Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации образования
статья по теме

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, IIвида.  Школа образована в 1951 году и в 2011 году отмечает свой 60-летний юбилей. Её задачей являются обучение и воспитание неслышащих детей, их всестороннее развитие  в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекция и компенсация отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno-razvivayushchaya_sreda_-_kopiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая среда как фактор нравственного развития ребенка в условиях модернизации  образования

В.П. Паранина

                                                                Учитель биологии Елабужской

                                                         школы- интерната I, II вида

Большой опыт работы с глухими и слабослышащими детьми накоплен в  Елабужской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате I, II вида.  Школа образована в 1951 году и в 2011 году отмечает свой 60-летний юбилей. Её задачей являются обучение и воспитание неслышащих детей, их всестороннее развитие  в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухо-зрительной основе, коррекция и компенсация отклонений в их психофизическом развитии для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни. Эта задача реализуется по пяти направлениям:

  1. учебная;
  2. воспитательная;
  3. лечебно-оздоровительная;
  4. коррекционная;
  5. профессионально-трудовая.

Коррекционная работа осуществляется в процессе учебно-воспитательной работы по трем направлениям:

  1. Словесная речь – основа формирования личности неслышащего воспитанника.
  2. Развитие слуховой функции – одно из условий совершенствования образовательного процесса.
  3. Активизация устной коммуникации неслышащих школьников в учебно-воспитательном процессе (на всех фронтальных и индивидуальных уроках, воспитательских занятиях,  внеклассных мероприятиях).

Образовательно-воспитательный процесс строится на основе словесной речи во всех ее функциях: коммуникативной, познавательной, регуляторной.

        В настоящее время в 13 классах и одной дошкольной группе обучаются 52 ребенка из 13 районов Республики Татарстан

             Школа-интернат располагает хорошей материально-технической базой: двумя компьютерными классами, учебные кабинеты оснащены современной звукоусиливающей аппаратурой коллективного и индивидуального пользования. Наряду с общеобразовательными предметами дети изучают специальные: это развитие речи, социально-бытовая ориентировка, формирование произносительной стороны устной речи, музыкально-ритмические занятия. Большое внимание уделяется трудовому обучению. Созданы все условия для духовного, интеллектуального, физического развития детей, воспитания тех качеств, которые позволят им реализовать свои потребности и потенциальные возможности в социуме. С этой целью в интернате созданы объединения по интересам: «Автодело», «Сапожное дело», «Повар-кулинар», «Золотой бисер», «Хореография», «Моржевание», «Картинг», «Шашки-шахматы», «Вязание», «Юный стрелок», волейбол, плавание,   катание на коньках в Ледовом дворце. Особенно удачны и результативны занятия в хореографической студии «Роза ветров», «Поющие руки».Участницы этой группы явились финалистами региональных, республиканских фестивалей художественного творчества детей-инвалидов (г. Москва, г. Казань, г.Нижнекамск, 2002г., 2004г., 2006г.,2009г, 2010г, дипломы I степени, руководитель Корнилова И.В и Баранова И.И.).  Учащиеся, коллектив школы-интерната ежегодно становятся призерами городских конкурсов цветников и снежных фигур.

           Учащиеся школы-интерната принимают активное участие в школьных и городских конкурсах, выставках, смотрах, спортивных состязаниях, являются победителями и призёрами городских, республиканских и всероссийских конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья.  

       В учебном учреждении сложился сплочённый коллектив единомышленников, основу которого составляют высококвалифицированные специалисты. Коллектив школы обладает большим творческим потенциалом: из 38 педагогов 97% имеют высшее педагогическое образование,

  1. 53% высшее дефектологическое образование;
  2. 10,5% имеют высшую квалификационную категорию;
  3. 18,4% имеют первую квалификационную категорию;
  4. 42,1 % - вторую квалификационную категорию.
  5. Всего 27 педагогов (71%) имеют квалификационные категории.  

         Методическая тема,  над которой работает школа – «Применение и внедрение современных педагогических технологий в работу  по формированию словесной речи неслышащих детей».В школе  5 методических объединений:

  1. учителя начальных классов;  
  2. русского языка и литературы, истории, биологии, химии.
  3. математики и информатики, физики, трудового обучения, физкультуры
  4. учителя  индивидуальной работы  по развитию слухового восприятия;
  5. воспитатели                                                                                                                                                                                Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.  В методических объединениях учителя знакомятся с новыми технологиями, делятся опытом, решают вопросы адаптации программ, стремятся активизировать познавательные интересы школьников через проведение внеклассных мероприятий, используя метод проектной деятельности.  Каждое методическое объединение имеет свои педагогические копилки, в которых собираются планы –конспекты открытых уроков, мероприятий, доклады, методические разработки, интересный дидактический материал. Учителя школы выступают на  международных, республиканских научно-практических конференциях, делятся опытом (Шведчиков В.Ф., Кузнецова Р.З., Гильманова Г.Н., Селиванова Н.А.,  Миннибаев Б.И., Гурьева И.В., Долгова И.А., Баранова И.И. Волкова Г.С.) . Не отстают и молодые педагоги, влившиеся в коллектив -I место в III Республиканском  спортивно - творческом фестивале молодых педагогов, 2008г., Ермаков М.А. призер  муниципального конкурса «Молодой учитель-2009», призер Всероссийского конкурса учителей физики, 2010 г.

