Урок немецкого языка с позиций здоровьесбережения.
статья на тему

Фролова Ольга Викторовна

В статье говорится о том, как учитель применяет здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка в разных классах. Этого требуют ФГОС нового поколения. Сегодня каждый учитель должен использовать в своей работе современные образовательные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_nemetskogo_yazyka_s_pozitsiy_zdorovesberezheniya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.

ФРОЛОВА О. В.

МБОУ «Бутылицкая СОШ»

        Здоровьесберегающие образовательные технологии можно и нужно рассматривать как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, так как они

обеспечивают  развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми и  направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

            В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Новый ФГОС формулирует цели, ключевые задачи, средства, формы формирования у учащихся культуры здоровья, предусматривающей самостоятельную сознательную регуляцию своих действий и поведения в интересах своего здоровья и окружающих.

В пакет документов ФГОС впервые вошла Программа формирования ценности  здорового образа жизни, учитывающая региональные,  культурные, этнические, социальные, природные особенности и контингент учащихся.

Одна из целей программы - подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире с сохранением собственного здоровья.

Чтобы базовые ценности превратились в личностные смыслы и ориентиры необходимо включить ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Работа над формированием ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни в начальной школе  ведётся по следующим направлениям:

Мы даём элементарные представления

о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного, социально-психологического;

 о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья;

  об оздоровительном влиянии природы на человека;

         Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

        Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

        Поэтому при планировании уроков я включаю зарядки-релаксации. Цель их – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации являются различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным.  Релаксация может быть проведена на любом этапе урока.

        Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока.         Вот почему  столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.

        Используя новые формы и методы преподавания,  я учитываю возрастные и индивидуальные особенности школьников. Здоровьесбережение не должно носить характер акций, разовых мероприятий. Здоровьесбережение – это постоянная системная работа.

           В определённой степени эту проблему решают общеобразовательные стандарты второго поколения - ФГОС. Часы, отводимые на занятия должны проводиться в форме экскурсии, походов, кружков, секций, круглых столов, проектной деятельности и прочее. Впервые стандарт общего образования предусматривает включение в содержание здорового образа жизни ребенка умений регуляции своей ведущей деятельности – учения, общения, познания, социальной практики – и формулирует требования к формированию у учащихся средств  осознанного понимания ценности собственного здоровья.

Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

      Применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение. Ведь немецкий язык – это серьезный и сложный предмет. Каким же должен быть урок немецкого языка с позиций здоровьесбережения? Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ: коллективная, индивидуальная, парная, творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке немецкого языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Во время уроков я провожу физкультминутки, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно-двигательной системы, так как двигательная активность учеников способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, лучшему овладению языковым материалам.  Физкультминутки проводятся в сопровождении рифмовок, песен, которые произносятся детьми, или прослушиваются в записи. В ходе проведения физкультминуток учащиеся запоминают и новые слова, словосочетания (названия движений и действий, которые производятся во время физкультминуток), закрепляют речевые образцы. Хоровое проговаривание рифмовок, небольших стихотворений должно быть неотъемлемой частью физкультминуток.

        Я использую в своей работе рифмовки,  повышающие  настроение на уроках, помогая многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью.

Es regnet, es regnet

Und alles ist nass,

die Baume, die Blumen,

die Tiere, das Gras.

        Ребята приседают, показывая траву и цветы, перебирают руками, показывая дождь.

Zwei Augen, Nase, Mund,

Der Mond ist  kugelrund.

Es gibt sich grosse Muh,

und glatzt bis Morgen fruh.

Zwei Augen, Nase, Mund

Der Mond ist  kugelrund.

        Рифмовки для физкультминутки при изучении темы «Путешествие».

Eine lustige Madam.

Reiste mit der Eisenbahn.

Ratet mal, was sie machte?

Spielte Ball und lachte.

                Благодаря этой рифмовке очень легко запоминается речевой образец с предлогом mit.

        Рифмовки на закрепление знания числительных.

30 Tage hat September.

April, Juni und November,

Februar hat 28,

Nur im Schaltjahr 29.

Andere Monate ohne Frage

Haben 31 Tage.

1, 2, 3, 4, In die Schule gehen wir.

5, 6, 7, 8, Vati, Mutti, gute Nacht.

Rot – wir stehen,

Grun – wir gehen.

1, 2, 3, 4 Alle, alle gehen wir

Alle, alle turnen wir

Und bekommen 5 und 4

5, 6, 7, 8 haben wir das gut gemacht. В этой же рифмовке можно заменить слово gehen  на  spielen, springen, marschieren, laufen, dirigieren и другие.

        Ребята поднимают руки вверх, показывают счет на пальцах и активно двигаются.

        Речевые зарядки на закрепление лексики в 5 и 6 классах при изучении темы «Времена года».

Liebe Sonne.

Komm und scheine.

Fur die Grossen, fur die Kleinen.

Lieber Frühling, komm doch bald!

Bring uns Blumen, Laub und Lieder,

Schmücke wieder Feld und Wald!

Schön ist der Winter

für Große und Kinder.

