План-конспект урока по математике в 4 классе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Тема: Площадь прямоугольного треугольника
план-конспект урока по математике

Камша Наталья Николаевна

Урок составлен по адаптивной программе для учащихся с тяжелым нарушением речи.  Цель: систематизация  знаний детей по решению задач на площадь. Развитие способности учащихся к решению задач на нахождение площади прямоугольного треугольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Площадь прямоугольного треугольника. 4 класс (дети с ТНР)

Тип урока: открытие новых знаний.

Программа: адаптированная образовательная программа

Место данного урока в курсе математики были определены правильно, урок  находится в связи с предыдущими и последующими уроками.

Цель: Развитие способности учащихся к решению задач на нахождение площади прямоугольного треугольника

Познакомить учащихся с формулой измерения площади прямоугольного треугольника.

Научить вычислять площадь прямоугольного треугольника по формуле.

Закрепить умение выражать площадь геометрических фигур через разные единицы измерения площади.

Развивать мышление, память, логику.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему,  цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (карточки, геометрические фигуры,  иллюстрации);  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Коммуникативные: формировать умение быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения; правильно планировать свою речь; отвечать на вопросы; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы.

Предметные: формирование умения определения площади прямоугольного треугольника;

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; проявление интереса к новому; умение использовать имеющие знания и личный опыт; придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, экран, дидактический материал (раздаточный материал, формулы, слайды с материалами к уроку).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

(- показ слайда)

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

1. Орг.

момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку:

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами.

 Тихонечко садитесь. На уроке нам понадобятся рабочие тетради, пенал с карандашами, линейка, ножницы и, конечно же, хорошее настроение.

- Проверьте, все ли у вас на месте.

Начинаем урок.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа, слово «тема».

Демонстрируют готовность к уроку. Записывают дату, число и слово «Тема»

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Личностные УУД

ориентация на содержательные моменты учебной деятельности.

Регулятивные: контролируют свои действия

2. Актуализация знаний

 «Работа в парах»

- Сейчас работа будет проходить в парах.

- Возьмите конверты с геометрическими фигурами.

- На какие две группы можно разделить эти фигуры. - Разложите фигуры на две группы: в первую –треугольники, во вторую - многоугольники.

- Назовите вид треугольников (прямоугольный)

 Почему их называют прямоугольными? (Они имеют прямой угол)

- Как можно доказать, что угол прямой? (при помощи линейки)

- Итак, о каких фигурах сегодня пойдёт речь?

- Возьмите конверты с единицами измерения. Выложите перед собой карточки с величинами.

- Найдите карточки с единицами измерения площади фигуры.

- Расположите их в порядке возрастания.

- Какие величины вы выбрали?

- А теперь расположите карточки в порядке убывания величины площади фигуры?

- Что измеряют этими величинами? (площадь)

Слушают учителя, анализируют, выполняют задание, отвечают

Один ученик у доски (проверка)

Ответ:

кв. мм, кв. см, кв. дм, кв. м, кв. км

Один ученик у доски (проверка)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера, при необходимости корректируют свою деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, стремятся развивать наблюдательность мышления.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Тема  и цель учебной деятельности.

-  Сформулируйте тему нашего урока. Запишите тему в тетрадь  1

 2- Эпиграфом нашего урока будет высказывание «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому».

- Как вы его понимаете (надо открывать самим новые знания).

- Чтобы узнать все о площади прямоугольного треугольника, мы должны:

- знать, что такое …. и …..;

- уметь определять …..;

- применять знания при решении ….

Тему записывают в тетрадь.

Слушают учителя, вступают в диалог с учителем и одноклассниками, выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить.

Дети дают объяснение

Формулируют задачи урока

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель, осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значения знаний для человека и принимают его, имеют желание учиться, проявляют интерес к изучаемому процессу

4. Открытие новых знаний.

 3

- На партах перед вами модели прямоугольников. Возьмите их. Проведите карандашом прямую линию по диагонали с верхнего левого угла к нижнему правому углу? 

- Возьмите ножницы и расстригите по линии.

- Сколько фигур получилось? Что это за фигуры?

- Наложите их друг на друга уголок к уголку. Какие они? (одинаковые, равные). 

 - Что о них вы еще можете сказать? (они прямоугольные)

- Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников?

– Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника?  

 4

– Положите один из  треугольников перед собой, подпишите на треугольниках катеты и гипотенузы. 

- Покажи катеты

- Покажи гипотенузу

- Сделайте вывод, что такое катет? (Стороны, образующие прямой угол)

-Гипотенуза? (линия напротив прямого угла)

 5

– Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали, то получим два равных по площади прямоугольных треугольника?
– Чему равна площадь всего прямоугольника? 

– А площадь одного из треугольников? 

 - Покажите катеты.

– Сформулируйте правило нахождения площади прямоугольного треугольника с помощью катетов.

 6

– Давайте проверим правильность наших выводов. Чтобы лучше запомнить нужно прочитать в слух.

- Читаем хором.

7

- Запишите формулу треугольника. Выделите в рамочку.

Практическая работа

Ответ: 2 треугольника

Они прямоугольные. У них есть прямой угол.

 Одинаковые.

Они равны

Половину прямоугольника

Катеты – это длина и ширина разрезанного прямоугольника, а гипотенуза – линия, по которой мы разрезали фигуру.

Да

S = a х b
Половина площади прямоугольника

Один ученик показывает у доски. Формулируют правило. Площадь прямоугольного треугольника – это произведение его катетов, делённое пополам.

Один ученик выходит к доске. Записывает формулу Проверяют на слайде.