           Педагоги школы являются постоянными участниками, победителями и призёрами городских, республиканских, региональных и всероссийских конкурсов педагогического мастерства, среди них: учитель физкультуры высшей квалификационной категории Волкова Г.С., которая выступала  на Всероссийской  научно-практической конференции «Формирование физической культуры и здоровья учащихся в условиях модернизации образования»  с темой «Закаливание детей с нарушением слуха в условиях специализированной школы», стала призером Республиканского конкурса «Мастер педагогического труда по организации внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» (2011г.); учитель  высшей квалификационной категории Селиванова Н.А., которая разработала методику работы по реализации проекта творческого саморазвития школьников с нарушениями слуха и  в своей деятельности активно применяет информационные технологии, имеет очень тесные отношения с семьями своих воспитанников, что содействует высокой результативности обучения и развития;

           В школе работает дефектологический всеобуч:

  1. его цель: познакомить молодых педагогов, не имеющих дефектологического образования с основами сурдопедагогики, специфики работы в школе глухих, на жизнь и здоровье ребёнка, его самочувствие и настроение, отношение к окружающим влияет среда, в которой он проживает.

          Методическое совершенствование педагогов ведётся через работы педсоветов, семинаров и практикумов, курсы повышения квалификации при АПК и ПРО г. Москвы, ИРО г. Казани, НГПИ г. Наб.Челны.  

            Педагоги школы опираются  в своей работе на научно – методические разработки, которые обеспечивают коррекционно – развивающее сопровождение неслышащих детей. В качестве таких инновационных технологий мы используем систему  коррекционно – развивающего обучения. Одним из основных условий её реализации является интеграция коррекционного компонента в систему планирования всех служб школы, в каждое конкретное мероприятие, в работу каждого специалиста. Учителями разработаны дидактические материалы по развитию речи, грамматике, наглядные пособия.

Формирование ЗОЖ способствует в школе созданию атмосферы, основанной на доброжелательности, внимания друг к другу, уюте и комфорте, то есть благоприятно развивающейся среды.

В школе-интернате идет поиск нетрадиционных подходов к организации  коррекционной работы с неслышащими детьми.

     Ежегодно учащиеся принимают участие на чемпионатах моржей Республики Татарстан, России.  Руководитель группы – учитель физкультуры Волкова Г.С. –  спортсменка зимнего плавания, девятикратная чемпионка и рекордсменка России по зимнему плаванию. Ежегодно учащиеся также принимают участие в Республиканских чемпионатах, спартакиадах среди инвалидов по слуху, занимают призовые места.

В учебный план школы с 2002 года с целью ознакомления и включения детей в социум, ознакомление с основами работы на компьютере включены такие предметы,  как  компьютерные технологии.

Приход в школу компьютерных технологий – одна из важнейших частей и необходимых условий модернизации образования. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой  тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидна. Приобщение  современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом.

        Для детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования не только общего, но и профессионального. Очень важным шагом в использовании компьютеров является создание, оборудование и оснащение программным обеспечением компьютерного класса для учащихся. Обучающие  игровые и контролирующие программы сейчас используются учителями школы,  поэтому у нас появляется возможность приобщить учащихся к работе с компьютером и даёт возможность развить у них такие качества, как внимательность, уверенность, психическую реакцию, ориентацию в информационном пространстве на элементарном уровне, тем самым адаптировать их к изменениям, происходящим в социальной среде с введением в жизнь компьютерных технологий. При работе с глухими детьми возможность непосредственной демонстрации преподавателем требуемого приёма или  метода работы, сопровождаемая при необходимости пояснительными текстами на экране компьютера (или обмена вопросами и ответами между учащимися и преподавателем в письменной форме с помощью компьютера) облегчает работу учителя и способствует более быстрому усвоению учащимися новых понятий Применение информационных технологий является важным  дополнительным  средством преподавания, существенно расширяющего возможности традиционных приёмов обучения. Дополнение традиционных средств информационными технологиями позволяет продемонстрировать специфику отклонений на разных стадиях обучения.

           Учитель должен понять, что компьютер, оснащенный необходимым мультимедийным оборудованием, является эффективным «помощником» при реализации его методического опыта. В нашей школе основами компьютерной грамотности овладели 82% учителей.

        Использование компьютера в глобальной сети «Интернет» и  электронной почты предоставляет огромные возможности администрации и педагогам школы получать любую информацию, касающуюся методического и справочного характера, облегчая управленческую деятельность в школе.

  1.           Компьютеры и компьютерные технологии проникают во все сферы жизни. Понимание и овладение основными навыками компьютерных технологий рассматривается сейчас как одна из основ образования. Учителя школы Селиванова Н.А. и Яковлева Е.А. выступили на Всероссийской заочной научно-практической конференции  «Информационные и коммуникационные технологии в условиях модернизации российского образования» с  темами: «Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников и младших глухих школьников», «Применение компьютерных технологий в работе по формированию словесной речи детей с нарушением слуха на уроках химии и биологии»; в Региональном семинаре для учителей естественно-географического цикла «Использование современных технологий в повышении эффективности эколого – биологического образования и воспитания», Кузнецова Римма Зуфаровна, учитель истории, в IX республиканском конкурсе «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности» в номинации   «Лучшее учебное пособие для обучения детей с ограниченными физическими возможностями» с проектом: «Использование проектного метода на уроках истории в школе-интернате I, II вида»

      В настоящее время использование информационных технологий в специальном образовании становится актуальной задачей. Они способны помочь взрослому «достроить» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач обучения, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно – развивающая работа психолога с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности .

В данной работе предложен цикл занятий по развитию эмоциональной сферы подростков в условиях учебной и внеклассной работы....

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе

1.    Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая образовательная среда- фактор успешности ученика»

Коррекционно-развивающая образовательная среда-  фактор успешности ученика.Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния обучающихся. В соответ...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...