инновационный педагогический проект
опыты и эксперименты по немецкому языку на тему

Хмарина Татьяна Анатольевна

Использование метода интеграции в обучении немецкому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt_integratsiya.doc202.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 3 »

города Энгельса Саратовской области

Инновационный педагогический проект

Использование метода интеграции

в обучении немецкому языку

Проект выполнила

учитель немецкого языка

первой квалификационной            категории

МОУ «ООШ № 3”

Хмарина Татьяна Анатольевна

Содержание

Введение……………………………..........................................3

1.Метод интеграции в обучении иностранному

(немецкому) языку…………….……………...........................................5

1.1 . Основная идея интеграции ……………………………................ 6

   

1.2. Интегрированный урок…………………………….........................8

2.Результаты применения метода интеграции. Практическая  значимость проекта …………………………….....................................11

3. Заключение……………………………...............................................13

4. Приложение……………………………......................................15

Введение

                  Всё, что находится во взаимной связи,

должно преподаваться в такой

же связи…

Ян Амос Каменский

Новое тысячелетие. XXI век. Модернизация образования - путь, который позволит России стать конкурентным обществом в современном мире, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этой с задачи важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. (Национальная образовательная инициатива « Наша новая школа»).

Перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. В основе такого понимания лежит идея интеграции. Эта идея возникла на основе всеобщности и единства законов природы и культуры. Современному обществу нужен  человек, самостоятельно критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности обучающихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса.

Знание иностранного языка в настоящее время является одной из основных характеристик современного человека. Иностранный язык выступает как средство познания мира, открывает путь к свободному общению людей разных национальностей, сближению культур, взаимопониманию. Актуальность овладения немецким языком объясняется традиционными культурными и экономическими связями России и Германии, значимостью немецкого языка в Европе, и, наконец, большим вкладом  немецкоязычных народов в развитие мировой культуры.

Процессы межкультурной интеграции обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Особенно актуальным стал интерактивный подход  к обучению родному и иностранному языкам в школе. Для современного языкового образования необходимы интеграция, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языками.

Интегрированные уроки, в моём понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс самостоятельной  деятельности , т.к. каждый имеет  возможность проявить себя в той области,  которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать, где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. На своих интегрированных уроках я создаю  условия для проявления  коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире. По своей сути предмет «Немецкий язык» является интегрированным. Он весь пронизан межпредметными связями и предлагает обучающимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Цель моей педагогической деятельности как учителя  немецкого  языка - создание условий для достижения достаточного уровня коммуникативной компетенции при изучении иностранного языка, социокультурного развития учащихся, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, повышения мотивации в изучении немецкого  языка.

1. Метод интеграции в обучении немецкому языку

Интеграция – это организация предметной деятельности, предполагающая использование  подхода, ориентированного на формирование системного типа мышления. Главное в интегрированном уроке, на мой взгляд, - вычленить проблему. Она должна быть комплексной, жизненной, социально значимой. Ученик включается в решение проблем, важных для него, а я, как учитель,  предлагаю проблемно ориентированные задания, значимые для ученика задачи, формулирую  вопросы на стыке знания и незнания.

Актуальность этого метода обусловлена тем, что он позволяет:           -развивать творческие возможности учащихся, умения самостоятельно -конструировать свои знания,

-применять их для решения познавательных и практических задач,        -ориентироваться в информационном пространстве,

-анализировать полученную информацию.

Основная цель обучения немецкому языку – формирование коммуникативной компетенции. Это предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Поэтому я считаю: необходимо  изменить  содержание обучения и познавательной деятельности учащихся, что  облегчало бы и ускоряло овладение знаниями, активизировало бы процесс их усвоения, дало возможность  школьникам использовать  приемы самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовало бы формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.

В основе моей работы лежит личностно-ориентированный подход.                        Метод интеграции наиболее полно отражает его основные принципы.  В преподавании немецкого языка я прежде всего ориентируюсь на личность ученика, его потребности и возможности, применяю на своих уроках принципы сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности.  Это  позволяет учащимся использовать немецкий язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами немецкого языка.

1.1  Основная идея интеграции

Идея  применения интегрированного обучения немецкому языку в моей практике  появилась в результате поисков оптимальных средств и форм обучения школьников, стимулирующих их мотивацию.

Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов и взглядов позволило развить идею интегрированного обучения. Моя идея интеграции в обучении немецкому языку заключается в следующем: Инновация, Наблюдение, Творчество, Емкость учебного материала, Гармоничное развитие личности, Развитие коммуникативной и культурной образованности, Активный познавательный процесс, Целостность восприятия, Использовние различных видов деятельности,  Я-концепция.

