Методическая консультация по теме: "Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий"
консультация по алгебре по теме

Моха Елена Анатольевна

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Возможно данная методическая консультация Вам поможет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_konsultatsiya_mokha_e.a.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Моха Е.А.

2013-2014 уч. год

Методическая консультация по теме:

Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий (дидактические игры).

Практически всем учителям коррекционной школы приходится искать  ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти – десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной.  Так как же ребенка заставить слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение привлекательным? Возможно, ли надолго удержать в ребенке чувство радости перед школой? Полагаем, что да! Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. Дети подвижны – значит надо дать выход их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система – значит не злоупотреблять разного рода соревнованиями: они еще не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться причиной горьких слез. У ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Ребята всегда запомнят лучше то, что им интересно. Вывод: одним из способов решения этой проблемы является дидактическая игра ( в старших классах – деловые игры ). Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес  формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.  Еще  К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для ребят занимательным. С этой целью учителя должны использовать в своей практике  различный, занимательный материал.  Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ученика, приучает считаться с интересами товарищей.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками ученика, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ученик теряет любознательность – это ограничивает возможности его  развития. После поступления в школу эти дети продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью у них остается игра, положительного дела в школе не наблюдается.  Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому, при обучении детей  с ограниченными возможностями здоровья нужно исключить влияние каких бы то ни было посторонних раздражителей, так как у них наблюдается сравнимо маленький  уровень развития восприятия. Это обусловлено бедностью опыта ребенка. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация  далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз  повторять. Т.А. Власова и  М.С. Певзнер указывают на понижение  случайной памяти у учащихся как одну из основных обстоятельств их проблем в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения,  не удерживают в уме условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Рассматривая развитие математических способностей школьников можно сказать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается  более обычный вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный вариант  под общее правило.  Абстрагирование у этих детей выражено еще слабее, чем у их сверстников, которые обучаются в обычных классах. Огромное влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с таковыми детьми необходимо работать тщательнее, усерднее. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям дается нелегко, дети с огромным трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений, путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают наименования неких цифр.  Им тяжело переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление математической памяти  в ее развитых формах не наблюдается. Дети запоминают числа, операции с трудом, математическая память находится на низком уровне. Способность к пространственным представлениям у детей также не развита, как и перечисленные выше составляющие математических способностей. Поэтому уроки математики обязаны быть увлекательными и занимательными. Необходимо учесть личные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.  

Игра и учеба – это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К. Крупской,  что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека». Она недооценивает организацию роли игры.  Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной деятельности – учение в дидактической игре – появляется уже в дошкольном возрасте. Нельзя недооценивать значение игры  для учеников любого школьного возраста.  Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе. Решающую роль в этом имеют дидактические игры.  Дидактические игры – это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.  Запорожец А.В. подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».  Дидактическая игра – это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на всех этапах обучения, это игра только для ребенка. Для учителя она – способ обучения.  Цель дидактической игры и игровых приемов обучения – облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:

- формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

- формирование психических новообразований;

- формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ:

- наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

- выразительность проявления игры;

- необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло;

- оптимальное сочетание занимательности и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность;

- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

- между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;

- используемая в дидактической игре наглядность должна быть более простой и емкой.

Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического материала и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно ввести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока – цель игры – организовать и заинтересовать  детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы, а в конце – игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока.  В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), ее надо понять.  А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Вот здесь и нужна наша педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать! Ведущим направлением  работы учителя специальной (коррекционной) школы является коррекция нарушений познавательной деятельности детей. Все новое, сложное преломляется по – своему, корректируется и применяется в работе, исходя из целесообразности, состава класса, ведь каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Поэтому урок насыщается игровым материалом, играми, имеющими коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы»,  «Что изменилось», «Живой – неживой» и т.д. Математические игры бывают связаны с определенными сюжетами: путешествиями, знакомством с профессиями.

Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное – продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго  запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал  А.С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1.  Б. Брезе.   Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах.

2.  В.В. Воронкова.  Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

3. А.П. Граборов.  Игра и ее значение в развитии дитя.

4.  В.П. Кащенко.  Педагогическая коррекция.

5. Н.Г. Морозова. Формирование познавательных интересов у ненормальных детей

6.  М.П. Перова. Дидактические игры и упражнения по математике.

7. М.П. Перова. Методика преподавания математики во вспомогательной школе.

8. С.Я. Рубинштейн. Психология умственно отсталого школьника.

9. И.М. Соловьев. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы.

10. А.А. Хилько.  Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

11. Т.И. Шамова. Активизация учения школьников.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий

Статья рассматривает вопросы примененя современных образовательных технологий на уроках математики...

Формирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных образовательных технологий

Математика как предмет, куда менее занимательна, нежели литература или история. Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний ...

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках физики посредством использования современных образовательных технологий

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения арсенала образовательных технологий.  В своей работе на уроках физики я использую технологии поэлементно и полностью: информа...

Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...