Род имен существительных в русском и немецком языке
план-конспект урока по немецкому языку (5 класс) на тему

Часова Наталья Викторовна

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Тема: Род имен существительных в русском и немецком языке

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные: умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

- читать и слушать, извлекая нужную информацию;

- осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

- умение участвовать в общей беседе;

- умение формулировать высказывание;

- умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

- умение выполнять действие в соответствии с планом;

- умение выполнять самооценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.02.16.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Тема: Род имен существительных в русском и немецком языке

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные: умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

- читать и слушать, извлекая нужную информацию;

- осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

- умение участвовать в общей беседе;

- умение формулировать высказывание;

- умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

- умение выполнять действие в соответствии с планом;

- умение выполнять самооценку.

Ход урока:

  1. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать

  1. Постановка цели и задач

У 1: Guten Tag, liebe Kinder. Heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. 2 Lehrerinnen werden mit ihnen arbeiten: Deutschlehrerin und Russischlehrerin.

У 2: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке с вами будут работать 2 учителя: учитель русского и немецкого языка

У 2: Ребята, внимательно послушайте отрывок из рассказа  Л.Успенского (аудиозапись)

Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.

        За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.

- Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

- Почему дама?- удивилась немка. – Ложка – «дер лëффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…

Русская возмутилась:

- Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…

- Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» - рода среднего.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.

- Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно.                                                                                           (Л.Успенский)

У 2: Попытайтесь объяснить ситуацию, которая возникла в ходе разговора трех женщин.

Ответы учеников: (… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, турецкий, китайский и другие языки. В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.

… есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, молдавский и другие языки).

У 2: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А какую тему вы предложите для нашего урока?

Ученики: Род имен существительных

  1. Актуализация знаний

У 2: Для начала заполним таблицу ЗХУ:

  1. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)
  2. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
  3. Сколько родов есть в русском языке? (три)
  4. Сколько родов есть в немецком языке? (три)
  5. Как определить род имени существительного в русском языке? (Определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по окончанию имени существительного или задав вопрос)
  6. Изменяется ли существительные по родам?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

У.2: Какую цель мы поставим сегодня для себя? А что нам для этого нужно будет сделать. 

(Ответы учеников)

Это и будет являться задачами нашего урока.

У 1: Ребята, у вас на столах в каждой группе лежит солнышко, но оно грустное и совсем не светит, ваша задача, получить как можно больше лучей за работу на уроке.

.

4. Изучение нового материала

Работа в группах: 

Задание 1.

У2.Перед вами в красном конверте три домика с необычными адресами. На вывесках условные обозначения рода существительных.

Ребята, «разнесите» слова и словосочетания из конверта так, чтобы все попали на свои места.

         

       

               М.Р.                                                 Ж.Р                                        Ср.р

             

                мир                                        защита                                        авто

        город                                        планета                                животное                        лес                                        почва                                        живое существо

        человек                                река                                        предприятие

троллейбус                                опасность                                озеро

автобус                                природа                                дерево

двор                                        защита окружающей среды

мусор                                        фабрика                                                        трамвай                                улица                                                                        средство передвижения                гора                                                                        самолет                                проблема                                                                завод                                        бутылка                                                                автомобиль                                деревня                                                                                                        бумага                                                        

                                                                     

- Назовите однокоренные существительные, которые попали в разные домики (авто – автомобиль, дерево - деревня)

- назовите слово или словосочетание, являющееся обобщающим для всех этих слов (защита окружающей среды).

 Анализ результатов работы с таблицей.  

Выводы делают сами ученики, учитель русского языка помогает

У 2: в русском языке существуют существительные не только мужского, женского и среднего рода, но и существительные общего рода.

Я сейчас вам загадаю загадки, а вы мне назовете существительные общего рода (жадина, неряха, растяпа)

Задание 2

1.В доме - грязь, черна рубаха,

 А зовут его….

2.Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

3.Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!

Работа с кроссвордом:

Задание 3

В синем конверте лежит кроссворд, вы должны посовещаться и решить его

·

   Кроссворды  

 

 

 

 

 

1.

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Щ

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

И

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

Й

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Р

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

Д

 

 

 

 

 

 

1.     Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ

2.     Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА

3.     Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК

4.     Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА

5.     Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА

6.     Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ

7.     Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ

8.     Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР

У.2 Подводим небольшой итог: Сущ. общего рода, как к мужскому полу, так и к женскому.

У.2 На столах лежат желтые памятки для каждого:

Запомни!!!

  • Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль мужского рода.
  • Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню среднего рода.
  • Мозоль, вуаль, бандероль - женского рода.
  • Существительные, имеющие только форму множественного числа сутки, ножницы, сумерки, очки, джинсы  и т.д. рода не имеют, его определить нельзя.

