"Воспитание экокультуры на уроках иностранного языка"
статья по немецкому языку (9 класс) на тему
В этой статье описаны формы и методы работы по воспитанию экокультуры на уроках иностранного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_ekokultury_na_urokah_inostrannogo_yazyka.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание экокультуры школьников на уроках иностранного языка»
Голуб Н.В., учитель иностранных языков
МОУ СШ №12 города Волжска РМЭ
Экологическое образование и воспитание школьников является важной задачей современной школы и основной формой экологической культуры, включающей систему научных знаний и убеждений, способствующих становлению ответственности за состояние окружающей среды, охраны природы и рационального природопользования. Иностранный язык обладает определёнными возможностями в плане экологического воспитания. Экологическое образование школьников может идти по линии дополнения традиционных тем информацией экологического содержания. Отсюда вытекает необходимость формирования чувственного отношения ребёнка к окружающему миру. Несомненно, что тематика уроков иностранного языка предполагает широкие возможности работы в этом направлении.
Темы учебных занятий первых лет обучения иностранному языку - такие как «Моя семья», «Погода», «Мой дом», «Животные», «Школа» и др. напрямую связаны с целями и задачами экологического образования. На первый взгляд, в этой области складывается благополучная ситуация – учителю достаточно связать и насытить тематику уроков экологическим содержанием. Так, например, по теме «Животные» в младших классах изучаются названия животных, среда их обитания, на базе полученных знаний учащиеся учатся составлять рассказ о своём любимом домашнем или диком животном. Говорится о том, что животных надо охранять. Сложнее сформировать положительное отношение и прививать любовь к «неприятным» животным и растениям, таким, как змеи, лягушки или ядовитые грибы и ягоды. Правильное положительное отношение к окружающей среде можно сформировать, давая возможность детям эмоционально насыщенную информацию о роли всех предметов и явлений в экосистеме, понимание того, что в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, всё выполняет свою роль, что выпадение какого-либо компонента грозит необратимыми последствиями для человечества.
Лексический материал, обслуживающий экологическую проблематику увеличивается из года в год, на каждом этапе обучения. Расширяется сочетаемость лексического материала. Этот словарь обслуживает более сложные речевые поступки. От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем. В 5 классе вторая часть учебника по немецкому языку – основной курс – практически вся концентрируется вокруг темы «Город. Городская жизнь в разных её проявлениях». Я знакомлю детей со старым немецким городом, кто живёт в городе, обращаем внимание на красоту архитектурных зданий, чистоту улиц и парков. В городе живут взрослые и дети, животные и птицы. Учащиеся 5 класса с удовольствием рисуют своих любимых животных и рассказывают о них, исходя их словарного запаса. В каждом маленьком рассказе пятиклассника чувствуется любовь к своему питомцу и забота о нём. Улицы немецкого города длинные, широкие и чистые. Немцы любят порядок. А мы? Как содержим мы свои улицы и дворы? Об этом разговариваю с обучающимися, изучая тему «Где и как живут здесь люди?». При изучении следующей темы «Кто где работает? А как обстоит дело со свободным временем?» пятиклассники знакомятся с лексикой на экологическую тему: земля, солнце, природа, опасность, загрязнять, содержать в чистоте и другой. Получают информацию из текстов о том, что наша планета в опасности. Чтобы сохранить её, нужно охранять леса и парки, бороться с мусором, содержать в чистоте города и деревни. Учащиеся составляют сообщения на данную тему, делают рисунки.
Экологическое образование учащиеся получают при изучении темы «Республика Марий Эл». Знание истории своей республики, традиций и достопримечательностей воспитывают у обучающихся чувство любви к родному краю, к Родине. На уроках беседуем о флоре и фауне Республики Марий Эл. Редкие растения, исчезающие животные и птицы нашего края занесены в «Красную книгу». Подбираются соответствующие тексты и рассказы – загадки. Тематические загадки, пословицы, сказки также играют роль в решении экологических проблем.
Формирование экологической воспитанности учащихся 6 класса происходит в процессе реализации принципов экологического воспитания. На протяжении нескольких лет любимая тема шестиклассников – «За окнами листопад». Дети наблюдают осенние изменения в природе, восхищаются красками осени и её дарами. На уроке немецкого языка дети готовят сообщения о любимом времени года, учат стихи и песни, слушают музыку. Они разрабатывают и защищают проект – «Моё любимое время года». Цель этого проекта – развитие творческой фантазии и творческих способностей детей, воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру. Зимой ребята заботятся о птицах, весной убирают дворы и улицы, сажают деревья и цветы, осенью помогают родителям в уборке урожая, работают на пришкольном участке. Эти моменты отражены в работах учащихся.
