Использование пословиц и поговорок в обучении немецкому языку
методическая разработка по немецкому языку на тему

Ковалёва Мария Павловна

Статья посвящена использованию пословиц и поговорок на уроке немецкого языка. В статье приводится классификация упражнений с использованием пословиц и поговорок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок в обучении немецкому языку

Аннотация: Статья посвящена использованию пословиц и поговорок на уроке немецкого языка. В статье приводится классификация упражнений с использованием пословиц и поговорок.

Ключевые слова: пословица, поговорка, урок немецкого языка, внеурочная деятельность.

 В процессе обучения немецкому языку в качестве выразительных средств, способствующих развитию языкового чутья, произношению, а также пониманию культуры народа, выступают пословицы и поговорки.

В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией В.Н.  Ярцевой В.П. Жуков даёт следующие определения пословицам и поговоркам. Пословица – «краткое, устойчивое в речевом обиходе, как правило, ритмически организованное изречение назидательного характера, в котором зафиксирован многовековой опыт народа; имеет форму законченного предложения (простого или сложного).  Пословица обладает буквальным и переносным смыслом». Например, Мал золотник, да дорог. [ЛЭС 1990: 238]. Поговорка – это «краткое изречение, нередко назидательного характера, имеющее в отличие от пословицы, только буквальный план и в грамматическом отношении представляющее собой законченное предложение», например, мал, да удал [ЛЭС 1990: 279].

В словаре  Duden-online указывается,  что  пословица – это краткое, легко запоминающееся  предложение, которое содержит практическую   житейскую   мудрость (URL: http://www.duden.de/rechtschreibung/Sprichwort),  например,  Was  vom  Herzen  kommt,  glaubt  das  Herz  ‘Что   от  сердца  идёт, тому верит сердце’.

Пословицы и поговорки обладают общими свойствами, которые делают их незаменимыми в учебном процессе, а именно, краткость, точная рифма, простая сбалансированная форма.

На разных этапах обучения в школе пословицы и поговорки помогают решать различные задачи.

  1. С помощью пословиц и поговорок можно совершенствовать и корректировать фонетические  навыки, такие как:

- твёрдый  приступ (Knacklaut): Ende gut- alles gut; Aller Anfang ist schwer; Anfang gut, alles gut; Keine Antwort ist auch eine Antwort;

- чтение и произношение дифтонгов: “Morgen, morgen nur nicht heute.’’- sagen alle faulen Leute; Ohne Fleiß kein Preis; Eile mit Weile; Die Zeit teilt, heilt, eilt; Einmal ist keinmal; 

- произношение  звуков, например, [O], [E]: Keine Rose ohne Dornen; Morgenstunde hat Gold im Munde;

- интонацию различного рода предложений: Herz, was begehrst du?; Das Herz lügt nicht.

2. Пословицы и поговорки помогают автоматизировать и активизировать грамматические формы и конструкции, например:

- порядок слов в придаточных предложениях, например, в придаточных условия: Ist der Bauch satt, so ist das Herz froh;

- употребление глагола-связки: Ein Herz ist des andern Spiegel; Das Herz ist reich oder arm, nicht die Kiste;

- употребление модальных глаголов: Vom Herzen gern, sagen die Bauer, wenn sie müssen;  Wer nicht arbeitet, soll auch nicht essen; Wer will, der kann; Wer “A” sagt, muss auch “B” sagen.

    3.   Можно использовать пословицы и поговорки  для того, чтобы формировать навыки продуктивной устной и письменной речи:

  - развивать навыки устной диалогической речи (работа в парах или группах): составьте диалог или полилог на тему «Morgenstunde hat Gold im Munde»;

  - развивать навыки письменной речи (работа индивидуально или в группах): напишите сочинение или сочините сказку в группе на тему «Erst wägen, dann wagen».

На старшем этапе обучения работа с пословицами продолжается, возрастает жизненный опыт учащихся, они могут выразить своё отношение к конкретной ситуации, поэтому возможно использований задания  проблемного характера:

  1. Опишите картину, употребив следующие пословицы.
  2. Составьте диалог по данной ситуации с пословицами, соответствующими теме.
  3. Какая из приведённых пословиц может служить заголовком текста?
  4. Какая пословица соответствует содержанию данной картины? Почему?
  5. Составьте план по тексту, используя пословицы.
  6. Составьте рассказ, употребив максимальное количество пословиц.

 Работа с пословицами и поговорками может проводиться как в классе, так и во внеурочной деятельности (конкурсы, викторины). Варианты заданий могут быть следующими:

   1.«Салат из пословиц и поговорок».

   Учащимся даются вперемешку слова из известных им пословиц и поговорок и предлагается объединить их в группы, расположить их в правильном порядке и дополнить недостающими словами.

