Главные вкладки

    Программа предпрофильного курса на немецком языке для учащихся 9 класса "Немцы в истории Санкт-Петербурга"
    методическая разработка по немецкому языку (9 класс) на тему

    Коротина Наталья Евгеньевна

     

          Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга.

          Предпрофильный курс «Немцы в истории Санкт-Петербурга» дает учащимся знания об историческом развитии нашего города, о выдающихся немецких деятелях, живших и трудившихся на благо северной столицы. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с историей возникновения немецких поселений в Санкт-Петербурге и на территории России, позволяет лучше понять стиль жизни немецких переселенцев и их традиции. Курс знакомит с выдающимися немецкими политическими и военными деятелями, деятелями искусства, ремесленниками, врачами, предпринимателями, учителями внесшими большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Санкт-Петербурга, но и всей России.

    Данный курс имеет также практическую направленность: в процессе работы над материалом курса дополнительно тренируются все аспекты речевой деятельности на немецком языке, значительно расширяется словарный запас, что, в свою очередь, является хорошей подготовкой к сдаче выпускного экзамена по профилю школы, а также вступительного экзамена в ВУЗ на факультет иностранного языка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                           

    Аннотация

    Уважаемые родители и учащиеся!

          Каждый, кто живет в нашем городе и выбирает профессию, связанную с иностранным языком, должен быть хорошо знаком с историей и культурой Санкт-Петербурга.

          Предпрофильный курс «Немцы в истории Санкт-Петербурга» дает учащимся знания об историческом развитии нашего города, о выдающихся немецких деятелях, живших и трудившихся на благо северной столицы. Данный курс позволяет учащимся познакомиться с историей возникновения немецких поселений в Санкт-Петербурге и на территории России, позволяет лучше понять стиль жизни немецких переселенцев и их традиции. Курс знакомит с выдающимися немецкими политическими и военными деятелями, деятелями искусства, ремесленниками, врачами, предпринимателями, учителями внесшими большой вклад в экономическое и культурное развитие не только Санкт-Петербурга, но и всей России.

    Данный курс имеет также практическую направленность: в процессе работы над материалом курса дополнительно тренируются все аспекты речевой деятельности на немецком языке, значительно расширяется словарный запас, что, в свою очередь, является хорошей подготовкой к сдаче выпускного экзамена по профилю школы, а также вступительного экзамена в ВУЗ на факультет иностранного языка.

    Пояснительная записка

           Данная программа предназначена для учащихся 9 классов школ с углубленным изучением немецкого языка. Она состоит из 13 модулей и рассчитана на 35 учебных часов. По типу данный курс является межпредметным и содержит материал, выходящий за рамки школьной программы, обеспечивающий расширение лингвокультуроведческой компетенции учащихся.

    Цель программы:  

        Основной целью программы является углубление и расширение государственной учебной программы по немецкому языку, что, в свою очередь обеспечит учащимся успешную сдачу ЕГЭ на повышенном уровне, а также успешное поступление в ВУЗ на факультет иностранных языков и даст возможность в дальнейшем использовать приобретенные знания в будущей профессии.

    Задачи программы:

    • Расширение общеучебной компетенции и общего кругозора учащихся.
    • Развитие навыков исследовательской работы в области истории, иностранного языка и искусства.
    • Углубление лингвистических знаний по всем видам речевой деятельности.
    • Углубление знаний о родном городе, о его истории, культуре и традициях.
    • Развитие творческих способностей и коммуникативной культуры.
    • Овладение учащимися дополнительными умениями и навыками для успешной самостоятельной исследовательской деятельности и групповой проектной работы.

        Программа имеет модульное построение и представляет собой хронологическое предъявление исторического материала. Каждый модуль программы отражает конкретный период истории, т.е. осуществляется знакомство учащихся с историческим и культурным развитием Санкт-Петербурга по эпохам, а также с условиями жизни немецких поселенцев в городе, с их бытом, традициями и деятельностью.

        Программа использует исторические очерки современников, тексты оригинальных исторических документов, материалы по истории, географии и культуре города, материал печатных изданий на немецком и русском языках. Используемые пособия доступны учащимся и не требуют дополнительных временных затрат.

        Каждый модуль программы снабжен богатым наглядным материалом. На занятиях используются картины, фотографии, схемы, таблицы, исторические карты.

    Основной формой работы является занятие с использованием интерактивных методов обучения, а также проектно-творческих заданий.

