иноязычная развивающая среда
статья по немецкому языку на тему

Работа посвящена роли окружающей среды в обучении иностранному языку. Большую роль играет сам учитель , его умение владеть и применять современные методы и приемы обучения иностранному языку. Не меньшую роль при успешном овладении иностранным языком  отводится окружающе среде : как оформлен кабинет иностранного языка ,  какие мультимедийные средства и наглядные пособия используются при обучении иностранному языку и даже то , как расставлена мебель в кабинете иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon in_sr1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Творческая работа на тему:

«ИНОЯЗЫЧНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА»

Подготовила : учитель немецкого языка МБОУ «ООШ с. Титоренко» Саратовской  области , Энгельсского района

Ильина Н.А.

Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом  

Направлении , которое связано с новыми подходами к определению целей , содержания и

 технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия  образования и воспитания , действующая в конкретный исторический период и отвечающая потребностям личности и общества , целям воспитания и образования , в том числе  целям обучения. На практике это находит выражение в государственном образовательном стандарте ,  программах , средствах обучения ( учебниках  и учебных пособиях ) и формирует реальный учебно- воспитательный процесс. В настоящее время  в статьях и научных трудах встречаются три  названия для подхода , актуального в наши дни, - гуманистический ,  , личностно-ориентированный  и культуроцентрический. Рассмотрим эти понятия.

  Гуманистический подход  означает , что в центре учебного процесса находится обучаемый , и создаются  наиболее эффективные условия  для развития и раскрытия личности обучаемого , для педагогической коррекции. Такой подход  в свое время был  противопоставлен  автократическому подходу к обучению и воспитанию , который предполагал неуклонное поддержание авторитета учителя  как главного организатора , стимулятора  и контролера в учебном процессе , а также предусматривал наличие  только одного комплекта учебных пособий как универсального источника знаний.

  Личностно-ориентированый подход строится на изучении условий и обстоятельств включенности человека в систему определенных отношений  ( в данную систему входят учителя , сверстники , конкретные условия обучения . средства обучения и многое другое) . где именно обучаемый  выступает в качестве активного субьекта  учения , а учитель является скорее консультантом . стимулирующим и направляющим действия учащихся.

Из этих двух определений видно , что  гуманистический и личностно-ориентированный подходы сходны между собой . так как базируются на примерно одинаковых принципах и пользуются  примерно одной терминологией.

  Культуроцентрический подход  акцентирует внимание на принципе  культуросообразности , предполагающем  « наличие ценностно-нормативной системы знаний . формирующей «образ» личности как целостного и органичного субьекта культуры». Он учитывает последние достижения социолингвистики . психологии общения и других наук.

 Данный подход также основан на том , что ученик является субьектом обучения. При этом  внимание акцентируется на том , что в наш век  информации и космополитизма  человек должен знать и уважать чужую культукру , воспитывать в себе толерантность к ее необычным проявлениям.

Формирование иноязычной  коммуникативной компетенции (ИКК)  как цель обучения и теория о том , что обучать  следует не только  языку и речи , но и культуре  поддерживают эту точку зрения. Формирование  ИКК  происходит в акте коммуникации , который представляет собой  передачу информации . А.А. Миролюбов в своих работах  делит информацию  на индивидуальную  ( полученную в результате личного опыта )  т.е. такую которой владеет каждый из собеседников  отдельно , и общую . образующую исходный пункт для общения. Из этого следует , что содержательные знания о мире , входящие в общую информацию  , снижают  вероятность ошибок и затруднений , возникающих  при расхождении в культуре ( правила поведения , быт , образ жизни  . ценности , нравы ).

В настоящее время  в методике обучения  ИЯ  используется термин  « межкультурное общение « , под которым понимают  « функционально обусловленное коммуникативное  взаимодействие людей , которые выступают носителями  разных культурных сообществ в силу осознания ими  и другими людьми их принадлежности к разным геополитическим  , континентальным , региональным , религиозным , национальным и этническим сообществам , а также социальным субкультурам»

Говоря  об иноязычном  межкультурном общении надо иметь в виду  , что речь идет о процессе  «соизучения родного и неродных языков» и в качестве инструмента  в данном случае выступает язык  . неродной для всех или некоторой части  участников  этого межкультурного взаимодействия.  Мы будем говорить о личностно-ориентированном подходе , который включает  другие перечисленные выше подходы.

Понимание и знание психологии человека  , его культуры и субьективной реальности  составляют  необходимую основу  для построения профессионально грамотного педагогического процесса , для выявления  механизмов общения  и сотрудничества  учителя и обучаемых и для реализации целей  гуманистического и развивающего образования.

