Тестовый контроль в обучении немецкому языку как средство повышения качества языкового образования.
статья по немецкому языку на тему

Коммуникативное направление обучения иностранному языку требует пересмотра и переориентации всех компонентов учебного процесса, в том числе и контроля. Известно, что контроль является важнейшей составляющей учебного процесса и без него невозможно обеспечить эффективность обучения. Ведь успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Поиск эффективных форм контроля обусловил всё возрастающий интерес к методу тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testovyy_kontrol.docx37.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовый контроль в обучении немецкому языку как средство повышения качества языкового образования.

В настоящее время пересматривается вся система образования в средней школе, причем немалое внимание уделяется вопросам обучения иностранному языку. В истории отечественной школы иностранный язык занимал, пожалуй, самое неоднозначное место: то он становился объектом особого внимания, например в конце 50-х - начале 60-х годов, то оказывался на уровне третьестепенного предмета. Объяснить такое разное отношение к иностранному языку лишь одной причиной - перепадами в социальном заказе - вряд ли было бы правильно. Данный заказ, действительно, часто менялся, однако всегда имел место. Парадоксальность ситуации в настоящее время состоит в том, что, несмотря на наличие этого заказа и довольно высокий уровень развития методической науки, эффективность обучения иностранному языку, особенно в массовой школе, оставляет желать лучшего.

Коммуникативное направление обучения иностранному языку требует пересмотра и переориентации всех компонентов учебного процесса, в том числе и контроля. Известно, что контроль является важнейшей составляющей учебного процесса и без него невозможно обеспечить эффективность обучения. Ведь успех в обучении иностранному языку во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Как известно, традиционные приёмы проверки знаний, навыков и умений учащихся, применяемые в учебном процессе, не всегда отвечают требованиям, предъявляемым к рациональному контролю. Поиск эффективных форм контроля обусловил всё возрастающий интерес к методу тестов.

Объектом внимания в данной работе являются проблемы контроля умений и навыков в рамках базового уровня образования. Анализ методической и исследовательской литературы позволил установить неупорядоченность теории и практики контроля, элемент стихийности в его реализации, что обусловливает необходимость более пристального внимания к этой проблеме. Это продиктовано также нарастающей тенденцией к выбору альтернативного содержания и методов обучения иностранному языку в рамках базового образования.

Задачи работы:

  1. Уточнить понятие «контроль уровня обученности ИЯ».
  2. Раскрыть преимущества использования тестового контроля в обучении ИЯ

В соответствии с первой задачей целесообразно освежить ряд вопросов, общих для теории и практики контроля. «Контроль и оценка уровня практического владения учащимися иностранным языком являются важными компонентами учебного процесса, способом систематической проверки степени усвоения материала и овладения речевыми навыками и умениями в различных видах речевой деятельности.» \ Шатилов С.Ф.\ Как отмечается в «Основах дидактики», систематический контроль, имея обучающий характер, призван предупреждать забывание знаний, угасание умений и навыков, регулирует учебную работу детей и учителя, своевременно помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и работе учителя и устранить их.

Объектом контроля в процессе обучения иностранному языку при практических целях преподавания его в средней школе является в первую очередь уровень владения учащимися языком в трех видах речевой деятельности: говорении, чтении, аудировании и лишь отчасти письме, в отличие от других школьных предметов гуманитарного цикла, в которых контролируется в первую очередь степень усвоения знаний

При контроле речевых умений обращается внимание на характер пользования учащимися данным видом речевой деятельности как средством коммуникации: при говорении - степень развития диалогических и монологических умений, при аудировании

  • степень владения умением понимать устный текст определённого содержания и объёма при одноразовом восприятии на слух, в чтении
  • умение извлекать необходимую информацию из читаемого текста.

При контроле речевых навыков - грамматических, произносительных, лексических - должна учитываться степень их сформированности, т е. автоматизированности и правильности в выполнении учащимися соответствующих речевых действий с учётом специфики речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения).

Следует заметить, что контроль - это измерение достижений, а не подсчёт ошибок. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности учащихся должен выступать не как репрессивная мера, не как средство принуждения, не как источник возникновения противоборства между учителем и учеником, а как стимул к учению, как условие преодоления психологического барьера, как источник радости учебного труда.

Контроль - это подсистема в рамках системы обучения в целом, реализующая присущие ей функции, имеющая собственный объект, свои методы. Рассмотрим кратко функции контроля.

Диагностическая функция контроля заключается в том, чтобы своевременно обнаружить успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность. Содержанием диагностической функции

является не только измерение достижений в учебной деятельности, но и анализ причин её неуспешности.

