Применение проектной методики в учебной деятельности на уроках английского языка (из опыта работы).
методическая разработка по английскому языку на тему

Куц Елена Николаевна

В этой публикации содержится описание применения проектной методики на уроках английского языка. Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, развивают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,  анализируют ее, обобщают, видят тенденцию, сопоставляют факты, делают выводы и заключения. Такие навыки, в свою очередь, в будущем позволят школьникам  легче адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать профессию и жить творческой жизнью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Применение проектной методики

в учебной деятельности

на уроках английского языка.

 из опыта работы учителя английского языка

 МОУ СОШ №4

 с. Кочубеевское Кочубеевского района

Ставропольского края

Куц Елены Николаевны

ЦЕЛЬ ОПЫТА.

  • Повышение эффективности обучения;
  • Оптимизация учебного процесса;
  • Формирование стойкой положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
  • Создание условий для личностного роста школьников, полного раскрытия их интеллектуального и творческого потенциала;
  • Развитие познавательных интересов учащихся.

Применение проектной методики в учебной деятельности делает ее максимально эффективной. Проектная работа – одно из средств организации творческой деятельности на уроках иностранного языка. Проект имеет положительные стороны: повышение общей мотивации учащихся; образовательная и воспитательная ценность; повышение значимости иностранного языка как средства общения.

 АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 

 Метод проектов ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности, развивают исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,  анализируют ее, обобщают, видят тенденцию, сопоставляют факты, делают выводы и заключения. Такие навыки, в свою очередь, в будущем позволят школьникам  легче адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выбрать профессию и жить творческой жизнью.

Проектная методика  занимает  в настоящее время очень важное  место в школьной практике обучения иностранному языку. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить  о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая дает возможность эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

СУЩНОСТЬ ОПЫТА.

 Выбирая именно этот вид работы на уроках, я учитываю то, что отправной точкой являются особенности возрастной психологии. Для подростков характерны повышенная интеллектуальная активность и стремление к самообразованию. Являясь личностно-ориентированным видом работы, проекты обеспечивают благоприятные условия для самопознания, самовыражения и самоутверждения ребят.

Я предлагаю для учащихся различные варианты проектов и пути их реализации. В моей практике наибольшее распространение получили:

* монопроект

* коллективный проект

* устно-речевой

* письменный.

Организуя работу над проектом, я соблюдаю несколько условий:

- тематика проектов может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблем и т.д.;

- проблема, предлагаемая учеником, формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

- необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его языковой подготовки.

Перед выполнением проектов я нацеливаю учащихся на то, что эта работа предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик умеет ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных);

- отбирает те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик умеет выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом ученик способен анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Он также умеет описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение близко к общенаучному стилю, носит академический характер. При этом важно то, что ученик умеет выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Помогая учащимся в выборе проекта, я содействую им и в выработке своей стратегии и тактики выполнения, организую их деятельность над проектом, вовлекаю в процесс, оценивая результаты работы.

Исходя из опыта, я отмечаю, что более целесообразными и плодотворными, с педагогической точки зрения, являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся.

Коллективные проекты требуют больших усилий не только от учащихся, т.е. их авторов, но и от меня, как учителя. Часто к их созданию привлекаются в качестве консультантов и учителя других предметов.

При организации работы учащихся я придерживаюсь определенной последовательности в выполнении. В содержании работы над монопроектом и коллективным проектом есть совпадения, и есть некоторые различия.

Над монопроектом работает один ученик. Вначале он на уроке сообщает выбранную им тему проекта. Чаще всего мои учащиеся выбирают ее сами, я лишь помогаю им в выборе.

Автор обосновывает мотивы выбора данного проекта. Ученик подчеркивает актуальность темы проекта для общественной жизни, для расширения познавательного и образовательного уровня тех, кто будет знакомиться с результатами исследования, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих одноклассников, для коллектива детей и учителей школы при выступлении. После чего я и остальные учащиеся высказываем свои соображения в поддержку выбранной темы, предлагаем различные аспекты проблемы для исследования.

Уже на этом этапе становится ясен уровень языковой подготовки ученика, так как автор проекта излагает аргументы на английском языке.

На следующем уроке я помогаю ученику сформировать проблемы, которые он выбрал для исследования. К этому моменту он уже обдумал, осмыслил тему, прежде чем самостоятельно определить вопросы, ориентирующие на примерное содержание его работы. Так как  полностью ученик не справляется с этой задачей, я прихожу ему на помощь.

