Главные вкладки

    Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.
    учебно-методический материал по немецкому языку (5 класс) на тему

    Немкова Анастасия Андреевна

    Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nemkovafakult5.doc82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Управление  образования администрации Тайшетского района

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

    Новотрёминская средняя общеобразовательная школа

    Программа факультативного курса

    по немецкому языку

    «В мире немецкого языка»

    для 5 класса

    Автор: Немкова Анастасия Андреевна

                                                                                                                                                                  учитель немецкого языка первой

                      квалификационной категории

    посёлок. Новотрёмино 2014г.

                                                                 

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В настоящее время получение информации посредством чтения является одним из важнейших путей приобретения и пополнения знаний, присвоения опыта, накопленного человечеством в самых разнообразных областях социальной, культурной, профессиональной и других видах деятельности. Чтение как разновидность информационной, поисковой и познавательной деятельности человека занимает особое место в образовании, развитии и обучении современного человека. Сегодня большинство специалистов понимают, что научить читать – это значит не только выработать умения правильно озвучивать текст на иностранном языке, но и извлекать содержащиеся в нем мысли, идеи факты, понимать его, оценивать, использовать полученную информацию. Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную роль. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию познавательных интересов, а также общей культуры школьников.

    Огромное количество информации, заключенной в текстах для чтения, побуждает к выработке гибкого подхода к чтению, т.е. к развитию способности извлекать информацию с разной степенью глубины и полноты в зависимости от коммуникативной задачи.

    Факультативные занятия по чтению для учащихся 5 классов рассматриваются как составная часть школьной программы гуманитаризации общего среднего образования, как органическая часть процесса «интеллектуализации» содержания обучения, он тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием.

    Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с учетом его специфики и в соответствии с коммуникативной задачей, извлекать информацию с разной степенью полноты и глубины (понимать основное содержание текста; выборочно извлекать необходимую/интересующую информацию), пользоваться компенсаторными умениями (использовать: языковую и контекстуальную догадку; словари и различные виды справочной литературы; иллюстративные и изобразительные опоры).

    Задачи:

    • Познакомить с традициями, обычаями праздников в Германии;
    • Развивать коммуникативную компетентность учащихся;
    • Развивать толерантное отношение к культуре другого народа;
    • Формировать умения применять на практике полученные знания;
    • Развивать творческий потенциал учащихся;
    • Повышение мотивации и активизации деятельности.

    Факультативные занятия по чтению обеспечивают комплексную реализацию общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.

    Формирование у учащихся умений  коммуникативного и интеллектуального чтения, которое, затрагивая личность обучаемого, его интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы, предполагает интерпретацию прочитанного, понимание эксплицитно и имплицитно заложенной в тексте информации, соотнесение его содержания со своим личным опытом и умение аргументировано изложить свое понимание проблем, затронутых в тексте.

    Сложное интегративное умение понимать прочитанное предполагает активизацию когнитивных ресурсов школьника и их направленность на решение интеллектуальных задач. Значительное место при этом в деятельности читающего занимают планирование и самоконтроль своей деятельности. Важной задачей факультативного курса является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельной работы с иноязычным текстом: способность выбрать тот  или иной способ смысловой переработки печатной информации для решения конкретной коммуникативной задачи, способность использовать компенсаторные умения, а также умение оценить свою познавательно-поисковую деятельность при чтении.

    Данные занятия способствуют развитию учебно-познавательных умений: работать с двуязычным и одноязычным словарями, а также умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде, включая компьютерные технологии (Интернет, обучающие компьютерные программы, мультимедиа).

    Образовательная ценность чтения адаптированных иноязычных текстов способствует языковому образованию школьников, а также расширению их общего кругозора в контексте мировой культуры. В процессе чтения лингвострановедческих текстов, наглядно демонстрирующих факты и реалии  страны изучаемого языка, учащиеся проводят аналогии, противопоставления, обобщения, сравнения между фактами родной и изучаемых культур. Все это способствует не только общему образованию школьников, но и развитию их культуры в целом, приобщению к общечеловеческим ценностям, обогащению национального самосознания, формированию ценностных ориентаций личности, расширению и углублению поликультурного поля учащихся.

