Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.
статья по немецкому языку ( класс) на тему

Ушакова Светлана Владимировна

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овладению техникой чтения. И использование презентаций Power Point  помогают мне  комбинировать работу по составу слова и работу по его смыслу,  разнообразить упражнения, чтобы приспособить обучение нуждам, потребностям учеников и целям обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Ушакова Светлана Владимировна  (муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 поселка Мостовского)

Главное в работе каждого учителя – это стремление превратить процесс обучения из монотонного механического воспроизведения материала в творческий поиск. Для того чтобы поддерживать постоянный интерес учащихся к изучению немецкого языка, я продумываю, как построить каждый урок, какие приёмы применить, какие наглядные и технические средства обучения использовать. Известно, что одним из самых распространённых средств привития интереса учащихся к предмету, особенно на начальном этапе обучения является игра.  Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Игровые  приёмы на уроках немецкого языка   привлекают внимание младших школьников, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала. При этом создаются идеальные условия для введения языкового материала в ситуации, ненавязчивой тренировки ребят в употреблении лексических единиц, грамматических структур, развития умений в аудировании, формированию навыков чтения и письма.

Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык  как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические.  Атмосферу успеха помогают мне создавать разнообразные игры. А применение мультимедийных технологий  способствуют организации  заданий, ориентированных на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия. Особенно важно такое сочетание при формировании навыков чтения у учащихся младшего школьного возраста.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овладению техникой чтения. И использование презентаций Power Point  помогают мне  комбинировать работу по составу слова и работу по его смыслу,  разнообразить упражнения, чтобы приспособить обучение нуждам, потребностям учеников и целям обучении. С помощью игровых заданий в программе Power Point  мне удаётся   улучшать знания алфавита и фонетики,  развивать способность различать графемы (буквы и группы букв, которые составляют единства в письменном или устном сообщении) и фонемы (для построения устных слов), а также способность передать сообщение из графем и фонем,  автоматизировать узнавание слова,  обогащать у ребенка знания о языке. Работа над чтением должна проводиться на уровне слова, когда дети вычленяют его из текста с помощью учителя. Такая работа необходима в начальной школе.

Далее дети учатся читать и извлекать информацию из прочитанного. На это их нацеливают задания к упражнениям для чтения. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения. Овладение умением чтения вслух и про себя происходит параллельно. Дети получают особые виды заданий  для контроля этих умений.

Развитие коммуникативных умений и навыков происходит на каждом уроке, и работа над чтением завершается решением какой – либо коммуникативной задачи.

Таким образом, на уроках немецкого языка для формирования навыков чтения мною используются:

  1. игры с буквами и буквосочетаниями;
  2. фонематические игры
  3. игры со словами;
  4. игры на формирование орфографических навыков;
  5. задания на формирования навыков чтения с пониманием основного содержания;
  6. задания на формирования навыков чтения с полным пониманием  содержания;
  7. стихотворения, рифмовки, скороговорки

Создаваемые мною мультимедийные презентации  рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на  конкретных детей, на уровень сформированности навыков чтения у этих детей.

Уроки немецкого языка в начальной школе с использованием презентаций Power Point  получаются  яркими, с использованием иллюстративного материала. Используемый интерактивный материал очень красочный, презентабельный, построен на мультипликационных образах, известных детям с детства. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Я стараюсь, чтобы этот интерес к уроку  был постоянным и устойчивым.

Использование мультимедийных презентации для формирования навыков чтения с  рисунками, картинами, схемами, таблицами, фотографиями и интерактивными упражнениями вносит разнообразие в учебный процесс, делает его для учащихся более интересным. Интерактивные упражнения и игры  призваны облегчить учащимся процесс овладения чтением на немецком языке, снять различного рода сложности, обеспечить

преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочные навыки и умения.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках немецкого  языка, можно сделать вывод:

  • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения чтению;
  • они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
  • улучшают качество работы с учебным текстом;
  • позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

Тезисы выступления учителя немецкого  языка муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1муниципального образования Мостовский район Ушаковой Светланы Владимировны  на краевой научно-практической конференции по теме «Формирование  навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка».

  1. Развивающее значение игры заложено в самой её природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
  2. Игровые  приёмы на уроках немецкого языка   привлекают внимание младших школьников, повышают их интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала.
  3. Атмосферу успеха на уроках помогают создавать разнообразные игры. А применение мультимедийных технологий  способствуют организации  заданий, ориентированных на различные виды восприятия учащихся: зрительную опору, озвучивание, письмо и практические действия.
  4. С помощью игровых заданий в программе Power Point  удаётся   улучшать знания алфавита и фонетики,  развивать способность различать графемы  и фонемы, а также способность передать сообщение из графем и фонем,  автоматизировать узнавание слова,  обогащать у ребенка знания о языке.
  5. на уроках немецкого языка для формирования навыков чтения мною используются: игры с буквами и буквосочетаниями;  фонематические игры; игры со словами; игры на формирование орфографических навыков; задания на формирования навыков чтения с пониманием основного содержания; задания на формирования навыков чтения с полным пониманием  содержания; стихотворения, рифмовки, скороговорки
  6. Интерактивные упражнения и игры в программе Power Point  призваны облегчить учащимся процесс овладения чтением на немецком языке, снять различного рода сложности, обеспечить преодоление нарастающих трудностей, стимулировать общение учащихся, сконцентрировать внимание на новом изучаемом материале, сформировать прочные навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Образовательные возможности сетевых социальных сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы"

В статье описываются  дидактические возможности сервисов web 2.0 на уроках русского языка и литературы....

Из опыта работы по теме: "Исследовательский метод как элемент проблемного обучения на уроках русского языка"

В проблемном обучении главным является исследовательский метод – такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными методиками добывания знаний, овладевают умением самостояте...

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка

       Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя...

Из опыта работы: Формирование лексических навыков у младших школьников с помощью ИТК на уроках немецкого языка.

Мультимедийные презентации с одной стороны помогают осуществить принцип наглядности на уроке, с другой стороны организовать  лексическую игру. Использование презентаций   вносит разнооб...