета исследования выступают психолого-педагогические условия применения средств наглядности при обучении устной речи на уроках английского языка.

Цель работы – выявить психолого-педагогические условия применения средств наглядности и опытно-экспериментальным путем определить их условия применения при обучении устной речи на уроках английского языка.

Задачи:

  1. определить психолого-педагогические условия применения наглядности;
  2. классифицировать средства наглядности;
  3. выделить критерии подбора наглядности в соответствии дидактическим задачам;
  4. определить роль наглядности в учебном процессе;
  5. рассмотреть особенности обучения устной речи в младших классах;
  6. составить типологию заданий с использованием наглядности для обучения устной речи на различных этапах и экспериментальным путем доказать эффективность.

Процесс обучения устной речи английского языка в начальных классах наиболее эффективен если:

  1. Определена роль наглядности в обучении ИЯ на начальном этапе;
  2. При использовании средств наглядного обучения учитывается психологические особенности учащихся (типы памяти и типы восприятия);
  3. Использование средств наглядности соответствует дидактическим задачам урока;
  4. Использование средств наглядности соответствует этапу формирования умения говорения.

I глава: Трактовка принципа наглядности обучения в педагогике

I.1. Принципы наглядности в педагогике

В связи с активным использованием различных средств обучения в образовательных учреждениях особенно остро встает вопрос о наглядности. Одной из основных целей использования наглядности является выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах, и только при использовании наглядности существенное выделяется в плане восприятия.

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Каждый учитель не раз слышал настойчивые советы, а порой и требования более широко опираться при обучении на наглядность, больше использовать на уроках наглядного пособия, применять наглядные средства обучения. И каждый учитель тратит много времени  и сил на подбор и изготовление наглядных пособий. Стены классных комнат, кабинетов школ увешаны разного рода таблицами, схемами, картами, картинками; шкафы кабинетов тоже заполнены главным образом наглядными пособиями.

В тоже время учителя иногда слышат и предостерегающие голоса: нельзя увлекаться наглядностью, надо быть осмотрительными в применении наглядных пособий. Так, в учебнике по педагогике можно прочесть следующее: «Признавая ценнейшие достоинства наглядности, учитель должен иметь в виду, что это – острейшее оружие, которое при невнимательном и неумелом использовании может увести учеников от решения главной задачи, подменить цель ярким средством, может стать препятствием на пути к глубокому овладению знаниями, к познанию существующих связей и закономерностей [17].

Известный психолог А.Н. Леонтьев прямо предупреждал, что в некоторых случаях наглядность вообще бесполезна, иногда даже вредна для обучения.

Принцип наглядности многократно подвергался серьезному пересмотру. Так, предполагалось заменить его принципом единства конкретного и абстрактного, дополнить его принципом моделирования или же противопоставить ему принцип предметности. Иногда принцип наглядности связывают с проблемой материализации содержания обучения.

Чтобы разобраться в этом важнейшем принципе обучения, надо выяснить не только, что такое наглядность, но и дать понятие о том, что такое принцип обучения вообще, заглянуть в историю возникновения и развития проблемы наглядности в обучении.

Существует множество определений принципов обучения. Одними из основных являются следующие:

Принцип обучения - основные требования, предъявляемые к процессу обучения.

Принцип обучения – руководящие положения, определяющие ход преподавания и учения в соответствии с целями обучения, образования и закономерностями процесса усвоения знаний, умений, навыков [15].

Принцип обучения – руководящие идеи; нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса [13].

Они носят характер самых общих указаний, норм, регулирующих процесс обучения. Знание принципов обучения дает возможность учителю организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, обоснованно определить цели и отобрать содержание учебного материала, выбрать адекватные целям формы и методы обучения учащихся определенного возраста.

Принцип наглядности – один старейших и важнейших в дидактике – означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Это «золотое правило» дидактики сформулировал еще Я. Коменский. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы на всех этапах педагогического процесса, используются наглядные средства: модели, рисунки и многое другое. [14].

В нашей работе под наглядностью понимается «целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в нашем случае языка, позволяет учащимся творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности» [1].

Необходимо также отметить функции наглядности, которые она выполняет:

  • служит средством развития языковой наблюдательности у учащихся и увеличении объема их знаний в процессе сопоставления родного и иностранного языков;
  • способствует научению устной и письменной речи в соответствии с типичными моделями речевых поступков (вербальных ситуаций);
  • развивает память путем ее опоры на различные органы ощущения и впечатлительность;
  • приучает к познанию единичного, к образованию о нем представления;
  • обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;
  • развивает образную речь и через образную речь (художественную) вызывает у учащихся активность их творческого воображения, наглядные образы которых могут репрезентировать законы языка.

В педагогической литературе (Ю.К. Бабанский, Б.А.Голуб, Т.А.Ильина, Н.Г.Казанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.)представлены различные классификации видов наглядности, сравнив которые, мы пришли к выводу о том, что нет серьезных разногласий в выделенных видах наглядности. Отличия несет в большей степени терминологический характер. В нашей работе мы будем придерживаться классификации видов наглядности, предложенной Г.М. Коджаспировой [5].

