Технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо и возможность ее реализации на уроках математики.
материал на тему
Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция»
И. О. Загашев
В данной презентации представлен материал по теме "Технология Развития Критического мышления через Чтение и Письмо". Содержание работы:
1 «Критическое мышление» и его характеристики.
2. Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо.
3. Учебная модель Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках математики.
4. Приемы РКМПЧ на уроках математики.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ехнология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках математики | 285.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План 1 «Критическое мышление» и его характеристики. 2 . Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо. 3. Учебная модель Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо на уроках математики. 4 . Приемы РКМПЧ на уроках математики. 5. Заключение. 6. Список литературы.
« Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия, аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, актуальными везде и всегда- это критическое мышление, интеллект и активная гражданская позиция» И.О. Загашев
Диана Халперн определяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: «…использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление ». Российские исследователи приходят к собственному определению понятия «критическое мышление». Они трактуют его как способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросом и проблемам . 1. «Критическое мышление» и его характеристики
Свойства обыденного и критического мышления Критическое мышление Обыденное мышление Оценивающее суждение; Взвешенное суждение; Классификация; Допущение; Логическое формулирование выводов; Понимание принципов; Построение гипотезы; Предложение мнений с аргументами; Формулирование суждений на основе критериев. Гадательное предположение; Предпочтение; Группирование; Верование; Формулирование выводов; Объединение понятий по ассоциации; Предположение (без достаточных оснований); Предложение мнений без аргументов; Формулирование суждений без опоры на критерии.
Чтобы научиться мыслить критически, необходимо опираться на четыре основных принципа: Выявление и оспаривание предположений; Проверка фактической точности и логической последовательности; Рассмотрение контекста; Изучение альтернатив . Мы сформулировали четыре основных принципа, которые формируют основу критического мышления. Взятые вместе, они позволят критически осмыслить любую информацию, получаемую из средств массовой коммуникации, сети интернет, общения со сверстниками и получаемую на уроках математики .
Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы 1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности. 2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации. 3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений. 4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего ?
Информационный бум, формирование рыночных отношений в мире труда, сложные экономические условия требуют подготовки человека к активному самостоятельному решению многих жизненных вопросов, в том числе выбор образовательной траектории. Для того чтобы ребенок в течение обучения и после окончания школы смог преодолеть эти проблемы помогает новая педагогическая технология – технология Развития Критического Мышления через Чтение и Письмо (РКМЧП), разработанная американскими педагогами Дж. Стил , К. Мередитом , Ч. Темплом и С. Уолтером . В основе технологии РКМЧП лежат также работы отечественных ученых Л. С. Выготского , Ж. Пиаже, Б. Блума . 2. Педагогическая технология развития критического мышления через чтение и письмо
Фазы РКМЧП
В процессе реализации фазы вызова ставятся следующие дидактические и учебные задачи: Дидактические задачи Учебные задачи Актуализовать опыт предыдущих знаний; Мотивировать учащихся к изучению новой темы; Активизировать деятельность учащихся; Помочь учащимся при постановке индивидуальных целей. Вспомнить, что изучали на предыдущем уроке; – 3. Выдвинуть интересные идеи, мнения, суждения по изучению новой темы; Определить для себя, что будет интересно на уроке. Или не интересно и почему это не интересно.
В процессе реализации фазы осмысления ставятся следующие дидактические и учебные задачи: Дидактические задачи Учебные задачи Сформировать у учащихся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого вопроса; Систематизировать и классифицировать полученную информацию; Сохранить интерес к изучаемой теме. Воспринимать новую информацию, опираясь на то, что уже знаете и умеете; Ориентироваться на то, что именно привлекает внимание; указать, какие аспекты менее интересны и почему; Обратить внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Осуществить поиск ответов на эти вопросы.
В процессе реализации фазы рефлексии ставятся следующие дидактические и учебные задачи: Дидактические задачи Учебные задачи Сформировать целостное представление о предмете изучения; Присвоить новое знание; Расширить цели учебной деятельности, за счет расширения учебного поля; Оценить результаты учебного процесса. Определить, что вы узнали нового на этом уроке (можно через обсуждение); Принять суждения (высказывания) ваших товарищей в качестве собственных, если считаете их вполне приемлемыми; Выявить новые вопросы, ответы на которые вы бы хотели услышать; Оценить, в полной ли мере вы узнали о том, о чем хотели узнать в начале урока.
