Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания
статья по теме

Дугина Ольга Вячеславовна

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи учащхся с речевой патологией в школе V вида тесно связана с общим развитием речи учащихся, опирается на овладение грамотой ( в начальной школе)  и уроки русского языка и развития речи в средней и старшей школе, обусловлена спецификой овладения ими и методикой. В статье сформулированы задачи коррекционно-педагогического воздействия, дана характеристика контингенту школы, приводятся должностные инструкции  и документация учителей-логопедов,раскрыты основные направления работы на I ступени обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_korrekcionno.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности коррекционно-развивающей работы у уч-ся с ТНР в условиях специального обучения и воспитания.

Речь - важнейшее средство общения, позволяющее осуществлять обмен мыслями и добиваться взаимопонимания. Эффективность социализации развивающейся личности находится в прямой зависимости от полноценности процесса речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи или нарушениях речевой функции у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, появляются трудности коммуникативного поведения, что в целом затрудняет взаимоотношения между человеком и обществом, а это проявляется в речевом общении.

Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей устной и письменной речи уч-ся младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социальной адаптации уч-ся в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими. Практический опыт обучения и воспитания детей с ТНР показывает, что проблемы, связанные с речевым и коммуникативным развитием уч-ся, являются выраженными не только в младших классах, но и на второй ступени обучения(5-10 классы). Система дифференцированного логопедического воздействия в специальной школе V вида позволяет добиться у старшеклассников  с ТНР определенных положительных изменений в разговорной и описательной речи, в частности у большинства уч-ся удается преодолеть основные трудности в речевом общении, устранить дефекты звукопроизношения, добиться удовлетворительного развития лексико-грамматической стороны речи, овладения навыками письма и чтения. У многих уч-ся с ТНР старшего школьного возраста обнаруживаются дефекты сложной организованной речи, специфические особенности словесно-логического мышления, произвольных форм речевой памяти, воображения и др.

Для большинства детей с ТНР характерны затруднения в общении со взрослыми и сверстниками: их не понимают, с ними не желают разговаривать, смеются над ними , дразнят и т.д. В связи с этим особую актуальность приобретает формирование основ коммуникативной культуры уч-ся старших классов с ТНР с учетом особенностей их речевого, коммуникативного и индивидуально-личностного развития.

Программа для детей с ТНР руководствуется задачами, поставленными перед общеобразовательной школой, однако эффективность решения этих задач во многом зависит  от реализации коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных направлений в обучении.

Учащиеся с речевой патологией испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы вследствие недостаточности формирования речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

 Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменной речи уч-ся с речевой патологией в школе V вида тесно связана с общим развитием речи уч-ся, опирается на ознакомление с окружающим миром, на овладение грамотой ( в начальной школе), а также уроки русского языка и развития речи, обусловлена спецификой овладения ими и методикой.

Ориентируясь на содержание программы по русскому языку в общеобразовательной школе, т. е. на тот уровень развития речи, которого по речевым умениям и навыкам достигают школьнике в норме, и учитывая своеобразие и индивидуальные особенности речевого развития уч-ся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида, можно в общем виде сформулировать задачи коррекционно-педагогического воздействия.

*формирование, уточнение и коррекция звукопроизношения.

*уточнение и коррекция фонематического восприятия

*уточнение и коррекция навыков звукобуквенного анализа и синтеза

*формирование, уточнение, обогащение и коррекция словарного запаса

*уточнение и коррекция грамматических категорий

*коррекция специфических ошибок письменной речи

*формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков

Основной контингент школы V вида – уч-ся с ОНР.  

Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальной коррекционной общеобразовательной школе для детей с ТНР путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания уч-ся с ТНР рассчитана на 10 лет. Обязательным является посещение уч-ся 1-10 кл. логопедических занятий не реже двух раз в неделю.

ОНР у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевого дефекта, при котором нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой деятельности. Степень выраженности названных отклонений весьма различна, что в свою очередь оказывает влияние на динамику преодоления речевого нарушения и успешность всего УВП.  В настоящее время увеличилось количество учащихся со сложной структурой дефекта, нарушением речи на фоне ЗПР, когнитивными расстройствами, легкой умственной отсталостью.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием  сенсомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении движений, наибольшие трудности представляет для детей с ТНР выполнение движений по словесной инструкции. Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у уч-ся с дизартрией.

Учащиеся с ТНР в целом обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, имеют заметное отставание в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления, и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Чрезвычайно важной и во многом еще не совсем решенной проблемой является различение детей с ОНР и сохранным интеллектом от детей с  первичным интеллектуальным нарушением. Это осложняется тем, что умственное недоразвитие часто сопровождается речевой патологией, которая имеет ряд специфических проявлений. При сравнительно благополучном овладении элементами фонетической стороны речи у уч-ся с легкой степенью умственной отсталости смысловая сторона развивается крайне медленно, не достигая нормы даже при успешном освоении средств языка. Первичная патология речи безусловно тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере коррекции речи происходит и выравнивание интеллектуальных процессов.

Коррекционная работа в школе Vвида осуществляется в основном в группе,  логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенные логопедические нарушения.

Для выработки единого подхода к коррекционному развитию уч-ся, логопед должен взаимодействовать с педагогическим коллективом образовательного учреждения, родителями уч-ся, школьным психологом, воспитателем ГПД.

              Должностные обязанности логопеда

Учитель-логопед обязан оказывать необходимую и возможную логопедическую помощь ребенку в решении логопедических проблем, учитывая его индивидуальные особенности и руководствуясь принципом «не навреди»,т.е. в форме ,исключающей нанесение вреда здоровью, чести и достоинству как самого ребенка, так и третьих лиц.

Учитель-логопед обязан хранить в тайне сведения об уч-ся, его логопедический и иной диагноз.

Своевременно организовывать диагностическое обследование уч-ся( в начале и конце года), вести логопедическую документацию по установленной форме и в срок ее предоставлять для проверки и контроля.

Логопед обязан проводить занятия с уч-ся по устранению различных нарушений речи и содействовать преодолению обусловленной им неуспеваемости по русскому языку.

Первые две недели учебного года (с1 по 15 сентября) отводится для обследования устной и письменной речи уч-ся школы V вида, комплектования групп и подгрупп, выявления уч-ся для индивидуальных занятий, составления перспективного плана работы с каждой группой уч-ся. В последние две недели учебного года также осуществляется обследование устной и письменной речи, отслеживание  динамики и успешности проведенной логопедической работы за год.

                        Документация и ее ведение

Для фиксирования коррекционного процесса, который организует и проводит учитель-логопед в условиях работы в школе для детей с ТНР, предлагаются следующие виды документации:

*журнал учета посещаемости и проведения логопедических занятий уч-ся.

*речевые карты на каждого уч-ся

*график работы учителя-логопеда, заверенный директором школы

*расписание логопедических занятий уч-ся и группы уч-ся, заверенное директором школы.

*календарно-тематическое планирование логопедической  работы

*рабочие тетради

*заключение о психо-речевом  развитии уч-ся

*эффективность и динамика речевого развития уч-ся

*паспорт логопедического кабинета

              Основные направления работы  

    Коррекция дефектов звукопроизношения

Преимущественно на I ступени коррекционно-педагогического процесса проводится работа по автоматизации и дифференциации дефектно произносимых звуков с учетом анатомического строения артикуляционного аппарата и психо-физических особенностей уч-ся. В процессе работы над звуковой стороной речи и формировании умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи уч-ся учатся

_ узнавать звуки речи и не смешивать их

_ осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков.

_ принимать необходимые артикуляционные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука

_ варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими с другими звуками в потоке  речи, безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Уточнение и коррекция звукопроизношения осуществляются с опорой на зрительное, слуховое  и тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Поэтапно поставленный и уточненный звук автоматизируется на материале слогов, слов, предложений, текстов, определяется наличие и место его в слове, предложении, тексте. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению и автоматизации поставленных звуков. Однако основная цель- их различение, поэтому речевой материал включает слова  со смешиваемыми звуками.

В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной буквой.

Коррекция звукопроизношения играет на начальном этапе коррекции речи главенствующую  роль ,т.к. в дальнейшем позволяет избежать неправильного проговаривания ,что в свою очередь может вызвать ошибки на письме(артикуляторно-акустическая дисграфия)

              Развитие фонематического восприятия

  Количество нарушенных звуков у уч-ся школы для детей с ТНР может быть достаточно большим(10-15 звуков). Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены  несформированностью у них фонематического слуха.

При нарушении фонематического слуха может наблюдаться недостаточное различение узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено; недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении; глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

 У уч-ся с тяжелым речевым нарушением очень часто наряду с фонетико-фонематическим недоразвитием и нарушением звукопроизношения наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова , определении количества и порядка звуков внутри слова. Уч-ся затрудняются в произношении слов сложной слоговой структуры, малознакомых слов и слов со стечением согласных. При воспроизведении подобных слов уч-ся искажают звуко-слоговой рисунок слов: пропускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или ,наоборот, добавить звук внутри слога. Без специального коррекционного воздействия ученик не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приводит к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. Коррекционная работа по преодолению ФФН проводится в школе Vвида в мини-группе (2-3 чел).Развитие полноценного фонематического восприятия  должно осуществляться с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.

В процессе обучения данной категории детей в условиях специализированной школы решаются следующие задачи:

*уточнить и закрепить произношение сохранных звуков, а также исправить произношение нарушенных звуков с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

*с помощью специальных приемов научить различать и сопоставлять смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане, запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов;

*определять наличие и места звука в слове(начало, середина, конец),определение места звука по отношению к другим(какой по счету звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове)

*сформировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза т.е. развить умение делить слово на слоги, производя  их последовательный   анализ, а также производить обратные операции(синтез

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс

Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...