Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС
статья по немецкому языку на тему

Логинова Вита Александровна

Требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты, поэтому появилась необходимостьрассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sovremennomu_uroku_v_ramkakh_fgos.rar177.09 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Вохомская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему

«Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС»

        

                                               Подготовила:

                                                                           Логинова Вита Александровна

                                                                 учитель немецкого языка

                                                  I кв. категория

Вохма

2013-2014 учебный год

СЛАЙД 1

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

СЛАЙД 2

А значит, появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения. Если раньше главной задачей было «напичкать знаниями», теперь необходимо организовать «их добычу». Поэтому на первое место «выходит» системно-деятельностный подход. Усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и со сверстниками. Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

СЛАЙД 3

При всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.

СЛАЙД 4

Что такое современный урок,  каковы  отличия современного урока от традиционного, какова его структура?

Учителю  должна  быть  ясна  главная  цель  педагогической  деятельности  –  дать  ребёнку умение  действовать  и  помочь  в  формировании  способа  действий,  подготовить обучающегося к саморазвитию.  

СЛАЙД 5

При  традиционной  системе  обучения ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и  его  цели  объявляет  учитель,  объяснение  нового  материала  ведется  учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен  достигнуть,  и  т.д.  Ученику  остается  запоминать,  заучивать  научные  понятия, вследствие  чего возникает  неспособность  к обобщенному  переносу  знаний,  что  ведет  к неразвитости  творческого  мышления.  Учебный  процесс в традиционной  школе сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС же требует, что надо учить не знаниям, а работе.  

Каковы  новые  учебные  задачи  современного  образовательного  процесса?  На первом  месте  формирование  у  учащихся  универсальных  умений  самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации, а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

СЛАЙД 6

Когда же у ребёнка формируются деятельностные способности? Когда он не пассивно усваивает  новые  знания,  а  включён  в  самостоятельную  учебно-познавательную деятельность.  Реализация  собственной  учебной  деятельности  выдвигает  школьника  на позицию  субъекта:  сам  формулирует  тему  урока,  определяет  его  цели,  самостоятельно «открывает» и формирует научные понятия и т.д. Результатом такого способа обучения является  развитие  творческого  мышления.  Ученик  теперь  действует  по  принципу  «я учусь» в отличие от принципа традиционного обучения «меня учат». Для формирования деятельностных способностей учителю необходимо постоянно тренировать обучающегося в выполнении различных видов деятельности.

СЛАЙД 7

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в программе.
  • Отобрать учебный материал
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы работы.
  • Определить формы контроля.
  • Продумать оптимальный темп урока, форму подведения итогов урока, а также содержание, объем и форму домашнего задания.

СЛАЙД 8

Давайте сравним современный и традиционный урок. Видим, что структуры разные.  В чём заключаются существенные различия?

   Все начинается с проблемной ситуации, при обучении целеполаганию возможно введение проблемного диалога, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке.
При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. На проблемном уроке ученики осуществляют полный творческий цикл, главная цель которого обеспечение прочными знаниями и интеллектуально-творческим развитием. Причем творчески формируются  только знания, а не умения и навыки. Навыки вырабатываются многократным повторением действия.

Современный урок отличается от традиционного этапами введения нового материала и воспроизведения знаний. Открытие новых знаний в современном уроке происходит  через коллективную деятельность (выдвижение гипотез). Первичное закрепление в современном уроке – это проговорить новое знание в громкой речи, в конечном результате появляется модель, таблица, схема, алгоритм. Отдельно нужно сказать о домашнем задании и организационном моменте. Учитель больше обращает внимание на центральную часть урока, а именно на работу с новым материалом.  Начало и конец урока, работа с источником, оценивание и домашнее задание остаются как бы периферийными проблемами. Это  те элементы урока, которые негласно, но правят уроком, определяя его качество. Эти  действия, которых почти незаметны, но от них зависит очень многое.  

Также необходимо продумать формы организации работы учащихся на уроке. Если в традиционном уроке чаще использовалась фронтальная работа, то на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов. Актуально и эффективно использование на уроках иностранного языка:- песенного материала, что стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материла     благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания; - учебного кино,  что развивает навыки и умения восприятия   и понимания иноязычной речи на слух; - компьютерных программ, что обеспечивает индивидуализацию обучения и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. В Стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим в урочной деятельности  мы используем такие  технологии как  метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др.  Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых  упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными  клише. Они  сформированы по ситуативному признаку, затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Монологическая речь строится на основе текстов и 3х фазовой работе с текстами как по чтению, так и аудированию. УМК снабжены аутентичными аудио материалами, используются учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы: книги для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал.
Самоконтроль и самооценка. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. Так, можно ребятам использовать кружки разного цвета («зеленый» - у меня все получилось; «желтый» - у меня получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - SOS, я не смог выполнить задание). Показ определенного кружка сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран. При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу услышанного (сначала на русском языке с постепенным переходом на немецкий). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать свою деятельность на уроке. Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей. Можно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.

СЛАЙД 9

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Можно долго говорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя.

Используемая литература:

  1. Мангутова О. Н. Современный урок иностранного языка: основные
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.
  3. Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.
  4. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005.
  5. http://festival.1 september.ru/articles/527236/
  6. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку иностранного языка

Урок иностранного языка и его планирование, принципы построения урока, характеристика современного урока ИЯ, цели, содержание, структура и типы урока, а также его моделирование....

Требования к современному уроку иностранного языка

Современный урок иностранного языка имеет ряд общих требований, которые характерны для посторения любого современного урока, так и ряд специфических черт, характерных только для иностранного языка. ...

Требования к современному уроку иностранного языка.

Сухомлинский В.А.:« Хороший педагог  тем хорош,- что он, видя, как развивается урок, умеет пойти по тому  единственно необходимому пути, который подсказывает логикой данного урока»...

Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС

Урок иностранного языка рассматривается с позиций требований Стандарта ноаого поколения..Задача перед учителями: научить детей "добывать знания"...

Статья "Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС"

Статья в региональный сборник. Конструирование современного урока иностранного языка в рамках ФГОС,...

Современный урок иностранного языка в рамках ФГОС

Современный урок иностранного языкав рамках ФГОС...