На следующей ступени в организации работы я организовываю обсуждение конкретных проблем по проектам, мы уточняем их формулировки, намечаем сроки выполнения.

В процессе обсуждения я наблюдаю за учащимися и отмечаю уровень эрудиции участников, их образовательный кругозор, знания ими других источников, кроме учебников. Очень важно для меня участие в обсуждении учеников, не задействованных в работе над проектами, поскольку они чувствуют себя причастными к данной деятельности, расширяют круг своих интересов, обогащаются новыми реалиями, знаниями.

Моя позиция по отношению обсуждаемых вопросов может быть и положительной, и отрицательной. Я могу выразить согласие или несогласие с выбранной темой проекта и убедительно обосновать свою точку зрения, посоветовать изменить название, направление.

При выборе коллективного проекта инициатива может исходить от меня, и я стараюсь ненавязчиво предложить  один или несколько вариантов заранее,  будучи уверенной в коллективном интересе учащихся к данному виду работы. Во время выбора темы может возникнуть дискуссия, которая, в конечном итоге, приводит к общему согласию в выборе темы.

При организации работы над коллективным проектом я назначаю куратора, который отслеживает ход и темы выполнения запланированного, своевременного выявления отклонений, отставания некоторых учащихся, трудностей  в течение работы над проектом, выяснения причин и принятия мер к немедленному их устранению. В случае необходимости  на помощь прихожу я, привлекаются другие учителя-предметники, одноклассники.

В течение работы над проектом куратор регулярно информирует меня и класс о ходе выполнения. Периодически происходят промежуточные отчеты участников проекта. Я даю консультации по ходу работы, заслушивается мнение других участников проекта. Их выступления показывают, одинаков ли уровень подготовки учащихся, не возникают ли в процессе работы противоречия, разногласия, которые могут тормозить ее выполнение; становится ясно, насколько участники проекта – команда единомышленников.

Коллективный проект проходит следующие этапы организации работы:

  • обоснование;
  • согласование состава участников;
  • выбор проблемы и логическое ее выстраивание;
  • выбор куратора;
  • назначение срока выполнения;
  • назначение периодичности отчетов о ходе работы;
  • обсуждение и выбор источников информации.

Проекты оформляются в письменном виде, а также защищаются устно. Объем письменных проектов бывает разным в зависимости от типа проекта и времени его выполнения. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного монопроекта. Он охватывает сравнительно небольшой круг вопросов. Если на подготовку монопроекта отводится всего несколько дней, то, возможно, его представление в устной форме на уроке, с коллективным обсуждением и оцениванием проведенной работы.

Однако и устно защищаемый монопроект фиксируется у учащегося в какой-либо форме. Это может быть развернутый план, конспектированное изложение проблем, развернутый отчет или видеопленка, что позволит сохранить проделанный учеником труд.

Если проект серьезен по проблематике, предполагает углубленное исследование, время его реализации доходит до нескольких месяцев. В этом случае проект представляется в письменном виде.

Что касается работы с источниками информации для проектов, то я рекомендую вначале использовать просмотровое чтение – они должны определить, имеет ли отношение информация текста к проблематике проекта. С этой целью ученик читает название источника, просматривает оглавление, иллюстрации, схемы и т.д. И если источник его заинтересовал в ходе беглого знакомства, он переходит к чтению с полным пониманием текста.

Таким образом, отбираются тексты важные для проблемы проекта.

Итак, в своей работе я определяю две ведущие линии в осуществлении проектной методики. Оба эти направления одинаково важны.

Первая линия состоит в том, что учащийся выбирает тему проекта, выделяет в ней проблемы, намечает направление и ход ее разработки, наполняет ее интересным материалом и содержанием, логически ее завершает, демонстрирует свою эрудицию в предмете исследования.

В процессе этой исследовательской деятельности

* расширяется образовательный кругозор учащихся

* возрастает стойкий познавательный интерес к знакомству с разными отраслями научного познания

* естественным становится участие в диалоге культур

* формируется уровень профессионального общения

* формируется широкий взгляд на мир как на единую, культурную, экологическую среду обитания в масштабе всей планеты.

Вторая линия позволяет изложение средствами ИЯ хода исследования и получение результатов со всеми его составляющими.

В этом аспекте работы учащиеся демонстрируют уровень владения ИЯ в его содержательном плане, в знании лингвистической системы и адекватном и корректном ее применении.

Таким  образом, удается показать картину того, чему ученик научился в процессе овладения ИЯ.