Предметная наглядность. Натуральные объекты или их заменители создают ясные впечатления и представления учащихся о предмете. Можно долго объяснять в начальной школе на уроке английского языка разницу между созвучными слова ball(мяч) и doll(кукла), принесенные же на урок игрушки разрешат проблему их различия в несколько минут.

Словесно-образная наглядность. Учитель может создать яркий образ не только при помощи предметов, но располагает для этого самыми выразительными средствами языка.

Микротексты. Для написания или высказывания, для совершенствования лексических (грамматических) навыков.

Полный план. Может использоваться даже на завершающей стадии развития умения. Он обязан отвечать 2 требованиям:

  1. лексическая единица, составляющая наглядную опору, не является обязательным материалом в данном цикле уроков;
  2. используется в наглядных опорах преимущественно та лексика, которую ученики владеют рецептивно (с целью понимания звучащей речи и речи в графике).

Объемная и плоскостная изобразительная наглядность. Словесно-образная наглядность подкрепляется и уточняется с помощью объемной и плоскостной изобразительной наглядности: макетов, муляжей, картин, иллюстративных рисунков, открыток и т.д.

Символическая (условная) изобразительная наглядность. Иное значении в познавательном процессе имеют диаграммы, схемы, чертежи, цифры, даты, таблицы, графики

К визуальным наглядностям относятся диафильмы, слайды, фотографии.

Звуковая наглядность предполагает использование звуковых средств для воспроизведения звуковых образов.

Динамическая наглядность. Часто необходимо показать процесс, явление в его движении, развитии; важно обратить познание к качественным изменениям, заострить наблюдения учащихся на отдельных стадиях, этапах развития. Этому помогают опыты, показывающие переход явления из одного состояния в другое, все аудиовизуальные средства (экранно-звуковые): кино, телевидение, видеомагнитофоны. [12].

        

В дидактике принято считать, что принцип наглядности предполагает восприятие изучаемого явления, но учитель иностранного языка, осуществляя этот принцип, должен демонстрировать не только сами предметы и их изображение. Е.И.Пассов, описывая принцип наглядности, соглашается с Б.В. Беляевым в том, что «на занятиях учащиеся овладевают не предметами, а новыми языковыми средствами, следовательно, именно языковой материал является предметом их изучения, а поэтому наглядность должна быть преимущественно языковой (или вербальной) [11].


I.2. Соотношение принципа наглядности, наглядного метода и средств наглядности

Принцип наглядности обучения реализуется с помощью наглядного метода с применением множества средств наглядности.

Принцип наглядности требует от педагога четкого определения дидактической цели использования наглядности; порядка и методики показа; выбора целесообразного количества наглядности и последовательности демонстраций; сочетания отдельных видов наглядности; включения учащихся в самостоятельный анализ наблюдаемых объектов; соблюдения требований культуры показа; а также  вывода преподавателя.

Наглядные методы достаточно важны для обучаемых, имеющих визуальное восприятие действительности. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление обучаемых.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются, в той или иной мере сочетаясь со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И.П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности, которые следует учитывать и при дистанционном обучении:

- при посредстве слова преподаватель руководит наблюдением, которое осуществляется обучаемыми, а знания об облике предмета, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

- при посредстве слова преподаватель на основании осуществленного обучаемыми наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет обучаемых к осмыслению таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

- сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях обучаемые получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

- отправляясь от осуществляемого обучаемым наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.

Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности обучаемых необходимо в каждом конкретном случае избирать наиболее рациональное сочетание.

Проблема использования средств наглядности при обучении иностранному языку стоит достаточно остро. Многие школьные учебники, а их становиться год от года все больше, перегружены различными фотоиллюстрациями, графическими изображениями, таблицами и схемами, которые, подчас, не помогают учащимся, а, наоборот, отвлекают их от сути изложенного материала. Уместно, в этой связи, вспомнить слова Николая Пирогова: “Ни наглядность, ни слово сами по себе, без умения с ними обращаться как надо … ничего путного не сделают”.

Применение наглядных методов обучения обусловлено дидактическим принципом наглядности, который обосновал в “Великой дидактике” Я.А.Коменский. Он рассматривал чувственный опыт ребенка как основу обучения и считал, что обучение следует начинать “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними”. Я.А.Коменский выдвинул “золотое правило дидактики”: “…Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”.


I.3. Педагогические условия применения наглядных средств обучения на уроке английского языка

При овладении языком, который является знаковой системой, формой выражения мысли и средством общения необходимо создавать такие речевые ситуации, которые должны стимулироваться при помощи наглядности.

 В.А.Артемов [2] указывает на преимущество чувственно-наглядного преподнесения материала, так как это мобилизует психологическую активность учащихся, переводит произвольное внимание в послепроизвольное; развивает память, которая опирается при этом на ощущения, расширяет объем усвояемого материала в процессе сопоставлении родного и иностранного языков, облегчает весь процесс обучения и тем самым вызывает интерес к занятиям иностранным языком, снижает утомляемость, тренирует творческое воображение, служит источником и критерием достоверности приобретаемых знаний.

