Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка
статья на тему

         Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя иностранного языка, имеет большое значение не столько заинтересованность учащихся в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата. Одним из способов решения этой проблемы является использование в работе различных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого

     Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

    Считаю, что коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения поставленной задачи. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций. Он как нельзя лучше мотивирован: его задача заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта.

         Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя иностранного языка, имеет большое значение не столько заинтересованность учащихся в результатах своего труда, сколько в процессе достижения этого результата. Одним из способов решения этой проблемы является использование в работе различных педагогических технологий.

Уже несколько лет активно использую на своих уроках технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Технология РКМЧП решает задачу образовательной мотивации, повышения интереса к процессу обучения за счет активного восприятия учебного материала, его постоянной новизны.

Это современная "надпредметная" технология. Она прекрасно «укладывается» в рамки федеральных государственных стандартов 2 поколения, поскольку ее применение способствует формированию у учащихся  всех видов универсальных учебных действий: и личностных (положительные нравственные качества, адекватная оценка других, навыки конструктивного взаимодействия), коммуникативных (умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, умение вступать в диалог, делать нравственный выбор), регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка) и познавательных, к которым относятся общеучебные и логические универсальные учебные действия.

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): вызов, осмысление, рефлексия.

На  стадии вызова использую такие приемы, как «мозговой штурм», составление мнения об организации текста (прогнозирование), ключевые слова, логические схемы. Ученикам нравится составлять ассоциограммы «Что я уже знаю по этой теме?» Применим метод «Обдумайте – разбейтесь на пары – обсудите ваши ассоциограммы, ваши знания». Использую также различные приемы выработки идей: свободное плавание (высказывание в любой момент), мысли по кругу, атака вслепую (с закрытыми глазами), наглядный штурм (записать на большом листе). Нравится нам составлять кластер (гроздья мысли).

На второй стадии, стадии осмысления, ученики вступают в непосредственный контакт с информативным текстом. На этой стадии нужно научить детей читать с карандашом в руках, делая различные пометы, с помощью которых они осмысливают воспринимаемую информацию. Здесь можно применить метод «двойного дневника», в который выписываются цитаты из текста и их личная интерпретация. Это этап личностного восприятия текста, осуществляющийся учеником индивидуально без участия учителя и других учеников.

Третья стадия – это стадия размышления, рефлексии, следует за прочтением текста. Учитель через систему упражнений обращает внимание детей на важные, нужные, значимые моменты текста, вовлекая их в диалог с автором.

Можно предложить учащимся на этой стадии следующие задания:

Ответы на вопросы по тексту (вопрос – крючок, на который ловится идея), составление так называемых «тонких» (простые вопросы по содержанию текста для выделения фактов) и  «толстых» (творческих, оценочных) вопросов к тексту, поиск эквивалентов в тексте, продолжение предложений в соответствии с текстом, «говорящие числа, названия», игра «Алфавит», поиск соответствий, логических пар (фото – текст), логические ряды, «салат из слов», визуализация новой информации (ассоциограмма, кластер, схема, структурное дерево) и т.д. С удовольствием дети пробуют сочинять стихи. Это так называемые «Пятерочка» или синквейн и Elfchen (11 строк). Можно составить и заполнять на протяжении всей работы над текстом таблицу «Знаю – хочу узнать – узнал»  или таблицу «Новые вопросы – открытые вопросы – где найти на них ответы».

Я применяю технологию развития критического мышления в системе, особенно при работе с информативными текстами. Использую наряду с текстами учебника аутентичные тексты из дополнительных источников, составляю к этим текстам специальные упражнения из названных выше. Учащиеся работают по данной технологии с удовольствием, ведь методы критического чтения делают процесс обучения интеллектуально насыщенным и приятным. Творческая атмосфера в классе вдохновляет учеников, позволяет им свободно выражать свои мысли.

Считаю, что применение на  уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо формирует информационную культуру у учащихся не знаниевым, а деятельностным характером; позволяет учащимся самостоятельно и мотивировано организовать свою познавательную деятельность; обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении; развивает информативно-познавательную и социальную сферы личности каждого ученика; обучает в сотрудничестве; позволяет соблюсти важный для иностранного языка принцип четырехкратного повторения материала; нравится учащимся, а значит способствует повышению мотивации к изучению предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо и возможность ее реализации на уроках математики.

Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Так...

Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...

Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»

АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...