  1. Физкультминутка

(Дети выполняют упражнения)

Задание 4

У.2 А теперь проверим свои знания, проведем тестирование

-У вас на столах лежат  карточки буквами  м, ж, с. Проверяем, поднимая правильную карточку.

1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

2. Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

3. Определи род имени существительного: МАШИНА

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

4.Определи род имени существительного: ТЮЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

5.Определи род имени существительного: ПОЛЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

6. Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

7. Определи род имени существительного: КРОВАТЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

8. Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род

Задание 5

 У1: А теперь проделаем то же самое только с зеленым конвертом. Обращаем внимание на род русского перевода!

У 1:  в немецком языке существуют существительные трех родов, определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по суффиксу существительного. При возникновении сложных случаев необходимо обратиться к словарю. Род слова в немецком языке очень часто не совпадает с родом слова в русском, поэтому для вас лучше при запоминании слов учить их сразу вместе с артиклем.

       

   

    Maskulinum                   Femininum                      Neutrum

             

                Umweltschutz                Gefahr                        Problem        

Planet                         Stadt                        Wasser

Wald                        Natur                        Auto

Boden                        Welt                        Dorf  

Mensch                        Luft                        Verkehrsmittel        

Fluss                        Umwelt                Flugzeug                                

Obus                        Fabrik                        Papier

Bus                        Straße                        Kleidungstück        

See                        Berg                        Tier

Betrieb                        Straßenbahn                Lebewesen                

Hof                        Flasche                        Werk         

Müll

Задание 6. Работа учащихся со словарями.

У.1 В наших книжных словарях существительные стоят уже с артиклями, а в больших словарях вы не найдете артиклей. Вспомним, как можно в них определить род существительных. Обратимся к словарям.

У.1 Na gut, ihr habt gut gearbeitet. 

Ребята, вы уже определили обобщающее слово для этих всех слов в русском языке, найдите его в немецком варианте. (Der Umweltschutz)

Природа дом живой!
В нем связаны — от века и до века —
Лишь тонкой ниточкой одной
Судьба земли с судьбою человека!

Природа не потерпит пустоты:
Где много взял — там мало не положишь,
А если навредил — уже не сможешь
Добиться первозданной чистоты!

Природа — храм!
Природа — не дворец,
В котором можно жить и веселиться!
К ней бережно и чутко относиться
Нам завещал ее создатель и творец.

У.1 Ich nehme dieses Gedicht nicht zufällig. Vermutet bitte wofür wird die Rede in nächstem Text?

Hört bitte zu! (Прослушивание текста)

Ответы детей о чем речь в тексте.

У.1 Nun lesen wir!

У.1 Sucht bitte im Text Antworten auf die Fragen:

  • Warum ist die Erde in Gefahr?
  • Was verschmutzt unsere Umwelt?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  • Warum müssen wir unsere Umwelt schützen?
  • Haben alle Länder auf der Erde ökologische Probleme?

6. Выводы по уроку:

У2: для чего нужно знать род имени существительного? (Чтобы правильно употреблять существительные в речи: в сочетании с прилагательными, местоимениями)

У1:  Warum ist das Problem des Umweltschutz ist ein internationales Problem? Почему защита окружающей среды актуальна в наше время во всех странах?

У.2: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке:

Ответы детей: 

- важно знать род имени существительного, так как это позволяет грамматически верно использовать существительные в речи.

- род в русском и немецком языках у имен существительных не совпадает, поэтому иностранные существительные лучше запоминать по родам,

 - при возникновении затруднений при определении рода имени существительного лучше всего обращаться к словарю, где указан правильный род имени существительного.

7. Домашнее задание:

По русскому языку: Параграфы 91-92 выучить правила.

                        На «5» сочинить сказку  с существительными общего рода.

По немецкому языку:  im Arbeitsbuch S. 74-75 Üb. 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие по городу Морфем" интегрированный урок в 5 классе (русский и немецкий язык)

Конспект открытого интегрированного урока, составлен в соавторстве с учителем русского языка Кудашовой М.В....

Билингвальный урок (русский и немецкий язык) в 5 классе

Сравнение категории рода имен существительных в русском и немецком языках...

Дифференцированный урок по теме «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»

Дифференцированный урок по теме«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ в русском и немецком языках»...

Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...

степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках.

Цель: сопоставить способы  образования и случаи употребления в речи степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания учащихся ...

бинарный урок в 5 классе по теме «Имя существительное в русском и английском языках».

Существительн6ое - первенец при рождении русского языка. Обобщить сходства и различия грамматических категорий в русском и английском языках и выявить уровень знаний учащихся по теме «Имя существитель...

Разработка открытого урока на тему: "Три склонения имен существительных" по русскому языку 5 класс ФГОС

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Так как, курс 5 класса - это повторение, то тема для них не новая, поэтому я использовала комбинированный тип урока. Сценарий урока был разработан в соотв...