Соблюдение условий применения наглядности способствует успешному решению развивающей, практической, образовательной и воспитательной задач, поэтому в данной главе мы рассматриваем психолого-педагогические условия применения наглядности в обучении иностранному языку, а также требования к применению наглядности на уроке иностранного языка.

К психолого-педагогическим условиям относятся:

  1. Направленность наглядности на решение следующих дидактических задач:

- приобретение учащимися ясных, конкретных, образовательных представлений о предметах и явлениях;

- прочное и сознательное усвоение учащимися знаний;

- осуществление связи теории с практикой, доступность обучения;

- развитие у учащихся способности к самостоятельной и творческой работе.

2.  Применение наглядных средств обучения на различных этапах урока:

Наглядность может быть как источником новых знаний и средством выработки практических умений и навыков, так и выполнять контрольно-оценочные функции, поэтому наглядность может быть применена на всех этапах учебного процесса: при изучении нового материала, при закреплении и систематизации знаний.

В первом случае мы имеем:

- процесс непосредственного наблюдения: учащиеся под руководством учителя непосредственно наблюдают подлежащие изучению предметы или явления или же, используя опыт, выполняют практические упражнения.

- наглядность демонстративного характера, когда учитель прибегает к демонстрации предмета, модели, либо иного динамичного образа или показу опыта, сопровождающегося объяснениями.

- наглядность иллюстративного характера, когда преподаватель после или в процессе объяснения и сообщения выводов по изученному материалу показывает различия наглядного материала.

3.  Использование наглядных методов обучения.

Дидактический принцип наглядности предполагает использование в учебном процессе наглядные методы обучения. Современная педагогическая наука условно подразделяет эти методы на 2 большие группы: метод иллюстрации и метод демонстрации.

Метод иллюстрации предполагает показ учащимся иллюстративных пособий (плакатов, карт, картин, портретов и т.д.).

Метод демонстрации обычно связан с демонстрацией диафильмов и кинофильмов.

4. Учет возрастных особенностей.

5. Учет индивидуально-возрастных особенностей высшей нервной деятельности учащихся и их психологических процессов, в частности типа их восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), внимания (степень произвольности и концентрации), памяти (зрительной, слуховой, моторной, комбинированной).

6. Сочетание со словом учителя.

Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом.

Из большого многообразия сочетания слова учителя и наглядных средств Л.В. Занков выделяет следующие основные формы:

- при посредстве слова учитель руководит наблюдениями учащихся, из которых извлекаются знания об облике наглядного объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях;

- при посредстве слова учитель на основе осуществленных ранее наблюдений и уже имеющихся знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей, которые не могут быть усмотрены в процессе восприятия;

- при посредстве слова учитель сообщает школьникам сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях, используя наглядные средства для подтверждения или конкретизации словесных сообщений;

- отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, учитель сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные.


Выводы по I главе

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности. Существует мнение, что наглядность обязательно должна присутствовать на уроке, так как стимулирует интерес к обучению у учащихся. Но не стоит забывать, что чрезмерное употребление средств наглядности может привести к обратному эффекту, то есть не во благо. Большое количество наглядности отвлекает, что приводит к рассеянному вниманию.

Рассматривая наглядность, как принцип, можно сделать вывод, что это «золотое правило дидактики», которое впервые открыл в ХVI веке чешский педагог  Ян Амос Коменский. Это правило гласит « …Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, подлежащее вкусу – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Существует несколько видов наглядности, при отборе которой необходимо учитывать характер каждой из них, а также педагогические условия применения наглядных средств обучения.


II глава: Реализация принципа наглядности при обучении устной речи на уроке ИЯ

II.1. Особенности реализации принципа наглядности при обучении ИЯ

В связи с возрастающими требованиями общества к обучению английского и других иностранных языков появилась острая необходимость поиска более эффективных путей повышения качества обучения.

Для успешного обучения педагогу важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те исходные положения или принципы, которыми нужно руководствоваться. Умелая реализация принципов в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Одним из наиболее важных из них является принцип наглядности обучения.

Некоторые методисты считают, что принцип наглядности в обучении иностранному языку проявляется весьма своеобразно: он находит свое  выражение, прежде всего, в доминирующей роли слуховой, а не зрительной наглядности. Мы же в свою очередь считаем, что нецелесообразно говорить о ведущей роли той или иной наглядности в процессе обучения английскому языку. И слуховая, и зрительная наглядность одинаково важны для более успешного процесса обучения. И если они будут использоваться во взаимосвязи друг с другом, то реализация принципа наглядности будет осуществляться наиболее полно.

Педагогический принцип наглядности обучения требует постоянного совершенствования средств обучения, использования наглядных пособий, соответствующих современному уровню развития науки и техники. Повышение качества преподавания тесно связано с коренным совершенствованием его методики, что, в свою очередь, зависит от применения учителем широкого комплекса наглядных пособий.