    Методы обучения:

    • работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом,
    • индивидуальная и групповая исследовательская деятельность;
    • работа в парах и группах сменного состава;
    • игры, конкурсы, творческие задания;
    • творческие мастерские;
    • заочные экскурсии;
    • работа по методу «круглый стол»,
    • проектные работы;
    • ролевые игры
    • работа с коллажами.

    Предполагаемый результат:

       В ходе работы над программой учащиеся должны:

    • расширить и углубить свои знания по истории и культуре Санкт-Петербурга;
    • познакомиться с историей появления первых немецких поселений в России и в нашем городе, а также с жизнью, традициями и профессиональной деятельностью петербургских немцев;
    • научиться самостоятельно находить информацию по определенной теме в различных источниках;
    • обогатить словарный запас;
    • усовершенствовать навыки работы с текстами, направленными на понимание полного, основного или выборочного содержания;
    • усовершенствовать навыки работы со словарем.

    Формы контроля:

    Программа предполагает выставление оценок в ходе занятия отдельным учащимся, а также аттестацию в рамках каждого модуля, которая проводится в следующих формах:

    • викторина;
    • реферат;
    • устное сообщение по теме;
    • тест;
    • презентация проектной работы,
    • презентация исследовательской работы по выбранной теме, посвященной истории петербургских немцев,
    • конкурс экскурсий,
    • круглый стол.

    Содержание программы

    9 класс

    Модуль 1.Русско-немецкие отношения и династические связи.

    Первые контакты русских и немцев. История появления первых немецких поселенцев на территории России. Этапы, причины, пути переселения немцев на территории России. Немецкие принцессы.

    Основные методы: работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, групповая исследовательская работа.

    Итоговая аттестация: презентация исследовательской работы.

    Практическая работа: исследовательская работа, посвященная поиску актуальной информации о династических связях российских императоров с немецкими принцессами.

    Модуль 2. Первые немцы на берегах Невы.

    История появления первых немецких поселенцев в Санкт-Петербурге. Этапы и причины поселения немцев в Петербурге.

    Основные методы: работа над лексикой, групповая работа, информативное чтение.

    Итоговая аттестация: тест.

    Практическая работа: групповая работа, в ходе которой учащиеся изучают этапы поселения немцев в Санкт-Петербурге.

    Модуль 3. Немецкая слобода.

    Условия жизни первых немцев на берегах Невы, их положение в обществе, привилегии.

    Основные методы: информативное чтение, работа в парах.

    Итоговая аттестация: устное сообщение по теме.

    Практическая работа: коллаж – «Жизнь первых немецких поселенцев на берегах Невы».

    Модуль 4. Немцы на государственной и военной службе.

    Немецкие политические и военные деятели, их вклад в развитие молодой столицы.

    Основные методы: работа над лексикой, исследовательская работа в парах сменного состава, информативное чтение, работа с викторинами.

    Итоговая аттестация: презентация реферата.

    Практическая работа: викторина, которую учащиеся составляют самостоятельно для своих сверстников.

     

    Модуль 5. Немецкие ученые.

    История основания Петербургской Академии наук. Знаменитые немецкие ученые и исследователи. Их вклад в развитие российской науки.

    Основные методы: информативное чтение, групповая работа, аудирование.

    Итоговая аттестация: тест.

    Практическая работа: групповая проектная работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с деятельностью немецких ученых.

    Модуль 6. Немецкие врачи и аптекари.

    Деятельность немецких аптекарей в городе на Неве. Вклад врачей-немцев в развитие российской медицины.

    Основные методы: исследовательская работа в парах, викторина, аудирование.

    Итоговая аттестация: презентация  реферата.

    Практическая работа: составление каждым учащимся теста для проведения его со своими партнерами по группе

    Модуль 7. Немцы в экономической жизни Петербурга.

    Немецкие ремесленники, купцы. Немецкие фирмы в городе. Деятельность немецких предпринимателей. Вклад немцев в развитие промышленности Петербурга.

    Основные методы: видеофильм, проектная работа, работа с аутентичным материалом, викторина, информативное чтение.

    Итоговая аттестация: презентация проектной работы.

    Практическая работа: коллаж «Немецкие фирмы: вчера и сегодня».

    Модуль 8. Петербург немецких архитекторов, скульпторов, художников.

    Выдающиеся немецкие архитекторы, скульпторы, художники, жившие и творившие в Петербурге.

    Основные методы: видеофильм, работа над лексикой, информативное чтение, заочная экскурсия, исследовательская работа в парах, ролевая игра –экскурсия «Петербург немецких архитекторов».