Уникальной функцией, реализующейся в процессе контроля, является управленческая. Она пронизывает весь педагогический процесс. Значение данной функции контроля определяется тем, в какой мере с помощью контроля обеспечивается грамотное протекание процесса учения. Управленческая функция контроля реализуется при соблюдении ряда условий, одно из которых состоит в том, что все звенья педпроцесса должны функционировать с учётом данных, поступающих по каналам обратной связи. Управленческая функция проявляется в руководстве учением на основе планируемого учебного взаимодействия учителя и учащихся.

Корректировочная функция контроля реализуется в двух направлениях: коррекция обучающих упражнений и достижение адекватности приёмов контроля учебным задачам.

Оценочная функция. Известно, что деятельность взаимодействующих сторон на уроке нуждается в оценке, и, в первую очередь, это касается учащихся. Оценка деятельности учащихся может осуществляться в двух направлениях. В одном случае оценивается процесс деятельности учения учащихся, выносится суждение о качестве протекания учебной деятельности учащихся, о степени активности учащихся. Второе направление связано с оценкой результата учебной деятельности учащихся.

В процессе контроля реализуются и такие функции, как стимулирующая и мотивирующая. Многочисленные наблюдения уроков иностранного языка, анализ учебной деятельности учащихся и обучающей деятельности учителя свидетельствуют о том, что контроль небезразличен учащимся. Для большинства из них это, прежде всего, возможность получить удовлетворение от результатов своего учебного труда и желание всегда быть успевающим в учёбе. У неуспевающих учащихся результаты контроля вызывают неудовлетворённость, но вместе с тем надежду на исправление создавшегося положения. В ожидании результатов контроля учащиеся дисциплинируются, мобилизуются, Тем самым поддерживается интерес к учению.

В ходе контроля реализуется и планирующая функция. Её значение определяется тем, в какой мере с помощью контроля можно достигать эффективности в планировании усвоения учебного материала и использования приёмов обучения, содержания и протекания учебной деятельности учащихся, своей собственной обучающей деятельности, а также в планировании объектов и приёмов контроля.

Суть обучающей функции контроля сводится к тому, что содержание, приёмы и методика контроля должны носить обучающий характер. В принципе любое контролирующее задание, помимо контролирующей функции, упражняет учащихся в выполнении определённых учебных действий, тем самым, способствуя более прочному овладению этими действиями. Как правило, контролирующее задание, являясь привычным, знакомым учащимся, всегда включает элементы новизны в содержательном и информативном плане, расширяя тем самым познавательный кругозор учащихся, внося вклад в их развитие, что, в конечном итоге, повышает обучающее воздействие контроля. Обучающий характер заложен и в самой природе контроля, предполагающего многократную повторяемость учебных действий обучаемыми.

В контроле реализуется и функция обеспечения взаимодействия учителя и учащихся в педпроцессе. Взаимодействие состоит в том, что учитель выступает как субъект, осуществляющий контроль, а учащийся - как объект контролирующего воздействия и как субъект, переживающий это воздействие, осуществляющий саморегуляцию и самокоррекцию своей деятельности, тем самым оказывающий опосредованно воздействие на учителя, на содержание его обучающей деятельности.

Анализ функций контроля убеждает в том, что в педагогическом процессе функции не расчленяются, а реализуются в единстве. В какой-то конкретный момент педпроцесса учителем осознаётся та функция контроля, которая обеспечивает реализацию конкретной методической задачи.

В педагогической литературе различают следующие виды контроля: тематический, текущий, периодический и итоговый контроль. По форме контроль может быть устный или  письменный; по виду - индивидуальный или фронтальный, по способу проверки - одноязычный или двуязычный. Выбор формы, вида и способа контроля зависит от характера речевых навыков и умений, подлежащих проверке, от его целей и условий проведения.

Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков является устная форма. Но используемая на практике манера устного контроля отдаляет учеников от учителя, делает педагогическое общение «устрашающим» или «дистантным», поскольку ребёнок в большей степени, чем взрослый реагирует на негативное отношение к себе, проявляющееся именно при контроле, т.к. его результаты нередко не удовлетворяют и раздражают учителя.

В настоящее время методисты и учителя предлагают новые формы контроля, которые помогли бы решить проблему «устрашения» учащихся и сделать контроль более эффективным.

Опыт работы подтверждает, что большую пользу может принести проверка знаний сразу всех учеников в форме небольших по объёму контрольных заданий, названных тестами. Тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г.В.Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки.

В последнее десятилетие внимание преподавателей иностранного языка привлекает проблема тестирования, о чём свидетельствуют многочисленные публикации. Этот интерес вполне объясним - в самой организации тестов заложен ряд черт, дающих основание видеть в их применении один из способов повышения эффективности учебного процесса. Так, тест позволяет проверять одновременно всех учащихся группы; выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии; при выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия - они работают в одно и то же время с одинаковым по объёму и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение \ невезение; тест даёт возможность включать большой объём материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им. Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.

