Реализация основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка
статья по теме

Статья, отражающая описанние, реализацию основных стратегий технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке английского языка, результаты применения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развития  критического

мышления  через  чтение и  письмо.

     Технология  развития  критического  мышления  через  чтение и письмо разработана  в конце ХХ века  в США ( Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит).В ней синтезированы  идеи  и методы коллитивных  и групповых способов обучения , а также сотрудничества , развивающего обучения .

   Данная  технология позволяет  добиваться таких результатов  как: умение работать  с увеличивающимся и постоянно обновляющимся  информационным  потоком в разных  областях  знаний ; умение  выражать  свои  мысли  устно и письменно ; уверенно, корректно  по отношению  к окружающим ;  умение вырабатывать собственное мнение  на основе осмысления  различного опыта ,идей,  представлений; умение  решать проблемы ; способность к  самообразованию ; умение  сотрудничать  и работать  в группе ; Способность выстраивать  конструктивные  взаимоотношения с другими  людьми . Именно благодаря  способности человека мыслить , решаются  трудные  задачи , делаются открытия , появляются изобретения .Но можно ли  научиться  мыслить  более эффективно? Как  и другие,  психические  процессы , мышление  можно развивать. Развивать  мышление – значить  развивать  умение думать : учить анализировать , сравнивать , сопоставлять , делать  выводы. Современные  условия развития общества всё больше и больше указывают на то , что  способность  классифицировать , умение наблюдать , оценивать , отличать  знания  от мнения ,  обобщать факты  становятся  всё более актуальными .

Технологию   развития критического мышления через  чтение  и письмо применяю  с целью создания  на уроках английского языка условий  и предпосылок для :

  1. повышения мотивации  школьников  к  изучению  английского языка;
  2. формирования  нового стиля  мышления  для  которого характерны  открытость , гибкость , рефлексивность , осознание  внутренней  многозначности  позиции  и точки  зрения , альтернотивности  применяемых  решений ;
  3. развития  таких  базовых  качеств  личности , как   коммуникативность, креативность, мобильность ,  самостоятельность, толерантность, ответственность  за собственный  выбор  и результаты  своей  деятельности;
  4. развития исследовательских  учебных  действий , общеучебных  умений и  универсальных  способов  деятельности, включая навыки  работы  с  информацией;
  5. развития  речевой , языковой компетенций учащихся.

   Технологию  развития  критического  мышления  я применяю  на уроках  с 2010 года. С  теоретическими  положениями и  методикой  работы  по ТРКМЧП  я  впервые  познакомилась  на заседании методического  объединения  учителей  иностранного  языка МБУ  школы  № 87  по теме « Инновационные технологии в образовании». Процесс  дальнейшего  освоения  данной  технологии  осуществляю  посредством        

-самообразования: изучения и  анализа литературы:

Брюшинкин В.Н. Критическое  мышление  и аргументация // Критическое д мышление,логика, аргументация / Под ред.  В.Н. Брюшинкина , В.И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинтнгр. Гос.  Ун-та,2003 ;

Заашев И.О. Заир-Бек С.И.. Муштавинская  М.И.  « Учим  детей мыслить критически». Издательство «Речь2»2003г. ;

Выготский Л.С. Психология  развития  ребёнка .М.: Издательство  «Смысл» 2004г.

Викентьевна И. Ода  синквейну . еремена-2002.№ 3.

Бустром Р. Размышлении о размышлении : материалы семинара « Развитие критического  мышления  через  чтение и письмо» .2000г.;

-знакомства с  методическим материалом  по ТРКМЧП на интернет  сайтах :  http: //www.openclass.ru;www.festival.1september.ru;pedsovet.su; www.tea4er.ru;

-участие  в семинарах  по  внедрению  ТРКМЧП, организованных  на базе  школ г.о. Тольятти МОУ ДПОС «Ресурсный  центр» (с 2009года)

Данная  технология  предполагает   использование  на уроках  трёх  этапов  (стадий ) : стадии  вызова , смысловой  стадии и стадии рефлексии.

