СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
статья

Бурдина Елена Владимировна

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon burdina_e.v._macheeva_a.e.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Мачеева А.Е., учитель русского языка и литературы

МОУ Гимназия №16 г. Волгограда

Бурдина Е.В., учитель русского языка и литературы

 МОУ Гимназия №16 г. Волгограда

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи, стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей».

Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Первоначально термин «педагогическая технология» рассматривался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение при помощи технических средств. Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса (Сластенин 2002: 330). Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Так как педагогический процесс всегда строится на определенной системе принципов, педагогическая технология может рассматриваться как совокупность внешних и внутренних действий, направленных на последовательное осуществление этих принципов в их объективной взаимосвязи, где полностью проявляется личность учителя. Именно в этом и состоит отличие педагогической технологии от методики преподавания учебной дисциплины. Понятие «методика» выражает использование набора методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю. Педагогическая технология предполагает участие учителя, осуществляющего обучение. Отсюда следует, что любая учебная задача может быть решена эффективно с помощью адекватной технологии, используемой учителем-профессионалом в своей работе. Наиболее существенными признаками технологии обучения (дидактической) являются следующие:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел (проблему), в основе которой лежит определенная методологическая, философская позиция автора (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);

- педагогические действия, операции, коммуникации выстраиваются в полном соответствии с целевыми установками и планируемым результатом;

- технология предусматривает совместную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации обучения, с учетом оптимальной реализации человеческих и технических возможностей, с учетом диалогического общения;

- элементы педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем, а также должны гарантировать достижение планируемых результатов (государственного образовательного стандарта) всеми учащимися;

- органической частью технологии должен быть мониторинг, объективный контроль качества обучения (входящая/предварительная диагностика, текущий, тематический и итоговый контроль, содержащий критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности).

Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить, по нашему мнению, наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы: технологию проектного и модульного обучения.

Технология проектного обучения.

Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Проект ориентирован на результат-продукт, удовлетворяющий конкретную потребность, продуктивно повторять и обобщать пройденный материал. Так, заканчивая изучение темы «Лексика» (6 класс), предлагаем учащимся выполнить мини-проект – создать небольшой фантастический рассказ, используя собственные неологизмы, или составить словарик жаргона собственного класса, подобрав к каждому слову несколько синонимов из литературного языка. На уроках литературы результатом проектной деятельности может быть плейкаст, в котором учащиеся попробуют себя в роли художников, музыкантов, поэтов, декламаторов стихотворений (7 – 11 классы). Также интересен может быть игровой проект, как игра-суд: «В чем причина гибели Катерины Кабановой?» (10 класс). По инициативе учащихся был создан внеурочный проект «Сцена и мы». Ребята постигали азы сцены: разучивали роли, «входили» в образ, работали над декламацией, мимикой, жестами, мизансценой, рисовали афишу, создавали декорации, готовили костюмы. После постановки спектакля анализировались соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Результаты выполненных проектов – конкретный результат, который используется на уроке, в школе, в реальной жизни. Это приобретённые знания в ходе подготовки к нему, позитивные личностные изменения в процессе работы над ним.

Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.

    Технология модульного обучения.

Технология модульного обучения обеспечивает повышение качества учебного процесса, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей, готовит к самостоятельному овладению необходимой информации. В процессе модульного обучения учащийся учится сам, а учитель лишь осуществляет управление его учением.

По определению некоторых ученых-лингвистов, модуль - это целевой функциональный узел, который объединяет в себе учебное содержание и технологию овладения им. Модульная технология предполагает решение следующих задач:

  1. опережающее изучение теоретического материала;
  2. алгоритмизацию учебной деятельности;
  3. поуровневую индивидуализацию обучающей деятельности;
  4. самообразование;
  5. перевод учителя на уровень консультирования и управления учебной деятельностью учащихся.

Модульный урок должен занимать не менее двух академических часов, так как на данном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений учащихся по изучаемой теме, ввести новую информацию, отработать материал и провести тематический контроль.

На модульных уроках учащиеся могут работать индивидуально, парами, в группах постоянного и сменного состава.

При организации модульного урока можно структурировать содержание учебного материала на блоки, каждый из которых состоит из нескольких модулей.

1 модуль (1-2 урока) – урок изучения новых знаний (имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний);

2 модуль (2-4 урока) – урок закрепления знаний (имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению);

3 модуль (1-2 урока) – урок комплексного применения знаний (имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия);

4 модуль (1-2 урока) – урок обобщения и систематизации знаний (имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему);

5 модуль (1 – 2 урока) - урок контроля, оценки и коррекции знаний (имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней).

