Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка
статья по русскому языку

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов технологии РКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо) на уроке русского языка

Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ №3 г.Чадана

Монгуш Дианы Онер-ооловны

         Бедный словарный запас, одинаковые по структуре предложения, отсутствие навыков логического анализа, неумение применять на практике теоретические знания и низкая учебная мотивация – трудности, с которыми сталкиваются сейчас не только учителя-словесники, но и все школьные педагоги. Все это требует пересмотра требований к содержанию и организацию работы с учебной информацией. Поэтому каждый учитель ищет свой путь разрешения этих трудностей. Благо, что в последние годы появилось много инновационных образовательных технологий, методы и приемы которых можно применять,  по усмотрению учителя,  на уроке.

       На мой взгляд, технология развития критического мышления  через чтение и письмо (РКМЧП) – одна из наиболее эффективных современных образовательных технологий.

      «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания»,- утверждал Ф. И. Буслаев. Использование приемов и стратегий технологии РКМЧП помогает  учителю сделать урок интересным, вносит в преподавание разнообразие, формирует самостоятельность мышления, вооружает способами и методами самостоятельной работы, дает возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе «учитель-ученик», позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

       С какой целью нужно развивать критическое мышление у детей? И что такое критическое мышление?

       По определению Заир-Бека Сергея Измаиловича и Муштавинской Ирины Валентиновны, авторов книги «Развитие критического мышления на уроке»: «Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказаться от них, если они противоречат новому знанию. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией.  Разумеется, при этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми (причем не только спорить, но и находить точки соприкосновения). Однако процесс и этим не исчерпывается: когда мы мыслим критически, задействованы не только разум, но и эмоции и чувства. И как итог – критическое мышление учит способам активных действий, в том числе социально значимых».

             Опираясь на опыты работ С.И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской на уроках русского языка и литературы,  использую  кластеры, инсерт и стратегии работы с художественными текстами.

        Например, фрагмент урока-обобщения в 6 классе по русскому языку по теме: «Орфограммы в глаголах» по учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией Е.А. Быстровой.

Ход урока.

I. Постановка целей и задач урока.

-- Мы заканчиваем изучение глагола. Что же мы сегодня должны сделать на уроке?

(Цель ставят учащиеся: систематизировать, закрепить, повторить изученное по теме «Глагол», научиться правильно употреблять глаголы в речи).

-- Глагол – одна из самых сложных тем курса русского языка. Нужно с этой частью речи уметь ладить. Самое главное – научиться правильно писать глаголы, для этого мы должны вспомнить трудные случаи в написании глагола. Скажите, как это называется одним словом вместо: трудные случаи в написании слова?  (Орфограмма) Орфограммы где, в каких словах?

(Тему урока называют учащиеся: Орфограммы в глаголах).

-- Зачем мы должны научиться правильно употреблять глаголы в речи? Для чего это нужно?

(При сдаче ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку есть задания, проверяющие знание орфограмм глаголов).

II. Стадия вызова. Составление кластера по теме.

-- Так, значит, мы на этом уроке повторяем орфограммы в глаголах. Что не знаем, записываем себе на тетрадь. Какие орфограммы в глаголах вы знаете? Cоставьте опорную схему на тему. Если каждую часть схемы распространяем примерами, то у нас получится кластер.

                                                                                                   

                                                                                                                                   

III.  Осмысление содержания.

1. Фронтальный опрос. Групповая работа.

-- Сегодня на уроке мы тоже будем выбирать правильный ответ, принимать собственное решение, высказывать свое мнение, уметь работать сообща, исправлять ошибки друзей. Поэтому класс разделен на три группы. Карточки с вопросами по теме «Глагол» группы должны были дома подготовить и сейчас их даем другим группам. 1 группа – 2 группе, 2 - 3, 3 – 1. На вопросы сообща отвечаем или один из группы отвечает, а если ответ считаете неполным, можете дополнить.

2. Письменная работа в  группах. На карточках выполняем сообща задание и передаем другим группам (им заранее даются ключики заданий) для проверки. (Карточки с заданиями раздаются группам).

