Великий сын великого народа. Интегрированное учебное занятие по немецкому языку и литературе о М.В. Ломоносове
план-конспект урока по немецкому языку (10 класс) на тему

ЦЕЛИ учебного занятия:  


  • Раскрыть масштабность личности Ломоносова как сына Отечества, энциклопедичность его таланта;
  • Способствовать развитию  навыков чтения, говорения и аудирования,  а также языковой догадки;
  • Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, воспитывать умения работать в коллективе.

            Занятие проводилось в форме  устного журнала. Поставлена методическая цель: показать студентам, каким образом  давно известную форму учебного и внеклассного занятия -  устный журнал можно наполнить современными педагогическими технологиями и активными методами обучения.  


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pril._na_nemetskom.ppt2.57 МБ
Microsoft Office document icon met_raz_zhuravlevoy.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное  профессиональное

образовательное учреждение

«Колпашевский социально-промышленный колледж»

ВЕЛИКИЙ СЫН ВЕЛИКОГО НАРОДА

Разработка интегрированного

учебного занятия

по немецкому языку и литературе

на конкурс «Лучший урок года»

в номинации «Лучший урок гуманитарного цикла»

Автор:   Журавлева Елена Николаевна,

 преподаватель немецкого языка

 636432 г. Колпашево,  ул.Геофизическая 3-27.

 р.т. (838254) 5-30-44,  e-mail: sarovskaja@list.ru,

сот.т. 89234172434

                                                                                       

г. Колпашево, 2013 г.

Пояснительная записка

Данная разработка представлена для участия в областном конкурсе  профессионального мастерства педагогов «Лучший урок года» в номинации «Лучший урок гуманитарного цикла.

Целью  разработки является реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах,  050720 Физическая культура в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, расширение и углубление  знаний по немецкому языку  по разделу «Россия», по теме «Великие люди».

ТЕМА учебного занятия: Великий сын великого народа  является  актуальной в связи с 300-летним юбилеем выдающегося русского ученого М.В. Ломоносова, необходимостью углубить и расширить знания  студентов не только о личности ученого и его вкладе в различные области науки и культуры России, но и о времени, в котором жил и творил великий ученый.

Характеристика учебной группы: Занятие проведено в группе № 211 специальности Физическая культура. Количество обучающихся 15, уровень владения немецким языком у большинства студентов средний, есть обучающиеся  с высоким уровнем обученности (2 человека), есть с низким (3). Практически у всех обучающихся положительная мотивация к изучению немецкого языка. У обучающихся сформировано умение работать в сотрудничестве, психологический климат и межличностные отношения  в группе благоприятные.

Разработчиком  программы учебной дисциплины Немецкий язык является преподаватель  Журавлева Е.Н., программа составлена в соответствии с новыми ФГОС СПО, в работе используются  учебники:

  1. Басова  Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Наер Н.М., Кузьмина Н.Б. Немецкий язык для педагогических колледжей. – Ростов  н / Д: «Феникс», 2003.

Количество часов в неделю -2, в год -76. Данный раздел в учебнике не представлен, однако в программе имеется, поэтому при подготовке к учебному занятию была использована дополнительная литература и информация с сайтов сети Интернет. Теоретический материал, использованный на занятии, в полной мере  научен и в тоже время  доступен студентам.

        ЦЕЛИ учебного занятия:  

  • Раскрыть масштабность личности Ломоносова как сына Отечества, энциклопедичность его таланта;
  • Способствовать развитию  навыков чтения, говорения и аудирования,  а также языковой догадки;
  • Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся, воспитывать умения работать в коллективе.

        Занятие проводилось в форме  устного журнала. Поставлена методическая цель: показать студентам, каким образом  давно известную форму учебного и внеклассного занятия -  устный журнал можно наполнить современными педагогическими технологиями и активными методами обучения.  Тип учебного занятия:  углубление и расширение знаний. В качестве оборудования и материалов для занятия были использованы:  компьютер, медиа-проектор,  звуковой фильм,  дидактические материалы-задания для работы на уроке; в качестве авторского медиапродукта: медиапрезентация Power Point, цветные газеты  на русском и немецком языках формата А-3 и А-4.

        Была проведена большая  предварительная подготовка к учебному занятию.  Совместно со студентками факультатива «Наша газета» созданы 2 газеты, посвященные 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова: на русском языке формата А-3 и на немецком языке формата А-4.  В газете были опубликованы интересные факты из жизни великого ученого, его выдающиеся открытия,  вопросы викторины.  Студентами было собрано большое количество фотографий, репродукций о Ломоносове, которые вошли как в газеты, так и в медиапрезентацию. Были подготовлены студенты с сообщениями как на русском, так и на немецком языках. Отличительной особенностью данного учебного занятия является  его интегрированность (литература + немецкий язык), а также использование следующих современных технологий:

  1. Информационно-коммуникационные  ( медиапрезентация, звуковой фильм, газеты)
  2. Технология коммуникативного обучения иностранному языку
  3. Технология дифференцированного обучения
  4. Игровые технологии (кукольный театр, викторина)
  5. Элементы технологии РКМЧП (прием синквейна, «толстые и тонкие вопросы», «лови ошибку», «верные и неверные утверждения», «пометки на полях»).

Методы, использованные на занятии:  репродуктивный,  переводной методы, творческое сочинительство  (газеты), метод  мозгового штурма.

Анализ результативности учебного занятия:

  • Учебное занятие способствовало развитию таких видов речевой деятельности, как говорение, чтение и аудирование.
  • Задания и упражнения направлены на развитие способностей обучающихся к мыслительной деятельности.
  • В данном уроке успешно использованы современные образовательные технологии, что повысило мотивацию к обучению и, в конечном итоге,  эффективность усвоения материала.
  • Учебное занятие способствовало формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

План проведения учебного занятия:

№ п\п

Время

(мин)

Этап

Задача

Используемые приемы и методы

Вид деятельности

обучающихся

I

10

Подготовительный этап

1.

1

Оргмомент

Проверка готовности

студентов к занятию

Психологический настрой

Приветствуют преподавателей и гостей.

Настраиваются на работу

2.

3

Мотивация  

Подготовка студентов к восприятию материала

Выразительная декламация стихотворения

Студентка читает наизусть стихотворение Рылеева «Ломоносов» на русском языке

Студенты пытаются самостоятельно

сформулировать тему урока

3.

2

Целеполагание

Формулирование целей урока вместе со студентами, в том числе обязательно методической цели ( что является важным для будущих учителей)

Прием  «Закончи предложение»

Обучающиеся вместе с преподавателем пытаются сформулировать цели урока.

Четкое понимание всех целей занятия

4.

4

Речевая зарядка

1Введение в ситуацию общения

2Активизация лексического материала

«Мозговой штурм»

Ассоциации

Фронтальная работа

«Что мы уже знаем о Ломоносове?»

II

65

 Основная часть урока. Устный журнал

1

12

1 страница

«Детство и юность.

Учеба в

Москве»

Полное понимание услышанного.

Контроль понимания – индивидуальная работа «Верны или неверны утверждения»

Презентация в формате  Power Point служит для визуализации учебного материала.

Репродуктивный метод, прием «верно или неверно»

Студентка рассказывает о детстве и юности Ломоносова. Проверка понимания  осуществляется при помощи предложений «верно»,  «неверно»

2

17

5

12

2 страница

«Учеба в Германии»

состоит из 2 разделов:

1 Чтение  студентов о учебе Ломоносова  в Германии

2 Показ видеосюжета

 

Целевая установка по ходу чтения статьи делать пометки.  

Контроль прочитанного. Задание «Вставь в текст слова под чертой»

3 этапа:

преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный

на 1 этапе задача – снять языковые трудности восприятия, выдвижение собственных гипотез по содержанию

на 3 этапе – контроль понимания содержания

Прием «Пометки на полях»

Видео служит для создания динамичной наглядности. Это один из приемов коммуникативного обучения аудированию.

Знаком «v» отмечают известную информацию

Знаком «+» новую информацию

Знаком «?» - то, что осталось непонятно и требует разъяснения

Гипотезы студентов  по содержанию фильма.

Просмотр сюжета  фильма о возвращении Ломоносова из Германии.

Контроль понимания- установление логической последовательности предложенных предложений, ответы на вопросы.

3

12

3 страница

«Научно-практическая деятельность»

Групповая работа Прослушав монологические высказывания,   1 группа составляет вопросы и задает их другой группе. И наоборот.

Прием «тонкие и толстые вопросы»

 

Прием «лови ошибку»

Выступления студентов  по темам:

  • Стекольное дело
  • Мозаика
  • Вертолеты
  • Выдающиеся достижения Ломоносова

4

5

Физминутка

Создать благоприятный психологический климат на уроке, провести релаксацию

1 Аудирование

«Шуточный разговор Ломоносова с царицей Екатериной»

 Кукольный театр. Инсценируют 2 студента. Остальные должны понять шутку.

7

4 страница «Талант писателя плюс ясность научной мысли»

 Написать синквейн о Ломоносове

Прием синквейна

Парная работа.

(также может быть и групповой, и индивидуальной, в зависимости от времени)

5

12

5страница

Викторина

Проверка изученного на уроке

Индивидуальные работы  - ответы на вопросы викторины- были приняты от студентов, желающих заранее найти информацию  о Ломоносове, т. к. викторина помещалась в газетах.  

 2 студента зачитывают вопросы викторины из газет (сначала на немецком (вопросы полегче), затем на русском языке (трудные вопросы).

Остальные студенты на них отвечают и получают жетоны за каждый правильный ответ.

III

5

Заключительный

1

2

Домашнее задание

1Написать эссе  «Почему идеи Ломоносова актуальны сегодня»

2.Подобрать пословицы и поговорки об учении

3. Составить синквейн о Ломоносове

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Обучающиеся выбирают 1 задание из трех предложенных с учетом индивидуальных возможностей, уровня языковой подготовки и их желания.

2

2

Рефлексия

На презентации

вопросы

Прием

ассоциации

Обучающиеся дают оценку деятельности на уроке (самооценка, оценивание результатов деятельности одногруппников)

3

2

Оценивание. Подведение итогов урока

Анализ и оценка достижения цели и задач занятия

Педагог комментирует каждую отметку.

Студенты выслушивают, благодарят за занятие.

Ход учебного занятия:

  1. Подготовительный этап
  • Оргмомент.
  •  Мотивация. Стихотворение Рыленкова «Ломоносов» читает Новикова Татьяна. После стихотворения студенты пытаются сформулировать тему урока самостоятельно.  Методическую цель формулирует преподаватель.
  • Целеполагание. Цели занятия формулируют сами обучающиеся, преподаватели только помогают при помощи приема «закончи предложение». Представление гостей из Германии (переводчики)
  • Вступительное слово преподавателя литературы

19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения самого известного человека в истории отечественной науки, ставшего её символом. Именем Ломоносова назван крупнейший в стране университет, а знаменитый портрет с наклонённой головой в серебристом парике висит в каждой школе. Ачто вы знаете о Ломоносове?

  • Метод мозгового штурма. Фронтальная работа. Студенты высказывают кратко свои знания об ученом, по-немецки и по-русски. Преподаватель подводит микроитог.

         Ломоносов был энциклопедистом, универсальным учёным. Он достиг бесспорных достижений в науках, инженерной практике, искусстве, философии. «Русский Леонардо», как часто называют Ломоносова, спроектировал летательный аппарат вертикального взлёта, прототип современного вертолёта и изготовил действующую модель своего аппарата с  двумя соосными винтами.

 Ломоносов был большим патриотом России и всю жизнь боролся за развитие отечественной науки и образования. Ломоносов выступал за единство образования, науки и практик; в современном мире только ищут пути, как объединить усилия  науки и образования.

  1. Устный журнал

  1 страница «Детство и юность. Учеба в Москве»

  • Студентка рассказывает о детстве и юности Ломоносова на немецком языке. Переводчики помогают . Презентация в формате  Power Point служит для визуализации учебного материала.

Michail Wassiljewitsch Lomonossow  wurde  am 19. November 1711 in Mischaninskaja, Gebiet Archangelsk geboren. Er war ein russischer Dichter, Naturwissenschaftler und Reformer der russischen Sprache. Er gilt als Universalgelehrter.

Lomonossow stammt aus einer Fischerfamilie aus dem hohen Norden Russlands und lernte als Junge Navigation, Wetterkunde, erwarb aber auch Grundkenntnisse in russischer Grammatik. Seine Wissbegier war so groß, dass er gegen den Willen des Vaters die Familie verließ und 1000 Kilometer zu Fuß nach Moskau ging. Dort begann er  ein Studium an der Geistlichen Akademie . Vier Jahre später wurde er zusammen mit einigen Kommilitonen an die Akademie der Wissenschaften in Sankt Petersburg gesandt.  

Ab 1745 lehrte er als Professor der Chemie  im Forschungslabor, war aber auch als Dichter sehr produktiv. Wahrscheinlich am treffendsten formulierte aber Alexander Puschkin: "Lomonossow war der große Mann. Zwischen Peter I. und Katharina II. ist er ein eigenartiger Mitstreiter der Volksbildung. Er hat die erste Universität gegründet. Besser zu sagen, war er selber unsere erste Universität".