Записывают в тетрадь в рамочку

Регулятивные: контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников, при необходимости вносят корректировки.
Познавательные: осознанно строят речевой высказывание в устной форме.
Коммуникативные: знают правило ведения диалога, уважают в общении партнеров и себя.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

5. Первичное закрепление

Теперь мы знаем, что такое прямоугольный треугольник и знаем что такое площадь. приступаем к следующему этапу определять площадь

8

- Решим задачу. Найти площадь прямоугольного треугольника, если известны катеты. 

- Запишем условие к задаче. 

- По какой формуле мы будем находить площадь? запиши формулу.

- Теперь подставляем данные в формулу

- Мы ответили на вопрос задачи? Можем записать ответ?

Один ученик решает у доски с объяснением

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров по образовательному процессу, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников, способны к саморегуляции.
Познавательные: создают алгоритмы деятельности, устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные: умеют слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывать свою точку зрения при возникновении спорных ситуаций, не создают конфликтов.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Физминутка «МИКС – ПЭА-ШЕА»

«Поднимите руку – найдите пару»

- Ребята, теперь встанем

- На стенах развешаны геометрические фигуры

- Найдите прямоугольные треугольники. Снимите по одному каждый.

- В треугольниках обозначены катеты. Найти площадь прямоугольного  треугольника?

- Передвигаемся по классу под музыку. Музыка останавливается - образуем пары. Выполняем задание партнёра. Меняемся  карточками. Выполнившая пара поднимает руку.

Ученики смешиваются под музыку, двигаясь по классу.

Дети расходятся по классу под музыку.

Музыка выключается, выполняют задание, обмениваются карточками и т.д.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Мы теперь умеем определять площадь прямоугольного треугольника. Остался следующий этап.

Задача: № 9

 Участок земли прямоугольной формы

со сторонами 12м и 25м дизайнер разделил на две части по диагонали. Одну часть участка займут клумбы, а  другую – газон. Найдите площадь участка, отведённого под газон.

- Что означает число 12 м?

- Что означает число 25 м?

- Что еще известно в задаче? (участок разделили по диагонали, одну часть участка займут клумбы, а  другую – газон)

- Какой вопрос?

- Можем ли мы сразу на него ответить?

- Какую формулу мы будем применять, чтобы найти ответ? Почему?

10

- В паре прочитайте ещё раз задачу.

- Решаем задачу самостоятельно. Записываем условие и решение как в предыдущей задаче.

- Проверьте решение партнера.

- Сравните с образцом.

Читают друг другу задачу по карточке

Слушают учителя, отвечают

Решают самостоятельно в тетради.

Взаимопроверка. Самопроверка

7. Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

- Восстановим этапы урока. Что мы сегодня делали?

- Вернёмся к эпиграфу нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»

- А чему ты сегодня научился?

- Что нового узнал?

- Людям каких профессий нужны эти знания?

- А тебе лично это необходимо?

- А теперь каждый из нас оценит свою работу на уроке по нашей закладке - линейке успеха.

- Как вы себя оценили? Все ли вам удалось?

- Молодцы! Вы сегодня все хорошо поработали! И в награду каждый из вас получит сегодня индивидуальное домашнее задание.

- Спасибо, за урок! Желаю удачи в поисках новых знаний!

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщение.

Осуществляют самооценку.

Подводят итог.

Домашнее задание: на карточках (дифференцированное).

Регулятивные: прогнозируют результат собственной деятельности, контролируют и оценивают себя, способны к мобилизации волевых усилий.
Познавательные: строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.
Коммуникативные: умеют полно и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание и личностные, осознают важность полученных знаний, приобретают мотивацию к учебной деятельности, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Площадь прямоугольного треугольника»

Слайд 2

Практическая работа

Слайд 3

A B C гипотенуза катет катет

Слайд 4

S = a x b S = (a x b):2 S = (a x b):2 b

Слайд 6

катет гипотенуза Площадь прямоугольного треугольника S=(a ∙ b) : 2

Слайд 7

a=5 см; b=4 см. S =(a•b) :2 S = (5•4) :2=10 (см ² ) Ответ: площадь прямоугольного треугольника 10 см ² 4см 5см

Слайд 8

S = ? Участок земли прямоугольной формы со сторонами 12м и 25м дизайнер разделил на две части по диагонали. Одну часть участка займут клумбы, а другую – газон. Найдите площадь участка, отведённого под газон.

Слайд 9

Участок земли прямоугольной формы со сторонами 12м и 25м дизайнер разделил на две части по диагонали. Одну часть участка займут клумбы, а другую – газон. Найдите площадь участка, отведённого под газон. a= 2 5 см; b= 12 см. S - ? Решение: (25 ● 12) :2 = 150 (м²) Ответ : площадь участка под газон 150 м² S = 150 м² ?



Предварительный просмотр:

Вычисли площадь, которую  занимает на рисунке кораблик.

kartini_iz_geometricheskix_figur2.jpg

        

Вычисли площадь, которую  занимает на рисунке кораблик.

kartini_iz_geometricheskix_figur2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в 1 классе в рамках городского семинара-практикума по теме "Преемственность в физическом воспитании и здоровьесбережению детей в ДОУ и начальной школе"

План-конспект был разработан для открытого урока городского семинара-практикума. Урок был проведен 11марта 2009г., для инструкторов физической культуры ДОУ и учителей ФЗК, преподающих в начальной школ...

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

В статье предлагается мониторинг уровня сформированности учебного высказывания младших подростков с нарушениями речи. Данная схема может быть использована и для обучающихся с нормативным развитием....

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)

Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированнос...