Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.
учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс) на тему
Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemkovafakult5.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новотрёминская средняя общеобразовательная школа
Программа факультативного курса
по немецкому языку
«В мире немецкого языка»
для 5 класса
Автор: Немкова Анастасия Андреевна
учитель немецкого языка первой
квалификационной категории
посёлок. Новотрёмино 2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.
Факультативные занятия по чтению для учащихся 5 классов рассматриваются как составная часть школьной программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием.
Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).
Задачи:
- Познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
- Развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
- Формировать умения применять на практике полученные знания;
- Развивать творческий потенциал учащихся;
- Повышение мотивации и активизации деятельности.
Факультативные занятия по чтению обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.
Формирование у учащихся умений коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.
Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативного курса является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот или иной способ смысловой переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.
Данные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).
Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.
Ведущая развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое обучение, наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов.
Факультативные занятия по чтению ориентирован на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди других языков.
В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.
Данный факультативный курс носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение чтению иноязычных текстов должно быть направлено на развитие у учащихся следующих умений:
• определять тему/ главную мысль текста;
• прогнозировать содержание по заголовку, началу текстов, зрительной наглядности;
• отделять основную информацию от второстепенной;
• выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;
• использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опоры для понимания;
• классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;
• оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.
Данные умения целесообразно развивать в процессе чтения адаптированных текстов, содержание которых должно удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты, научно-популярные (детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения, расписания движения транспорта, объявления и др.).
Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.
Успешность обучения определяется следующими условиями: быстрый темп чтения; одноразовое чтение текста про себя; проверка понимания основной информации; исключение перевода на родной язык.
Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными умениями:
прогнозировать содержание текста по заголовку;
опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);
использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);
использовать двуязычные словари.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке заключается в выявлении степени сформированности навыков и умений чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания. Сформированные знания, навыки и умения чтения должны позволить учащемуся в процессе чтения иноязычных текстов (в соответствии с его реальными интересами и потребностями) использовать различные стратегии чтения: извлекать основное содержание текста; выявлять наиболее значимую (интересную), необходимую информацию, опираясь при этом, в случае необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.
Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и характером текста.
Критерии сформированности умений чтения:
- полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;
- точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и грамматических средств в конкретном контексте;
- глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной информации.
Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:
- определять и выделять основную информацию текста;
- отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;
- предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;
- обобщать изложенные в тексте факты;
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Успешная реализация целей и задач факультативных занятий «Практикум по чтению» неразрывно связана с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.
В основу факультативных занятий положены принципы непрерывности, преемственности и межпредметности.
Текстовой материал факультативных занятий соотнесен в содержательном плане с основными темами/проблемами основного курса.
Обучение чтению на факультативных занятиях предполагает создание проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.
В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения пассивного словаря. Учащимся предлагаются задания по овладению словообразовательными моделями, развитию умения распознавать лексические единицы на основе контекста и др.
Различной может быть методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией, либо «разорванные» тексты, где преднамеренно опускается необходимая информация для стимулирования потребности в дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.
Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.
Методы и приемы обучения
| Приемы обучения |
Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой | - объяснение; |
Практика, тренировка | - словарная работа; |
Продуктивная работа учащихся | - проектная работа; |
Основные положения обучения:
- в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда;
- курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
- дифференцированный подход, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, реализуется через использование материала разного уровня трудности, использование опор различной степени развернутости, разные способы контроля.
Инновационность программы: программа включает новые для обучаемых социокультурные знания, не содержащиеся в базовых программах.
Контроль знаний и умений: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий по подготовке к праздникам. Итоговый контроль реализуется при проведении праздников.
Организация учебного процесса:
- урочная форма, в которой учитель знакомит с традициями, культурой, обычаями в Германии;
- внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно выполняют проектные задания.
Здоровьесберегающие технологии предполагают учет физиологических и психологических особенностей школьников, предусматривают разнообразные виды работы, новизну и нетрадиционность материала.
В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо.
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки | Виды текстов | Дата проведения |
1-4 | Здоровый образ жизни | 4 | комбинированные | Уметь читать стихотворение с предварительно снятыми трудностями, уметь читать текст с полным пониманием прочитанного | Рассказы, песни, стихи, диалоги, лингвострановедческие тексты | |
5-9. | Жизнь в городе и деревне | 5 | комбинированные | Уметь читать текст с пониманием основного содержания, выражая собственное мнение | Рассказы, сказки, лингвострановедческие тексты, стихи | |
10-14. | Каникулы | 5 | комбинированные | Уметь читать текст с общим охватом содержания, выделять главную мысль | Рассказы, песни, программа проведения каникул, диалоги | |
15-19. | Праздники | 5 | комбинированные | Развивать навыки распознавания новых лексических единиц с целью их лучшего запоминания | Рассказы, поздравительные открытки, письма | |
20-24. | Телепередачи | 5 | комбинированные | Уметь читать текст с полным пониманием с использованием словаря | Рассказы, сказки, информация в телефонной книге, реклама, письма | |
25-29. | Путешествия | 5 | комбинированные | Уметь читать тексты с извлечением главных факторов, опуская второстепенные | Рассказы, правила безопасного движения на улицах, дневник путешествий
| |
30-34 | Страны и континенты | 5 | комбинированные | Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного, извлекая нужную информацию | Рассказы, стихи, письма, интервью, лингвострановедческие тексты | |
35. | Обобщающий урок | 1 |
Литература для учителя :
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, .Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. Москва «Просвещение» 2013
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 4 класса. Москва «Просвещение» 2013
Литература для учащихся:
- Журнал “Методическая мозаика”Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 3 класса. Москва «Просвещение» 2013
- “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 4 класса. Москва «Просвещение» 2013
- Диск «Учите немецкий»
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»
Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...
Программа факультативного курса «Говорим и пишем по - немецки правильно» для 6 класса
Факультативный курс «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся по грамматике немецкого языка, совершенствовать на...
Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.
Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...
Программа факультативного курса «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса
Факультативный курс «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса имеет своей целью обеспечить овладение обучающимися немецким языком на базовом уровне, заданном государственным стандартом, т. е. ку...
программа по внеурочной деятельности по английскому языку "В мире английского языка" 3 класс
Программа “В мире английского языка” имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 3-4-ых классов.Педагогиче...
Презентация к уроку немецкого языка (2-й иностранный язык) по теме: "Немецкие праздники"
Презентация к уроку немецкого языка (2-й иностранный язык) по теме: "Немецкие праздники" станет хорошим дополнением к Вашему уроку!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ « В МИРЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» 8 КЛАСС
Целью курса внеурочной деятельности является углубленное изучение наиболее сложных правил по грамматике английского языка...