I-вызов

Задачи (функции) этапа:

  1. актуализировать  и проанализировать  имеющиеся  знания  и представления  по  изучаемой  теме ;
  2.  пробудить  к ней  интерес;
  3. активизировать  обучаемых , дать  им  возможность  целенаправленно  думать , выражая  свои мысли  собственными словами;
  4. структурировать  последующий  процесс  изучения  материала.

II-осмысление- поиск  стратегии  решения  поставленной  проблемы   и составления  плана  конкретной  деятельности , теоретическая  и практическая  работа  по реализации  выработанного пути  решения.

Функции  этапа :

  1. получение новой  информации ;
  2. её осмысление  ( в том  числе  необходимо  перечитывать   часть текста  в том случае , если  учащийся  перестаёт  его  понимать  , воспринимая  сообщение , задавать  вопросы  или записывать , что  осталось  не понятно  для  прояснения  этого  в будущем) ;
  3. соотнесение новой  информации с собственными  знаниями : обучаемые  сознательно  строят  мосты  между старыми  и новыми знаниями , для  того, чтобы  создать  новое  понимание;
  4. поддержание  активности, интереса и  инерции  движения ,  созданной  во время  фазы  вызова.

III-рефлексия

Функции  этапа:

  1. выражение  новых идей  и информации собственными  словами;
  2. целостное  осмысление  и обобщение  полученной  информации на основе обмена  мнениями  между  обучаемыми  друг  с другом  и преподавателем ;
  3.  анализ  всего  процесса  изучения  материала;
  4. Выработка собственного  отношения  к изучаемому  материалу  и его  повторения  проблематизация ( новый «вызов») .

   Существование  целостной  структуры знания существенно  повышает эффективность  восприятия новой  информации, уровень  использования  знаний, интерес   к учению , навыки самостоятельного поиска и обработки информации. Ребёнок получает «инструмент »  , помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как объекта обучения . Каждому этапу присущи собственные методические приёмы и техники, направленные на выполнение задач этапа, комбинируя их, можно планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников , целями урока и объёмом учебного материала.

   Методы и приёмы работы , которые я применяю :  

Стратегия  « Кластеры» («Clustering»)

 « Кластеры» – обучающая  стратегия , которая побуждает к размышлениям , к обмену мнениями по той или иной теме.

 Приёмы работы по стратегии « Кластеры»

  1. Учитель произносит слова или фразу на английском языке.
  2. Учащимся даётся время примерно 7 минут ,чтобы вспомнить слово или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
  3. Ключевое слово или фраза пишется в центре доски.
  4. Учащиеся озвучивают идеи, пока не закончится установленное время.  Разные учащиеся вспоминают разное количество слов.  

« Кластеры»- очень  гибкая  стратегия . Её можно  выполнять  индивидуально  или  в группах .

Индивидуально: ученики  составляют  свои кластеры ,этим  ассоциациями  можно   поделиться  с группой  или  обменяться  идеями   в парах .

В парной  работе  , таким образом , происходит взаимообучение  учащихся.

Стратегию «Кластеры»  я  использую как способ  знакомства  с новой  лексикой , как  способ проверки  изучения  материала, прочтения  текста , как  способ  обобщения  ранее изученного материала .Этот  прием  очень   важен , так как  позволяет учащимся  расширить лексический  словарь по теме ,лучше  усвоить  грамматическое  явление ,развивать коммуникативные  умения , совершенствовать навыки  аудирования  и говорения.

«Clustering» я применяю  на стадиях  вызова (evocation) и  рефлексии (reflection) .

Приём «Корзина идей» (« Basket with ideas»)

Это прием  организации индивидуальной  и групповой  работы  учащихся  я  использую  на начальной  стадии урока evocation , когда  идёт  актуализация  имеющихся опыта  и знаний  , он  позволяет  выяснить  всё , что  знают   или  думают  ученики  по обсуждаемой  теме  урока. На доске  можно  нарисовать  значок  корзины, в которой  условно  будет   собрано  всё то , что  все ученики  вместе  знают  об изучаемой  теме . Обмен  информацией  проводится  по следующей схеме: Задается  прямой   вопрос  о том , что    известно  ученикам  по той или иной  проблеме ( «Do you know that..?»,  «Did you hear that?», «Have you ever read about…?» etc)

   Сначала  каждый  ученик  вспоминает  и записывает   в тетради , в раздаточных  таблицах и т.д.всё, что  знает  по той  или  иной  проблеме ( строго индивидуальная  работа, продолжительность  1-2 минуты ) .