Например, всю программу по русскому языку 6 класса можно представить в виде блоков и модулей.

Программа состоит из 8 ведущих разделов: «Лексика», «Фразеология», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение». 8 ведущих разделов – это 8 блоков информации, каждый из которых можно разделить на модули по определенным темам.

Модульные уроки требуют от учителя большой подготовительной работы, которая складывается из трёх основных элементов:

  1. проработка учебного материала всей темы и каждого урока; выделение главного и формулировка для учащихся интегрирующей цели (УЭ-0);
  2. определение содержания, объема и последовательности учебных элементов (УЭ) с указанием времени и вида работы учащихся;
  3. подбор дополнительного материала.

Приведем в пример фрагмент модульного урока по русскому языку в 6 классе.

Тема: разряды имен прилагательных по значению

Тип урока: Комбинированный.

Цели:

  • знать разряды имен прилагательных по значению.
  • сформировать навыки и умения определять разряд имен прилагательны.
  • учит работать в малых группах.
  • совершенствовать умение получать информацию.
  • развивать логическое мышление через сравнение и анализ слов и словосочетаний.

УЭ – 1.

Изучение нового материала. Научиться различать разряды прилагательных по значению.

Цель: Познакомиться с разрядами прилагательных по значению. Научиться различать разряды прилагательных.

1. Создание проблемной ситуации. Выполнение упражнения (работа в группах)

 Подобрать как можно больше прилагательных к данным словам и образовать сравнительную и превосходную степени сравнения:

1 группа: дерево, шкаф, книга, снег, лицо.
2 группа: волосы, плечо, рука, брови.
3 группа: песня, дорога, река, театр.

Дети делают вывод, что не у всех прилагательных есть степени сравнения. Возникает вопрос: Почему? На который можно ответить, изучив теоретический материал и составив опорную схему.

2.  Знакомство с теоретическим материалом (презентация). Составление опорной схемы.

3. Выполнение задания. Работа в группах: каждая группа работает с одним разрядом прилагательных.

Среди ряда словосочетаний выбрать те, которые относятся к нужному разряду.

Темное небо, летний вечер, огромный сад, лиловое небо, каменное здание, ясное небо, небольшой чемодан, зубастая щука поезд…

Время работы 20 мин.

 

 

 

 

 

Взаимопроверка.

Оцени работу товарища.

 

 

 

 

Сверь с эталоном учителя. 4 балла за правильно выполненную работу.

Расскажи соседу по парте.

В конце урока дети самостоятельно оценивают свою работу по предложенной шкале или по разработанным учителем оценочным листам.

Без использования модульной технологии невозможно применять деятельностный подход в обучении, формировать универсальные учебные действия.

Таким образом, технология проектного обучения и модульная технология позволяют нам развивать у учащихся навыки внимательного чтения, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, формулировать проблемы, аргументировать, доказывать, исследовать, участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику, обращаться со словарем, справочником и другими источниками информации, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

Список используемой литературы

  1. Бедерханова В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. – Краснодар, 2000. – 54 с.
  2. Купренас, И.А. Технология модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский) на уроках русского языка// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин: материалы первой областной научно – практической конференции /Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под.ред. Л.Н. Савиной. М.: Планета, 2010. – с. 96 -105.
  3. Русский язык. Проекты? Проекты... Проекты! 5-11 классы: учебно-методическое пособие / А. Г. Нарушевич / Под редакцией Н. А. Сениной. — Ростов н/Д: Легион, 2013. — 78 с.
  4. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005 – 816 с.
  5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенин. – М.: 2002. – 576 с.
  6. Третьяков, П.И., Сенновский, И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 2001. – 327 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС

       Презентация  "Дистанционное  обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку

laquo;Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»            ...

Урок-практикум по русскому языку как средство повышения качества образования и мотивации учащихся

В статье показана роль уроков- практикумов по русскому языку в образовательном процессе., отображена продуманная система уроков , которая помогает обучающимся в  освоении предмета.В статье освеще...

Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в изучении иностранного языка

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом...

Инновационные технологии в образовательном процессе как средство повышения качества образования по информатике в условиях ФГОС.

Данное выступление на педагогичческом совете раскрывает основные инновационные технологии в образовательном процессе в условиях ФГОС....