      Группа 1. Орфограмма «Ь знак в глаголах». Вставьте буквы, объясните орфограммы.

Береч… честь, учит…ся хорошо, вернёш… долг, стрич…ся у мастера, надеят…ся на себя, посееш… рожь, зажеч… костер, стучат…ся в дверь, извиниш…ся перед мамой.

   Группа 2. Орфограмма «Буквы Е и И в окончаниях глаголов». Вставьте буквы, объясните орфограммы.

Легко дыш…шь, хорошо труд…шься, быстро беж…шь, далеко вид…шь, прекрасно держ..тесь, ты стро…шь дом, чита..шь письмо, рису..шь прекрасно, одева…шься модно.

   Группа 3. Орфограмма «Правописание частиц с глаголами» Раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание частиц.

(Не)навидеть зло,  (не)знали урока, (не)годовал от злости, никто (не)обижал, посадили(бы), погрузились(бы), участвовали(бы),  (не)здоровилось, (не)обидел(бы).

IV. Физкультминутка. Текст физкультминутки показывается на слайде.

-- Встали, встали, подтянулись,

подтянулись еще выше,

повернулись, подышали,

посмотрели друг на друга,

улыбнулись и расселись.

V. Рефлексия.

1. Письмо по памяти. 

-- А теперь проверим вашу внимательность, вспомните и напишите глаголы из стиха физкультминутки на своих тетрадях, подчеркните суффиксы. Поставьте их в неопределённой форме и определите их спряжение.

2. Работа над текстом Е. А. Пермяка. Прочитайте и выполните задания. Парная работа

Для чего руки нужны.

     Саша с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг другу разные вопросы.

     Спросил как-то дедушка внука:

-- А для чего, Сашенька, людям руки нужны?

-- Чтобы в мячик играть, -- ответил Саша.

-- А ещё для чего? – спросил дед.

-- Чтобы ложку держать.

-- А ещё?

-- Чтобы кошку гладить.

-- А ещё?

-- Чтобы камешки в речку бросить.

   Саша правильно отвечал. Но он ещё не знал, что руки нужны не только для игры.

Задания:

  1. Как ты считаешь, еще для чего руки нужны?
  2. Найдите глаголы, выпишите и укажите орфограммы.
  3. Придумайте задание на тему «Правописание глаголов» для соседа (по парте) по тексту.

3. Самостоятельная работа по кластеру.

-- Вернемся к нашему кластеру. Еще раз внимательно смотрим на наш кластер по теме «Орфограммы в глаголах». Приведите свои примеры на каждое правило.

             

         Использование технологии РКМЧП решает не только развивающие, познавательные задачи, но и воспитательные, например, воспитание терпения и терпимости, самостоятельности, формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе - развитие умения работать сообща, прислушиваясь к мнению других учащихся, терпимо относиться к критике в свой адрес, деликатно отзываясь об ошибках своих  одноклассников; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

               

Использованная литература.

  1. С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». М: «Просвещение», 2011г.
  2. Учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для образовательных учреждений с родным(нерусским) и русским (неродным) языком обучения» под редакцией Е.А.Быстровой, О.М.Александровой, Т.Ф.Сапроновой, И.П.Цыбулько. Москва: Дрофа, 2011г.
  3. Л.И.Тареева Калейдоскоп (урок-игра по теме «Орфограммы в глаголах», 6 класс) из книги «Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы.Авторы-составители: В.Н.Пташкина, К.Е.Виноградова и др. Волгоград, Издательство «Учитель», 2009г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов технологии Развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо любым учителем-предметником. Технология универсальная и очень интересная. Защищалась по ней на 1 категорию....

Работа с текстом с использованием элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках русского языка и литературы

Актуальность выбранной темы мы видим в том, что технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных ...

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

В педагогике XXI века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику, педаго...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы в старших классах.

Развитие критического мышления учащихся. Методические приёмы, помогающие формировать критическое мышление школьников....

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и  находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы тех...


 

Комментарии