Затем происходит  обмен  информацией  в парах  или группах . Ученики делятся  друг  с другом  известным  знанием(групповая работа) .Время  на обсуждение  не более  3 минут . Это обсуждение  должно  быть  организованным , например, ученики  должны выяснить , в чём  совпали  имеющиеся  представления , по поводу  чего  возникли  разногласия.

   Далее каждая  группа  по кругу  называет какое-то  одно  сведение  или факт , при  этом     не повторяя  ранее  сказанного ( составляется  список  идей) .

   Все сведения  кратко  в виде  тезисов  записываются   учителем  в «корзинке» идей(без  комментариев) , даже  если  они  ошибочны . В корзину  идей  можно  «сбрасывать»  факты ,  мнения , имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме  урока. Далее  в ходе  урока  эти  разрозненные  в сознании ребёнка   факты  или мнения , проблемы или понятия  могут быть  связаны  в логические цепи.

   Все ошибки  исправляются  далее , по мере  освоения  новой  информации.

   Приём «Мозговая атака» («Brain Storming»)

Мозговую  атаку  я использую  с целью активизации имеющихся знаний   на стадии  «вызова»  при работе  с фактологическим материалом (тексты страноведческого характера, биографии , исторические  тексты)

1 этап: Учащимся  предлагается  подумать  и записать  всё, что  они знают и думают, по данной теме ;

2 этап: Обмен информацией .На данном  этапе необходимо  соблюдать условия :

1.Жёсткий  лимит времени  на 1-м  этапе 5-7 мин.

2.При обсуждении  идеи  не критикуются , но  разногласия  фиксируются ;

3. Оперативная  запись высказанных  предложений .

Приём «Brain Storming» позволяет  осуществлять индивидуальную ,  парную и групповую  формы работы. Парная мозговая атака  очень  помогает  учащимся , для  которых   сложно  высказать своё мнение  перед  большой  аудиторией . Обменявшись  мнением  с товарищем , такой  ученик легче  выходит  на контакт  со всей группой . Разумеется ,  работа  а парах  позволяет высказать  гораздо  большему  числу  учащихся.

   Приём «Составление  синквейнов»

  Составление синквейнов  формирует  у учащихся  умение анализировать материал , синтезировать информацию и  преобразовывать  объёмный текст  в краткие  ёмкие  выражения  , что   позволяет  формировать  навыки  рефлексии  на  основе   изучения   какой- либо темы ,чтения текста, даёт  возможность  критически  рассмотреть  данную  тему . Синквейны  я использую  на этапе  осмысления   или  рефлексии .

Составление  синквейнов  требует  умении  работать  в парах  , развивает  умение   извлечь  из работ  других  учащихся  те идеи, которые  можно  соотнести  с собственным . При  озвучивании   готовых  парных  синквейнов  очень часто  возникает  их обсуждение  всей группой . Пример синквейна , составленного  , при работе с текстом «Born  free», модуль  «Save  fhe  Earth»,  7класс .

  1. ZOO
  2. Educational, protected
  3. Survive, protect, act
  4. Can  recreate,  can  be  happy
  5. Animals

Приём  «Тонкие»  и «Толстые» вопросы («Thin» and « Thick» questions),

Таблицу «тонких»  и «толстых» вопросов я использую  на стадии  вызова- это  вопросы, на которые учащиеся хотели бы  получить ответ изучив текст или тему; на стадии осмысления и рефлексии  

Пример урока  по теме  « Food  and shopping», 8 класс

I Стадия  вызова.

1.Учитель  предлагает  учащимся  поговорить  о традиционном  японском  блюде  «Обенто» ,   о том что  они  обычно  едят  дома, в  школьной столовой

  1. What  do  you usually eat  at school?
  2. Where do  you get it/them from: home, the school canteen ?
  3. What  do  you  think «an  obento»  is?
  4. Which  country  is  it from?