Личностно-ориентированный подход выступает в качестве действенной стратегии обновления школы , затрагивающей по сути все аспекты ее функционирования. В его рамках особое значение имеет учет условий обучения , создание благоприятной  образовательной среды.

Термин «среда» в образовании не нов , он давно используется в дидактике. В конце 19 века  П.Ф.Лесгафт  опубликовал книгу  «Семейное воспитание ребенка и его значение « , в которой  был произведен  анализ  связи определенного  типа личностного развития с соответствующим типом  педагогической среды. В 1919году  была издана книга  Я.Корчака  «Как любить ребенка» , где были представлены типы  «воспитывающей среды». Было разобрано четыре типа :  «догматический» , «идейный» ,  «безмятежного потребления» , «внешнего лоска и карьеры» , давалось их подробное описание.

В 1919 году  была создана  первая опытная станция  по народному образованию наркомпроса РСФСР , руководителем  которой был С.Т.Шацкий. Одним из главных принципов применяемой  в данной школе  системы обучения  былла  «открытость социальной среде» , т.е. открытость школы социальным потребностям. Это создавало  специфическую обучающую среду  , нацеленную на  раскрытие личности ученика в процессе общения с окружающим миром , познания его. Тем самым школа явилась  примером закономерности  , позднее четко сформулированной  в работах отечественных дидактов В.И.Андреева , Ю.К.Бабанского , В.В.Краевского и др.

Данный закон был положен в основу таких систем , как  система Монтессори , Вальдорфская школа . М.Монтессори построила свою систему на основе многообразной  практической деятельности детей от трех до девяти лет со специально подготовленным дидактическим материалом. В ее системе преобладают методы самообучения , когда ребенок делает самостоятельные шаги в специально  разработанной среде обучения.

Вальдорфская школа также базируется на принципах антропософии. «Развитие и образование человека в антропософской интерпретации представляется  как целостное взаимодействие его телесных , душевных и духовных сфер с аналогичными сферами внешнего мира». Задачей педагога поэтому является наблюдение за развитием ученика и создание благоприятных условий для этого развития.

Отечественные и зарубежные дидакты уже давно пользуются  термином «среда». Значение понятия  «образовательная среда» связано с процессом  формирования  личности . исходя из целей обучения. В этой связи  К.Д.Ушинский отмечал :» Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения  этого идеала в отдельных личностях».

Наиболее  четко это понятие сформулировано в работе В.А. Ясвина  . который под образовательной средой понимает «систему влияний и условий  формирования личности по заданному образцу . а также возможностей для ее развития , содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Социальное окружение  - это учителя ,  сверстники , родители . Социальный компонент  образовательной среды связан с особенностями  социальной организации среды . с возрастными . половыми , этническими особенностями обучаемых и тех с кем они общаются.

С этим определением  связан также  «дух» школы т.е. социально-психологическая  обстановка , настрой педагогического коллектива и учащихся. Предметно-пространственное окружение определяет форму физической среды , в которой учащиеся и учителя работают. Здесь можно выделить два компонента : пространство , которое учитель выбрал для урока ( чаще всего это класс , иногда – двор , улица , парк , картинная галерея и т.д.) и предметное окружение , том числе средства обучения  , включая  оснащение техническими средствами обучения.

Рассматривая первый компонент (например класс)  мы должны продумать  следующие положения :

                    Размер – достаточна ли  комната вместительна для учащихся , не является ли она слишком большой или маленькой?

                    Форма – могут ли все видеть доску или экран  , можете ли вы видеть всех учащихся?

                     Свет – всем ли достаточно света , чтобы писать и читать не отражается ли свет на доске или экране?

                     Окружающая среда – можете ли вы регулировать температуру , чистая ли  и уютная комната , подходит ли она  для занятий иностранным языком , стимулирует  дидактическое оснащение класса – настенные таблицы , картины для развития мотивации к изучению ИЯ.

Некоторые вещи вы как учитель можете изменить ,  некоторые – нет , но в любом случае  , воспользовавшись помощью учеников , затронув их эмоциональную сферу вы добьетесь большего интереса  мотивированности по отношению к обучению  ИЯ.

Много классов организовано таким образом , что все учащиеся  сидят лицом к учителю. Смысл этой организации ясен :

                                                      - учитель доминирует ,

                                                     - вся информация должна исходить от учителя,

                                                      -общение учащихся друг с другом недооценивается.