В  процессе преподавания я, как учитель, понимаю, что усвоение материала и продуктивность деятельности зависит от отношения школьников к изучаемому. Ребенок должен четко и ясно понимать, что он делает, что изучает, почему и зачем, где и каким образом он сможет использовать полученные знания и языковые навыки.

Я делаю все, чтобы ученик осознал тему, цель и способы выполнения работы. Только тогда он сможет соотнести их со своими способностями и выразить согласие начать познавательную деятельность.

Работу над организацией самоопределения учащихся я провожу на всех ступенях обучения школы (начальной, средней, старшей). Первые два-три года изучения английского языка учащиеся выполняют микропроекты. Мои ученики в 5-х классах защищают проекты по темам «Моя семья», «Мой лучший друг», «Мое хобби», «Мой питомец», «Мой дом». Ребята 7-х классов осветили в монопроектах темы: «Летние каникулы», «Моя школа», «Проблемы окружающей среды».

Я отмечаю очень высокую творческую активность учащихся в выполнении такой работы: ребята составляют тематические альбомы, коллажи, рисуют постеры и открытки, делают фотоснимки.

Работая по учебно-методическому комплексу М.Ю. Кауфман, я имею возможность использовать проектную методику, как на уроке, так и во внеурочное время.

После изучения каждой темы в учебниках предусмотрена организация данного вида деятельности. Приведу пример работы в 8-ом классе над проектом «Английский язык в моей жизни» («English in my life»). Были выделены три этапа: планирование и накопление материала; выполнение проекта; презентация проекта.

Начиная  новую тему, нацеливала учащихся на поиск информации и материалов, которые они смогут использовать в будущих проектах. Вниманию ребят были представлены проблемы по проекту. Вот примерная проблематика по проекту «Английский язык в моей жизни» («English in my life»):

- Изучение английского языка пробудило интерес к английской музыке, театру, литературе, ко всему, что касается Англии. Я хочу хорошо знать Англию. Мне это поможет принести больше пользы своей стране;

- Я много читал об Англии. И увидел, почувствовал духовное богатство народа. Знакомясь с жизнью современной Англии, я невольно думаю о том, что роднит простых людей Англии и России, чем может духовно обогатиться Россия;

- Возможно, моя будущая профессия тоже будет связана с иностранными языками;

- Я хочу показать связь культур мира. Мне это все нужно для поддержания дружбы, общения, переписки с друзьями.

Все эти вопросы касаются самих подростков и их жизни, как сейчас, так и в будущем. У школьников была возможность рассказать, что их интересует, волнует.  На каждом уроке обсуждались темы:

- «Как я совершенствую свои знания по английскому языку»»

- «Что бы я написал своему английскому другу об изучении языка»;

- «Почему я не понимаю многого из разговора носителя языка»;

- «Если я буду знать английский язык, я смогу путешествовать и общаться с людьми другой страны и интересной культуры»;

- «Почему так важно для меня знать хорошо английский язык»;

- «Я очень люблю песни и стихи на английском языке. Если я буду знать английский хорошо, я смогу сам понимать их содержание»

- «Учи  английский, и ты станешь в будущем успешным человеком».

Обсуждение этих вопросов проходило в форме дискуссий, в ходе которых ребята, опираясь на свой опыт, высказывали свои мнения. Школьники составляли вопросы к различным интервью, собирали печатный и иллюстративный материал, писали эссе и выполняли художественные переводы.

Учащиеся старались самостоятельно планировать свои действия и самостоятельно решать, какие материалы им понадобятся для подготовки проекта и где их найти. В случае возникновения трудностей, они обращались за помощью. Я советовала ребятам, как готовить черновые варианты работы, которые можно было бы проверить, скорректировать с целью избежания языковых ошибок в конечном варианте. Презентация проектов была и в устной и в письменной форме.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. Использование мною метода проектов позволяет:

  • показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нем и донести это до заинтересованной аудитории;
  • продемонстрировать уровень обученности ИЯ; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития социальной зрелости.
  • опыт может быть использован как коллегами, учителями иностранного языка, так и другими предметниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе

Методика организации учебной деятельности на уроках английского языка в начальной школе...

Применение проектной методики – это ключ к успешному изучению английского языка.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержат...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....

Методика использования аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка (из опыта работы)

Одним из важных факторов, влияющий на мотивацию изучения английского языка является осознание возможности или невозможности его применения в реальных жизненных ситуациях. Одним из эффективных способов...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...