Функции трех стадий технологии развитие критического мышления Стадия Функции Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме). Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержания Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации). Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
3. Развитие критического мышления в ходе обучения математике подразумевает определенную структуру учебных занятий. В технологии РКМЧП она представлена в виде: Вызов Осмысление Рефлексия Цели Актуализация опыта предыдущих знаний; Активизация деятельности учащихся; Формирование мотивации; Постановка учащимися индивидуальных целей. Освоение новых знаний; Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение известного с неизвестным; Освоение способа работы с информацией; Поддержка целей учащихся. Присвоение нового знания; Создание целостного представления (образа) о предмете изучения; Расширение проблемного поля, постановка новых целей в учебной деятельности; Работа по оценке и самооценке развития учащихся. Приемы Разбивка на кластеры; Чтение с остановками; Свободное письменное задание; Ключевые термины; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы» (графическое представление материала); Дискуссии; Игры. Инсерт ; «Круглый стол»; «Зигзаг»; «Уголки»; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Таблицы»; Стратегия «РАФТ»; Дискуссии; Игры. « Синквейн »; Свободное письменное задание; «Верные или неверные утверждения» или «Верите ли вы…?»; «Дерево предсказаний»; «Таблицы»; Дискуссии; Игры. Результаты Актуализированный опыт; Активизированное знание; Сформированный мотив; Персональный отклик на информацию. Систематизированное знание; Укрепление целей, заявленных на стадии на Вызов; Персональная интерпретация новых сведений. Присвоенное знание; Сформированное целостное представление о предмете; Поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Прием Кластер На уроке математике в 5 классе при изучении темы «Треугольник. Виды треугольников по сторонам и углам» в течение урока предлагается заполнить организационную схему: 4. Приемы технологии РКМЧП
Прием Кластер В ходе изучения материала у учащихся получается следующая схема (кластер).
Приём Карусель группы получают 4 схемы «Кластер» Задача-вписать любое из известных свойств и передать другой группе параллелограмм прямоугольник ромб квадрат
Приём «Граф» упорядочение изучаемой информации Свойства степеней с натуральным показателем Умножение степеней Деление степеней Возведение степени в степень Возведение в степень произведения Возведение дроби в степень формулы Номера заданий
Прием « Инсерт » Читая текст, делают пометки + это я знал - я это не знал ! э то меня удивило ? Хотел бы узнать подробнее Неполные квадратные уравнения решение Количество корней пометка 10х²=0 х²=0 Х=0 1 + 6х²+12х=0 6х(х+2)=0 Х=0 или х=-2 2 + х²-25=0 Х²=25 х=√25=5 Х=-√25=-5 2 ! х²+9=0 х²=-9 нет ?
Прием «Понятийное колесо» Схема появляется в результате объяснения учителя или учащиеся самостоятельно достраивают схему, извлекая информацию из учебника
Приём «Перепутанные логические цепочки» Направлен на развитие умений строить логическую цепь рассуждений, доказательств.
Приём «Верные и неверные утверждения» Верно ли, что 2⁴ х2⁵ =2⁹ 3⁵х3²=3³ 0⁰:4=4 (-2)³х(-2)² =2⁵ (5⁶ )³ =5⁹ ((⅛)²)²=( -⅛)⁴ 4³ х2³ =8³ Х³ хУ² =х⁵ а⁰ х(а⁵)³ =а⁸ 4²=(-2)⁴ (-6) ⁴< 0 0<(-5)⁷ -5³ = (-5)³ В начале урока В конце урока Проводится в начале урока, чтобы вызвать интерес к изучению темы , создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по теме.
Прием « Синквейн » Синквейн - пятистрочный белый стих (1 существительное темы; 2 прилагательных или причастия, раскрывающих тему; 3 глагола, описывающие действия, относящиеся к теме; предложение из 4 слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод. Тема «Теорема Пифагора» Тема «Симметрия» Прямоугольный треугольник Симметрия равнобедренный, египетский осевая, центральная (красивая) обозначать, находить, измерять строить, удивляет, завораживает важно знать теорему Пифагор постоянно встречается в жизни
Прием «Шесть шляп» Используется при подведении итогов на уроке. Организация учебного материала: цвет шляпы указывает на основные моменты, которые необходимо осмыслить и обобщить. Красная – выражение чувств, без причин их возникновения; Белая – перечень фактов; Черная – выявление недостатков; Желтое – позитивное мышление; Зеленая – применение изученных фактов; Синяя – общий, философский вывод;
Таблица вопросов Основой являются вопросы, начинающиеся с вопросительных слов . Задание: Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова. “Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь. В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак ”. Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю. Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его. Что? Кто? Когда? Как? Почему? Зачем?
5. Заключение : Технологию РКМЧП необходимо применять на уроках математики, так как она: развивает мыслительную деятельность учащихся; формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения . Методы и приёмы технологии способствуют: лучшему запоминанию изученного материала; активизируют деятельность учащихся на уроке; формулирование вопросов развивает познавательную деятельность. Различные формы рефлексии развивают: способность формулировать мысли; помогают лучше понять причины явлений. Приведенные выше преимущества не являются исчерпывающими, в технологии РКМЧП. И еще раз показывают всю логическую стройность данной технологи.
Спасибо за внимание!
Список литературы: 1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. –СПб: Издательство «Альянс Дельта»,2003 2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб: Издательство «Альянс Дельта», 2003. 3. Статьи журнала «Новое образование» 2011-2013годы. Интернет – ресурсы: www.allbest.ru http://festival.1september.ru/articles/513292/ http://ppt4web.ru/pedagogika/primenenie-tekhnologii-razvitija-kriticheskogo-myshlenija-na-urokakh-matematiki.html http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98663074 http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Matematika-v-shkole/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения....
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»
Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...
Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка
Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как учителя...
Мастер – класс « Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках математики в рамках преемственности начальной и основной школы»
Мастер - класс из опыта работы в рамках преемственности начальной и основной школы...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Методические рекомендации по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»
АннотацияМетодические рекомендации по применению технологии развития критического мышления предназначены для педагогов школы. В них изложены стратегии технологии развития критического мышления в рамка...