2.Учитель  предлагает  начать  работу  с текстом  « Obento a  tasty tradition!» и даёт  задание  придумать  « thin» questions  по содержанию  текста,  ответы  на которые  учащиеся  хотели  бы  получить  после  прочтения .

«Thin» guestions :

What   parts does  obento usually consist of?

What components  do  we  need  for  making ?

Where we can buy  an  obento ?

Is it a tasty food?

3.Учитель  просит учащихся  придумать  «thick» questions, на которые  они  могли  или хотели  бы найти  ответы  в тексте .Учащиеся  предлагают  свои вопросы

Explain  why  is it  a healthy  food?

Why do the young children  should also eat  an obento?

Explain  why  the Japanese have always looked upon the mother as one of  the  main influences of  a  child “s success ?

What happens  if  a  Japanese  mum runs out  of  ideas  how  to make an  obento?

If you were a Japanese  child… .

4.Класс  делится  на группы  , каждая  из  которых  задаёт   вопросы  в порядке очерёдности , стараясь  не повторяться .

5.Учащимся  предлагается  найти  ответы  на эти  вопросы  в тексте .

В  целях предупреждения  языковых трудностей   при построении  вопросов , я использую схемы  построения « Yes / No» u « Wh»- вопросов ,а также приём  «Живой  вопрос»  , когда слова вопросительного  предложения  записываются  на отдельных  листах  бумаги ( формат  А   очень  удобен ),  одно слово –один лист , и все эти слова  раздаются  учащимся . По   просьбе  учителя  учащиеся  выходят  к доске  и строятся  в таком порядке , чтобы  каждое  слово, артикль, предлог  были  на своём  месте.

   Приём «Знаю../Хочу  узнать…/Узнал…» (I know …/I want to know…/ Now I know…)

Один  из способов  графической организации  и логико-осмыслового  структурирования  материала .Форма   удобна  , так как  предусматривает  комплексный подход  к содержанию  темы .

1 шаг : До знакомства   с текстом  учащиеся  самостоятельно  или  в группе  заполняют  первый   и второй  столбики  «I know …» «I want to know…»

2 шаг: По ходу  знакомства  с текстом  или же  в процессе  обсуждения  прочитанного , учащиеся заполняют  графу  «Now, I know…»

3 шаг: Подведение  итогов, сопоставления граф.

Пример  работы  с таблицей «Знаю../Хочу  узнать…/Узнал…».

Урок  в 7 классе  по теме  « The Tower  of London»

I Стадия  вызова Учитель  предлагает  учащимся поговорить  о Лондонском Тауэре, его истории.

  1. Look at  the title and  the  pictures.
  2. What’ s this?
  3. Have  you ever heard about the Tower of  London?
  4. What do you know about this tower?
  5. Who are these men?
  6. Where do they work?

-Составление кластеров  с целью  активизации и систематизации имеющихся  знаний у учащихся  по теме  «The  Tower  of  London».

-Работа   с таблицей  «З/Х/У» , заполнение  первой  графы  таблицы .

-Составление  «тонких»  и «толстых» вопросов .Учащимся предлагается сформулировать вопросы  к тексту,  ответы  на которые они  хотели бы  узнать, в виде «тонких» и «толстых»  вопросов ( работа  в парах) . Учащиеся  озвучивают  вопросы ,учитель  записывает  самые интересные  вопросы  во вторую колонку таблицы «З/Х/У».

« Thin»  questions:

  1. When  was the Tower  of  London build?
  2. Who are  those men  in  red and  gold  uniform?
  3. Who are  the Beefeaters?

« Thin»  questions:

  1. Why the  King Henry VIII introduced Beefeaters?
  2. Explain why the Yeoman Warders have  got two uniforms?
  3. Why do you think that your visit  to The Tower of  London will  be interesting?

II Стадия осмысления 

Учащимся  предлагается  попробовать ответить на  поставленные  вопросы (работа в группах) ,аргументируя  свои  предположения .

-Учащимся  предлагается  прочитать текст , найти  подтверждение  предположениям ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы.