Наша планета в опасности. Кислотные дожди, загрязнение воздуха и воды, озоновая дыра, уничтожение лесов и животных – всё это может привести к катастрофе. Что же нужно сделать, чтобы защитить природу? Какое участие принимают в этом дети? Что станет с планетой Земля? Они могут заботиться о лесе и животных в нём, следить за чистотой улиц, дворов, своего жилища, помогать старым и больным людям – основное содержание темы «Заботимся вместе о нашей планете Земля». Украшают тему, создают настроение музыкальные паузы на уроках (использую классическую музыку), поэтические минутки. Дети с удовольствием учат стихи о природе, о животных, о большой и доброй планете Земля. С проектом на данную тему мои воспитанники выступали на республиканском форуме «Виват, Франция!».
Экологические вопросы решают и учащиеся старших классов (8 – 9 классы). Как правильно путешествовать за границу и по родной стране, как вести подготовку к поездке – эти вопросы решают учащиеся 8 класса при изучении тем «Мы готовимся к путешествию», «Путешествие в Германию». Учащиеся знакомятся с живописными местами Германии: горы Гарц, Тюрингский лес, Шварцвальд, Боденское озеро – это не только любимые места отдыха немцев, но и экологически чистые зоны. Велико значение самой живописной и романтической реки Рейн. Это не только транспортная артерия Европы, но и для миллионов немцев из Рейна идёт питьевая вода (предварительно очищенная). Продолжается разговор о чистоте рек и водоёмов, зон отдыха.
В 9 классе при изучении темы «Книги - наши спутники» учащимся предлагается рассказать о своих читательских интересах. Многие из них любят читать книги о природе, окружающем мире. На одном из уроков по данной теме ученики составляют отзыв о прочитанном произведении, где не только дают оценку произведению, но и призывают беречь и охранять природу. Вызывает интерес у девятиклассников тема «Проблемы сегодняшней молодёжи». Разговор идёт о вредных привычках: курении, алкоголе, наркотиках, которые наносят вред е только организму человека, но и окружающей среде. Подростки согласны вести борьбу против вредных привычек, они за здоровый образ жизни и экологически чистую среду.
Работа по экологическому воспитанию на уроках и во внеурочное время имеет свои результаты. Весной дети убирают от мусора улицы и дворы у своих домов, сажают деревья, разбивают цветники. Заботливо ухаживают с весны до осени за цветником у школы, аллеей вдоль дороги.
Таким образом, правильно организованная работа по воспитанию экокультуры на уроках иностранного языка способствует тому, что содержание общения становится проблемным, насыщенным теми вопросами, которые вытекают из нашей повседневной жизни. Следовательно, уроки иностранного языка становятся личностно- значимыми и ценностными, дети могут раскрыть свой творческий потенциал, проявить и реализовать свои исследовательские способности, активность, самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка
В данной публикации излагается взгляд на сегодняшнюю обстановку в образовательной среде среди школьников. Описываются требования ФГОС , раскрываются проблемы в духовно-нравственном развитии дете...
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе
Статья посвящена вопросам духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся средствами урока иностранного языка в основной школе...
Краеведение - как средство обучения и воспитания учащихся на уроках иностранного языка.
Обновление содержания обучения иностранным языкам и культурам в средней школе - один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации...
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.
Статья подтверждает важность и необходимость духовно - нравственного воспитания на уроках иностранного языка....
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках иностранного языка.
В обучении иностранным языкам есть огромный потенциал духовно-нравственного воспитания современных учащихся....
Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языка
Духовно- нравственное воспитание школьников на уроке иностранного языкаГалеева Л.Г.,учитель английского языкаМБОУ БГ.158им.Мустая Карима г.УфаСреди множества учебных дисциплин , предмет иностранный яз...
СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
В статье рассматриваются актуальные проблемы экологии культуры. Раскрывается понятие экологически образованной личности. Описаны сущность, цели и задачи экологического воспитания учащихся на уроках ин...