В процессе обучения английскому языку используются различные виды наглядности и, соответственно, различные наглядные пособия.  Важное место занимает изобразительная наглядность, которая имеет целью дать отображение реального мира (фотографии, рисунки, картины). Преподаватель на уроке очень часто использует пособия этой группы. Их преимущество в том, что они могут заменить реальный предмет определенными изображениями, ведь показать реальный предмет  на занятии часто бывает очень трудно или невозможно (например, крупных животных, исторические эпизоды). Эта группа наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о Вселенной, о различных сторонах жизни природы и человека.

К изобразительным средствам наглядности относят и технические средства - учебные видеофильмы, аудиозаписи, радио и телепередачи. Эти наглядные средства называют аудиовизуальными, позволяющими использовать в учебном процессе звук и изображение.

Наглядные пособия используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при проверке усвоения учебного материала.

Степень использования наглядности и характер ее различны на разных ступенях обучения. Наиболее полно используется она на начальных этапах, где довольно широко применяется индуктивный путь приобретения знаний. На средних и продвинутых этапах обучения наглядность сочетается с теоретическими положениями, которые излагаются преподавателем или формулируются в учебнике и играют роль  исходного начала в обучении.

Но многочисленные исследования свидетельствуют о том, что принцип наглядности может иметь не только положительное, но и отрицательное значение. Чрезмерное увлечение наглядностью и неправильное ее использование затрудняет формирование понятий, так как отвлекает внимание учащихся от существенных признаков наблюдаемых предметов или явлений и усиливает второстепенные по сущности, но иногда более заметные по внешнему виду признаки, приводит к ошибочным обобщениям и выводам. Далеко не всегда точное воспроизведение предметов, о которых говорит на уроке учитель, способствует пониманию и усвоению материала.

Подчеркивая значение наглядности в обучении, нельзя упускать из виду, что одновременно у учащихся надо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление, поэтому также не рекомендуется чрезмерно увлекаться применением  наглядных пособий.

Таким образом, как отсутствие в учебном процессе внешних средств наглядности не всегда говорит о нарушении принципа наглядности, так и наличие наглядных средств не всегда означает реализацию принципа наглядности.

Как уже говорилось выше, качество обучения зависит от правильного  применения учителем наглядных пособий. Анализ методической литературы по данному вопросу позволил выделить огромный комплекс наглядных пособий, рекомендуемых для использования в процессе обучения английскому языку. Это различные печатные, экранные, звуковые (аудитивные), экранно-звуковые (аудиовизуальные) средства и пособия. Существует большое количество методических рекомендаций по их использованию.

Значительную часть учебного фонда по английскому языку составляют печатные пособия. Они просты в использовании (не требуют аппаратуры), обеспечивают длительное, практически не ограниченное во времени экспонирование того или иного материала, рассчитанного на зрительное восприятие.

Дидактические возможности использования аудитивных и аудиовизуальных средств при обучении английскому языку очень широки. Главным звуковым (аудитивным) средством, используемым в обучении английскому языку, в настоящее время является магнитофон.

Как отмечает С.П. Золотницкая, с помощью аудитивных средств обучения «совершенствуются произносительные навыки учащихся, особенно ритмика, мелодика, интонационное оформление речи, развивается фонематический слух и увеличивается объем слуховой памяти. Звуковые пособия способствуют созданию прочных звукомоторных образов слов, облегчают развитие навыков и  умений в аудировании, расширяют его диапазон, что, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие чтения и экспрессивной устной речи».

Аудитивные пособия облегчают организацию учебного процесса. С их помощью можно разбивать речевой поток на фрагменты, моделировать изучаемое явление. М.В. Ляховицкий одним из «преимуществ, привносимых звукотехникой в учебный процесс» назвал «создание искусственной иноязычной среды»: «Успех создания искусственной иноязычной среды с помощью фонограммы заключается, прежде всего, в том, что фономатериалы ярко и наглядно демонстрируют основной компонент иноязычной среды – саму звучащую иностранную речь. Только из-за того, что у многих учащихся речевой слух недостаточно или плохо развит, широкое использование этого средства несколько сдерживается и чаще приходится стихийно. Но если обучение строить таким образом, чтобы одной из особых задач учебного процесса было бы развитие речевого слуха с помощью фономатериалов, то данный способ оказался бы и методически, и экономически наиболее целесообразным», - говорит М.В. Ляховицкий.

Аудиозапись может быть воспроизведена любое количество раз без изменения звучания, она характеризуется однонаправленностью, то есть направленностью на самого слушателя, и целым рядом других особенностей.

Использоваться аудиозаписи могут в нескольких целях. Прежде всего, они позволят сделать более эффективным обучение фонетике. При обучении фонетике звукозаписи можно использовать как иллюстрированный рабочий материал: используя фонограмму, учитель показывает, как должен звучать тот или иной звук, какой должна быть интонация  и т.д. Фонограммы, наговоренные дикторами - иностранцами могут широко использоваться для обучения аудированию. Цель их применения в данном случае очевидна - фонограммы позволяют ученикам обучаться пониманию на слух естественной иностранной речи. Это чрезвычайно важно и, очевидно, это наиболее известная форма использования фонограмм.