Существуют различные определения понятия «тест» - от практически любого вида контрольного задания до набора заданий вида «множественный выбор». В зарубежной практике языкового тестирования различия в трактовке понятия test можно было бы представить как различия между понятиями «контрольная работа» вообще как основание оценочного суждения и «контрольная работа», предполагающая специально организованное измерение интересующих нас знаний (умений, навыков).

Американские тестологи, которые являются родоначальниками в области тестирования по иностранному языку, различают объективные и субъективные тесты. В объективных тестах определение правильности ответа осуществляется механически, по заготовленному ключу; в субъективных оно основывается на мнении проверяющих. К объективным относятся тесты, которые содержат следующие задания: выбрать ответ из ряда предложенных, объединить по какому-либо признаку предложенные языковые единицы, определить факт наличия или отсутствия какого-либо признака у предложенных языковых или речевых элементов, восстановить целое из его частей, предложенных в произвольном порядке. Другими словами, задания объективных тестов всегда имеют однозначное решение, и в этом заключается ещё одно отличие их от заданий субъективных тестов.

За термином «тест», по-видимому, целесообразно закрепить задания, имеющие специфическую организацию, которая позволяет всем учащимся а) работать одновременно в одинаковых условиях и б) записывать выполнение символами (например: 1а, 2с. ЗЬ и т.д. или +, - и др.).

Следует заметить, что тест не приравнивается к любой форме контроля. В то же время он не является формой контроля, связанной только с объективными методами оценки. Тест в первую очередь - измерительный инструмент, с помощью которого выявляются и измеряются специфические образцы речевого поведения индивида. Уточняя данное определение, можно сказать, что тест - это измерительная процедура, направленная на выявление и измерение специфических проявлений языкового поведения, составляющих компоненты языковой компетенции. Внешне это может быть выражено в специальной системе вопросов и заданий.

Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надёжности и валидности.

Показатель надёжности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. (Надёжный тест должен исключать случайность того или иного результата.)

Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех (и только тех) умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. Очевидно, что применение определённого теста в целях, для которых он не был предназначен при составлении, автоматически сделает его невалидным.

Для чего проводится тестирование, и какие виды тестов существуют?

И.А.Рапопорт, Р.Сельг и И.Соттер предложили следующую классификацию тестов:

  1. По целевым, функциональным и содержательным признакам.
  2. По формальным признакам (т.е. конструктивным, внешним и

т.п.)

В первой группе тестов можно выделить такие подгруппы:

  1. По цели применения:
  1. констатирующие тесты;
  2. диагностирующие тесты,
  3. прогностические тесты.
  1. По виду осуществляемого контроля:
  1. тесты текущего контроля;
  2. тесты рубежного контроля (в конце четверти),
  3. тесты итогового контроля ( проводятся в конце учебного года в каждом классе);
  4. тесты заключительного контроля (в конце курса обучения).
  1. По статусу контролирующей программы:
  1. стандартизированные тесты;
  2. нестандартизированные тесты
  1. По объекту контроля:
  1. тесты, измеряющие усвоение языкового материала (навыки);
  2. тесты, измеряющие оформированность речевых умений.
  1.  По характеру контролируемой деятельности:

1) тесты лингвистической компетенции,

2) тесты коммуникативной компетенции.

  1. По направленности тестовых заданий:
  1. дискретные тесты;
  2. глобальные тесты.
  1. По соотнесению с нормами или критерием:
  1. тесты, ориентированные на нормы;
  2. тесты, ориентированные на критерий.

Вторую группу тестов составляют следующие подгруппы:

  1. По структуре и способу оформления ответа:
  1. избирательные тесты;
  2. тесты со свободно конструируемым ответом.
  1. По характеру выборочных ответов:
  1. альтернативные тесты;
  2. тесты множественного выбора;
  3. тесты перекрёстного выбора.
  1. По гомогенности заданий;
  1. тесты на скорость, состоящие из равнотрудных заданий;
  2. тесты на сложность, состоящие из всё более усложняющихся заданий.
  1. По способу презентации речевого стимула:
  1. с использованием технических средств обучения;
  2. без использования технических средств обучения.
  1. По использованию средств оперативной обратной связи:
  1. машинные;
  2. безмашинные.

Тестирование в обучении ИЯ проводится для выявления

  1. уровня достижения в определённом виде деятельности,
  2. способностей к определённому виду деятельности;
  3. трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.

В практической деятельности преподавателям чаще приходится встречаться с тестами первой группы (которые иногда выполняют одновременно и некоторые диагностические функции). Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определённого уровня умений в процессе освоения конкретного курса обучения. Первые в отличие от последних не зависят от конкретной программы, методики или учебного пособия, которыми пользовался учащийся в ходе обучения.