-Учащиеся  выполняют  ряд заданий  с тестом ( заполнить  пропуски ; установить соответствие  утверждений  содержанию текста, описать служителя  охраны ;  построить описание стражника Тауэра  от  первого лица )

III Рефлексия

На  данном  этапе  учащимся  даётся  задание

  1. Составить  ещё 3-4 «тонких»  или « толстых» вопроса, занести их в таблицу       ( вторая колонка), поработать  с текстом   и вопросами  в парах ,ответить  на них  и самые  интересные  ответы занести  в третью  колонку  таблицы («Now , I know…»)
  2. Составить синквейны (индивидуально) к тексту  «The  Yeoman, Warders» , затем  учащиеся в парах составляют  один  синквейн , с которым  будут  оба согласны

          - the Yeoman  warder

          - interesting, famous

          - guard, act, take care  of

          - Beefeater

Весь класс знакомится  с парными  синквейнами.

Приём «Эссе»

Данную стратегию  я применяю  на стадии рефлексии  после  прочтения  текста,  его обсуждения: предлагаю  учащимся  изложить  свои  мысли  с помощью небольшого эссе . Для  этого  детям даётся  задание  записать  в течение 8-10 минут  без  остановки  всю  информацию , которую они почерпнут из текста . При  этом  акцент важно сделать  на том ,что  не нужно  останавливаться , перечитывать ,исправлять  свои                                 записи . Основные  направления  мысли  учащихся  можно задать при помощи вопросов , неокончательных предложений  по теме .

Этот  вид письменной работы  я  предлагаю  в конце урока  для того , чтобы  помочь учащимся суммировать  всё то, что  обсуждалось на уроке.

   Приём «Чтение с остановками»

Этот приём эффективен  при работе  над  чтением текста проблемного  содержания . Приём « Чтение с остановками  помогает  проработать материал детально, учащиеся имеют возможность  строить предположения ,  оценить   факт , дать  критическую оценку событию, высказать  собственное мнение . Данная  стратегия  позволяет  обучать  мыслить критически , рассуждать , строить  творческие предположения. Данный приём помогает совершенствовать лексико-грамматические  навыки учащихся ,так как  в процессе монологической речи ,которая  осуществляется  постоянно , все данные навыки востребованы . Стратегия «Чтение  с остановками»  позволяет задать  и конкретную грамматическую  направленность : на этапе  прогнозирования  событий  активизировать навыки  употребления  будущего времени и сослагательного наклонения .

  При использовании  данного  приёма необходимо соблюдать требования  к тексту:

- новизна  , текст должен  быть  абсолютно  незнаком учащимся ;

- динамичность ,событийность  сюжета ;

- неожиданная развязка, «открытый» финал.

Данная стратегия  требует следующей предварительной  работы:

- заранее разделить  тексты на смысловые части, где будет делаться остановка

- продумать  вопросы  и задания  к тексту , направленные  на развитие  у учащихся  различных мыслительных навыков .

Данный приём  я использую  на стадии  осмысления.

Пример урока английского языка  в 7 классе

Тема « Do you like reading?

Цель : формирование  навыков  говорения .

Перед чтением  текста «Vaniched!» учащимся  предлагается  рассмотреть иллюстрации  к тексту  и ответить  на вопросы

  1. Look at the pictures. Can you tell the story?
  2. Who are the main persons?
  3. Is it a literary work or a true story?

Текст  заранее  поделён  на смысловые части . После  прочтения учащиеся 1,2 частей  текста предлагаются  вопросы :

What is  this extract about?

What do you feel reading this part(text)?

What will happen  next? Why  do  you think so?

После  прочтения  3-ей  части  текста  учащимся предлагают  вопросы :

What is the  main  problem? Why do you  think so?

Will there be  a happy  end  in this story? Explain, what makes you  think  so?

После  прочтения 4-й части текста учащиеся  отвечают  на вопросы :

What would you fee (do) if  you were  a main  character of  the story, Andy?

What would  you  feel if  you were his best  friend?

Приём « Взаимоопрос»

 Данный  приём  я использую  на стадии осмысления . Работа  учащихся  осуществляется  в парах  . Учащиеся читают  текст,  останавливаются  после  каждого абзаца. В момент  остановки  придумывают три «тонких» и один «толстый» вопрос по содержанию прочитанного .По окончании  составления  вопросов  учащиеся  по очереди  читают текст с остановками , задавая  друг другу подготовленные вопросы . Данный приём способствует формированию  умения  анализировать информацию , развитию коммуникативной  компетенции учащихся .

