Доклад на тему "Повышение эффективности урока через активное использование современеных образовательных технологий."
материал по немецкому языку на тему

Современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе современных педагогических технологий, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rmo.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский

 

Современный урок иностранного языка отличается от тех уроков, на которых мы присутствовали в качестве учеников. В прошлом остался учитель, стоящий перед классом и читающий лекцию, и ученики, пассивно сидящие и делающие пометки. Современный урок – это интерактивный мир, где учитель, подобно дирижеру, организует класс в целом и каждого ученика в отдельности. Современный учитель должен реализовывать системно-деятельностный подход в обучении. Из обычного носителя знаний учитель превращается в управленца, который помогает ученику научиться учиться, управляет системой обучения.

Итак, согласно новому ФГОС [3], современный урок – это развивающий урок, направленный, прежде всего, на формирование и развитие универсальных учебных действий ученика (УДД). Современный ученик – это активная личность, умеющая ставить цели и достигать их, самостоятельно находить информацию, перерабатывать ее и применять имеющиеся знания на практике. Ученик должен чувствовать себя полноценным участником учебного процесса и различных форм общественной жизни. А выпускник средней школы – это человек, который может самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаться мобильностью; быть способным к сотрудничеству; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание, также он должен осознавать важность здорового образа жизни, бережного отношения к окружающей среде.

Как же учителю стать таким менеджером, как заинтересовать учеников, как сделать урок интересным? И тут на помощь нам, учителям, приходят современные педагогические технологии.

Для начала разберемся, что такое «технология». Википедия дает нам такое определение: «Технология (от др.-греч. τέχνη − искусство, мастерство, умение; λόγος − мысль, причина; методика, способ производства) − в широком смысле — совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства» [2].

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «…технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями» [4].

В последнее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие «педагогическая технология». По определению ЮНЕСКО, «Педагогическая технология − это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования». Таким образом, это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.

В наше время существует большое количество педагогических технологий. Они позволяют глубже учитывать и использовать личностные особенности обучаемых; заменить малоэффективный вербальный способ передачи знаний системно-деятельностным подходом; проектировать педагогу учебный процесс, организационные формы взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Современный урок, проведенный с использованием современных педагогических технологий, является развивающим, проблемным уроком, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. На уроке минимум репродукции и максимум творчества, важна обратная связь.

В школе, на уроках иностранного языка наиболее эффективными считаются такие педагогические технологии, как проектная технология, игровая технология, технология дифференцированного подхода, технология сотрудничества, ИКТ (информационно-коммуникационная технология), здоровьесберегающая технология. Все эти и ряд других технологий позволяют постепенно преодолеть авторитарный стиль общения между учеником и учителем.

Более подробно остановимся на некоторых из вышеперечисленных технологий.

Так, работа по проектной технологии, позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы, на основе межкультурного взаимодействия, с учётом особенностей культуры страны. Проектная методика в обучении иностранному языку переносит акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

В школе можно использовать метод проектов во всех классах (2−7 классы). Проекты в младших классах − это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим их на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Приступая к проектированию с младшими  школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. По типу проекты в начальной школе являются монопредметными, краткосрочными, внутриклассными или внутришкольными, индивидуальными.

В старших классах проекты могут быть как индивидуальные, так и групповые, краткосрочные и среднесрочные.

Все больше и больше учителей обращаются в процессе обучения иностранному языку к проектной методике как к одному из современных продуктивных творческих подходов, успешно реализующих основные цели обучения иностранному языку в формировании у  учащихся необходимых коммуникативных  и речевых навыков и умений, позволяющих им общаться на иностранном языке.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках  проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Данная технология способствует развитию творческих способностей учащихся и развивает их воображение и любознательность. В ходе подготовки проектов  раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Метод проектов учит вести исследовательскую работу, работать в коллективе, вести дискуссию, решать проблемы.          

Метод проектов может использоваться при обучении иностранному языку практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школьника.

В ходе проектной работы стало понятно, что это эффективное средство, особенно на этапе творческого применения языкового материала. Метод проектов имеет огромную практическую ценность. Он позволяет превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны на основе межкультурного взаимодействия.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Здоровье школьника, а также учителя является важным условием эффективного образовательного процесса. Педагог должен создать оптимальные санитарно-гигиенические условия на уроке, обеспечить учащихся всеми необходимыми условиями для их продуктивной познавательной деятельности с учетом состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей детей.

Одна из главных задач современного  педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Ведь только здоровый ученик – это успешный ученик. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, − воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

Игровая технология – одна из самых используемых и популярных технологий учителей начальной школы. И это объяснимо. Как известно, детство неотделимо от игры. Игра − наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. С точки зрения словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.

Игра на уроке способствует выполнению важных методических задач: 

− создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

− обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

− тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта.