Общение на уроке  ИЯ должно стимулироваться  окружением , важно , чтобы расстановка мебели  была на это направлена.

Если  класс обсуждает  какую-нибудь тему  сообща  , можно попробовать  «избавиться» от столов . Так , пространство покажет , что  мы открыты друг другу. Побудить учащихся  принять идею  «передвижной мебели» требует особых усилий. Можно часть освободившегося пространства  использовать для физкультминуток в целях разрядки. Известно , что небольшие физические упражнения в классах  создадут  естественный  и полезный мини-перерыв в процессе обучения.

Если мебель закркплена  на своих местах  , то лучший способ в данном случае разделить учащихся на группы  и попросить часть из них повернуться  спиной к доске  и общаться с сидящими сзади. Кроме того , если все свои действия мы сопровождаем  комментариями на  ИЯ  , это послужит дополнительным стимулом  к общению.

 Говоря о предметном  компоненте  пространственно-предметной сферы  , следует помнить , что средства обучения  в широком смысле слова  - доска , учебник , кодоскоп , эпипроектор ,  диапозитивы , аудио- и видеомагнитофон  должны использоваться сообразно с их функциями. Использование ТСО  должно соотноситься  с задачами общения , быть нацеленным на создание эмоциональной атмосферы , на решение коммуникативных задач. Такое средство обучения , как учебник , создает с помощью своего содержания  (если оно включает  занимательные задания , рифмовки , кроссворды , ребусы , загадки ) определенную атмосферу в классе.

ТСО и в первую очередь использование компьютера , а также новейшие технологии , например метод проектов  , помогают раздвинуть стены класса  и выводят учащихся за пределы школы. Информационные технологии – Интернет , электронная почта , дистанционное обучение , организуют  общение , которое происходит  почти непосредственно  с носителями языка.

Учителю важно помнить , что предметно-пространственное окружение  может и должно иметь  огромное влияние  на обучение и воспитание учащихся .

Социальное и пространственно-предметное обучение  делятся на педагогически организованные и спонтанные. Выше были приведены примеры педагогически организованного типа окружения . В свою очередь , спонтанные  взаимодействия и взаимовлияния неизбежны , они не подвержены контролю и могут выполнять как  позитивную развивающую функцию  , так и негативную.

Само понятие  «окружающая среда» до сих пор остается спорным  , так как раскрыты еще не все  его аспекты  и нет общего определения . Так например коллективом ученых , педагогов и психологов-практиков Института педагогических инноваций РАО  ( В.И. Слободчиков , В.А.Петровский , Н.Б.Крылова  , М.М.Князева и др.) разрабатывались философские аспекты  понятия  «образовательная среда» , приемы и технологии ее проектирования .Конструирование  образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрено в работах  О.С. Газмана , М.М. Кларина , И.Д. Фрумина , В.А. Ясвина). Уделялось внимание  данному вопросу и в трудах основоположников  системы  развивающего обучения. В.А.Давыдов  , например , ввел в образовательную практику  понятие  «школа взросления» , также в работах сотрудников Института психологии  РАО  В.В.Рубцова, В.И. Панова , Б.Д. Эльконина .

Образовательная среда  при обучении  ИЯ  -  это система условий , создаваемая в целях  достижения конкретного уровня  иноязычной коммуникативной компетенции , включающая  предпосылки  для личностного  развития учащихся  . обусловленные  социальным и пространственно-предметным окружением  , используемым  в учебно-воспитательном процессе средствами  , а также  приемами и технологиями обучения.

Таким образом  образовательную среду  составляет совокупность  психологического , социального  и пространственно-предметного факторов , куда входят также  материальный фактор и межличностные отношения . Все данные факторы взаимосвязаны . они дополняют  , обогащают  друг друга и влияют на каждого субьекта  образовательной среды . В качестве субьектов выступают ученики , учителя , друзья  по переписке , партнеры по школьным обменам  ( носители языка)  и другие лица , включаемые в учебно-воспитательный процесс.

В зарубежной дидактике все больше используется понятие «средо-ориентированное обучение»  -  обучение посредством  особой образовательной среды как совокупности системных формирующих влияний со стороны предметной . социальной и информационных сред . Как отмечает в своих работах С.Ф. Сергеев  , все социальные среды  обладают некоторым обучающим  эффектом . Обучающие свойства среды выражаются в появлении новых адаптивных качеств  в психофизиологической системе человека , позволяющих ему ориентироваться в новых условиях  и задачах  и результативнее решать старые . Средо-ориентированный подход в обучении позволяет  перенести акцент  в деятельности преподавателя с прямого педагогического воздействия  на личность ученика  в область формирования обучающей среды . в которой происходит  самообучение и саморазвитие  учащегося . при такой организации образования  включаются  механизмы внутренней активности  обучаемого в его взаимодействиях со средой .

Основные практические задачи , решаемые  в рамках средо-ориентированного обучения :

 - конструирование  многообразия  обучающих сред ;

 - определение их общего и локального обучающего эффекта и его повышение ;

 - анализ влияния  среды на последующее поведение  , на развитие субьекта .

Управление формированием образовательной среды  связано с понятиями  гуманизации и гуманитаризации  образования . Гуманизация и гуманитаризация  общества и школы  не исчерпывается превращением  информационно-словесного способа образования  в практико-ориентированный , творческий .

 Важным направлением этого процесса  является гуманитаризация  содержания образования – возрастание роли гуманитарных дисциплин  , а внутри них проблематики  , формирующей духовную культуру  личности  , и обогащение учебных дисциплин  социально – значимыми аспектами .

Для проблемы управления процессом становления  образовательной среды важно то  , что она может создаваться идивидом  - каждый  развивается сообразно  своим индивидуальным особенностям  , творя свое собственное образовательное пространство как пространство вхождения в культуру .   М. Полани показал в своих работах , что всякое знание личностно . Поэтому  образовательная среда  каждой личности представляет собой личностное пространство  познания и развития . На формирование образовательной среды также оказывает влияние  взаимодействие инновационных и традиционных  моделей обучения , нормативные документы  , такие как стандарты образования  . учебные программы и учебные планы , а также качество взаимоотношений между субьектами образования . Важным качеством  современной образовательной среды  является  взаимодействие множества локальных образовательных сред применительно к каждому конкретному учебному предмету , взаимное использование инноваций , порожденных в образовательном пространстве разных стран , что создает схожие ситуации и способствует развитию сферы образования в целом . Это – проявление определенных тенденций к интеграции образовательных процессов различных государств , постепенному становлению  мирового образовательного пространства .

Но это в перспективе станет возможным  только в том  случае если мы уже сейчас будем  сознательно формировать эффективные обучающие среды в русле личностно –ориентированного , гуманистического . культурологического подхода .  

ЛИТЕРАТУРА

1.Сафонова В.В. Культуроведение  в системе  современного языкового образования.

 И.Я. в школе.-2001. -.№3.

2.Сафонова В.В. Языковая педагогика и современные проблемы языкового образования.

Тезисы докладов с конференции . ноябрь 2001 , М., 2001.

3.Бим И.Л. Методика обучения иностранному языку как наука и проблема  школьного учебника . М. Русский язык , 1977г.

4.Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения  иностранным языкам .   И. Я. в школе .- 2001г.- №4.

5.Ясвин В.А.  Образовательная среда – от моделирования к проектированию. М.; Смысл , 2001.

   6.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам . И.Я. в школе  

                                                                                                                 2004 - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьеразвивающей технологии д.м.н. Базарного В.Ф. «Обучение и воспитание детей в активной сенсорно-развивающей среде» на практике

Биография Базарный Владимир Филиппович (р. 4.05.1942), по специальности врач-офтальмолог, русский учёный, доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работни...

Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида.  Школа образована в 1951 году и в 2011...

Тема: «Предметно-развивающая среда как фактор социально-адаптивного развития подростков»

Материал содержит информацию о предметной среде ее задачах, средствах, коррекционно-компенсирующего воздействия  Пропедевтическая роль коррекционно-развивающей среды проявляется в процессе формир...

Методические рекомендации "Организация развивающей среды и проведение коррекционно-развивающей работы детей и подростков с природой на прогулке"

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарноеучреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развит...

Создание иноязычной развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками

Статья раскрывает основные принципы создания иноязычной, культурной, интерактивной, развивающей среды для изучения иностранного языка дошкольниками или младшими школьниками....

«Развитие лингвистической (языковой) компетенции учащихся основной школы в процессе создания иноязычной образовательной среды»

Авторское выступление - распространение педагогического опыта для использования в работе коллегами, учителями- предметниками....

Выступление на городском семинаре Сур ГПУ "Предметно-пространственная среда, как одно из условий развития обучающихся с ОВЗ в образовательной организации" «Особенности организации предметно-развивающей среды в логопедической группе для детей с тнр»

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речиСогласно требованиям Федерального государственного образовательного ст...