Приём «Инсерт»

  Данный приём  представляет собой  стратегию маркировки текста ,  системную  разметку  для эффектного чтения и размышления . Данный приём  очень  эффективен при формировании навыков изучающего чтения. С помощью приёма «Инсерт» возможно решать  обширный  комплекс лексико-грамматических задач , так как  любой текст  богат  речевыми образцами , идиомами, грамматическими структурами.

 Перед применением  данного  приёма  работы с текстом , на  стадии вызова , я использую  приём «Кластер» или «Корзина  идей» , для  того чтобы активизировать уже имеющиеся  знания  у учащихся  по теме идеи фиксируются на доске. На  стадии  осмысления , для  того , чтобы пополнить  знания  по теме , разрешить противоречия  между возникшими  идеями , учащимся предлагается  текст . Читая текст, учащиеся  делают соответствующую маркировку  на  полях  («V», «-«, «+», «?»)напротив абзацев

и предложений . После  прочтения  текста учащимся  предлагается  систематизировать  информацию , расположив  её в  соответствии  со своими пометками  в следующую таблицу:

«V»

«+»

 «-«

«?»

You should put a tick  if  you  knew this fact before .

New information

Thought differently

Don”t understand  have questions

    Технологический  приём  «Инсерт»  и таблица «Инсерт»  делают  зримыми  процесс  накопления информации , путь  от  « уже известного» к «новому» . Обсуждение записей из таблицы является ключевым моментом на стадии рефлексии . Пример урока в  8 классе по теме « Great minds». При изучении темы « Great minds»                         учащимся предлагается составить 3 кластера « Konstantin Tsiolkovsky»;  «Sergey Korolev», «Yuri Gagarin» .Далее учащиеся делятся на три группы , каждой из которой  предлагается свой текст.  При работе с текстом учащиеся  делают соответствующую маркировку на полях («V», «-«, «+», «?» ) ,заполняют таблицу, затем учащимся предлагается ответить на следующие вопросы :

What  facts about…did you knew  before reading ?

What  new information  have you found in  the  article?

Are there any  facts  in the text  you  don’t understand?

Приём «Перепутанные логические цепочки»

    Применяю как ведущий приём для формирования умения видеть и понимать логическую последовательность частей информации, текста ; взаимосвязь событий в произведении или тексте ; данная стратегия очень эффективна при работе над освоением учащимися структуры  opinion essay, for-and -against essay на стадии осмысления .

Пример урока в 7 класса по  теме «What”s your opinion ?»                                                        

          После знакомства с текстом «Online or In class?»  и его обсуждения, учащимся       демонстрируются специально заранее выписанные на отдельные листы события из текста в заведомо нарушенной последовательности:
1.To sum up, technology can help students learn things .

2.However . computers will  never  be able to replace teachers .

3.Many people believe that  there won’t be any schools in  the  future, instead students will learn  at home with  the help  of  a personal computer and  the  Internet .

4.It  is true that technology plays a big  part in  learning today
Верная последовательность утверждений : 3,4,2,1.


     При работе с фактологическими текстами использую ещё  один вариант данной стратегии : ключевые слова ,выражения из  текста заранее выписываются в нарушенной логической последовательности. После знакомства и обсуждения текста на стадии

рефлексии предлагаю учащимся восстановить нарушенную последовательность событий ,

фактов . Учащиеся ещё раз обращаются  к тексту , восстанавливают хронологию событий ,  

проверяют  в парах или группах верны ли их варианты .
                       

   Приём «Таблица аргументов»

Arguments

 «Yes»      

             Why?

 «No»

              Why?

      Работа строится следующим образом : учащимся предлагаются по очереди аргументы ,которые они должны опровергнуть или подтвердить фактами из изучаемого текста.

          Приём « Перекрёстная дискуссия»
     Данная стратегия позволяет избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов ,позволяет развивать у учащихся навыки аргументирования собственной точки зрения. Пример урока английского языка  в 7 классе по теме «Green issues».
Цель: развитие умений монологической речи (выражать и аргументировать своё отношение  к прочитанному ), воспитывать толерантное  отношение  к мнению других учащихся .

После знакомства  с текстом «Born free» учащимся предлагается следующий порядок дискуссии:

  1. Make a question.(Should we  close all  zoos  and  return  the animals to  their  natural habitats ?)
  2. Make a table  for  writing  your points  for/ against zoos.
  3. Write the list  of  points  for / against zoos with  reasons, examples from  the text  and  complete  the table
  4. Read your lists  to  your classmates . Discuss them.
  5. Make and  write  your  conclusion. Use  these  statements :

«Yes, we should close all zoos  and return the  animals to their natural habitats because..»

 Приём « Перекрёстная дискуссия»  я использую при подготовке к написанию эссе сочинений .

Важным  вопросом  в  процессе  применения  ТРКМЧП является мониторинг  деятельности учащихся . Анализ тестов, контрольных, письменных работ  показал следующие результаты  учебной деятельности:

Класс

Содержание задания

Количество  учащихся , справившихся  с заданием  на «4» и «5»(%)

2011/2012г

2012/2013г

8 а

12 чел.

    I тр

  IIтр

IIIтр  

    I тр

Раздел Reading

1.Задания, позволяющие  оценить степень сформированности умений поискового  чтения (ответить на вопросы до  и после  чтения, аудирования материала и т.д.)

     

24%                  

32%

48%

56%

2.Задания , позволяющие  оценить  уровень  развития  умений  выборочно понимать  необходимую  информацию  с опорой  на  контекст (заполнение пропусков  в незнакомом тексте )

16%

32%

48%

48%

3. Задание , позволяющие оценить  степень  сформированности  умений  ознакомительного  и  изучающего  чтения (нахождение  соответствия  заголовков  и частей  текста ;  заголовков  и целых  текстов ; расположение  частей  текста  реплик  диалога  в логической  последовательности ;  выполнение  заданий  на  установление соответствия  утверждений  содержанию  текста ( T/F- statements)

32%

56%

56%

56%

                                                                       Раздел  Writing

1.Написание  писем  личного  характера , статей  в газету , в школьный журнал

- использование  слов- связок (linking-words) согласно контексту

8%

24%

32%

64%

- умение  грамотно формулировать вопросы (структура, содержание вопроса)

32%

32%

48%

56%

2.Написание  аргументированного  эссе, выражающего  мнение , отношение ( opinion essay)

- употребление  специфических слов -связок

24%

32%

56%

64%

- освоение  композиции эссе

24%

48%

64%

72%

-умение формировать выводы

16%

48%

48%

56%

Класс

Содержание задания

Количество  учащихся , справившихся  с заданием  на «4» и «5»(%)

2011/2012г

2012/2013г

8 б

15 чел.

    I тр

  IIтр

IIIтр  

    I тр

Раздел Reading

1.Задания, позволяющие  оценить степень сформированности умений поискового  чтения (ответить на вопросы до  и после  чтения, аудирования материала и т.д.)

18%

30%

42%

48%

2.Задания , позволяющие  оценить  уровень  развития  умений  выборочно понимать  необходимую  информацию  с опорой  на  контекст (заполнение пропусков  в незнакомом тексте )

18%

24%

42%

42%

3. Задание , позволяющие оценить  степень  сформированности  умений  ознакомительного  и  изучающего  чтения (нахождение  соответствия  заголовков  и частей  текста ;  заголовков  и целых  текстов ; расположение  частей  текста  реплик  диалога  в логической  последовательности ;  выполнение  заданий  на  установление соответствия  утверждений  содержанию  текста ( T/F- statements)

36%

36%

54%

66%

                                                                       Раздел  Writing

1.Написание  писем  личного  характера , статей  в газету , в школьный журнал

- использование  слов- связок (linking-words) согласно контексту

18%

30%

42%

60%

- умение  грамотно формулировать вопросы (структура, содержание вопроса)

30%

48%

54%

60%

2.Написание  аргументированного  эссе, выражающего  мнение , отношение ( opinion essay)

- употребление  специфических слов -связок

18%

30%

66%

66%

- освоение  композиции эссе

36%

48%

54%

60%

-умение формировать выводы

30%

48%

60%

66%

Применение  технологии развития  критического мышления  через  чтение и письмо  позволяет мне  добиться следующих  результатов:

  1. личностные результаты

- формирование мотивации изучения  английского языка ;

- развития таких качеств ,как воля, целеустремлённость, креативность, инициативность, эмпатия, дисциплинированность;

  1. метапредметные  результаты

- развитие коммуникативной  компетенции , включая умение  взаимодействовать  с  окружающими ;

- овладение логическими  действиями сравнения , анализа, синтеза , обобщения , классификации , построения рассуждений ;

- развития исследовательских  учебных  действий , включая навыки  работы  с информацией : поиск  и выделение  нужной  информации , обобщение  и фиксация  информации;

- умение формирование вопросы ;

- умение  выделить главное ;

- умение делать сравнение ;

- умение устанавливать причинно- следственные связи  и делать умозаключения

- умение видеть смысл  в информации, понимать  проблему  в целом ;

- способности  к поиску , анализу, творческой переработке информации

  1. предметные  результаты :

совершенствование лексических , грамматических , речевых  навыков учащихся, развитие  навыков  чтения и письма.

  При проведении  уроков  с использованием ТРКМЧП  я столкнулась  с некоторыми

сложностями:  уроки с применением ТРКМЧП эффективны  не во всех классах . Классы,  где у учащихся  недостаточно   развиты  общеучебные  способности (рассеянное внимание , слабая  память), есть неусидчивость, низкая  мотивация к учёбе  в целом , низкая культура выполнения  домашних заданий, неумение  ориентироваться  в учебнике,  работать самостоятельно; с трудом  выполняют задания ,предусмотренные  технологией . В таких случаях , я,  как педагог , стараюсь  опираться  на индивидуальные  особенности учащихся и планирую  урок  с применением  ТРКМЧП с учётом способностей группы.

 В перспективе я планирую освоить и применять следующие приёмы и стратегии  ТРКМЧП: стратегия «Идеял» (педагогическая  ценность: развивает умение решать проблему , умение  увидеть  её , проанализировать разных точек зрения , оценить  различные варианты решения ; формирует коммуникативные  навыки ), приём  « Фишбоун»  (формирует логические  операции мышления , навыки  последовательной деятельности, изучающую  стратегию  чтения ,навыки  работы с информацией ) , на старшей ступени  обучения – стратегию « Зигзаг» (как способ  изучения и систематизации большого  по объёму материала).

    Анализ собственного опыта по применению ТРКМЧП, позволяет сделать вывод  о том, что данная  технология является эффективной, так как позволяет  ученику 

-повысить эффективность  восприятия  информации и её усвоения;

-повысить интерес  как к изучаемому  материалу  так и к самому процессу  обучения ;

-научиться критически мыслить , овладевать логическими операциями мышления;

-овладеть навыками  сотрудничества, овладеть навыками  самостоятельной  работы

- получить  более качественные знания,  умения  и навыки;

позволяет учителю:

- использовать  систему  методик,  способствующих развитию логических операций

мыслительной  деятельности учащихся: сравнения , анализа ,  синтеза, обобщения, классификации;

- развивать коммуникативную, речевую, языковую, социокультурную компетенции учащихся;

- значительно  увеличить  время  речевой  практики  на уроке  для  каждого ученика , добиться  усвоения   материала  всеми участниками группы;

-развивать  навыки  самостоятельной работы учащихся;

- изменить свою роль : учитель мотивирует, организует ,консультирует , контролирует учебную деятельность учащихся;

-добиться  более  качественных результатов обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках английского языка

Обобщение и трансляция личного педагогического опыта. Характеристика технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Описание основных приёмов, которые будут демонстрироваться. Имит...

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Приемы Технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

В материале кратко описаны некоторые приемы ТРКМЧП. Выступление сопровождается презентацией, представлющей примеры использования приемов данной технологии на уроках....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников

Использование технологии развитиякритического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка при обучении младших школьников...