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными \ тематическими. Итоговые тесты предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый учащимися уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Тесты могут определять уровень обученности и \или языковой компетенции учащихся относительно уровня других учащихся (нормо-ориентированный тест) или относительно определённого критерия, например уровня обученности (критериально ориентированный тест). Результаты проверки тестов анализируются учителем и служат для него, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые коррективы в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Безусловно, тест пока ещё не может заменить такую, например, форму итогового контроля, как экзамены. Однако его можно с успехом использовать как одну из форм промежуточного контроля, проводимого, например, по окончании цикла занятий. Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает школьников к ответственности за весь материал цикла (что способствует успешности их обучения), поскольку тестом, рассчитанным на 10-15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля. Следует также иметь в виду, что проверка 10-15 тестов по ключу не займёт у учителя больше 5-7 минут.

В заключении необходимо ещё раз подчеркнуть, что контроль - важный этап урока иностранного языка. Правильно спланированный и проведённый контроль знаний, умений и навыков учащихся способствует повышению эффективности всего учебного процесса в целом. Вопросы совершенствования контроля в обучении иностранным языкам неоднократно поднимались на страницах журнала «Иностранные языки в школе».

Тесты как контролирующие инструменты давно уже привлекают внимание отечественных исследователей в силу тех преимуществ, которые они имеют по сравнению с другими формами заданий. Эти преимущества хорошо известны. Например, тест позволяет работать одновременно с большим контингентом учащихся; результаты его выполнения устанавливаются быстро, предельно просто и могут быть оперативно доведены до сведения учеников. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Главная отличительная черта теста - объективность, гарантируемая измерением, функция которого состоит в том, чтобы поставлять количественную информацию. Научно обоснованное и методически грамотно организованное тестирование позволит учителю осуществлять столь необходимую обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и будет способствовать, таким образом, повышению эффективности обучения иностранному языку.

Многие учебно-методические комплекты по иностранному языку, издаваемые за рубежом (например,«Das Deutschmobil», «Mina und Otto» и др ), а с недавнего времени и в России (например, «Deutsch, Kontakte. 10-11» Г.И. Воронина, И.В. Карелина), снабжены тестами, которые используются в качестве приёма для совершенствования учебного процесса и мотивации учащихся.

Изложенное свидетельствует о том, что использование тестов в практике преподавания оправдано. Опыт использования тестирования для контроля уровня обученности иностранному языку в последнее время всё шире освещается в методической литературе, а также на страницах журнала «Иностранные языки в школе».

Список литературы.

  1. Бим И Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. \\ Москва «Просвещение» - 1988.
  2. Брейгина М.Е. О контроле базового уровня обученности. \\ И ЯШ - 1991 - №2.
  3. Горчев А.Ю. Объекты, уровни и приёмы контроля \\ ИЯШ -1984 - 6.
  4. Денисова Л.Г., Симкин В.Н Об итоговом контроле обученности иностранным языкам. \\ ИЯШ - 1995 - №2.
  5. Елухина Н.В Устный контроль при коммуникативнонаправленном подходе к обучению иностранным языкам. \\ ИЯШ - 1991 - №3.
  6. Кувшинов В.И. Тестовый контроль в процессе обучения иностранному языку. \\ ИЯШ - 1992 - №2.
  7. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам, \\ ИЯШ --1984 - №6.
  8. Поляков О.Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обученности школьников иностранному языку. \\ ИЯШ - 1994 - №2.
  9. Рабинович Ф.М Контроль на уроке иностранного языка. \\ ИЯШ - 1987 -№1.

10. Рапопорт И.А., Сельг Р., Соттер И. Тесты в обучении иностранным языкам: итоги двадцатилетнего эксперимента. \\ ИЯШ - 1989 - №6.

11. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. \\ Москва «Просвещение» - 1991.

  1. Симкин В.Н. Осторожно: тест. \\ ИЯШ - 1996 - №5.
  2. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку. \\ ИЯШ - 1986 - №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в сотрудничестве как средство повышения качества обучения иностранному языку.

Представлен опыт технологии  обучения в сотрудничестве.Рассмотрены разнообразные варианты данной технологии....

Личностно -ориентированный подход в обучении иностранному языку как средство повышения качества знаний.

В работе представлены разделы: Условия формирования личного вклада, актуальность проблемы, теоретическое обоснование, цель и задачи, пути повышения качества знаний(методы, приемы), урочная и внеурочна...

Дифференцированный подход в обучении учащихся на уроках «Технологии» как средство повышения качества технологического образования.

Известно, что все дети разные – и по способностям, и по темпам продвижения, по интересам и потребностям. В условиях классно-урочной системы учитель ориентируется на среднего ученика, не давая достаточ...

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку

laquo;Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»            ...

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в изучении иностранного языка

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом...