Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.
учебно-методический материал

Фролова Наталья Ивановна

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

        Одну из многочисленных категорий учащихся, испытывающих особые образовательные потребности, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.  Главная  задача специальной (коррекционной) школы - интерната,   в которой я работаю – это  обеспечение прав на получение доступного образования для учащихся с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития по программам  VII  и  VIII вида. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx198.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и

переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий».

Курсы повышения квалификации по  ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования».

                                                           Выполнила: Фролова Наталья Ивановна,

учитель математики ГБОУ школы-интерната №2

Самара, 2018

Содержание:                                                                                                  Страница:

  1. Актуальность  применения современных образовательных

технологий на уроках математики, для развития

познавательной активности учащихся с ОВЗ.                                            3-4                        

     2.  Цель и задачи проекта.                                                                                     5

     3. Гипотеза.                                                                                                             5

     4. Содержание проекта.                                                                                         5

            4.1.    Личностно-ориентированные технологии.                                     5-16

            4.2.    Коррекционно-развивающие технологии.                                     16-18  

  1. Информационно-коммуникационные технологии.                      18-21
  2. Здоровьесберегающие  технологии.                                               21-23

    5. Вывод.                                                                                                              23-25

    6. Список литературы.                                                                                       25-26

    7. Приложение.                                                                                                   26-31

  Тема: «Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий».

  1. Актуальность  применения современных образовательных технологий на уроках математики, для развития познавательной активности учащихся с ОВЗ.

            В контексте модернизации Российского образования перед современным учителем любого образовательного учреждения, стоит задача пересмотра методов обучения, использование комплекса средств, которые помогут ученику стать полноценной  социальной личностью.   В главе «Стратегия развития образования до 2020 года»,  говориться  о необходимости смены ориентиров образования с получения  знаний и реализации абстрактных воспитательных задач  - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях, повышение доступности качественного образования,  в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.            Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

        Одну из многочисленных категорий учащихся, испытывающих особые образовательные потребности, составляют дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.  Главная  задача специальной (коррекционной) школы - интерната,   в которой я работаю – это  обеспечение прав на получение доступного образования для учащихся с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития по программам  VII  и  VIII вида. Основной принцип развития школы – жизненная необходимость и практическая значимость содержания образования, которое  носит коррекционно-развивающий характер и направлено на обеспечение таких качеств учащихся в сознании, поведении, трудовой деятельности, которые помогут им стать полноценными членами общества. В течение последних четырёх лет работа школы направлена на решение проблемы: формирование ключевых компетенций учащихся через развитие их мотивационной сферы.

        Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Чтобы  добиться    результативности в обучении,  считаю,  что  обучение  должно  быть  мотивированным, целенаправленным, дифференцированным,  должно  достигать высокого  уровня  познавательной  самостоятельности  учащихся,  быть  развивающим. При  проведении  уроков и внеклассных мероприятий по своему предмету  применяю элементы  следующих  современных инновационных педагогических  технологий:

  • Личностно-ориентированные технологии.
  • Коррекционно-развивающие технологии.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Причины моего выбора современных образовательных технологий:

  1. Образовательные технологии легко вписываются  в учебный процесс классно-урочной системы.
  2. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету.
  3. Обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода.
  4. Обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность.
  5. Обеспечивают сохранение психосоматического здоровья  обучающихся.

2. Цель проекта:  создание  условий, обеспечивающих  активную познавательную деятельность обучающихся, посредством применения современных образовательных технологий на уроках математики.

Задачи:

  1.  Изучить имеющуюся литературу по теме проекта.
  2. Подтвердить эффективность использования современных образовательных технологий, как средства активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики.
  3. Представить разработку «открытого» урока  с использованием ИКТ, направленного на решение поставленной цели.

3. Гипотеза.    «Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики будет осуществляться успешно, если  использовать современные образовательные технологии с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей данного класса.

     Предмет математики  является наиболее сложным для учащихся с ОВЗ, и перед учителем  встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Не случайно, именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность ученика.

4. Содержание проекта.

  1. Личностно-ориентированные технологии.

       Современная  школа требует от учителя повышения его профессионализма, в частности, в выборе организации деятельности учащихся на уроке. Математика  объективно является одним из сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. Перед  учителем  встаёт  задача – поиск более гибких форм организации учёбы.  Мой многолетний педагогический опыт подтверждает предположение о том, что для полноценного вовлечения в учебную деятельность каждого ребенка  с  его индивидуальными способностями необходимо учитывать уровень и динамику учебной активности  детей,  и уровень овладения ими предметным содержанием теоретических понятий. Процесс преподавания математики  в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности. Я,  как учитель, обязана формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни.

     Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями.  Все они не похожи друг на друга: одни быстро усваивают информацию, другие долго, одним необходимо общение при изучении нового материала, другие чувствуют себя комфортнее в полной тишине, одни быстро устают на уроке, другие только к концу урока начинают активно работать.  При построении урока необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Главной целью использования данного подхода было обеспечение учащимся таких условий на уроках математики, которые позволили бы им раскрыть свои природные способности в полной мере, что проявилось бы в  качестве обученности детей.

 Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми  умений, навыков и знаний по предмету, умение  применять эти знания  на практике.

      Учитывая эти особенности наших учащихся, широко применяю технологию личностно ориентированного  обучения.

     Личностно-ориентированное образование не равняет всех детей, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные возможности каждого. Отличие личностно-ориентированного образования от других концепций развивающего образования заключается в ориентации на преимущественное  развитие субъективности ученика и запуск соответствующих возрасту возможностей. Саморазвития. Задачи личностно-ориентированного образования:  личностный рост, развитие субъективности, саморазвитие учащихся; интеллектуальное развитие учащихся;  формирование в его сознании целостной картины мира. Принципы построения данной системы нацелены на всестороннее развитие личности.

Если рассмотреть эту систему на примере  одного из моих уроков, то можно выделить 5 основных этапов:

Тема урока: «Деление обыкновенных дробей» , урок – путешествие на Луну в 6 классе.

1 этап.  Актуализация опорных знаний. Здесь задача: включить в работу каждого ученика класса. Здесь детям уместно предлагать различные задания:

  1. Актуализация знаний.  Задание .  Пропуск на Космодром.

I экипаж.  Найдите правильные ответы. (слайд 6)

1) Число, которое делят,  называют…

2) Число, на которое делят, называют…

3)  Результат деления называют…

4)  Произведение дробей обратных друг другу равно…

                Ответы: делитель; делимое;  1;  частное.

II экипаж.   Найдите правильные ответы. (слайд 7)

  1.  :  = …
  2.  : 1 = …
  3.  : 0 = …
  4.   = …

Ответы:  1;  нельзя;   0;    

III экипаж.   Найдите правильные ответы. (слайд 8)

  1.  :  = …
  2.  :  = …
  3.  :  = …
  4.    = …

Ответы:    ;      ;      ;    

2 этап.  Включение детей в целеполагание.  Здесь рационально использование заданий, вовлекающих детей в реальные проблемные ситуации, решение которых определяет учебно-познавательные цели урока.

Продолжение урока:    Задание .  Стартовая площадка.

   Все экипажи выполняют   индивидуальные задания, находят верный ответ и попадают на стартовую площадку.

 (слайд 9)

I экипаж

Вычислите

Ответ

 :  

3 :  

                      5

1 : 3

II экипаж

Вычислите

Ответ

 :  

5 :

                     20

1  :  2

III экипаж

Вычислите

Ответ

1  :  1

2  :  3

1  : 2

Проверка заданий - (слайды 10 - 28)

3 этап. Основной. Цель этого этапа – формирование самостоятельных умений, способность принимать решения.

Продолжение урока:    Задание .  Космический корабль на Луне.     (слайд 32)

Задача №1.  На Луне все тела весят в 6 раз меньше, чем на Земле. Если вес школьника на Земле 38 кг, то сколько бы он весил на Луне?

                                           

Задача №2. Свет от Луны до Земли идет 8 минуты. За сколько секунд лунный свет достигнет Земли?

                         

Задача №3. В июле 1969 года двое американских астронавтов высадились на Луну. В общей сложности,  все астронавты  побывавшие на Луне провели там 300 часов. Сколько это суток?

                               

  Здравствуй, милая Луна!   (слайд 33)

Ты так манила нас, звала.

Мы привезли тебе привет

От Земли, что краше нет.

А теперь нам пора домой!              

4 балла – «5»;

3-2 балла – «4»;

1 балл – «3»

А теперь посчитайте итоговое количество баллов и выставите себе оценку.

4 этап. Этап контроля знаний учащихся. Здесь вместо традиционной  оценки  знаний можно предлагать не совсем привычные задания.

Продолжение урока:    Задание .  Ключ на старт.    (слайд 30)

Всем экипажам.      Кто быстрее найдет ошибку в решении.

Если решено правильно -  «Да» ставим                        

 Если решено неправильно -  «Нет» ставим

  1. 1  2 :  =  =  = 2

  1.  х =1 ;         3)      =      4)     =      5)   : х = ;    

х= 1 : ;                                                     х=  : ;    

х= ;                                                        х= ;

х= ;                                                           х=

х=1

Проверка.     (слайд 31)

                                                         

5 этап. Итог урока - рефлексия. Продолжение урока:   

Подведение итогов.  Рефлексия.  (слайд 34)

                                     - Кто скажет, чем мы сегодня занимались на уроке?

                                      - Вам понравилось, как мы это делали?

Сегодня на уроке все работали хорошо.

- Если вы считаете, что научились «делить», то хлопните 3 раза в ладоши.

- Если вы считаете, что не научились «делить», то хлопните всего 1 раз.

- Если вы считаете, что не поняли тему «деление», то хлопать не надо.

                               Аплодисменты!           Вы аплодировали себе и своим знаниям!

        Личностно-ориентированный урок математики развивает способность размышлять, анализировать, что в будущем поможет самостоятельно принимать решения. Решением этой проблемы занимаюсь на протяжении трех лет, тема моего самообразования: «Реализация личностно-ориентированного образования на уроках математики».

      Эффективность и целесообразность данного направления деятельности подтверждается обнадеживающими положительными результатами.

       Для развития мышления  использую занимательные задачи. Такие задачи способствуют поддержанию интереса к предмету. Систематическое решение задач такого типа развивают такие качества как смекалка и сообразительность. Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу,  так как только  в этом случае возможен прогресс в его развитии.  Большое внимание уделяю развитию у детей  способности к самооценке работы,  так как самооценка позволяет спокойнее относиться  к результатам своей деятельности и оценке со стороны других. В работе с  детьми опираюсь на правила:  

   -не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа или решения, давать больше времени на обдумывание.

   -не надо давать для усвоения большой объем сложного материала, нужно давать  постепенно по мере  усвоения.

  - путем правильной тактики опросов и поощрений формировать уверенность в своих силах, знаниях и возможностях учиться.  Такая уверенность необходима на самостоятельных работах и  контрольных работах.

В своей работе использую идеи доктора психологических наук  И.С. Якиманской,  с  которыми знакомлюсь из научных источников.  Также в работе применяю методы, которые адекватны целям личностно-ориентированного обучения.

Это:

  - технологии дифференциации и индивидуализации, которые  обеспечивают развитие самостоятельности,  индивидуальности;

   -игровые технологии, где совершенствуется свобода выбора, самостоятельность  ответственность;

  - проблемные, поисковые методы и приемы, которые формируют творческие способности ребенка.

    На моих  уроках всегда доброжелательная комфортная обстановка, основанная на уважении личности ребенка. Важное место в своей работе отвожу творческому мышлению учащихся. Урок  начинаю  с устной разминки, в которой решаются творческие задачи разной степени трудности, выполняются ситуативные упражнения, у детей развивается логическое мышление. Задания  эти от  урока к уроку усложняю, стремлюсь привлечь знания учащихся по общеобразовательным дисциплинам. Индивидуализируя задания, имею в виду не только слабых учеников. Ведь в каждом классе есть учащиеся, которые быстрее и успешнее усваивают материал по данному  предмету. Я не  ограничиваю их работу выполнением лишь заданий среднего уровня, а включаю систему индивидуальных заданий повышенной трудности, олимпиадных заданий, которые способствуют дальнейшему развитию познавательных интересов.

          Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, хотя и такие уроки тоже нужны, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные мыслительные операции, которым и пользуются ученики, работая с учебным материалом.

Еще один пример:      Тема урока:  «Сравнение, сложение, вычитание, округление десятичных   дробей».  5 класс.  

                        Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».

Цели:

  • систематизировать, обобщить знания и умения учащихся по сравнению, сложению, вычитанию, округлению десятичных дробей;
  • способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю, способствовать развитию мыслительной деятельности, творческой активности и упорства в достижении цели.

Оборудование: карточки с различными видами  заданий, карточки с индивидуальными заданиями, листы самоконтроля, презентация, проектор, экран, компьютер.

Формы организации учебной деятельности:

фронтальная; индивидуальная; групповая; взаимопроверка.

Итоги своей деятельности ребята фиксируют в листах самоконтроля. Самооценка за урок зависит от суммы  (+),  за каждое  задание.

Листы самоконтроля  учащихся по вариантам, дополнительные задания, задания у доски.        

Ход урока:

I.Организационный момент: 

Здравствуйте ребята, садитесь.

Погружение в тему, играет музыка, на слайде картинка «Весны».

- Ребята, вам нравится эта фотография?

- А что вам в ней нравится? (небо голубое, сосульки, береза….)

- Как вы думаете, почему наш урок начинается с этой фотографии? (сейчас весна….)

- А что происходит весной? (дальше продолжение диалога…)

       Приложение.

 Лист самоконтроля учащегося.             I вариант

Фамилия Имя_______________________________

Задание .  Сравните дроби

Выбери верную запись

поставь ДА или НЕТ

     Да или Нет

7, 199 < 12,198

8,276 > 8,392

3,07 = 3,070

Задание .  Округлите дроби

Выбери верную запись

поставь ДА или НЕТ

     Да или Нет

до десятых

12,1873  ≈  12,2

до сотых

   12,1873  ≈  12,18

до тысячных

    12,1873  ≈  12,187

Задание .  Самостоятельная работа.

7,8  + 0,6 =

12,3 + 5,26 =

79,1 – 6,08 =

5,7 – 1,63 =

Поставьте оценку:    Верно 9 – 10 примеров оценка «5»

                                      Верно 7 – 8 примеров оценка «4»

                                      Верно 5 – 6 примеров оценка «3»      

                                      Верно 4 и меньше  примеров оценка «2»  

   Оценка:_________________

  IV.        Физкультминутка    

V.        Контроль,  за усвоением знаний и умений

1. Что за растение?   (слайд 19)

- Ребята, как вы думаете, что за растение изображено на фотографии?

Это Табак - табак ежегодно уносит 5 млн. жизней это 13,5 тыс. человек ежедневно. Курильщики составляют 96 % всех больных раком лёгких.

До 90 % онкологических заболеваний вызвано курением.

2. Действия курения на органы дыхания    (слайд 20)

1-2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. При курении табачный дым проникает в ротовую полость, дыхательные пути, вызывают раздражение слизистых оболочек, и оседает на пленке лёгочных пузырьков.

Самостоятельная  работа по индивидуальным карточкам

I вариант

II вариант

III вариант

7,8  + 0,6

9,04 + 1,69

6,07 – 4,9

12,3 + 5,26

2 + 4,27

9,41 + 7,089

79,1 – 6,08

7,66 – 1,54

0,65 + 0,34

5,7 – 1,63

5,3 – 3,21

8,93 – 5,88

Проверяются ответы, ставятся в соответствии с буквами, получается фраза - КУРИТЬ   ОПАСНО!

Результаты  занесите в  лист самоконтроля.

Вывод:      Жить или курить?     

     Занимайтесь спортом! Ведите здоровый образ жизни! В ваших руках -  ваше будущее!

VI.        Заключительный:  Оценивание .

А теперь, поменяйтесь листочками, посчитайте  количество (+),   и выставите  оценку друг другу. А ещё каждому выставляется оценка учителем, за активность, смелость, упорство. Ну, а если кому – то, сегодня не удалось набрать баллы на положительную оценку, то успех у вас ещё впереди, и он обязательно будет с вами в следующий раз.

Рефлексия (2 мин)    - Кто скажет, что сегодня мы повторили на уроке? Как вы себя чувствуете?  

А теперь выберите себе смайлика

  • Если ты доволен и удовлетворен уроком, то тебе все понравилось.
  • Урок интересный, и ты активно работал, но тебе сложно.
  • Если пользы от урока ты не получил, ты просто устал.

VII.        Подведение итогов. Домашнее задание

Нарисовать рисунок на тему:  «Кто курит ТАБАК, тот себе ВРАГ!»

     

  1. Коррекционно-развивающие технологии.

       За время работы учителем математики в (коррекционной) школе-интернате я уделяла большое внимание изучению особенностей детей с ограниченными возможностями, причин, вызывающие те или иные отклонения.
Сегодня, большая часть систематической школьной неуспеваемости связано с интеллектуальной неспособностью и ЗПР.
    На моих уроках математики вся работа строится на основе реализации системных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка с ЗПР к самостоятельной жизни.  Составляя коррекционно-развивающие программы на каждого ученика,  еще составляется индивидуальный образовательный маршрут, который  определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

    Целесообразность перехода ученика на  обучение  по индивидуальному маршруту определяется школой на основании четко выраженного желания ребенка и согласия его родителей.

    Педагогический интерес к проектированию индивидуального образовательного маршрута обусловлен необходимостью организации таких форм и методов образовательной деятельности, которые способствуют самостоятельному продвижению учащихся в образовательном процессе, обеспечивая становление его личностных достижений.

   Необходимость построения индивидуальных образовательных программ диктуется следующими соображениями.

  1. Растет число школьников, которые в связи с отклонениями в своем развитии или здоровья не могут обучаться по обычной классно-урочной системе.
  2. Часть школьников,  не может в определенный период посещать школу из-за болезни, спортивных соревнований, обстоятельств жизни в семье...
  3. Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие общеучебные умения и навыки ему необходимы.

      Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).

            На уроках математики стараюсь работать над развитием внимания, воображения, памяти, мышления для этого использую различные коррекционные упражнения и задания, различные дидактические игры.
      В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдая правила игры. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплины, воли, характера. 
Использую на уроках  приёмы
 слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, которые  способствуют активизации мыслительной деятельности.

Основные коррекционные моменты в организации учебного процесса:

  • Подбор заданий,  максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной,  разнообразной деятельности.
  • Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей.
  • Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
  • Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
  • Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  • Использование многократных указаний, упражнений.  
  • Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  • Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
  • Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Примеры  таких заданий будут даны в конспекте «открытого» урока  в 9 Г классе.    Тема урока: «Решение квадратных уравнений».    

  1. Информационно-коммуникационные технологии.

     Применение  мною информационных технологий  в образовательном и воспитательном процессе играет важную роль для коррекции и компенсации недостатков развития учащихся с ОВЗ.  Когда я стала использовать компьютер  на своих  уроках математики, то более широко разнообразился процесс дифференциации, групповые и индивидуальные виды работы. Это мотивирует учеников, включает их в познавательную деятельность, вызывает интерес к предмету, достигает программных целей, закрепляет  ЗУН (самостоятельные работы, практикумы по решению задач, устные опросы), а так же прививает первичные навыки работы с персональным компьютером. С помощью компьютера  на своих уроках я осуществляю контроль  за деятельностью детей, а так же это формирует и совершенствует навыки различных видов самоконтроля учащихся. Использование  компьютерной техники в специальном образовании позволяет говорить о положительных результатах, касающихся как учебной деятельности, так и коррекции многих психофизических особенностей развития учащихся.

              В своей деятельности каждый современный учитель должен  стремиться к тому, чтобы учащиеся умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом.             

Применение ИКТ на уроках математики способствует:

  • Активизации познавательной деятельности учащихся.
  • Развитию вариативности мышления, математической логики.
  • Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

            В связи с ограниченными техническими возможностями школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения. Главная методическая проблема преподавания для меня смещается от того, «как лучше рассказать материал», к тому, «как лучше показать». Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении, а так же во внеклассной работе.

   Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

Что я использую в своей работе:

  1. При изучении новой  темы, при  закреплении изучаемого материала я

использую компьютерные презентации в Power Point, чтобы более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

  1. Тренажер устного счета Бердыша                                      

позволяет использовать различные настройки.

 А именно – задавать уровень сложности,  использовать примеры со скобками и без них, выбирать нужные действия, работать при необходимости с отрицательными числами, сохранять результаты работы ученика.

  1. Тренажер устного счета для 5-6 классов                        

позволяет усовершенствовать навыки   сложения, вычитания, умножения, деления. Для решения даются две попытки, а затем можно проверить результат вычисления.

  1. Тренажер «Рисуем по координатам» позволяет              

по заданным координатам  создавать рисунки. С помощью этой программы учитель может создавать различные карточки - задания.

  1. Обучающие и контролирующие тесты в Excel, при этом учащийся

получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка.

  1. Программы-тренажёры, позволяющие проводить коррекцию  знаний с

каждым учеником по любой теме, видеть анализ работы учащихся с целью ликвидации пробелов в знаниях.

  1. Средства диагностики и контроля, такие, как обычная самостоятельная

работа с быстрой проверкой выполнения.

  1. Выполнение учащимися  домашних   заданий  творческого характера по

теме урока, которые  позволяют расширить программные рамки темы. (исторический материал или другое)

  1. использование компьютера для вычисления, построения графиков и

многое другое.  

  1. Электронные приложения к учебникам.

  1. Здоровьесберегающие  технологии.

       Математика - один из наиболее трудных предметов в школе, требующая от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока.  Здоровьесберегающие  технологии    относятся  к числу самых важных.  В  своей работе я использую различные приемы и методы преподавания своего предмета, направленные,   прежде всего на сохранение здоровья учащихся.

  • поддерживаю  в кабинете чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски;
  • чередую  на уроках различные виды деятельности, обязательная составная часть  уроков – физкульминутки и психологические разгрузки на 12 и на 25 минуте урока;
  • учитываю  длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами;
  • учитываю согласованность использования различных каналов восприятия;
  • учитываю  особенности  психического развития;
  • учитываю особенности  темпа деятельности;
  • использование психотерапевтических приемов;
  • построение образовательного процесса с учетом физиологических особенностей учащихся.

          Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках, а так же внеклассных мероприятиях рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровье», «гигиена тела», «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах».

Например,  на уроке при решении задач составлением уравнений:

 «В поясничном, крестцовом и копчиковом отделах позвоночника позвонков поровну. В грудном отделе их на семь больше, чем в поясничном, а в шейном отделе – на пять меньше, чем в грудном. Сколько позвонков в каждом отделе позвоночника, если всего их 32?»
При изучении системы уравнений первой степени можно коснуться темы правильного питания, решая следующие задачи:
«Одно из чисел на 0,3 больше другого. 60% большего числа на 0,03 больше, чем 70% меньшего числа. Найдите эти числа и узнайте, какова суточная потребность организма в витаминах В
1 и В2 в миллиграммах».
      Нельзя забывать и о здоровом образе жизни. Например, вред курения можно показать, на примере отрывка из моего
открытого урока: «Рациональные числа против курения»,  в  6 классе.

Цель урока: Формирование отрицательного отношения к курению с помощью математики.

Задачи:

  • Обобщить и закрепить  знания и умения учащихся при выполнении действий  с рациональными числами.
  • Познакомить учащихся с  отрицательным влиянием курения на организм человека.
  • Способствовать формированию собственного мнения,  направленного на здоровый образ жизни.

Задание:
Решите примеры, расшифруйте слово. Найдите информацию о вреде курения на этот орган человека.

  1. -3 ∙ 8 =
  2. -9 ∙ (-7) =
  3.  3 ∙ (-7) =
  4.  -10 ∙ (-4) =
  5. -21 ∙ 1 =
  6. -7 ∙ (-8) =
  7. -13 ∙ 0 =

Ключ:

 буква М это ответ (-81); П это (-24); К это (56); С это (63); Ж это (65); И это (-21); Х это (40); А это (0); Т это (71); Ф это (-96); Д это (3,3)  

Ответ – «Психика»

В процессе накопления никотина в клетках человеческого организма происходит поражение нервных центров в коре головного мозга и в спинном мозге, а так же нервных окончаний центральной нервной системы по всему организму.

Отрицательно воздействует курение на умственную деятельность человека. У тех, кто курит, нередко возникают расстройства памяти, головная боль, бессонница, дрожание рук, снижается работоспособность, ухудшается настроение.

Табак оказывает на центральную нервную систему наркотическое действие: человек теряет волю,  становится полностью подвластным  потребности в курении. Со временем эта потребность усиливается, и человек начинает курить натощак, по ночам, после еды, при выходе из помещения на улицу.

             Таких заданий было несколько. Были охвачены все основные органы человека это сердце, зубы, сосуды,  мозг, глаза, желудок, психика.
         Большинству учащихся с ЗПР нелегко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах,  как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик, по изучаемой теме, чувствует поддержку товарища, у которого процесс усвоения проходит успешнее. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.       Кратковременные физические упражнения и игры, вызывая возбуждение других участков мозга, усиливают кровообращение и создают возможность для отдыха участков, находившихся в раздраженном состоянии во время учебных занятий. После такого короткого активного отдыха повышается внимание, улучшается восприятие учебного материала. 
5. Вывод:
      1) Чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным нужно немногое: признать право каждого ребёнка на  индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности. Положительный результат работы в том, что дети становятся увереннее в себе, в своих силах. Они привыкают сами добывать знания, а не пользуются готовыми выводами учебника.

     2)  Успех коррекционной работы зависит от положительной эмоциональной обстановки на уроке. Поэтому очень важно, чтобы учитель был доброжелателен, вселял в ребенка веру в успех. Дети не должны испытывать страх, беспокойство, напряжение. Для каждого ребенка необходимо подбирать посильные упражнения, чтобы он мог побыть в ситуации успеха. Ребенок должен быть уверен, что способен на что-то самостоятельно и хорошо. И тогда у него развивается чувство собственной значимости, что благоприятно сказывается на усвоении материала.

       В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами моих учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

    3)   Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь.

    4) Здоровый образ жизни не занимает пока первого места среди  потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

  1. Литература:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Самарской области. Утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 12.07.2011 № 205-р
  3.  Модернизация общего образования, направленная на реализацию национальной  образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 год. Постановление Правительства Самарской области от 21.10.2010, №507.
  4.  Ярош, Р.А «Реализация ФГОС. Стандарты второго поколения». [Режим доступа]:  http://nsportal.ru/site/46668/pedsovet-fgos-pleso-kurya
  5. Иванова, Е.А. Актуальные проблемы внедрения ФГОС в специальное   (коррекционное) образование. [Режим доступа]:  http://koipkro.kostroma.ru…august2010/fgos-avgust2012/4…
  6. Драничников, А.Ф и др. «Особенности коррекционной работы при реализации ФГОС в специальном (коррекционном) классе VII  вида: проблемы и первые  достижения».
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  8. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.
  9. Безрукова В.С.  Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения. Москва.: Сентябрь, 2004 год.
  10.  Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. М.: Сентябрь. 2006 год.
  11. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. М.:Сентябрь, 2003 год.
  12. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003 год.
  13. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 год.

7.Приложение.

Конспект «открытого» урока с использованием новых образовательных технологий и ИКТ.

Класс: 7Г                    

Конспект урока по теме  «Уравнения».

Тип урока: «Урок обобщения и систематизации знаний».

Цели:

  • систематизировать, обобщить знания и умения учащихся при решении уравнений и задач;
  • способствовать развитию наблюдательности, умению анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • побуждать учеников к самоконтролю и взаимоконтролю, способствовать развитию мыслительной деятельности, творческой активности и упорства в достижении цели.

Оборудование: план – схема урока, информационные листы, оценочные  листы, таблица самоконтроля, презентация, проектор, экран, ноутбук.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • взаимопроверка.

Предварительное домашнее задание: повторить теорию, правила решения уравнений.

Структура  урока.

  1. Организационный: мотивационно-ориентированный, с последующей постановкой цели урока. (2 мин)
  2. Подготовительный: актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основной теории на основе систематизации знаний. (5 мин)
  3. Основной: диагностика усвоения системы знаний и умений и ее применение для выполнения специально подобранных заданий стандартного уровня с переходом на более высокий уровень. (24 мин)
  4. Эмоциональная разрядка – делается в середине урока, между выполнениями заданий основной части. (3 мин)
  5. Заключительный: оценивание, рефлексия. (5 мин)
  6. Подведение итогов. Домашнее задание. (1 мин)

Итоги своей деятельности ребята фиксируют в оценочных листах и листах самоконтроля. Самооценка за урок зависит от суммы  баллов,  за каждое  правильно выполненное задание.

Оценочные листы, листы самоконтроля  учащихся.        (приложение 1)

Ход урока:

I.Организационный момент (2мин.): 

Здравствуйте ребята, садитесь. (слайд 1)

Все готовы к уроку, у всех хорошее настроение?

Погружение в тему.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Ребята,  как вы думаете, почему наш урок начинается словами Л. Н. Толстого:   «Большинство жизненных задач решаются как алгебраические уравнения: приведением их к самому простому виду…»   (слайд 2)

- А как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?  

Откроем анаграмму. (Обобщение знаний).

- А теперь отгадав ребусы, давайте узнаем ключевые слова урока (дальше продолжение диалога…) (слайд 3)

Сообщение цели урока:

Сегодня на уроке мы с вами:       (слайд 4)
1. Повторим свойства, которые используют при решении уравнений.
2. Вспомним схему решения текстовых задач.

  3. Закрепим изученный материал при решении заданий.

Посмотрите на план нашего урока, какие задания нам сегодня предстоит выполнить. 

Класс делится на 3 группы. Итоги своей деятельности ребята фиксируют в оценочные листы. Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов за правильно выполненные  задания.

Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок!

II. Актуализация опорных знаний  (5мин.)    

  1. Разминка. Цифровой диктант.       (до 7 баллов)   (слайд 5)

1. Уравнение - это равенство, содержащее букву (переменную), значение которой надо найти.

2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое.

3. Kорнем уравнения называется число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство.

4. 120 больше 60 на 2.

5. Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение умножить на известный множитель.

6. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.

7. В уравнении можно перенести  слагаемое из одной части уравнения в другую, не изменив при этом его знак на противоположный.

           (1 – да; 0 – нет)                    Проверка: 1 0 1 0 0 1 0

2.        Миражи. (2 балла)         (слайд 6)

               Проверьте, является ли данное число корнем уравнения?

I группа.  Является ли число  4  корнем уравнения:

II группа.  Является ли число  4  корнем уравнения:           = 1;

III группа.  Является ли число  - 3   корнем уравнения:

Проверяем.       (слайд 7)

  1. Белиберда. (2 балла)         (слайд 8)

   Найдите ошибку в решении уравнения: 

I группа.                                II группа.                              III группа.  

8х – 5 = 3х – 4;                            22х – 6 = 19 – 3х;

  Решение                                     Решение

8х – 3х = – 5 – 4;                          22х + 3х = 6  19;                    

             5х =  – 9;                           25х = 15;

              х = – 9 : 5;                           х = 15 : 25;

               х = 1,8.                                 х = 0,6

 Ответ: х =1,8                               Ответ: х = 0,6

   

    Проверяем.       (слайд 9)   

III. Выполнение специально подобранных заданий.    (24 мин.)    

  1. Человек за бортом.        (слайд 10)

               Решите уравнения (работаем в группе).

I группа.  

            II группа.  

          III группа.  

    Проверяем.       (слайд 11)       

  1. Кают – компания. (заряд энергии)     (слайд 12)    (3 мин)  
  2. На абордаж. (4 балла)    (слайд 13)       

 Решите задачу, обозначив буквой наименьшую из неизвестных величин.  

I  группа.  

Брат в 2 раза старше сестры.  Сколько лет каждому, если им вместе 24 года?

II  группа.  

Первое число на 27 больше второго, а их сумма равна 95. Найдите эти числа.

III  группа.  

Сумма трех слагаемых равна 80. Первое в 2 раза больше второго, второе в 3 раза больше третьего. Найдите каждое слагаемое этой суммы.

  1. Черный ящик. (2 балла)   (слайд 14)          

                   Отгадайте задуманное число!

Ученик задумал число, умножил его на 4, из результата вычел 6 и получил удвоенное задуманное число. Какое число задумал мальчик?

  1. Штиль. (3 балла)         (слайд 15)       

   Кто быстрее решит уравнение?

  1. Эрудит. Исторический факт      (слайд 16)       

Летела стая гусей, навстречу им летит один гусь и говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» «Нас не сто гусей, — ответил ему вожак стаи, — если бы нас было столько, сколько теперь, да ещё столько, да пол столько, да четверть столько, да ещё ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей».

Сколько было в стае гусей?

Проверяем.    (слайд 17)       

V.        Заключительный. Подведение итогов.  Оценивание (5 мин).         (слайд 18)       

А теперь, поменяйтесь листочками, посчитайте  количество баллов,   и выставите  оценку друг другу. А ещё каждому выставляется оценка учителем, за активность, смелость, упорство. Ну, а если кому – то, сегодня не удалось набрать баллы на положительную оценку, то успех у вас ещё впереди, и он обязательно будет с вами в следующий раз.

Рефлексия                  - Кто скажет, что сегодня мы повторили на уроке?

                                      - Вам понравилось, как мы это делали?

 Как вы себя чувствуете?  (слайд 19)

А теперь выберите себе смайлика

  • Если ты доволен и удовлетворен уроком, то тебе все понравилось.
  • Урок интересный, и ты активно работал, но тебе сложно.
  • Если пользы от урока ты не получил, ты просто устал.

В карточке самооценки подчеркните те слова, которые вы считаете нужными для вас сейчас.

VI.         Домашнее задание прокомментировать. (1 мин)   (слайд 20)

                            ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ УЧАЩЕГОСЯ     7 « Г»   класса.

Фамилия, Имя   _____________________________________________________________

ЗАДАНИЯ

БАЛЛЫ

Задание 1.  Разминка. Цифровой диктант.      (каждый правильный ответ 1 балл)

Задание 2.  Миражи.                                                                                   (2 балла)                                      

Задание 3.  Белиберда.                                                                                (2 балла)

Задание 4. Человек за бортом.                           ( а) 1 балл, б) 2 балла, в) 3 балла )

Задание 5. Кают – компания. (заряд энергии)                                                                                                                                                                      

Задание 6. На абордаж.                                                                                 (4 балла)                                                                                                    

Задание 7. Черный ящик.                                                                             (2 балла)                                                                                                                          

Задание 8. Штиль.                                                                                         (3 балла)                                                                                                                        

                                                                           ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ:                                                                                                                                  

                                                                                   ОЦЕНКА:

Перевод баллов в оценку:

Оценка «5» – если набрали  20 - 26 баллов.

Оценка «4» – если набрали  14 – 19 баллов.

Оценка «3» – если набрали  10 – 13  баллов.

                                                       Информационный лист 

                               Что мы используем при решении уравнений:

  1. Обе части уравнения можно умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля.
  2. В уравнении можно перенести  слагаемое из одной части уравнения в другую,  изменив при этом его знак на противоположный.
  3. Что еще мы используем при решении уравнений? (Распределительное свойство умножения при раскрытии скобок, правила раскрытия скобок, если перед скобкой стоит знак «—» или «+», приводим подобные слагаемые.)

4. Для решения текстовых задач используют следующую схему:

а) обозначить наименьшую неизвестную в задаче величину буквой;

б) используя эту букву, записывать другие величины в задаче;

в) составить уравнение по условию задачи;

г) решать полученное уравнение;

д) находить требуемые по условию задачи величины.

Карточка самооценки работы ученика на уроке

На уроке я работал (а)

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен;  довольна/ не довольна

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал (а) / устал (а)

Моё настроение

стало лучше / стало хуже

Эмоциональная разрядка:

Цель: заряд краткосрочной энергии,  и ее оптимальное использование.

Необходимое время: 3 мин.

Мир эмоций – он огромен

Он бескрайний, словно море

Здесь все могут заблудиться

В своих чувствах ошибиться

Но не стоит слезы лить

Надо всем смелее быть

Чтобы больше не теряться

Мы начнем тренироваться.

Задания каждой группе.

 нахмуриться, как осенняя туча,

 нахмуриться, как рассерженный человек,

 нахмуриться, как злая волшебница

 улыбнуться, как  хитрая лиса,

 улыбнуться, как  ребенок, который увидел чудо

  устать, как человек, поднявший груз,

 устать, как муравей, притащивший большую муху

  расслабиться,  как турист, снявший тяжелый рюкзак,

  расслабиться,  как уставший воин.

Сядьте удобнее, закройте глаза, расслабьтесь.

Представьте себе яркое ночное небо. Выберите мысленно себе самую яркую звезду.

А теперь проглотите ее...! Она взрывается в вас, наполняя весь организм энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте! Продолжаем работать.

                             

Методическое обеспечение урока и интернет ресурсы.

  • Дидактические материалы по алгебре для 7 класса/ Ю.Н. Макарычев,

Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. – М.: Просвещение, 2002. – 160с.

  • http://festival.1september.ru/articles/599295/
  • http://pedsovet.org/ Всероссийский Интернет-педсовет.
  • http://www.math.ru/ Интернет-поддержка учителей математики.
  • http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченн...

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий

Статья рассматривает вопросы примененя современных образовательных технологий на уроках математики...

Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»

Сегодня очень актуальны направления, которые  способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и  технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...