    Итоговая аттестация: конкурс экскурсий по «Петербургу немецких архитекторов».

    Практическая работа: ролевая игра, в ходе которой учащиеся в роли экскурсоводов проводят экскурсию по «Петербургу немецких архитекторов».

    Модуль 9. Немецкие общины в Санкт-Петербурге.

    Лютеранские общины Петербурга: св. Петра, св. Анны, св. Екатерины; их деятельность и значимость для петербургских немцев.

    Основные методы: работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, работа в парах.

    Итоговая аттестация: устное сообщение.

    Практическая работа: составление викторины каждым учащимся.

    Модуль 10. Немецкие школы и учителя в нашем городе.

    История возникновения первых немецких школ на берегах Невы. Петришуле. Деятельность выдающихся немецких учителей.

    Основные методы: аудирование, групповая работа, информативное чтение, проектная работа, ролевая игра.

    Итоговая аттестация: презентация проектной работы: «Немецкая школа: вчера и сегодня».

    Практическая работа: ролевая игра, в которой учащиеся инсценируют занятие в немецкой школе.

    Модуль 11. Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе.

    История появления в Петербурге регулярных печатных изданий, их значимость для петербургских немцев. Обзор прессы.

    Основные методы: работа с аутентичным материалом, групповая работа, проектная работа, творческая  мастерская «Санкт-Петербургские ведомости: вчера, сегодня, завтра».

    Итоговая аттестация: презентация проектной работы.

    Практическая работа: коллаж «Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе».

    Модуль 12. Общественная жизнь петербургских немцев.

    Традиции петербургских немцев. Благотворительные организации. «Санкт-Петербургский немецкий клуб».

    Основные методы: работа с аутентичным материалом, информативное чтение, групповая работа, аудирование.

    Итоговая аттестация: Выступления в рамках «круглого стола»: «Значимость немецких клубов для петербургских немцев».

    Практическая работа:  ролевая игра, в  которой   учащиеся  представляют  себя   членами  « немецкого клуба».

    Модуль 13. Вторая Мировая война в истории петербургских немцев.

    Положение немцев после войны. Судьбы петербургских немцев.

    Основные методы: видеофильм, информативное чтение, аудирование, работа с аутентичным материалом, исследовательская работа в парах.

    Итоговая аттестация: реферат.

    Практическая работа: презентация – «Петербургские немцы: люди и судьбы».

    Тематическое планирование

    9 класс

    № п/п

    Содержание

    Кол-во часов

    Формы работы

    Контроль

    Модуль 1

    1.

    Русско-немецкие отношения и династические связи.

    3

    Работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, групповая исследовательская работа.

    Презентация исследовательской работы.

    Модуль 2

    2.

    Первые немцы на берегах Невы.

    3

    Работа над лексикой, групповая работа, информативное чтение.

    Тест.

    Модуль 3

    3.

    Немецкая слобода.

    2

    Информативное чтение, работа в парах.

    Устное сообщение по теме.

    Модуль 4

    4.

    Немцы на государственной и военной службе.

    2

    Работа над лексикой, исследовательская работа в парах сменного состава, информативное чтение,

    работа над рефератами.

    Презентация реферата.

    Модуль 5

    5.

    Немецкие ученые.

    2

    Информативное чтение, групповая работа, аудирование, проектная работа.

    Тест.

    Модуль 6

    6.

    Немецкие врачи и аптекари.

    2

    Исследовательская работа в парах, викторина, аудирование,

    работа с тестами.

    Презентация реферата.

    Модуль 7

    7.

    Немцы в экономической жизни Петербурга.

    2

    Видеофильм, проектная работа, работа с аутентичным материалом, викторина, информативное чтение, работа с коллажами.

    Презентация проектной работы.

    Модуль 8

    8.

    Петербург немецких архитекторов, скульпторов, художников.

    4

    Видеофильм, работа над лексикой, информативное чтение, заочная экскурсия, исследовательская работа в парах, ролевая игра.

    Конкурс экскурсий по «Петербургу немецких архитекторов».

    Модуль 9

    9.

    Немецкие общины в Санкт-Петербурге.

    3

    Работа над лексикой, информативное чтение, работа с аутентичным материалом, работа в парах.

    Устное сообщение по теме.

    Модуль 10

    10.

    Немецкие школы и учителя в нашем городе.

    3

    Аудирование, групповая работа, информативное чтение, проектная работа, ролевая игра.