  • Контроль понимания услышанного  – индивидуальная  письменная работа «Верны или неверны утверждения»)?  н.п.        
  1.  Lomonossow stammt aus einer Fischerfamilie - -richtig - верно

        2   . Er ging 100 Kilometer nach Moskau zu Fuß. – falsch - неверно

  2 страница «Учеба в Германии»

1  Чтение  студентов об учебе Ломоносова  в Германии  (страницы газеты на немецком языке, дидактические материалы).  Целевая установка по ходу чтения статьи делать пометки: знаком «v» отмечают известную информацию, знаком «+» новую информацию,  знаком «?» - то, что осталось непонятно и требует разъяснения.  Данный прием требует от обучающихся внимательного и активного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

  • Контроль  понимания прочитанного  при помощи задания  «Вставь в текст слова под чертой»

Michail Wassiljewitsch Lomonossow,  setzte 1736 sein ________ in Deutschland  fort. Er studierte dort solche ___________ wie Philosophie, Mathematik, Chemie und Physik.   Er _________ dort  Christian Wolf __________. Der bedeutende deutsche Physiker Christian Wolf sah in Lomonossow "eine der hellsten Hoffnungen der russischen___________ ". Von 1739 bis 1740______  er in Freiberg. Im Freiberger Laboratorium  studierte er ______________.

Als Universalgelehrter von____________ ist er Mitbegründer der Metallurgie, Geologie und Meteorologie, der Geografie und Kartografie, der wissenschaftlichen Chemie sowie der Literatur- und Geschichtswissenschaft. In Freiberg beschäftigte er sich auch intensiv mit ___________.

__________________________________________________________________________

Fächer , kennen lernen,  Studium,  Wissenschaft , Weltrang,  an der Universität in Marburg, studieren, Bergbau, Literatur.

  1. Отрывок из фильма о возвращении Ломоносова из Германии.

3 этапа работы с видеофильмом: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный. На 1 этапе задача – снять языковые трудности восприятия, выдвижение собственных гипотез студентов  по содержанию отрывка. На 3 этапе – контроль понимания содержания - установление логической последовательности предложенных предложений, ответы на вопросы.

  3 страница «Научно-практическая деятельность»

Сообщения студентов по темам:

  • Стекольное дело (на русском языке)
  • Мозаика (на немецком языке)
  • Вертолеты (на русском языке)

Прослушав первые 3 выступления, начинается групповая работа. 1 группа составляет вопросы и задает их другой группе, вторая – третьей.  Используется методический прием «тонкие и толстые вопросы». – задать 2 толстых  (Объясните, почему…? Что было бы, если…) и 2 тонких вопроса (когда?, кто?, как звать?).

  • Выступление по 4 теме «Выдающиеся достижения Ломоносова» (на немецком языке) предваряется объяснением приема «Лови ошибку» В выступлении содержится ошибочная информация, учащиеся должны выявить допущенные ошибки. н.п.

Die Ergebnisse der wissenschaftlichen Tätigkeit von M.W. Lomonossow

  • Ausarbeitung einer Quantentheorie des Stoffbaus (нужно  Atomtheorie ) и т.д.

  Кукольный театр  

(сценка разговор Екатерины с Ломоносовым)

4 страница «Талант писателя плюс ясность научной мысли»

  • Выступление студентки  О литературном наследии 

Das literarische Erbe von Lomonossow ist groß: Gedichte, Oden, Epigramme, Fabeln, öffentliche Reden, perfekte Übersetzungen von ausländischer wissenschaftlicher und schöngeistiger Literatur u.a. Die Nachfolger Lomonossows in Poesie, Prosa und Publizistik waren Dershawin, Radischew, Puschkin und die Dichter-Dekabristen. Nachstehend möchten wir den berühmten Ausspruch Lomonossows über die russische Sprache anführen: "... Karl der Fünfte, der römische Imperator, sagte einst, es gehöre sich, in Spanisch mit dem Gott, in Französisch mit den Freunden, in Deutsch mit dem Gegner, in Italienisch mit den Frauen zu sprechen. Wäre er aber in der russischen Sprache bewandert, so fände er darin die Pracht des Spanischen, die Lebhaftigkeit des Französischen, die Stärke des Deutschen, die Zartheit des Italienischen und darüber hinаus den Reichtum und die bildhafte Kürze des Griechischen und des Lateins ...".