    Ведущая  развивающая функция чтения состоит в формировании критического творческого мышления, гуманистических ценностных ориентаций, формирование эстетического отношения к окружающему миру в процессе знакомства с иноязычными текстами. В рамках факультативного курса по чтению учащиеся решают различного рода проблемно-поисковые задачи: познавательно-поисковые, групповые и индивидуальные проекты, ролевые игры и т.д., при выполнении которых учебная деятельность школьников скрещивается с другими видами человеческой деятельности, например, познавательной или ценностно-ориентационной. Такое обучение,  наряду с усвоением определенного объема знаний и формированием навыков и умений, направлено на развитие познавательных процессов и способствует развитию всех сторон личности школьников, их языковых, интеллектуальных и познавательных способностей: мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, системы нравственных и эстетических взглядов.

    Факультативные занятия по чтению ориентирован на формирование интереса к чтению литературы страны изучаемого иностранного языка, воспитание уважения к культурным ценностям, традициям своего народа и других народов, а также воспитание понимания роли изучаемого иностранного языка среди других языков.

    В рамках чтения предусматривается также формирование информационной культуры школьников.

    Данный факультативный курс носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 34 часа в год.

    СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

    Обучение  чтению  иноязычных  текстов  должно  быть  направлено  на развитие у учащихся следующих  умений:

    •  определять тему/ главную мысль текста;

    •  прогнозировать   содержание   по   заголовку,   началу   текстов,   зрительной наглядности;

    •  отделять основную информацию от второстепенной;

    •  выбрать главные факты текста, опуская второстепенные;

    •  использовать   сноски   (ключевые   слова,   реалии   и   др.)   как   опоры   для понимания;

    •  классифицировать/ группировать информацию по определенному признаку;

    •  оценивать важность, новизну, изложенных в тексте фактов и др.

    Данные умения  целесообразно развивать в процессе чтения  адаптированных текстов, содержание которых должно удовлетворять познавательно-коммуникативные потребности и интересы школьников: несложные художественные тексты, научно-популярные (детские журнальные статьи), прагматические (вывески, афиши, меню, рецепты, программы телевидения, расписания движения транспорта, объявления и др.).

    Язык текстов, предназначенных для извлечения из них основной информации, должен быть нормативным, а содержание текстов соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся.

    Успешность обучения определяется следующими условиями:  быстрый темп чтения;   одноразовое чтение текста про себя;   проверка понимания основной информации;   исключение перевода на родной язык.

    Достижение того или иного уровня понимания иноязычного текста предполагает владение учащимися компенсаторными  умениями:

    прогнозировать содержание текста по заголовку;

    опираться на средства зрительной наглядности (рисунки, фотографии, таблицы);

    использовать языковую догадку (по схожести со словами родного языка);

    использовать двуязычные словари.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

     Контроль выполнения требований к владению чтением на иностранном языке  заключается в выявлении степени сформированности навыков и умений  чтения иноязычного текста с различной степенью полноты и точности понимания. Сформированные  знания,  навыки  и  умения  чтения   должны позволить   учащемуся   в процессе чтения иноязычных текстов (в соответствии с его реальными интересами  и потребностями)  использовать различные стратегии  чтения: извлекать основное содержание текста; выявлять наиболее значимую (интересную), необходимую информацию, опираясь при этом, в случае необходимости, на догадку, словарь, а также на опоры в виде комментария и/или паралингвистических средств.

    Контроль прочитанного следует проводить в строгом соответствии  с коммуникативными заданиями, стратегиями чтения и характером текста.

    Критерии сформированности умений чтения:

    - полнота понимания: правильность определения темы, установления фактов, последовательности событий;

    - точность понимания: однозначность понимания информации и правильность понимания значений лексических и грамматических средств в конкретном контексте;

    - глубина понимания: понимание точки зрения автора и его отношения к событиям и действующим лицам, оценка извлеченной информации.