    Презентация проектной работы.

    Модуль 11

    11.

    Немецкая пресса в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург в немецкой прессе.

    2

    Работа с аутентичным материалом, групповая работа, проектная работа, творческая  мастерская «Санкт-Петербургские ведомости: вчера, сегодня, завтра».

    Презентация проектной работы.

    Модуль 12

    12.

    Общественная жизнь петербургских немцев.

    3

    Работа с аутентичным материалом, информативное чтение, групповая работа, аудирование, ролевая игра.

    Выступления в рамках «круглого стола».

    Модуль 13

    13.

    Вторая Мировая война в истории петербургских немцев.

    4

    Видеофильм, информативное чтение, аудирование, работа с аутентичным материалом, исследовательская работа в парах, работа над рефератами.

    Презентация реферата.


    Литература

    I. Для учащихся

    1. Основная

    Saslawskaja T, Krutschinina M. St. Petersburg. Geschichte und Mythen. СПб., Лингва, 2000

    Schuschlebina E. Drei Jahrhunderte von Sankt-Petersburg. СПб., «Паритет», 2004

    1. Дополнительная

    Немцы в России: петербургские немцы. СПб., 1998.

    Семенова Л.Н. Быт и население Петербурга ( XVIIIв.). СПб., 1998.

    Чернова Т.Н. Российские немцы: отечественная библиография. М., 2001.

    Чеснокова А.Н. Немцы в Петербурге. СПб., 2001.

    II. Для учителя

    Busch M. Deutsche in Sankt-Petersburg. 1865-1914. Essen, 1995.

    Dahlmann D., Heller K., Igumnowa T., Petrow J., Reschke K., Eine Grosse Zukunft. Deutsche in Russland. Wirtschaft. Berlin; Bonn, 2000.

    Deutsch-Russische Beziehungen im 18 Jahrhundert. Kultur, Wissenschaft und Diplomatie. Wolfenbeutel; Wiesbaden, 1997.

    Fleischhauer J. Die Deutschen im Zarenreich. Zwei Jahrhunderte deutsch-russische Kulturgemeinschaft. Stuttgart, 1986.

    История немцев Санкт-Петербурга. Каталог выставки. СПб., 1999.

    Кабузан В.М. Немецкое население в России в XVIII – начале XX вв.// Вопросы истории. 1989. № 12.

    Кириков Б.Н., Штиглиц М.С. Петербург немецких архитекторов. От барокко до авангарда. СПб., 2002.

    Немцы в России: историко-документальное издание. Под ред. Семагиной Г.И., СПб., 2004.

    Немцы в России: люди и судьбы. СПб., 1998.

    Немцы и немецкая культура в истории Санкт-Петербурга. СПб., 1997.

    Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. Под ред. Семагиной Г.И., СПб., «Росток», 2005.

    Российские немцы. Историография и источниковедение. М., 1997.

    Россия – Германия. Контакты и взаимовлияния. XVIII-XIXвв. М., 1994.

    Юхнева Н.В. Немцы в многонациональном Петербурге. – «Немцы в России. Люди и судьбы», СПб., 1998.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

    Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

    Презентация по немецкому языку для 7 класса по теме "Санкт-Петербург".

    Данный материал содержит материал о достопримечательностях города Санкт-Петербурга и может быть использован в качестве вспомогательного демонстрационного материала при изучении данной темы....

    Презентация к уроку немецкого языка в 7 классе. Тема "Москва. Санкт-Петербург"

    Данная презентация предназначена для учащихся 7 класса. Презентация знакомит учащихся с достопримечательностями Москвы и Санкт-Петербурга....

    Программа предпрофильного курса по английскому языку для учащихся 9 классов «In Britain»

    Предлагаемый элективный курс призван расширить знания учащихся об истории  Великобритании, о повседневной жизни англичан, о политике и экономике, о защите окружающей среды, и о занятости населени...

    Предпрофильный курс по немецкому языку для 9 класса ,,Страна и люди,,

    В нашей школе с 9 класса  обучающиеся имеют возможность получить дополнительные знания об  интересующем их предмете.Они выбирают различные направления.Мой курс предназначен для обучающихся,к...

    Рабочая программа факультативного курса по немецкому языку "Первые шаги" для учащихся 5 класса

    Данный курс разработан для учащихся, которые изучают второй иностранный язык(немецкий язык) с 5 класса (первый год обучения). УМК под редакцией Аверина М.М....