К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Леднева Наталья Михайловна

В статье предлагается мониторинг уровня сформированности учебного высказывания младших подростков с нарушениями речи. Данная схема может быть использована и для обучающихся с нормативным развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ledneva_statya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

К ПРОБЛЕМЕ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ

УЧЕБНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

(НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

Н. М. Леднева, учитель истории ГОКУ СКШ № 11 г. Иркутска

Настоящее исследование выполняется под руководством доктора психологических наук, доцента Инденбаум Е. Л. на базе ГОКУ СКШ № 11     г. Иркутска.

Несовершенство учебных высказываний детей с различными ОВЗ и, в том числе, с речевыми нарушениями, фактически не требует доказательств (В.Г. Петрова, Л.Ю. Долгих, С.С. Бакшиханова, И.О. Позднякова и мн.др.). Проблема оценивания качества учебного высказывания актуальна и для педагогов общеобразовательных школ, где внедряется инклюзивное образование детей и подростков с ОВЗ.

С  целью разработки системы дидактических приемов, нацеленных на устранение нежелательных особенностей учебных высказываний подростков с нарушениями речевого развития, необходимо мониторировать их качество. Существует достаточное количество методик, позволяющих оценить уровень развития связной речи  учащихся, однако, мы не нашли готового способа определения сформированности учебного высказывания.

Предлагаем параметры для мониторинга качества учебных высказываний. Его результаты позволят учителям и логопедам, работающим с подростками, имеющими  речевые нарушениями, более адекватно строить коррекционные занятия, уточнять их содержание. Так как  исследуемой группой являются младшие подростки с нарушениями речи, для них актуален учет произношения и интонации, темпа и ритма речи. Остальные критерии, как мы можем полагать, общие, пригодные для широкого спектра исследований. К ним отнесены грамматическое и лексическое оформление высказывания, средства выражения, связность высказывания, качество высказывания в ходе свободной коммуникации. Кроме этого нами фиксируется качество учебного высказывания по отношению к субъективно привлекательным (непривлекательным) учебным предметам, т. е. оценивается мотивация, побуждающая к речепорождению на уроке, проявляющаяся  как заинтересованность ребенка содержанием.

Мониторинг уровня сформированности учебного высказывания младших подростков с нарушениями речи:

  1. Произношение и интонация

3 - cоблюдаются основные правила произношения и интонирования

2 - четко различимые отклонения от правил при произнесении отдельных звуков или ошибки при ударении отдельных слов, не препятствующие пониманию

1 - ошибки при произношении определенных звуков требуют от собеседника значительной концентрации при беседе

0 -  ошибки в произношении и интонации значительно препятствуют пониманию

  1. Темп и ритм речи

3 - темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации

2 - темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. Испытывает затруднение при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная интонация

1 - темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы дисритмии или дисритмия. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует.

0 -  грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

  1. Грамматическое оформление высказывания

3 - высказывание оформлено грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

2 - высказывание оформлено грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

1 - систематические ошибки (аграмматизмы или параграмматизмы), которые частично затрудняют понимание

0 - большое количество аграмматизмов, значительно препятствующих пониманию

  1. Лексическое оформление, средства выражения

3 - адекватное использование вербальных средств, лексический запас соответствует теме, уровню владения языком, возрасту ребенка

2 - высказывание содержит единичные ошибки, поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие замены, лексический запас соответствует теме и уровню владения языком, возрасту ребенка

1 - высказывание содержит большое количество ошибок, выраженная бедность словаря

0 - высказывание содержит большое количество ошибок, препятствующих пониманию; лексический запас не соответствует возрасту ребенка

  1. Связность высказывания

3 - высказывание связное и логичное;

2 - высказывание недостаточно связное и логичное;

1 - высказывание недостаточно связное; понимание сказанного затруднено;

0 - высказывание логически несвязное, мысли говорящего остаются неясными

  1. Качество высказывания в ходе свободной коммуникации

3 - высказывание подробное, адекватное для ребенка такого возраста, понятно без контекста ситуации;

