РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА
статья

Пономарева Анастасия Алексеевна

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл личностный потенциал24.51 КБ

Предварительный просмотр:

               Пономарева Анастасия Алексеевна

        Должность: педагог –психолог

Учреждение: Государственное бюджетное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся,воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат (V вида) №2

                                                 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

Школа-интернат (V вида) №2 для детей с ограниченными возможностями здоровья это учреждение где обучаются и воспитываются дети с тяжелыми нарушениями речи. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики. Вследствие этого у большинства учащихся-логопатов наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания. 

Исходя из потребностей детей, вся работа специалистов нашего ОУ направлена на преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического развития, воспитание гармоничной личности, способной активно участвовать в общественной жизни и реализовать свои познавательные и социальные потребности, стать полноправным членом социума.

Хотелось бы осветить несколько аспектов разноплановой деятельности,  по созданию условий для воспитания, развития,  раскрытия  способностей и творческих возможностей ребенка с речевой патологией с целью максимальной реализации личностного потенциала каждого учащегося.

Первый из них: Работа с учащимися в Музейно-методическом комплексе «Санкт-Петербург вчера, сегодня, завтра». Она развивает у детей-логопатов культуру речи, эмоциональную сферу личности, организует взаимодействие ребенка с городом, которое способно стать определяющим в формировании представления об окружающем мире, характере мышления, стиле поведения. Музей занимает важное место в учебной и внеклассной работе. Учащиеся пишут доклады, рефераты, исследовательские работы. Здесь проводятся учебные экскурсии, проходят уроки-экскурсии, внеклассные мероприятия. Музейные экспонаты используются в качестве учебных пособий на уроках, демонстрационного материала. Экскурсии (а точнее, экскурсионно-театрализованные представления) в музее проводят сами ученики, посещающие кружок экскурсоведения.

К работе в музее привлекаются все желающие ученики. Их успеваемость и диагнозы в расчёт не берутся. Опыт такой деятельности способствует их реабилитации в обществе, повышается статус самооценки, что является главным в социализации. Ведь они не только учатся общаться, приобретают уверенность в себе, но и в ходе работы в музее знакомятся с замечательными людьми, их судьбами и стараются быть достойными их.

Работы учеников представлены в Государственный музей истории Санкт-Петербурга (отдел «Особняк Румянцева»), Государственный музей обороны и блокады Ленинграда, дети с тяжелыми нарушениями речи успешно выступают и получают призы на районных и городских конкурсах юных экскурсоводов школьных музеев, ученических конференциях «Ленинград. Война. Блокада», историко-краеведческих чтениях, выставках и конкурсах.

Таким образом, мы видим, что участие в работе музея прививает детям такие необходимые для социализации качества, как коммуникабельность, общительность, уверенность в себе, раскрепощённость, умение раскрыть свои лучшие качества, осознанная поведенческая свобода, культура поведения и культура речи, внимание к людям, благодарность и уважение к старшему поколению.

Абсолютно другой формой работы, но также направленной на формирование социально-адаптированной личности, является школьный проект по развитию речи учащихся «Открытый урок чтения».

 Проект проводится ежегодно на материалах творчества классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Каждый учебный год посвящается какому-либо автору – например, в этом учебном году это юбиляры, К. Симонов и Г.Х. Андерсен.

 Проект начинается в сентябре приглашением к чтению и знакомством с биографией писателя, продолжается совместными чтениями произведений, а в декабре обычно проходит школьный конкурс чтецов.

Творчество писателя изучается и систематизируется на протяжении всего учебного года и весной завершается общешкольным литературно-музыкальным представлением «Со страниц – на сцену». Дети выступают как участники действия и как зрители.

Подготовка осуществляется в режиме проектной работы: выбора произведения, участников действия, распределения ролей, заучивания текста, коррекции произношения, репетиционного процесса, составления костюмов, реквизита, декораций, афиши, подготовки музыкального сопровождения, подготовки технических средств.  

Проект развивает  у учащихся мотивацию к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста. Развивается музыкальный слух,  навык выразительного чтения, навыки актерского мастерства (жесты и мимика), происходит автоматизация в речи поставленных звуков, развитие навыка связной речи, речевого дыхания.

Служба сопровождения школы-интерната №2 также старается внести свою лепту в формирование гармоничной личности и социальную адаптацию учеников школы-интерната №2.

И здесь хотелось бы остановиться на единственном аспекте, связанном с профессиональной ориентацией и включением в социум. Выпускники нашего образовательного учреждения преимущественно представители рабочих профессий, требующих среднего профессионального образования. Помимо стандартных диагностик и консультаций, нам хотелось сделать что-то более масштабное и интересное для детей.

Мы со старшими классами регулярно посещаем музей истории профессионального образования, где в увлекательной форме предоставляется актуальная информация об учебных заведениях, профессиях, демонстрируются видеофильмы, а также даются рекомендации о том, чем руководствоваться при выборе дальнейшего пути. Уже само то, что это выездная экскурсия, выбивается из повседневности, заставляет детей относиться к профориентационной консультации более серьезно и заинтересованно, чем в стенах родной школы.

После посещения музея они действительно начинают думать о будущем, появляется мотивация достижения такого же успеха, какой имеет та красивая, зрелая личностно молодежь на видео, которая уже получает заинтересовавшую профессию.

И еще очень приятным сюрпризом стало для нас знакомство с сотрудниками автомобильного завода HUENDAY, куда мы также ездили на экскурсию и непременно собираемся снова. Здесь нужно уточнить, что 80% нашего контингента – это мальчики, поэтому все, что связано с автомобильным делом вызывает у них живой отклик.

Экскурсия по миру автомобилестроения абсолютно бесплатна, кроме того, нам предоставили автобус до завода и обратно. На заводе вначале очень

красочно  поведали историю успеха, создания компании, абсолютно простым корейским человеком, который очень много работал. Затем провели по всем цехам, где рассказали и показали, как создаются их автомобили.

Дети, конечно, были в восторге от технической продвинутости завода – роботы на сборке и покраске машин, наушники, которые каждому выдали, что бы слышать гида среди шумного цеха. На прощание даже были небольшие сувениры.

На экскурсии мы обратили внимание, что в таких условиях дети стараются вести себя хорошо, как бы это примитивно ни звучало,  выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, а затем и соответствовать новому образу.

Многие ученики нашей школы из социально неблагополучных семей, здесь же они увидели другую планету – цивилизацию,  сверкающую чистотой и техническими новинками, демонстрирующую безукоризненную вежливость и профессионализм.  

А кое-кто после посещения завода определился с будущей профессией.

Мы собираемся продолжать подобные формы работы, которые расширяют кругозор, знакомят детей с  социумом и окружающим миром, вызывают желание строить свою успешную жизнь.

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

В статье предлагается мониторинг уровня сформированности учебного высказывания младших подростков с нарушениями речи. Данная схема может быть использована и для обучающихся с нормативным развитием....

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)

Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированнос...

План-конспект урока по математике в 4 классе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Тема: Площадь прямоугольного треугольника

Урок составлен по адаптивной программе для учащихся с тяжелым нарушением речи.  Цель: систематизация  знаний детей по решению задач на площадь. Развитие способности учащихся к решению задач ...

"Диагностика и коррекция личностной тревожности у младших школьников с ЗПР в условиях школы - интернат"

Выпускная квалификационная работа на право ведения профессиональной деятельности в области Олигофренопедагогике, проектирования и реализации образовательного процесса для обучающихся с умственной отст...