Каковы же истоки этой системы обучения учащихся – интеграции?

Дифференцированная система обучения предполагает приобретение знаний в процессе изучения различных учебных курсов-предметов. Я убедилась,  что  очень часто полученные по такой системе обучения знания остаются разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого  учащиеся не всегда могут целостно   воспринимать  учебный материал о предмете, явлении,  всю картину мира.

Для преодоления этого  противоречия в системе дифференцированного обучения  я  стала использовать межпредметные связи  и интеграцию, что позволило  активизировать  познавательную деятельность  школьников. Я убедилась, что на элементарном уровне большинство учащихся мыслят конкретно, и обучение немецкому языку   основываю  на объектах, поддающихся опознанию, а не на абстрактных идеях.

Отмечу также, что при обучении особенно немецкому языку дети не следуют тому же логическому порядку, по которому строится преподавание других научных дисциплин. Поэтому  при интеграции немецкого языка с другими дисциплинами  более активно развиваются способности к критическому мышлению, повышается мотивация обучения. Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока, что способствует сохранению здоровья школьников. Это в полной мере проявилось на интегрированных мероприятиях «Рождество», «Осенняя мозаика».(Приложение)

1.2 Интегрированный урок

На традиционных уроках обучение иностранному языку строится как процесс приобретения моносистемных знаний: обучение с основными видами речевых действий, грамматике, что направленно на раскрытие внутренних механизмов функционирования и реализации их в речи. На нетрадиционных уроках (интегрированных) формируются полисистемные знания о языке и окружающем мире, при этом  овладение иностранными языками является не только целью, но и средством в осознании взаимосвязей с другими сферами знаний и жизни. Такие уроки повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

Я использую различные виды интегрированных уроков, а именно: координированные ,комбинированные, проектные.

На координированных уроках знания одного предмета основываются на знании другого предмета, например, уроки истории, краеведения  и немецкого языка (тема «Из истории немцев Поволжья»). На таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. Они не формируют целостного мировоззрения.

Комбинированные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что дает возможность исследовать одну и туже проблему с различных позиций. В своей деятельности а провожу комбинированные интегрированные уроки немецкого языка с другими учебными предметами. Например, урок истории, информатики и немецкого языка «Москва- столица нашей Родины» , урок немецкого и английского языков «Рождество» (Приложение), «Праздник алфавита».

На проектных  уроках продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространенных социальных проблем  проект на немецком языке «Охрана окружающей среды», «В здоровом теле- здоровый дух».

Все виды этих уроков имеют общие цели:

1)        обучение умению выделять определенные свойства и явления окружающего мира и пытаться дать им объяснение;

2)        обучение системе общих понятий, на основе которых учащиеся могли бы самостоятельно анализировать факты и явления;

3)        обучение поиску самостоятельного пути решения проблемы;

4)        понимание культурной ценности мировоззрения.

Мои интегрированные уроки строятся на тематической или проблемной основе, выделении одной дисциплины в качестве ядра или взаимного переплетения учебного материала на каждом этапе урока.

Интегрированные уроки относятся к нестандартным формам урока. Я  провожу их один раз в четверть, в полгода, так как они  требуют подготовки и творческой инициативы группы учителей разных предметов. Немецкий язык   – особый предмет, но невозможно постичь всю глубину и сложность языковых явлений, не учитывая их психологических и социальных аспектов (языковых выражений).

Интегрированный урок немецкого языка с историей, информатикой, искусством, музыкой, МХК повышают мотивацию при обучении немецкому  языку. Интегративный подход позволяет обучать смешанным в реальном мире коммуникативным функциям в рамках  речевого акта, указывая на то, как речь используется в ежедневных ситуациях, например, для извинения, похвалы, запроса информации, решения математической задачи. Интегрированные уроки, построенные на широкой литературной, музыкальной, математической, искусствоведческой информации, дают многомерное понимание действительности и роли языка как элемента культуры. ( До сих пор помню удивлённые глаза учеников 6 класса при изучении рецептов немецкой кухни и то,  с каким удовольствием они выполнили домашнее задание и принесли приготовленные по этим рецептам блюда)

Почему я провожу интегрированные уроки иностранного языка с музыкой, ИЗО, литературой и МХК  на начальном и среднем этапах обучения?

Принципы дидактики определяют отбор учебного материала по возрастным и индивидуальным особенностям детей, с точки зрения его доступности, наглядности, жизненности, практической и воспитательной направленности.