Игры на уроке иностранного языка могут быть очень полезны, но они должны учитывать целый ряд требований: 
− быть экономными по времени и направленными на решение определенных учебных задач;

− быть «управляемыми»; не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке и не допускать ситуации, когда игра выходит из-под контроля и срывает все занятие;

− снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;

− оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

− не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.

Во время занятий педагог ставит перед собой следующие задачи:

− совершенствование фонетических навыков;

− развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся;

− расширение активного словаря учащихся благодаря освоению пассивного лексического материала;

− осознание учащимися сущности языковых явлений иной системы понятий;

− расширение знаний о культуре, истории, традициях, обычаях страны изучаемого языка.

В начальной школе игра является наиболее эффективным средством обучения и важно использовать игры практически на каждом уроке. Можно использовать аспектные (языковые) игры и речевые игры.

Ниже приведен примерный перечень используемых на уроках игр:

− сюжетно-ролевые игры («Магазин», «У доктора», «Веселые зверушки» и пр.);

− настольно-печатные игры («Лото» и пр.);

− пальчиковые игры, пантомима;

− вербальные загадки;

− динамические игры;

− кроссворды;

− игры-соревнования;

− лексические игры;

Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка. 

    Информационно-коммуникативные технологии находят все большее применение в организации учебного процесса, позволяют продуктивно рассмотреть все возможные аспекты (от лингвистического до культуроведческого), совершенствуют иноязычную речевую деятельность.   Их использование способствует совершенствованию лингвистической и межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися.

Вхождение в современное информационное общество – одна из важнейших задач образования. Основной целью информатизации является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры, создание для педагогов и учащихся условий для свободного доступа  к культурной, учебной и научной информации.

Прежде всего,  необходимо представить достоинства использования ИКТ: 

Увеличение объема информационного материала в используемом учебно-методическом комплексе;

повышение эффективности подачи страноведческого материала;

уменьшение времени подачи информационного материала;

формирование информационной культуры школьников через поиск необходимой информации;

повышение мотивации учебной деятельности через интерес школьников к работе на компьютере.

Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока.

 Костяком интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

  1. Творческие задания
  2. Работа в малых группах
  3. Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры)
  4. Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии)
  5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки)
  6. Разминки
  7. Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого».
  8. Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Технология развития критического мышления учащихся предполагает постановку вопросов учащимися и понимание проблемы, которую нужно решить. Критическое мышление носит индивидуальный самостоятельный характер, каждый генерирует свои идеи, формулирует свои оценки и убеждения независимо от остальных, находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумной, обоснованной и убедительной аргументацией. Критическое мышление носит социальный характер, так как всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Собственная активная жизненная позиция ученика особенно проявляется при сравнении имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными. Существуют различные формы работы, предусматривающие развитие критического мышления учащихся: эссе, сочинение-рассуждение, дискуссия, диалог, ролевая игра и т. д.     

   Особое место занимает технология исследования, где учащиеся выходят на высокий уровень познания, самостоятельной деятельности и развития нового проблемного видения, освоение исследовательских процедур. Обобщенной базовой моделью в рамках исследования является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы – к выдвижению гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессом познания. Вариантами модели исследовательского характера являются игровое моделирование, дискуссия, интервьюирование, решение проблемных задач и т. д.

         Использование элементов интенсивного обучения, но не за счет дополнительных часов по предмету, а подбором методов и приемов, позволяют “погружать” учащихся в иноязычную среду, где возможно не только говорить, но и мыслить по-английски. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно дать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях англоязычной страны с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках английского языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами английского языка. Такой подход возможен только при условии использования аутентичных учебных пособий.

«Языковой портфель»- это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ учащегося. Комплект документов разрабатывается учителем и предусматривает: задания школьникам по отбору материала в портфель; анкеты для родителей, заполнение которых предполагает внимательное ознакомление   с работами ученика; параметры и критерии оценки,  вложенных  в портфель работ.                            Экспериментальная технология создания портфолио является способом наглядной презентации своих достижений за определенный период обучения, возможностью продемонстрировать способности и практически применить приобретенные знания и умения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, социальной, коммуникативной и др., и является важным элементом практико-ориентированного, действительного подхода в образовании. Учащиеся видят свой рост, сознательно пополняя не только багаж знаний, но и формируя банк данных о своих достижениях за весь период учебы (проекты, сертификаты, рецензии, отзывы об индивидуальной творческой деятельности), что несомненно будет востребовано при поступлении в высшее учебное заведение.  

 В заключение хочется отметить, что современный педагог не может работать эффективно без применения в своей работе современных педагогических технологий, использование которых является одним из основных условий повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Повышение эффективности урока через активное использование современных образовательных технологий."

Презентация к докладу "Повышение эффективности урока через активное использование современных образовательных технологий."...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...