Использование  аудиозаписи в обучении языкам имеет большую историю. Еще в начале века звукозапись широко применялась для совершенствования произношения и формирования речевых навыков. Звуковые приложения и грампластинки уступили свое место магнитофону, но процесс обучения не пострадал, а даже выиграл.

Как уже говорилось выше, в процессе обучения английскому языку важное место занимают навыки и умения восприятия и понимания англоязычной речи на слух, которые требуют от учителя и учащихся значительных усилий и временных затрат.

Неоценимую помощь преподавателю в организации работы на уроке может оказать учебное кино и видеопособия. Активное внедрение в учебный процесс видеоаппаратуры с видеофильмами на английском языке, бесспорно, открывает широкие возможности для интенсификации учебного процесса и повышения его эффективности.

Роль учебного кино (видеофильма) для успешного изучения английского языка очень велика. Это объясняется самой природой кино, одним из свойств которого является высокая степень точности и отражения реальной действительности, способность создавать у учащихся образы, адекватные предметам, явлениям, событиям реального мира.

Специфика видеопособий в преподавании английского языка состоит в создании естественных ситуаций для речевого общения, обладающих большой силой эмоционального воздействия на учащихся. Сила эмоционального воздействия видеофильмов на учащихся состоит том, что учащиеся воспринимают учебный материал, представленный в яркой выразительной форме: игра актеров, их мимика, жесты, обстановка, в которой развивается действие, музыкальный фон и так далее. В.М. Глускин отмечает, что сильное эмоциональное воздействие видеопособия «создает исключительно благоприятные условия для беспереводного понимания, для умения ориентироваться в языковом комментарии или речи персонажей, опираясь на знакомые элементы развития языковой догадки. О том, насколько это важно для практического владения языком, говорить не приходится».

Эмоциональное воздействие на учащихся является бесспорным достоинством видеофильмов. Необходимо, чтобы внимание учащихся было направлено на формирование личностного отношения к увиденному. Успешное же достижение такой цели возможно лишь, во - первых, при систематическом показе видеофильмов, а во - вторых, при методически организованной их демонстрации.

В видеофильме имеет место синтез всех основных видов наглядности: зрительной, слуховой, моторной, предметной, образной. Фильм позволяет создавать любые временные и пространственные ситуации, в которых осуществляется речевая деятельность.

В процессе просмотра фильма человек слышит речь и одновременно видит лицо говорящего, обстановку, в которой развивается действие. В этом процессе декодирования информации участвуют не только зрительный и слуховой анализаторы, но и речедвигательный, выполняющий роль своеобразной «следящей системы». Выражение лица говорящего является зрительной опорой, в определенной мере способствующей тому, что зритель воспроизводит во внутренней речи то, что произносят дикторы, актеры, как бы подражает им, невольно имитирует их. Это создает условия для декодирования, и даже прогнозирования информации.

Зрительные опоры помогают устанавливать связь речевого материала с конкретной ситуацией. Все то, что появляется в кадре или исчезает из кадра, является потенциальной зрительной опорой: сами участники диалога, их одежда, обстановка, предметы, действия. Особую важность приобретают те компоненты зрительного ряда, которые непосредственно обеспечивают семантизацию речевого образца.

Важнейшей дидактической функцией видеофильмов является организация познавательной деятельности учащихся в процессе работы с фильмом. Видеофильм позволяет как бы расширить объем воспринимаемой в единицу времени информации путем взаимодействия разных каналов, по которым передается эта информация. При этом учебный материал воспринимается легко и непринужденно. Учащиеся мгновенно могут перенестись в любую обстановку, оказаться в любой ситуации, связанной с необходимостью быстро принимать решения, выполнять проблемные задания познавательного характера.

Использование видеофильмов помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего, внимания и памяти. Во время просмотра на занятии создается атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, а его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания

Таким образом, достоинства аудитивных и аудиовизуальных пособий очевидны. Их активное внедрение в учебный процесс открывает широкие возможности для повышения качества обучения.

В целом же, наглядность помогает учащимся усваивать языковой материал более осмысленно и с большим интересом. Кроме того, наглядность мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, расширяет объем усваиваемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс изучения английского языка.


II.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Методика обучения английскому языку в начальных классах существенно отличается от методики обучения в 5-6 классах. Эти различия обусловлены, в первую очередь, возрастными особенностями учащихся. Поэтому целесообразно рассмотреть эти особенности более подробно.

Характерной особенностью психологии младших школьников является большая конкретность их мышления, большая восприимчивость к мобильным, колоритным предметам. Дети стремятся к наглядно-чувственной опоре, к конкретизации всего, с чем им приходится сталкиваться. Эта особенность младших школьников требует наглядного, конкретного, яркого и доходчивого преподавания. Весьма большое значение приобретает работа учителя над тем, чтобы сделать восприятие детей управляемым и сознательным процессом, переходящим по мере надобности в наблюдение.

Дети младшего школьного возраста слабо дифференцируют сходные объекты, восприятие их поверхностно, они скорее стремятся «угадать», чем внимательно изучить предмет или явление. Учитель должен приучать их к точному, целенаправленному восприятию материала.

Внимание младших школьников неустойчиво. Это свойство их психологии, объясняющееся слабостью тормозного процесса и впечатлительностью, усиливается по отношению к неподвижным или малоподвижным объектам. Отсюда вытекает необходимость живого, динамичного и интересного обучения на начальной стадии как необходимого условия не только формирования у детей нужных знаний, умений и навыков, но и воспитания внимания.

При планировании учебного материала, имея в виду неустойчивость внимания младших школьников, следует прибегать к частым сменам видов деятельности детей. Ребенок обычно утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью. Смена различных видов деятельности является хорошим видом отдыха для ребёнка. Поэтому во время занятий английским языком с младшими школьниками следует чередовать различные приёмы обучения. Например, после отработки нового предложения рекомендуется организовать небольшую игру, вслед за этим перейти к диалогам, которые может сменить работа над стихотворением, и т.д.

Слабое развитие воли, регулирующей деятельность второй сигнальной системы, у детей младшего школьного возраста приводит к тому, что непроизвольное внимание у них превалирует над произвольным. В связи с этим учителю необходимо таким образом организовать обучение, чтобы постоянно привлекать внимание детей. Это одна сторона вопроса. Другая, не менее важная, заключается в том, что учитель должен развивать произвольное внимание учащихся. Это частично достигается путём постановки четких, ясных и посильных для детей задач. Вот почему большое воспитательное значение имеет постановка и разъяснение  им задач обучения как на длительный период времени (год), так и на каждое конкретное занятие.

У детей младшего школьного возраста наглядно-образная память доминирует над логической. Они лучше всего запоминают конкретные предметы, цвета, события, лица, факты. Поэтому ассоциация слова с конкретным предметом или действием является необходимым условием усвоения языкового материала на этом этапе.

Игры занимают важное место в жизни младших школьников. Большое значение для развития организма ребёнка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии. Те игры, в которые дети играли до школы, в младшем школьном возрасте приобретают иную окраску. Новая, учебная деятельность находит своё отражение в разнообразных играх в «школу», где дети младшего школьного возраста с особенным желанием выступают как «учителя».

Желание детей играть необходимо использовать и на занятиях по иностранному языку. Игра в данном случае – один из наиболее важных методов и стимулов обучения. Учитель может широко использовать подвижные, полуподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала, при опросе и контроле знаний, умений и навыков детей.

Большое воспитательное значение имеет правильная, педагогически и методически продуманная организация занятия, его режим. Каждый элемент занятия, будь то организационный момент или повторение, объяснение нового учебного материала или его отработка, должен планироваться и осуществляться с учётом возрастных, психологических особенностей детей, с учётом главной цели данного занятия, специфических особенностей иностранного языка как учебной дисциплины. При опросе необходимо терпеливо, с уважением и вниманием выслушать ребёнка, дать ему время подумать, помочь преодолеть волнение или робость.

Крайне важно осуществлять индивидуальный подход к детям при обучении иностранному языку. Как известно, работа учителя с группой как с коллективом не только не исключает, а, наоборот, предполагает вдумчивый индивидуальный подход к детям, учет личных особенностей ребёнка. При обучении иностранному языку преподаватель должен учитывать состояние и развитие артикуляционного аппарата ребенка, различные дефекты речи, слуха и т.д. Учитель должен быть очень тактичен, терпелив, внимателен, ни в коем случае не допускать насмешек товарищей, подбадривать ребёнка при неудачах, вселять в него уверенность, систематически работать над тем, в чём он испытывает затруднение. Особую сложность составляет постановка правильного произношения и правильно организованные занятия через развитие артикуляционного аппарата детей. Поэтому учитель не может пренебрегать трудностями учеников, страдающих дефектами речи. Он должен работать с ними больше, чем с другими учащимися, и в тесном контакте с учителем, ведущим данный класс, выправлять их произношение.

В младшем школьном возрасте дети чрезвычайно впечатлительны и доверчивы, любая мелочь имеет для них огромное значение. Поэтому от учителя требуется тактичность и сдержанность.

Ученики начальных классов охотно принимают участие в коллективных формах работы, им присуща соревновательность. Эти черты младшего школьника могут быть с успехом использованы для развития и автоматизации навыков устной речи через детский ученический коллектив.


Выводы по II главе

Для успешного обучения педагогу важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те исходные положения или принципы, которыми нужно руководствоваться. Умелая реализация принципов в процессе обучения служит важной предпосылкой его дидактической эффективности. Одним из наиболее важных из них является принцип наглядности обучения.

При реализации принципа наглядности необходимо помнить, что одновременно у учащихся надо развивать не только наглядно-образное, но и абстрактно-логическое мышление, поэтому не рекомендуется чрезмерно увлекаться применением  наглядных пособий. Но как отсутствие в учебном процессе внешних средств наглядности не всегда говорит о нарушении принципа наглядности, так и наличие наглядных средств не всегда означает реализацию принципа наглядности.

Не стоит также забывать, что одним из факторов, влияющих на реализацию наглядного принципа в обучении, являются и возрастные особенности детей, которые описаны в данной главе.

Для успешной реализации принципа наглядности при обучении устной речи на уроке ИЯ в начальных классах следует соблюдать все правила и особенности дидактики.


III глава: Разработка, пилотирование и анализ учебных заданий при обучении устному высказыванию с использованием принципа наглядности

Система упражнений может оказаться эффективной, только если она соответствует природе формируемых навыков и умений. Неотъемлемыми требованиями является разнообразие заданий. Они должны соответствовать возрасту, потребностям и интересам учащихся. Ниже изложено описание и результаты пилотирования упражнений.

Упражнение 1. (см. Приложение 1)

Тема: Seasons (Времена года)

Цели: развитие умений устной речи.

Задачи: отработать лексический материал по теме « Времена года».

Лексический материал: summer, flowers, snow, winter, rainy, sunny и так далее.

Выполнение задания: Данный тип задания выполняется каждым учеником индивидуально. Основная цель этого задания – составить небольшой текст, опираясь на картинки. Учащиеся составляют свой рассказ на основе ранее изученной лексики, опираясь на картинки. ( Возможно использовать  лексику, не представленную на картинках). Перед объяснением задания использовался текст,  для прослушивания, на основе которого в дальнейшем учениками выполнялось задание.

Примерный ответ:  There are 4 seasons: spring, summer, autumn, winter. Spring is usually green. The grass and the trees are green too. In winter it’s snowy. Children like to play with snowballs and make snowmen. In autumn it’s rainy. The leaves are yellow and red. In summer there are a lot of flowers, butterflies. It’s sunny all the day. It’s my favourite  season. (Существует 4 времени года: лето, осень, зима и весна. Весна обычно зеленая. Деревья и трава зеленые тоже. Зимой снежно. Дети любят играть в снежки и лепить снеговиков. Осенью дождливо. Листья желтые и красные. Летом много цветов и бабочек. Это мое любимое время года.)

Результаты пилотирования: Выполнение упражнения не вызвало затруднения у 80 % учащихся. У остальных 20% учащихся были проблемы, связанные с незнанием лексики, которые создавали барьер при выполнении заданий.

Упражнение 2. (см. Приложение 2)

Тема: Home sweet home (Дом, милый дом)

Цели: развитие умений устной речи.

Задачи: закрепить лексический и грамматический материал по теме «Мой дом».

Лексический материал:  fireplace, living room, sofa, chair и так далее.

Выполнение задания: Учащимся предлагается посмотреть на данные им картинки и описать комнату, изображенную на ней, используя ранее изученный грамматический и лексический материал.

Примерный ответ:  There is a sofa in a living room.  There are 2 chairs near the window. There is a big nice fireplace. There are 3 lamps and 1 shelf. There is no carpet here. I like this room.

Результаты пилотирования: Успех этого упражнения однозначен, так как лексический и грамматический материал, используемый при пилотировании, был  знаком ученикам. Творческий тип задания побудил детей к работе. В целом работа над упражнениями, развивающие умение говорения,  прошла успешно, если не считать незначительных проблем с дисциплиной.

Упражнение 3. (см. Приложение 3)

Тема: Home sweet home (Дом, милый дом)

Цели: развитие умений устной речи.

Задачи: закрепить лексический и грамматический материал по теме «Мой дом».

Лексический материал:  fireplace, living room, sofa, chair и так далее.

Выполнение задания: учащимся, которые предварительно разделились по парам, выдаются листы формата А4 и различные вырезки из журналов и газет. Перед ними ставится цель создать свой собственный проект по теме. В дальнейшем проектная работа защищалась.

Результаты пилотирования: В целом работа над упражнением, развивающим умение говорения, прошла успешно, если не считать незначительных проблем с дисциплиной, вызванной в результате парной работы. Интересное творческое задание вызвало хороший эмоциональный настрой для выполнения разработанного материала.

Упражнение 4. (см. Приложение 4)

Тема: «Writing letters to friends»

Цели: развитие умений устной речи.

Задачи: высказаться по теме, используя изученный материал, основываясь на опорах.

Лексический материал:  pen, poster, address, stamp, envelope и т.д.

Выполнение задания: учащимся предлагается просмотреть текст и вставить пропущенные слова. Затем прочитать текст и придумать концовку.

Результаты пилотирования: У некоторых учащихся возникали проблемы при выполнении первой части задания (вставить пропущенные слова). Проблемы возникали в связи с незнанием лексики. В остальном затруднения не возникали. В целом работа прошла успешно.

Упражнение 5. (см. Приложение 5)

Тема: «Seasons»

Цели: развитие умений устной речи.