 (Перевод на русский язык) «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским  – с друзьями, немецким – с неприятельми, итальянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

  • Написание синквейнов (парная работа)
  • Пример синквейна, созданного студенткой Коровиной Т.

Genie

Begabt und talentiert

Forschte, dichtete und entdeckte

Grosser Sohn - grosses Volk

Russische Sonne

Гений

Одаренный и талантливый

Исследовал, сочинял и открывал

Великий сын – великий народ

Русское светило

5 страница  

  • Викторина

2 студента зачитывают вопросы викторины из газет (сначала на немецком (вопросы полегче), затем на русском языке (трудные вопросы).

Остальные студенты на них отвечают и получают жетоны за каждый правильный ответ.

Некоторые вопросы викторины

  1. Каким было «жалованье» ученика Славяно-греко-латинской академии в месяц, в год? (90 копеек, 10 рублей)
  2. Сколько учеников было отправлено за границу? В какой университет был зачислен Ломоносов? Где учился горному делу?  (3 ученика, (Марбургский, Саксония, город Фрейберг)
  3. Какая система стихосложения связана с именем Ломоносова? (силлабо-тоническая)
  4. В отрывок из оды вставьте пропущенные слова:

… юношей питают,

Отраду … подают,

В счастливой жизни украшают,

В … случай берегут,

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не ….

Науки пользуют везде,

Среди народов и в …,

В .. шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.  (Науки, старым, несчастный, помеха,  пустыне, градском)

  1. Закончите строку:

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов   (Российская земля рождать.)

  1. Против Ломоносова ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с Шумахером, руководившим тогда Академией. Однажды Шумахер пригрозил: «Я тебя отставлю от Академии!» Что ответил Ломоносов на его слова? («Нет. Скорее Академию отставят от меня»)
  2. Какие научные термины ввёл Ломоносов? (квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник).
  3. Какое древнерусское искусство возродил Ломоносов? (Мозаику)

III Заключительный этап занятия

  • Домашнее задание

Обучающиеся выбирают 1- 2 задания из трех предложенных с учетом индивидуальных возможностей, уровня языковой подготовки и их желания. Инструктаж по выполнению.

1. Написать эссе  «Почему идеи Ломоносова актуальны сегодня» (студенты с высоким  уровнем обученности- на немецком языке, остальные на русском). Студенты получили критерии написания эссе.

2. Подобрать пословицы и поговорки об учении на немецком языке, 3-4 выучить

3. Составить синквейн о Ломоносове

  • Рефлексия.

Обучающиеся дают оценку деятельности на уроке (самооценка, оценивание результатов деятельности одногруппников)  Вопросы для рефлексии на презентации.  Кроме того  студенты выбирают наглядные ассоциации, чтобы оценить степень комфортности, психологического климата на уроке (также на презентации)

  • Оценивание. Подведение итогов урока. Преподаватель комментирует каждую отметку, оценивает вклад каждого. Анализ и оценка достижения цели и задач занятия

Литература:

1. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Рос. акад. наук; Музей М. В. Ломоносова; Ред.-сост. Э. П. Карпеев. — СПб.: Наука, 1999.

2. Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. М.: Современник, 1989.

3. Нечипоренко Ю. Помощник царям: жизнь и творения Михаила Ломоносова. М.: Издательство Московского Университета, 2011

4. Тредиаковский В. К., Кантемир А. Д., Ломоносов М. В. и другие. Русские поэты XYIII - XIX веков. Антология. // Библиотека мировой литературы для детей. Т. 6 — М.: Детская литература. 1985

5. Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе» №4,2003.

6. Kalanov Wladimir.  M.W. Lomonossow - der große russische Gelehrte. "Wissen ist Macht".

                   7. Peter Hoffmann: Michail Vasil'evič Lomonosov (1711 - 1765). Ein Enzyklopädist im Zeitalter der Aufklärung. Lang, Frankfurt am Main [u.a.] 2011.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Додатковий позаурочний матеріал з математики з теми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».

Додатковий  позаурочний  матеріал з математики зтеми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».Мета:1.Навчальна:·         додати нову інформа...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Методические рекомендации для обучающихся СПО на тему «Написание реферата на учебных занятиях по русскому языку и литературе»

Методические рекомендации для обучающихся СПО на тему «Написание реферата на учебных занятиях по русскому языку и литературе»Для преподавателей русского языка и литературы...

Интегрированное мероприятие по немецкому языку и литературе "Великие немецкие классики"

В рамках предметных недель по немецкому языку и литературе было проведено интегрированное мероприятие "Великие немецкие классики"....