    Показателями понимания основного содержания текста являются следующие умения:

    -      определять и выделять основную информацию текста;

    -      отделять информацию первостепенной важности от второстепенной;

    -      предвосхищать возможное развитие (завершение) действий, событий;

    -      обобщать изложенные в тексте факты;

    ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    Успешная реализация целей и задач факультативных занятий «Практикум по чтению» неразрывно связана с организацией учебно-воспитательного процесса по иностранному языку.

    В основу факультативных занятий положены принципы непрерывности, преемственности и межпредметности.

    Текстовой материал факультативных занятий соотнесен в содержательном плане с основными темами/проблемами основного курса.

    Обучение чтению на факультативных занятиях предполагает создание  проблемных ситуаций, организующих учебно-познавательную деятельность и требующих от обучаемых самостоятельного поиска, обобщений и выводов на основе заложенной в тексте информации. Для стимулирования интеллектуальной активности учащимся целесообразно использовать различные проблемно-поисковые задания на прогнозирование темы/проблемы текста по его заголовку, подзаголовкам, ключевым словам, установление тем абзацев путем определения ключевых слов и предложений, углубление содержания текста на основе имеющихся знаний.

    В ходе учебного процесса предусматривается также расширение лексического запаса учащихся за счет обогащения пассивного словаря. Учащимся предлагаются  задания по овладению словообразовательными моделями, развитию умения распознавать лексические единицы на основе контекста и др.

    Различной может быть  методическая организация текстов. Учащимся предлагаются тексты с цепочечной информацией, либо «разорванные» тексты, где преднамеренно опускается необходимая информация для стимулирования потребности в дальнейшем чтении или просмотре других материалов. Целесообразно использовать тематически смежные тексты, объединенные одной проблемой, и освещающие различные стороны ее решения.

    Структура заданий моделирует ситуации «естественного» чтения с целью поиска информации. Задания направлены на обучение приемам смыслового свертывания и расширения текста, на выведение суждения на основе содержания текста, сравнение информации с уже известными фактами, углубление содержания текста на основе актуализации фоновых знаний.

     

    Методы и приемы обучения


    Методы обучения 

    Приемы обучения

    Презентация: знакомство с новой лексикой, с новой темой

    - объяснение;
    - слушание, повторение, запись;

    Практика, тренировка

    - словарная работа;
    - чтение материала;
    - проверка понимания с помощью различных упражнений (множественный выбор, закончить предложения, подтвердить предложения, перевести, соотнести...);
    - парная и групповая работа;
    -разучивание песен, стихотворений, ролей для инсценировки сказок, ситуаций, диалогов.

    Продуктивная работа учащихся

    - проектная работа;
    - обсуждение изучаемой темы;
    - ролевые и сюжетные ситуации;
    - презентация;
    - проведение праздника.

    Основные положения обучения: 

    • в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда;
    • курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом;
    • дифференцированный подход, предполагающий учет уровня подготовки учащихся, реализуется через использование материала разного уровня трудности, использование опор различной степени развернутости, разные способы контроля.

    Инновационность программы: программа включает новые для обучаемых социокультурные знания, не содержащиеся в базовых программах.

    Контроль знаний и умений: текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися заданий по подготовке к праздникам. Итоговый контроль реализуется при проведении праздников.

    Организация учебного процесса:

    - урочная форма, в которой учитель знакомит с традициями, культурой, обычаями в Германии;
    - внеурочная форма, в которой учащиеся самостоятельно выполняют проектные задания.

    Здоровьесберегающие технологии предполагают учет физиологических и психологических особенностей школьников, предусматривают разнообразные виды работы, новизну и нетрадиционность материала.

    В силу специфики обучения иностранным языкам большинство уроков носят комбинированный характер, когда на одном и том же уроке могут развиваться у учащихся все четыре вида речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование и письмо.

    Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (35 часов в год).

    Календарно-тематическое планирование  

    п/п

    Тема занятия

    Кол-во

    часов

    Тип урока

      Требования к уровню

               подготовки

    Виды текстов

    Дата проведения

    1-4

    Здоровый образ жизни

    4

    комбинированные

     Уметь читать стихотворение с предварительно снятыми трудностями, уметь читать текст с полным пониманием прочитанного

    Рассказы, песни, стихи, диалоги, лингвострановедческие тексты

    5-9.

    Жизнь в городе и деревне

    5

    комбинированные

     Уметь читать текст с пониманием основного содержания, выражая собственное мнение

    Рассказы, сказки, лингвострановедческие тексты, стихи

    10-14.

    Каникулы

    5

    комбинированные

     Уметь читать текст с общим охватом содержания, выделять главную мысль

    Рассказы, песни, программа проведения каникул, диалоги

    15-19.

    Праздники

    5

    комбинированные

    Развивать навыки распознавания новых лексических единиц с целью их лучшего запоминания

    Рассказы, поздравительные открытки, письма

    20-24.

    Телепередачи

    5

    комбинированные

    Уметь читать текст с полным пониманием с использованием словаря

    Рассказы, сказки, информация в телефонной книге, реклама, письма

    25-29.

    Путешествия

    5

    комбинированные

    Уметь читать тексты с извлечением главных факторов, опуская второстепенные

    Рассказы, правила безопасного движения на улицах, дневник путешествий

     

    30-34

    Страны и континенты

    5

    комбинированные

    Уметь читать текст с полным пониманием прочитанного, извлекая нужную информацию

    Рассказы, стихи, письма, интервью, лингвострановедческие тексты

    35.

    Обобщающий урок

    1

    Литература для учителя :

    1.  “Erste Schritte” И. Л. Бим, .Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. Москва «Просвещение» 2013
    2. “Erste Schritte” И. Л. Бим,  Л. И, Рыжова. Книга для учителя к учебнику для 4 класса. Москва «Просвещение» 2013

    Литература для учащихся:

    1. Журнал “Методическая мозаика”Приложение к журналу «Иностранные языки в школе»
    2. “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 3 класса. Москва «Просвещение» 2013
    3. “Erste Schritte” И. Л. Бим, Л. И, Рыжова. Учебник для 4 класса. Москва «Просвещение» 2013
    4. Диск «Учите немецкий»
    5. Интернет-ресурсы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»

    Программа факультативного курса «Геометрическое моделирование окружающего мира»...

    Программа факультативного курса «Говорим и пишем по - немецки правильно» для 6 класса

    Факультативный курс  «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся  по грамматике немецкого языка, совершенствовать на...

    Программа факультативного курса по немецкому языку «В мире немецкого языка» для 5 класса.

    Целью факультативных занятий «В мире немецкого языка» является развитие коммуникативных умений чтения адаптированных текстов по программной тематике, позволяющих учащимся ориентироваться в тексте с уч...

    Программа факультативного курса «Лингвостилистический анализ текста» (по русскому языку)

    Предлагаемое планирование предполагает изучение языка на текстовой основе при помощи использования элементов лингвостилистического анализа текста, основанного на функционально-семантическом подходе. С...

    Программа факультативного курса «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса

    Факультативный курс  «Говорим и пишем по-немецки» для 6 класса имеет своей целью обеспечить овладение обучающимися немецким языком на базовом уровне, заданном государственным стандартом, т. е. ку...

    программа по внеурочной деятельности по английскому языку "В мире английского языка" 3 класс

    Программа “В мире английского языка” имеет общеинтеллектуальную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 3-4-ых классов.Педагогиче...

    Презентация к уроку немецкого языка (2-й иностранный язык) по теме: "Немецкие праздники"

    Презентация к уроку немецкого языка (2-й иностранный язык) по теме: "Немецкие праздники" станет хорошим дополнением к Вашему уроку!...