Задачи:  тренировать умение устной речи.

Лексический материал: Summer, snow, hot, autumn, rain.

Выполнение задания: учащимся даются картинки в хаотичном порядке. Им предлагается прослушать текст и в соответствии с текстом разложить наглядности в правильном порядке. После чего учащиеся пересказывают прослушанный текст, опираясь на составленный ими ряд картинок.

Результаты пилотирования: У некоторых учащихся действительно возникали проблемы при выполнении первой части задания в связи с особенностями. Проблемы возникали в связи с непониманием текста. В остальном затруднения не возникали.


Выводы по III главе

Разработка заданий для обучения устной речи, а также результаты их пилотирования позволяют сделать следующие выводы:

  1. При подборе заданий важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей и их интересы.
  2. Использование наглядных пособий повышает познавательный интерес учащихся, формирует положительное отношение к процессу обучения.
  3. Использование наглядных пособий способствует развитию психологических процессов, таких как память, мышление, воображение, внимание, речь.

Заключение

Главная цель данной работы заключается в разработке эффективной системы упражнений для развития устной речи на начальном этапе с использованием принципа наглядности.

Разработанная система упражнений создана с учетом всех особенностей устной речи, рациональных систем упражнений и с рассмотрением различных классификаций наглядных средств.

Выдвинутые задачи, для достижения поставленной цели, были решены в процессе выполнения данной работы.

В связи с этим, в заключении можно сделать следующие выводы о том, что процесс обучения устной речи английского языка в начальных классах наиболее эффективен если:

  1. Определена роль наглядности в обучении ИЯ на начальном этапе;
  2.  При использовании средств наглядного обучения учитывается психологические особенности учащихся (типы памяти и типы восприятия);
  3. Использование средств наглядности соответствует дидактическим задачам урока;
  4. Использование средств наглядности соответствует этапу формирования умения говорения.


Библиография

  1. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам/В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969, стр.238
  2. Артемов, В.А., Психология обучения иностранным языкам/В.А. Артемов-М.: Просвещение-1969, стр.100
  3. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: метод, пособие. - М. : Айрис - пресс, 2004.
  4. Кабинет иностранного языка в средней школе.- М.: Просвещение, 1986.
  5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова – М.: ВЛАДОС, 2003, стр.51
  6. Кузнецов В.М. Учебное телевидение  и создание благоприятных условий психолого-педагогических протеканий процесса учения, 1984.
  7. Леонтьев А.А. . Речь и общение. - Иностранный язык в школе, 1974.
  8. Ляховицкий  М.В. Применение звукозаписи в обучении ин. языкам. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1973.
  9. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях: Учеб.-метод. пособие под ред. А. А. Миролюбова и А. В. Парахиной.- 2-е изд. испр. М.: Высш. шк.,1984, С. 213.
  10.  Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988, стр. 223
  11.  Пассов, Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам/ Е.И. Пассов. - М.: русский язык,1977, стр.108
  12.  Педагогика школы. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под ред. чл.-кор. АПН СССР Г.И.Щукиной. М., «Просвещение»,1977, стр.299
  13.  Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ П.И. Пидкасистый – М.: Просвещение,2002, стр.92
  14. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый – М.: Просвещение,2002, стр.102
  15.  Российская педагогическая энциклопедия – М.: Научная издательство «Большая научная энциклопедия», 1999-т.2, стр.159
  16.  Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс
  17.  Щукина, Г.И. Педагогика школы./ Г.И. Щукина-М.: Просвещение, 1977, с. 298


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение связной речи в 5 классе по принципу преемственности с начальной школой лицея

В статье показаны приемы работы по обучению пятиклассников связной речи, по совершенствованию  коммуникативных компетенций учащихся, приведены пример...

Реализация принципов обучения иностранному языку в начальной школе с использованием УМК «Английский в фокусе»

Современному учителю порой нелегко сделать выбор учебно-методического комплекта в нынешнем многообразии учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Хотелось бы обратить внимание коллег-педагог...

Обучение устной речи с использованием наглядностей в начальной школе.

Здесь представлена моя работа по теме "Обучение устной речи с использованием наглядностей в начальной школе."....

Обучение устной речи на начальном этапе обучения

Как происходит овладение иностранным языком на начальном этапе обучения и с какого возраста следует вовлекать детей в этот процесс? Чем раньше ребёнок  начинает обучаться иностранному языку, тем ...

Использование принципа наглядности и игрового метода в обучении правилам чтения на уроке английского языка

в статье описываются некоторые игровые методы обучения правилам чтения английского языка в начальной школе...

Развитие устной речи учащихся начальных классов с нарушением зрения и интеллекта

Статья будет интересна учителям ОУ, воспитателям, дефектологам, а также тем, кто работает с детьми с ОВЗ....

Методическая разработка по теме "Обучение устной речи на начальном этапе изучения английского языка" (из опыта работы)

В методической разработке рассматриваются упражнения, способствующие развитию устной речи на начальном этапе изучения английского языка....