2 - ребенок поддерживает диалог вербально, но высказывание характеризуется разнообразными недостатками, понятно только в контексте;

1 - ребенок поддерживает диалог лишь невербальными средствами;

0 - ребенок не поддерживает диалог

  1. Качество высказывания в зависимости от субъектной привлекательности (непривлекательности) предмета

3 - предмет привлекателен для ребенка. Учебное высказывание отличается четкостью, связностью, развернутостью. Ребенок сам активно идет на коммуникацию;

2 - предмет в общем привлекателен для подростка, однако его активность на уроке не стабильна, время от времен проявляет пассивность. Высказывание связное, логичное, недостаточно развернутое.

1 - предмет мало привлекателен для ребенка. Участвует в коммуникации вынужденно, инициативы не проявляет. Высказывание характеризуется односложностью, скудностью используемых лексем.

0 - предмет не интересует ребенка, участвует в коммуникации на уроке по требованию учителя, инициативы в коммуникации не проявляет.

Мы выделяем четыре уровня сформированности учебного высказывания:

  1. Высокий уровень (21 – 18 баллов) - высказывание подростка связное, логичное, оформлено грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных конструкций, развернуто, понятно без учета контекста ситуации. Вербальные средства используются адекватно, лексический запас соответствует теме, уровню владения языком, возрасту ребенка. Активно сам идет на коммуникацию.
  2. Достаточный уровень (17 – 14 баллов) - высказывание оформлено грамматически правильно, но однообразно, имеются нарушения порядка слов. Ребенок осуществляет поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики, испытывает затруднение при использовании некоторых видов эмоциональной интонации. Высказывание недостаточно связное, недостаточно логичное, лексический запас соответствует теме, уровню владения языком, возрасту ребенка. Поддерживает диалог вербально, участвует в коммуникации время от времени.
  3. Недостаточный уровень (13 - 10 баллов)– высказывание недостаточно связное, характеризуется  разнообразными недостатками, часто понятно только в контексте. Ошибки при произношении определенных звуков требуют от собеседника концентрации при беседе. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска практически отсутствует.   Словарь беден. Ребенок не обнаруживает большого желания участвовать в коммуникации.
  4. Низкий уровень  (0 – 9 баллов) - высказывание изобилует систематическими ошибками, недостаточно связное, что затрудняет понимание. Лексический запас не соответствует возрасту ребенка, наблюдается выраженная бедность словаря. Речь монотонная, интонационная окраска отсутствует. Диалог поддерживает лишь невербальными средствами, участвует в беседе в виде реакции, либо не поддерживает диалог совсем, отказывается от коммуникации.

Таким образом, приведенные критерии позволяют оценить сформированность учебного высказывания. Они могут быть использованы как для учащихся с нарушениями речи, так и для детей с другими вариантами дизонтогенеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Особенности коррекционно-развивающей работы у учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального обучения и воспитания

В статье представлен обзор особенностей логопедической работы в специальной коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Коррекционно-развивающая работа по формированию устной и письменн...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА С ЦЕЛЬЮ УСПЕШНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ЖИЗНЬ СОЦИУМА

В статье рассказывается о наиболее релевантных формах работы по развитию социально-адаптированной личности учащихся с тяжелыми нарушениями речи, из опыта работы специалистов школы-интерната V вида....

Программа коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах «Я – человек…»

Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий для учащихся с тяжелыми нарушениями речи обучающихся в 7-х. классах, для предотвращения тревожности в обучени...

Рабочая программа коррекционно - логопедического курса для учащихся с Тяжелым нарушением речи (ТНР)

Программа построена с учетом специфики усвоения материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются первичные нарушения: дефекты произношения и недостаточная сформированнос...

План-конспект урока по математике в 4 классе для учащихся с тяжелым нарушением речи. Тема: Площадь прямоугольного треугольника

Урок составлен по адаптивной программе для учащихся с тяжелым нарушением речи.  Цель: систематизация  знаний детей по решению задач на площадь. Развитие способности учащихся к решению задач ...