Во-первых, дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще…».

Во-вторых, дети учатся видеть гармонию цветов и музыки, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающей природы, внутреннего мира. Испытываемое от эстетических впечатлений и переживаний наслаждение развивается и вырастает в потребность видеть и создавать прекрасное. Именно через искусство, культуру  и образование передается духовный опыт и духовное наследие человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли «защиты», которая охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости.

В-третьих, я работаю в школе, которая является экспериментальной муниципальной площадкой по реализации модели « Русская школа с этнокультурным компонентом , задачей которой является создание условий для реализации личных творческих способностей обучающихся в процессе исследовательской и поисковой деятельности, внедрение современных образовательных технологий, формирование личности, уважающей культуру, обычаи, нравы, историческое наследие любой нации и народности. Интегрированные спецкурсы, в том числе и разработанный мной, позволяют в полной мере реализовать эти задачи.

Применяя в своей практике интегрированные уроки, я пришла к выводу, что они  имеют определенные преимущества:

1)        повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;

2)        способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

3)        способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;

4)        способствуют развитию языковых, лингвистических и других умений и навыков;

5)        позволяют систематизировать знания;

6)        способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);

7)        обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте  урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;

8)        формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;

9)        способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного  подхода к обучению.

Таким образом, интегрированные уроки действительно помогают сформировать важные компетенции, необходимые в современном мире.

2. Результаты применения метода интеграции.

Практическая  значимость проекта.

Задачей инновационного педагогического проекта «Использование метода интеграции в обучении немецкому языку» являлось создание условий для :

формирования умений, являющихся важными компетенциями в   современном мире;

развития интеллектуальных и творческих способностей;

повышения мотивации в изучении иностранного  языка через систему межпредметных связей и интеграции.

Для  этого я использовала методы  педагогической диагностики,  сопоставления,  интеграции, ассоциации, межкультурной коммуникации.

Основную роль в  реализации проекта  сыграл метод педагогической диагностики. Совместно с психологом школы в конце 2009-2010 учебного года были изучены мотивы познавательных интересов учащихся четвёртых классов и определены следующие уровни:

1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присущей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен.

2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности.

3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для школьника деятельностью.

Было проведено анкетирование с целью выявления интересов и определения наличия положительной мотивации к учебной деятельности.(Приложение) Так, в  одном из заданий  учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:

смотреть телевизор, заниматься спортом, делать домашнее задание, читать книги, ходить в школу, играть с ребятами на улице, решать разные задачи, заниматься в кружке, ходить в кино, работать на уроке, рисовать,  ездить за город, играть в настольные игры.

Результаты  обработки анкет позволяет сделать вывод о том, что у большинства учеников преобладает второй уровень, то есть интерес в общей любознательности и желание продолжить изучение немецкого языка в интегративной форме:

4 «А» - 57% ((экспериментальный  класс)

4 «Б» - 53% (контрольный класс)

Своё отношение  к изучению предметов  литература, немецкий язык и английский язык, на базе которых планировался создаваться в 2010-2011 учебном году интегрированный спецкурс, обучающиеся оценивали по пятибалльной шкале, по следующим параметрам:

Литература (чтение)

Немецкий язык

Английский язык

Интерес к предмету

4,6

4,5

4,5

Лёгкость усвоения

4,5

4

4

Форма проведения

4,8

4,8

4,8

Взаимоотношения с учителем

4,9

4,7

4,7

Изучив социальный заказ родителей, интересы, способности обучающихся, я пришла к выводу, что целесообразно углубить знания в области культуры Германии средствами немецкого языка. Интегрируя в разной степени немецкий язык с другими предметами - литературой, английским  и русским языками, краеведением, природоведением - и для более интегративного и успешного усвоения программы и активизации учащихся было решено в пятом классе ввести интегрированный спецкурс.

Я совместно с учителем русского языка и литературы Полещенко О.Н.и учителем английского языка Тряпичниковой Г.А. разработала программу интегрированного спецкурса «Русский и западноевропейский фольклор» для 5 класса. Он позволяет сформировать целостное представление о культуре стран изучаемых языков (России, Германии и Англии), традициях и обычаях, ближе познакомить с произведениями фольклора, которые были использованы немецкими и русскими поэтами и писателями. Это позволит в старших классах сформировать межкультурную коммуникацию, перейти к диалогу культур и выйти на разработку более глубокого спецкурса  с последующим выходом на элективный курс, т.е. на  профильную  подготовку учащихся. Интегрированный спецкурс ведётся тремя учителями, составлена и утверждена образовательным планом школы программа курса. В рамках определённой тематики каждый учитель рассматривает проблему на своём предмете (литература, немецкий язык и английский язык). Изучив определённый  учебный материал, мы находим  причинно-следственные связи и точки соприкосновения, выделяем совместно с учениками ведущую идею и выходим на образовательный продукт- интегрированное внеклассное мероприятие или урок. Так было подготовлено и показано в октябре 2010 года на районном семинаре завучей по воспитательной работе интегрированное мероприятие в 5 классе (литература +немецкий  язык + английский язык) «Осенняя мозаика».   На данном мероприятии учащиеся имели возможность сравнить осенние приметы трёх стран, традиции празднования дня урожая, показали сказку на английском языке и пели песни на немецком и русском языках, играли в игры на иностранном языке. Ребята были очень довольны. Все  учащиеся, даже со слабым уровнем владения немецким  и английским языками, смогли себя реализовать, создав самим себе ситуацию успеха. А это очень важно в обучении иностранным языкам и в формировании устойчивой мотивации к изучению немецкого языка А в конце мероприятия все - и гости, и участники получили подарки от осени. Обсуждая результаты мероприятия ребята сказали : «Как было здорово!», «Побольше таких уроков!», «У меня тоже получилось!»

Но в то же время я пришла к выводу, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам, связанным с  поверхностным восприятием материала. Поэтому необходимо знать, что интеграция возможна только при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

Используя метод  интеграции в преподавании немецкого языка, я пришла к выводу, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами базового педагогического образования.

3. Заключение

Я считаю, что интегративный подход  является источником использования широкого спектра коммуникативных навыков и умений. Он  дает право учащимся расширять и углублять знания, полученные из разных областей, а также представляет возможность открыто высказываться о вещах, которые действительно имеют большое значение для их собственной жизни. Обладая определёнными коммуникативными навыками, которые совпадают с  действительными нуждами учащегося,  ученик испытывает потребность  поделиться своей мыслью с учителем,  что является основой формирования важных компетенций, необходимых в современном мире. Это представлено в виде схемы:

Использование метода интеграции в обучении немецкому языку, на мой взгляд, методически целесообразно для формирования коммуникативной компетенции учащихся на всех  этапах обучения иностранным языкам и для формирования устойчивой мотивации, развития познавательных интересов учащихся, интеллектуальных умений критического мышления, способностей самовыражения и самореализации («Я-концепция»). На уроке я, как учитель, стараюсь  создать такую ситуацию, чтобы у ребёнка появилось желание действовать творчески, принимать участие в решении проблемы, выполнять работу самостоятельно. Это является важным путём формирования у школьников творческих мыслительных операций. Такой подход к построению учебного процесса позволяет раскрыть весь потенциал ученика и воспитать человека, способного к решению проблем, человека продуктивного и конкурентоспособного.

Данная методика является актуальной, востребованной. Проект «Интеграция образовательных ресурсов в становлении молодого поколения с полиэтнической культурой», в который вошёл и мой спецкурс «Русский и западноевропейский фольклор», был удостоен диплома финалиста V международного конкурса образовательных проектов « Диалог- путь к пониманию» в 2010 году. (Приложение)

5 ноября 2008 года в Послании Федеральному Собранию  Президент РФ Д.А.Медведев, говоря об инициативе «Наша новая школа», отметил: «Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных  результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть  конкурентоспособным. Эти личностные качества определяют инновационную привлекательность образования».

Метод интеграции в обучении иностранному, а в том числе немецкому языку позволяет сформировать именно  творческую, инициативную и конкурентоспособную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческой личности в процессе обучения»

Инновационный педагогический проект для участия в профессиональном конкурсе "Учитель года"...

Инновационный педагогический проект по теме "Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности"

Организация самостоятельной деятельности обучающихся как условие развития математической компетентности...

Инновационный педагогический проект

Проект по теме "Конструктор электрических цепей". Цель: сформировать у учащихся информационные компетентности через выполнение лабораторных работ с применением электронного конструктора....

Инновационный педагогический проект

Проект "Конструктор электрических цепей"...

инновационный педагогический проект

Использование метода интеграции в обучении немецкому языку...

Инновационный педагогический проект «Моделирование деятельности логопеда по коррекции звукопроизношения у школьников с СНР»

Цель проекта: Создать   систему   практического   применения   модели   коррекции расстройств звукопроизношения в  контексте  комплексн...