Eins, zwei, drei, vier,

Schlittschuh laufen alle wir.

Fünf, sechs, sieben, acht,

wir machen eine Schneeballschlacht

3 Rosen im Garten, 3 Lilien im Feld

Im Sommer ist es lustig, im Winter gibt es Kalt!

Es regnet, es regnet,

Der Kuckuck  wird nass.

Bunt werden die Blumen.

Und grun wird das Gras.

Alle meine Enten schwimmen auf der See.

Kopfchen in das Wasser, Schwanzchen - in die Nahe.

        С целью укрепления психологического здоровья школьников, важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся.

        Ребятам очень нравится изображать птиц и различных животных. Они разводят руками, как бы плавая в воде, и двигают головами, как будто высовывая их из воды.

        Песенки в качестве физкультминуток для закрепления лексики по теме «Дом» в 5 классе.

Liebe Uta, hol die Taller!

Hol die Tassen! Mach es schneller!

Hol die Pfanne und den Topf!

Heute steht hier alles Kopf!

Das Klavier, das Bett, die Liege,

Das Regal, den Schrank, den Spiegel,

Bilder und den alten Sessel!

Und den Fernseher nicht vergessen!

Malen ist interessant.

Hangt den Spiegel an die Wand!

Im Aguarium lebt ein Fisch,

stell es bitte auf den Tisch!

Setz die Puppe in den Sessel!

Na, was hast du noch vergessen?

Leg ein Buch in das Regal!

Nimm die Farben! Setz dich Mall!

Рифмовки  на закрепление временных форм глаголов.

2 kleine Jungen sind im Hof gesprungen,

haben laut gesprungen,

2 kleine Jungen.

Pusche hat am Tisch gesessen,

hat mit Appetit gegessen!

Aber, was hat sie gegessen?

Hab ich leider schon vergessen.

Рифмовки на закрепление знания местоимений.

Drachen gibt es nur in Museen.

Aber Nessy lebt in See.

Das gefallt mir und dir.

Das gefallt ihm und ihr.

Das gefallt uns und euch.

Wie gefallt es Ihnen?

        Для релаксации и поднятия настроения часто на уроке мы с детьми поем песни, это дает возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Wir fahren, fahren, fahren.

In weiten Landern da!

Die Sonne scheint, scheint und ruft: „Hurra! Hurra!“

Der Himmel ist blau, die Sonne scheint hell.

Der Hund bellt: „Wau, Wau“,

und lauft noch schnell und schnell.

Liebe Kinder! Tanz mit mir,

Beide Hande reich ich dir:

Einmal hin, einmal her,

rundherum, das ist nicht schwer.

Mit den Handchen klapp, klapp, klapp,

Mit den Fusschen trapp, trapp, trapp,

Einmal hin, einmal her,

rundherum, das ist nicht schwer.

Mit den Kopfchen nick, nick, nick,

Mit den Fingern tick, tick, tick,

Einmal hin, einmal her,

rundherum, das ist nicht schwer.

        Использование на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка – задача особой важности для преподавателей иностранного языка.

Литература:

Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе».

Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе».

 Казанцев И.  Игры на уроках немецкого языка в классах выравнивания. – Иностранные языки в школе, 1999, № 6.

 П. М. Ершов и др. «Общение на уроке».-М.,1998г.

Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе.-М.. 2002 г.

Журнал “Иностранные языки в школе” № 2, 2007 год

Журнал “Иностранные языки в школе”, № 8, 2006 год.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение на уроках немецкого языка

Этот материал поможет провести урок не только интересно, но и полезно...

Урок немецкого языка по теме:"Я учу немецкий язык охотно"

Урок в пятом классе, целью которого является:1.Активизация навыков правописания немецких букв;2.Дальнейшее развитие навыков чтения, основные правила чтения немецкого языка, развитие фонетических навык...

Тема «Использование стихов и рифмовок как один из способов обеспечения здоровьесбережения учащихся на уроках немецкого языка в начальной школе»

Данные методические рекомендации  могут быть использованы для обеспечивания здоровьесберегающего аспекта современного урока....

Конспект урока немецкого языка по рабочей программе факультативного курса "Немецкий язык как второй иностранный" по учебнику: О.Зверлова Немецкий язык: С немецким за приключениями 1

Урок формирования умений и навыков по теме "В школе" с использованием оборудования лингафонного кабинета,интерактивной доски, компьютера, мультимедиапроектора, мультимедийной презентации, аудиозаписи ...

Урок немецкого языка с позиции здоровьесберегающей психологии.

Требования к современному уроку в большинстве позиций связаны с педагогическими критериями. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь  с проблемой здоровья школьников. Состояния, связываю...

Презентация к уроку немецкого языка во 2 классе "О чем говорят сегодня дети на уроке немецкого языка?"

Презентация подготовлена к уроку немецкого языка во 2 классе по теме "Worüber sprechen die Kinder  heute in der Deutschstunde?" содержание презентации дает возможность  повторить  спряж...

Урока физической культуры с позиции здоровьесбережения.

Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение учебного материала.  Развитие общеучебных умений и навыков (гибкости, координации движений, двигательной активности)....