Статья на тему: Организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся над иноязычной лексикой
статья по немецкому языку на тему

В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обучения иностранному языку на начальной ступени, где закладываются основы речевых умений и навыков на весьма ограниченном материале.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ekimovoy_o.m.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Организация индивидуальной и самостоятельной работы учащихся над иноязычной лексикой

Екимова Ольга Михайловна

учитель немецкого языка  ГБОУ  Гимназия 196  г. Санкт-Петербурга

В последнее время много внимания уделяется организации и содержанию обучения на младшей ступени. Знакомство с опытом работы школ показывает, что большинство учителей успешно овладевает методикой обучения иностранному языку на начальной ступени, где закладываются основы речевых умений и навыков на весьма ограниченном материале.  

Иначе обстоит дело с преподаванием иностранного языка на старшей ступени обучения. Трудностей в работе со старшеклассниками много. Одна из таких трудностей – повышение эффективности обучения в школе, во многом зависящее от решения проблемы развития активности и самостоятельности обучающихся.

Одна из важнейших задач, стоящих перед школой, заключается в том, чтобы дать ученикам глубокие  и прочные знания основ наук, пробудить и воспитать у них стремление к непрерывному совершенствованию своих знаний, развить умения самостоятельно пополнять их и применять на практике, так как именно в самостоятельной работе над материалом проявляется высокая степень интеллектуальной активности личности.

Вышесказанное относится к изучению иностранного языка в средней школе, в особенности к тем его аспектам, которые являются наиболее сложными для усвоения. К их числу относится и лексический материал. Работа над ним, как правило, связана с целым рядом разъяснений, направленных на то, чтобы предупредить ошибки лексико-семантического характера. Нередко приходится видеть, как учитель вынужден значительную часть времени на уроке тратить на уточнение какого-либо значения слова, на отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях. На употребление же слов в речи времени практически не остается.

Одним из путей устранения выявленных недостатков является совершенствование подачи и отработки лексического материала, организация управляемой самостоятельной деятельности учащихся, при  учете их индивидуално - психологических особенностей.

Решая данную проблему, необходимо выявить, что может входить в содержание индивидуальной самостоятельной работы над лексикой на завершающей стадии обучения и какие задания учитель может предложить учащимся.

Существуют различные методические способы организации самостоятельной работы по усвоению лексического материала. Одним из них является составление коллажа. Данная форма самостоятельной работы над лексикой представляется эффективной и интересной, так как когда старшеклассникам дается возможность самостоятельно раскрыть  и представить ту или иную реалию (проблему) путем коллажирования, они выписывают именно те опорные слова, которые они находят наиболее важными.

Традиционно эффективная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой предполагает использование теста. Тест позволяет работать одновременно с большим контингентом обучаемых.

Организация самостоятельной работы над иноязычной лексикой подразумевает проявление хороших методических способностей преподавателя иностранного языка. Если учитель владеет своим предметом, для него не составляет трудности организовать управляемую самостоятельную деятельность учащихся. Все, что вызывает неподдельный интерес, может быть использовано в качестве упражнений, например, ребусы, кроссворды, загадки, письма, инсценировки, неоконченные стихи, «шифровки», синонимы-антонимы, «лишнее слово», ассоциации, «дневник героя», задания на словообразование, создание гороскопов, написание рецептов, задания с пословицами и фразеологическими оборотами и, наконец, создание проекта.

Еще одной из наиболее результативных и интересных форм самостоятельной работы является проект. Учащиеся  Гимназии принимают активное участие  в научной проектной деятельности. Например, в 2012-2013 учебном году на конкурс «Откроем свою малую родину миру», проводимый кафедрой АППО. Был представлен проект на немецком языке «Городок раскрывает свои тайны». Данная работа предполагала проектирование экскурсии по городу Санкт-Петербургу для немецкоговорящих туристов. Помимо маршрута работа включила в себя стихотворение на немецком языке и его литературный перевод, а также видеоролик, посвященный достопримечательностям города. Выбор темы неслучаен, так как города Санкт- Петербург – это город с богатой историей, неповторимой архитектурой и прекрасными людьми. Ведущие предприятия города уже давно наладили торговые отношения с предпринимателями из Германии, Австрии, Швейцарии. В свою очередь немецкие предприниматели, наслышанные  не только о развивающейся лесной промышленности г. Санкт-Петербурга, но и о его многовековой истории, заинтересованы в том, чтобы посетить этот красивый город, побродить по старинным улицам, полюбоваться древними храмами. Поэтому появилась необходимость в доступной информации об истории, архитектуре, культурных традициях города Санкт-Петербурга на немецком языке. Данная самостоятельная работа способствовала не только формированию иноязычных лексических навыков, но и повысила интерес учащихся к изучению иностранного языка.

Подводя итог, отметим, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Человек может знать большое количество грамматических правил и конструкций, но без знания слов не возможен процесс языкового взаимопонимания. Правильная организация индивидуальной самостоятельной работы над иноязычной лексикой позволяет обеспечить эффективное закрепление и высокую продуктивность запоминания, сократив при этом трату урочного времени на уточнение значений слов и отработку лексических единиц в тренировочных упражнениях.

Также одной из форм самостоятельной работой учащихся  над иноязычной лексикой является домашнее чтение. Именно такой вид чтения позволяет не только извлекать нужную информацию из читаемого текста, но также, служит средством для овладения навыками и  умениями в устной и письменной речи. Во время чтения происходит накопление языкового опыта наличие, которого является необходимым условием правильности устной и письменной речи.

Кроме того, домашнее чтение способствует усвоению ранее изученных лексических единиц, и на его основе происходит процесс запоминания языковых единиц, причем как изучаемых, так и не изучаемых. На материале домашнего чтения можно работать также над формированием лексических навыков, важность развития которых также подчеркивается в современной методике обучения иностранному языку.

Во время работы над текстом дома, учащиеся самостоятельно работают над встречающимися в нем лексическими единицами. В помощь учащемуся при работе с лексикой, встретившийся в тексте, можно предложить следующую памятку, с помощью которой учащийся сможет самостоятельно справиться с  лексическими трудностями:  

                                                     

                                                    Памятка

Объясни и переведи незнакомые и важные для понимания слова и словосочетания. С их помощью ты сможешь понять содержание текста, а запомнив их, расширить свой словарный запас.

          Как поступить, если при чтении встречаются трудности?

1.  Можно воспользоваться немецко-русским словарем, который есть в конце учебника.  Для этого нужно хорошо помнить немецкий алфавит.

2. Тебе уже известно, что значение незнакомого слова можно понять по общему смыслу рассказа или предложения. Например:

А, В und С sind die ersten Buchstaben im deutschen Alphabet.( А, Б, Ц – первые буквы немецкого алфавита.

3.  Значение некоторых слов можно определить по знакомому корню, зная признаки частей речи в немецком языке. Например:

helfen (помогать) — die Hilfe (помощь), lesen (читать) — das Lesen (чтение)

а) глагол узнавай по личным окончаниям и по основным формам;

б) имя существительное узнавай по суффиксам: -ei, -in, -schaft, -heit, -keit, -ung (женский род); -er, -ler, -ling (мужской род); -chen, -lein (средний род).

Запомни значение некоторых суффиксов имен существительных: -er, -in (от глагола) — профессия, род занятий человека, например: tanzen - der Tänzer, die Tänzerin -heit, -keit, -schaft — абстрактные понятия, например: tapfer (храбрый) - die Tapferkeit (храбрость)

lein, -chen - уменьшительное, ласкательное значение, например: der Mann - das Männchen

в) имена прилагательные и наречия узнавай по суффиксам -lich, -isch, -ig, например:die Musik (музыка) — musikalisch, (музыкальный).

4. Если название города или страны имеет суффикс - еr, то новое слово может быть или прилагательным или обозначать жителя этого города или страны, например: Berlin — die Berliner Straßen берлинские улицы Berlin — der Berliner берлинец (житель Берлина)

5. Если в незнакомом сложном слове тебе известны его составные части, то ты можешь догадаться о значении нового слова. В сложном слове основным является последнее слово, например:

das Frühlingswetter — der Frühling+das Wetter

der Geburtstagswunsch — der  Geburtstag+der  Wunsch

6.Часто в немецком языке встречаются слова, похожие на слова в русском или других языках. Их легко узнать по созвучию с родным языком, например:

die Timurgruppe, die Gitarre, das Alphabet.[51, с. 6]

                                             

 Библиография

  1. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.:Просвещение, 1988. – 225 с.
  2. Бухбиндер В.А. Методика обучения немецкому языку в школе. – Киев: Издат. Высшая школа, 1984.- 200 с.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Немецкий язык для детей. М.:Аквариум,1996
  4. Гез. Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранному языку в средней школе. – М.: Высшая школа, 1982. – 373 с.
  5. Леман - Абрикосов Г.А. Обучение немецкой грамматике. – М.: Учебно-педагогическое издательство, 1958.- 272 с.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ В.Д. Шадриков, И.П. Анисимов, Е.Н. Корнеева и др.: Под ред. В.Д. Шадрикова.- М.: Просвещение, 1990.- 141с.
  7. Шрамова А.П. Обогащение словарного запаса и развитие устной речи на базе домашнего чтения. Автореферат, диссертация канд. пед. наук. – М.: 1967. – 18 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении лексики в 5 классе.

Упражнения, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы при изучении раздела «Лексика» в 5 классе, направлены как на повторение основных лексических понятий, включенных в программу, т...

Презентация к уроку:" Организация индивидуальной и групповой работы учащихся при систематизации изученных видовременных форм глагола"

Презентация к уроку английского языка в 5 классе. На уроке систематизируются и обобщаются изученные времена английского гланола....

Организация индивидуальной и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.02 История

Раздел 1. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики.Раздел 2. Общая характеристика России и мира в ко...

Организация индивидуальной и самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "История"

 Настоящее учебное пособие предназначено для организации индивидуальной и самостоятельной работы студентов Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа по учебной дисциплине «История»...

Статья на тему: "Организация индивидуальной работы учащихся с ОВЗ на уроках математики"

Организация индивидуальной работы учащихся с ОВЗ на уроках математики...