   2. «Сходные пословицы».

   У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Ведущий называет иностранные пословицы, а учащиеся называют аналогичные русские.

    3.«Угадай пословицу».

   Участвуют команды по пять человек в каждой. Учитель даёт задание – комически изобразить три пословицы. Пословицу угадывает команда противника. В случае затруднения ей помогают болельщики.

  4. «Беспроигрышная лотерея полезных советов».

   Во вращающийся барабан кладут свёрнутые карточки, на которых написаны полезные советы в виде пословиц.

 5. «Сочиним пословицу».

 Задача – сочинить пословицу, которая отражала бы сегодняшний день.

 6.«Нарисуй и узнай пословицу».

Участники игры (их может быть до пяти) подходят к учителю и берут у него карточки, на которых написана пословица. Задание: на мольберте нарисовать содержание пословиц. Зрители должны по рисунку отгадать её.

 7. «Аукцион пословиц  поговорок».

  Аукцион можно проводить на различные темы. Побеждает тот, кто последним назовёт пословицу и поговорку по данной теме.

  Некоторые исследователи, такие как Л.Б. Савенкова, Д.Г. Мальцева и другие отмечают, что, изучая пословицы и поговорки на иностранном языке, мы можем лучше понять носителей этого языка. В пословицах отражаются особенности истории, культуры, быта народа. Каждый народ аккумулирует в пословице свой собственный опыт [Мальцева 1991; Савенкова 2002].

 Например, в пословице «Die Kanzlei ist eines Fürsten Herz» отражены права чиновников и власти. В Германии их приказы и решения вступали в силу лишь тогда, когда они были заверены в канцелярии. Пословица также подтверждает, что канцелярия монарха, это место, где составляются и подписываются важные факты, письменные поручения и контракты [Seiler 2011: 250].

Наиболее сложные для понимания пословицы и поговорки можно использовать с примечаниями. Это поможет учащимся легче усваивать информацию об истории и культуре страны изучаемого языка. Пословицы — не самая обширная, но самая характерная часть фольклорного наследия народа. Учащиеся старших классов  могут выполнять задания по определению происхождения пословицы. Для этого им необходимо работать с разными источниками информации, приводить жизненные примеры. Такой вид работы следует отнести к проектной деятельности.

Подводя итог, следует отметить, что пословицы являются очень важным дополнением к урокам. Актуальным представляется использование пословиц на разных этапах урока, например, в ходе разминки и на основном этапе.  Пословицы и поговорки полезно использовать на всех ступенях обучения: младшей, средней и старшей.

Список литературы:

  1. Лингвистический энциклопедический словарь  (ЛЭС)/Гл. ред. В.Н.Ярцева.— М.: Сов. энциклопедия, 1990 — 683 с.
  2. Мальцева, Д.Г. Страноведение через фразеологизмы/ Высшая школа, М.: 1991 – 173 с.
  3. Савенкова, Л.Б. Русская паремиология: семантический и лингвокуль-турологический аспекты Текст. / Л.Б. Савенкова. — Ростов н/Д : Изд-во Рост, ун-та, 2002- 240 с.
  4. Duden-online [Электронный ресурс] [Офиц. сайт] URL: http://www.duden.de/rechtschreibung/Sprichwort (дата обращения 15.04.2015).
  5. Seiler, Friedrich: Deutsche Sprichwörterkunde. Barsinghausen, 2011- 472 S.
  6. Simrock, Karl : Die deutschen Sprichwörter. Einl. v. Wolfgang Mieder. Stuttgart,  1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку в школе.

Использование пословиц и поговорок в обучениианглийскому языку в школе....

Использование пословиц и поговорок на уроках английского языка в средней школе

Изучая иностранный язык, учащиеся овладевают не только видами речевой деятельности, но и знакомятся с культурой стран изучаемого языка, что несомненно обогащает их способ мышления и помогает глу...

Использование пословиц и поговорок в обучении анг-лийскому языку в средней школе.

Цель данной работы – познакомить учащихся с возникновением, образованием и особенностями устойчивых словосочетаний в английском и русском языках и показать, как национальная окраска этих выражен...

методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок на уроках английского языка.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на использовании пословиц и поговорок на уроках английского языка. Пословицы и поговорки являются одним из видов устного народного творчества, ...

Дидактический материал "Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности"

Дидактический материал по применению пословиц и поговорок на уроках русского языка, литературе и во внеклассной работе в средней школе. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоце...

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.

Материал содержит подбор пословиц по  изучаемым темам....

Использование пословиц и поговорок в обучении английскому языку.

    Пословицы и поговорки прошли долгий и славный путь в классах наших школ. Это благодатный материал, используемый в обучении. Трудно отыскать курс английского языка, который бы обхо...