Применение проектной методики
опыты и эксперименты по немецкому языку на тему

Ибрагимова Эльвира Рашитовна

Применение проектной методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primenenie_proektnoy_metodiki.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по теме « Применение проектной методики

 в обучении иностранному языку».

План

  1. Введение.

  1. Применение проектной методики в обучении иностранному языку:

 а) технология проектно-ориентированного обучения;

 б) применение проектной методики на разных ступенях обучения.

Ш. Заключение

Введение

        В условиях современной интеграции Европейских государств повышается мобильность их граждан, связанная с поиском работы, учебы или отдыха. В этой ситуации возрастает роль иностранного языка. Чем больше языков вы знаете, тем легче вам адаптироваться в обществе, тем шире спектр ваших возможностей, тем выше интеллект. Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения иностранному языку при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

        Гипотеза – качественное лингвистическое образование учащихся возможно, если учебная деятельность строится на исследовательском и коммуникативных методах обучения. Одним из методов коммуникативного обучения иностранным языкам является проектная методика, т.е. практические творческие задания, требующие применения иностранного языка в реальных условиях, предполагающие  индивидуальную, групповую, коллективную деятельность, речевой такт с обязательным выходом на публику, т.е. требуют как бы социальной оценки. Использование проектной методики в процессе обучения иностранному языку позволяет   применять речевые навыки и умения на практике.        

        Проектный метод как никакой другой повышает качество обучения, активизирует истинное учение учеников, потому что этот метод

  • личностно ориентирован;
  • использует много дидактических подходов;
  • самомотивируем, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере выполнения;
  • поддерживает  педагогические цели на всех уровнях;
  • позволяет учиться на собственном опыте;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

Проектная методика является также и исследовательским методом, особенно в старших классах (исследуется реальное положение дел в какой-либо сфере жизни людей), игровым методом (на основе данных проводятся учебно-ролевые игры), без которых не обходится обучение иностранным языкам на младшей и средней ступени. В процессе совершенствуется иноязычная речевая подготовка учащихся, активизируется их познавательная деятельность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

        Успех проекта во многом зависит от умения создавать условия, стимулирующие формирование и развитие креативных, когнитивных, коммуникативных,  организационно - деятельностных умений учащихся. А для этого важно, чтобы ученик был главным  действующим лицом на уроке,  чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждение темы уроков. Роль учителя – стать организатором общения, помощником и речевым партнером учащихся.

При выполнении проектов немецкий язык для учеников - средство рассказать о своей Родине, городе, селе, своем личном мире.  Такой подход содержит безграничные возможности для творчества.

Подготовка и осуществление проекта требует достаточно много времени.

С методической точки зрения технология осуществления проекта состоит из нескольких этапов:

Подготовительный этап:

- в рамках программы определение учителем тем проектов;

- формулировка учителем проблемы.

 Основной этап:

- ознакомление учащихся с методикой работы над проектом;

- знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;

- ознакомление с аутентичным материалом;

- выдвижение учащимися своих идей о мини - проектах;

- формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;

- контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.

 Завершающий этап:

- оформление проектов в виде коллажа, путеводителя, плаката;

- презентация и защита проектов, публичное выступление;

- обсуждение результатов, подведение итогов работы.

 Практическое использование проектов.

В процессе работы определились исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты. К наиболее удачным  проектам относятся следующие: «Книга о себе» (5 класс); «Мы строим наш город» (5 класс), «Школа моей мечты» (6 класс), «История моего села» (7 класс), «Экологические проблемы моего региона» (10 класс).

Защита проектов проходит в форме ролевых игр, защиты рефератов, презентации исследовательской работы.

Обучение с использованием метода проектов является полезной альтернативой классно-урочной системы, но она не должна полностью ее вытеснять. Наоборот, данный метод следует использовать как эффективное дополнение к другим видам обучения, как на уроке, так и во внеклассной работе, который может решить целый ряд важных дидактических задач. В том числе - отработка необходимых умений и навыков работы в увлекательной для учащихся форме, расширение кругозора и раскрытие творческих способностей школьников, установление межпредметных связей, призванных эффективно интегрировать в учебном процессе часто раздробленные и обрывочные знания учащихся по отдельным дисциплинам.

Применение проектной методики в обучении иностранному языку

        I. Организуя работу над проектами, я опираюсь на следующие основополагающие принципы данного метода применительно к методике обучения иностранным языкам:

- связь  идеи (проблемы) проекта с реальной жизнью (как страны изучаемого языка, так и страны проживания); ориентация учащихся на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т. д.;

- интерес к выполнению проекта со стороны всех участников;

- ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

- самоорганизация и ответственность участников проекта;

- нацеленность на создание конкретного продукта;

- монопредметный и межпредметный характер проектов (проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных по возможности аутентичных источников информации);

- временная и структурная завершенность проекта (структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов);

- использование исследовательских методов; определение проблемы, выдвижение гипотезы решения поставленных задач; обсуждение методов исследования полученных данных, подведение итогов.

        П.Работу над проектом провожу поэтапно:

        1. Подготовительный, в ходе которого проходит работа над темой цикла,  планирование мною проекта в рамках тем программы; выдвижение идеи на уроке, обсуждение темы учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирование своего мнения;

        2. Формирование творческих микрогрупп,  распределение  заданий между членами группы, работа над планом проекта.

        3. Проведение проекта – отбор и изучение источников информации, практическая деятельность учащихся.

        4. Завершающий этап – промежуточный контроль, обсуждение способа оформления проекта, документирование проекта; презентация результатов проекта всей группе; подведение итогов  выполнения работы: обсуждение результатов; выставление оценок;

- Этап практического использования результатов проекта в качестве наглядных пособий, докладов и т.д.

        В своей работе я использую в основном информационные, поисковые и игровые проекты. За кажущейся простотой проектная методика требует тщательной длительной подготовки, поэтому использую его в основном при общении изученной темы.

        Учебники немецкого языка И.Л. Бим нацеливают на использование проектной методики при обучении немецкому языку, начиная с младшей ступени обучения.

        В качестве долгосрочного коллективного проекта в пятом классе  выступает «Праздник алфавита». Подготовка к данному мероприятию проходит в течение всего первого полугодия.

        Одним из долгосрочных проектов является написание «Книги о себе», который провожу с 5-го класса по 6 класс, а иногда и более. Книга о себе включает такие разделы, как:

- я и моя семья;

- мое любимое домашнее животное;

- моя классная комната;

- мои друзья;

- хобби и т.д.

        Информация пополняется новыми сведениями и фактами, сопровождается фотографиями  рисунками.  Ведение «Книги о себе» приобщает учащихся к систематизации знаний, умению обобщать, делать выводы, развивает их личностную мотивацию. В конце года я провожу выставку проектов с их устной презентацией, поощряя лучшие работы.

        К наиболее  удачно выполненным нами проектам относится проект по теме «Наше село» в 7-11 классах, работа над которым проводилась на этапе применения изученного материала в течение нескольких уроков.

 

1 этап:

- Мы обсудили темы проектов в рамках программы и учащиеся разбились на группы по выбору:

- Прошлое села;

- Настоящее села;

-Будущее села.

П этап :

        Под моим руководством был разработан план проведения проекта:

- о каких этапах истории села будем рассказывать;

- что необходимо знать о них;

- каким будет результат проекта,  способ презентации;

- распределили роли в группах;

- обсудили сроки выполнения.

        Для облегчения работы я дала конкретные направления, которых необходимо придерживаться в рамках проекта :

Ш этап:

Отработали  программный лексико-грамматический материал по    теме, дети подобрали материал из архива школы, школьного музея, нашли необходимые фотографии, иллюстрации, песни, стихи, перевели тексты на немецкий язык.

IV этап:

        Руководители групп собрали воедино материал, под моим руководством откорректировали полученную информацию, обсудили с другими группами.

V этап :

        Оформление проекта, которое вышло за пределы урока.

VI этап :

 Учащиеся  защищали проекты на внеклассном мероприятии.

VП этап :

        Рефлексия (обсуждение результатов; оценка проекта). Одна из групп подготовила экскурсию в историю села с презентацией фотографий, инсценированием отрывков из произведений  по теме «Die Geschichte unseres Dorfes“», другая – cняла фильм о настоящем села «Zwischen der Vergangenheit und der Zukunft“, третья – составила проекты по развитию родной деревни на будущее. Такая творческая работа доставила ребятам удовольствие, позволила проявить свои таланты, фантазию.

        В 5 классе на завершающем этапе изучения цикла уроков по теме  «Город» ученики выполняют индивидуально, в парах или в группах ряд минипроектов «Старый немецкий город», «Мой город», «Люди, которые живут  в городе», «Улицы города», продуктами которых являются стенгазеты, поделки, фотоальбомы.

        В цикле «Страноведение» учащимися 8 класса с помощью Интернета был подготовлен проект «Города Германии : Мюнхен и Кёльн» , который был продемонстрирован учащимся 7-го класса во время прохождения темы «Лицо города – визитная карточка страны». Семиклассники обсуждали полученную информацию, говорили о том, что нового они узнали об этих городах, их истории, населении, достопримечательностях, задавали вопросы, обменивались мнениями.

        В старших классах проектная деятельность является обязательной и наиболее продуктивной, т.к. учащиеся третьей ступени имеют уже сформированные навыки исследовательской деятельности, владеют большим объемом знаний, навыков и умений для решения проблем.

        Особое внимание, по моему мнению, заслуживает проект, выполненный  ученицами 11 класса Кутдусовой Илюсой и Сарваровой Региной по теме «Открой для себя Германию», где они рассказали о возможностях учеников и студентов поехать в Германию.

        

        Не менее важны и интересны проекты с текстами. В группах или индивидуально учащиеся придумывают различное завершение истории, рисуют комиксы к тексту с репликами, придумывают сказки на современный лад, составляют диалоги и инсценируют их.

Заключение

        Используя метод проектов, отслеживаю результативность своей деятельности:

  • количество проектов, в которых принимал участие ученик;
  • степень самостоятельности на различных этапах проведения работ;
  • круг источников информации;
  • умение  позиционировать себя  и результат своей деятельности.

Изучая эти данные, принимаю решения. Вижу, что дети, участвовавшие в проектах обладают более высоким уровнем знаний,  умений и навыков. Например, знают и умеют использовать в речи больший объем лексики, могут самостоятельно составить рассказ, состоящий из нескольких предложений, для них привычны публичные выступления. Некоторые свободно владеют компьютером и пользуются сетью Интернет, могут самостоятельно найти и обработать информацию, обладают навыками работы в коллективе.

        В ближайшее время планирую подготовить долгосрочный проект в 9 классе по теме «Средства массовой информации».

        Как показывает практика, метод проектов позволяет решать дидактические задачи и соответственно превращает уроки иностранного языка  в дискуссионный исследовательский клуб, в котором действительно решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

        Применение проектной  методики позволяет   наиболее успешно усваивать информацию,  разнообразить не только учебную деятельность обучаемого, но и педагогическую деятельность обучающего,   обеспечивая оптимальные условия для речевых умений, т.к. учащиеся поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться языком как средством извлечения информации и как средством общения. Выполнение заданий выходит за рамки урока и требует много времени, но часто уроки оправдывают себя.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектных методик в обучении английскому языку

Методические рекомендации по применению проектов в начальной школе....

Применение проектной методики в работе студенческого научно-исследовательского кружка

Данная работа освещает вопрос использования проектной методики в организации внеклассной работы по предмету....

Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку

Применение проектной методики на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. Типология проектов, методы работы с проектами разных типов....

Применение проектной методики – это ключ к успешному изучению английского языка.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержат...

Применение проектной методики.

При современном стремительном темпе развития науки и техники никакой словарь не состоянии поспеть за возникновением новых слов и терминов в различных областях знания, что ведет к появлению проблемы пе...

Применение проектной методики в практической работе педагога в условиях введения требования ФГОС

Проектная деятельность обучающихся – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием про...

Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы).

В этой публикации содержится описание применения проектной методики на уроках английского языка. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания,...