Представление собственного инновационного опыта-2017.
статья по немецкому языку по теме

Мещерова Светлана Викторовна

«...творчество существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое...» - Л.С.Выготский 

Творческое задание является действительным инструментом преподавания, которое активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся использовать дополнительную информацию, пользоваться справочным материалом. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_innovatsionnogo_opyta.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта 

Мещеровой Светланы Викторовны учителя немецкого языка

МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

«Творческие задания на уроках немецкого языка как средство повышения мотивации к изучаемому предмету»

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

           «Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»

                                                                                  Константин Кушнер        

          Главной задачей современного образования является воспитание и обучение конкурентоспособного человека и гражданина, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения.

          Задача современного учителя – помочь ученику найти себя в будущем, стать самостоятельным, творческим и уверенным в себе человеком.

          Важность изучения иностранного языка в условиях всеобщей глобализации и востребованности, как в повседневном, так и в деловом общении с иностранными партнерами и просто иностранцами актуальна как никогда. Иностранный язык, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления учащихся. На первоначальном этапе учащиеся с интересом изучают новый предмет. Но, к сожалению, в большинстве случаев со временем интерес заметно ослабевает, начинаются проблемы с усвоением учебного материала. В условиях реализации ФГОС нового поколения ученик на уроке становится главным деятелем. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Собственная учебная деятельность школьников, важнейшая составляющая системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС.

 Системно–деятельностный подход обеспечивает:

  • Формирование готовности обучающихся к саморазвитию;
  • Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • Построение образовательного процесса с  учётом индивидуальных возрастных,     психологических и физиологических особенностей обучающихся.

          Основная задача любого учителя в настоящее время поддерживать интерес к предмету постоянным и стабильным. Для этого нужно выбирать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество. «Я могу вам дать рыбу, чтобы утолить голод», сказал мудрец. «Но лучше я научу вас её ловить, и вы всегда будете сыты»  (Притча о голодном путнике). «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа. Его можно выразить формулой «деятельность – личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» или «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формируя его творческие способности и личностные качества. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

С целью повышения качества образования, мотивации к обучению  я ставлю перед собой задачу изменения условий обучения так, чтобы  учащиеся учились на уровне усиливающихся познавательных интересов. Творческое задание, на мой взгляд, считается одним из наиболее эффективных приёмов обучения немецкому языку. Оно используется для снятия монотонности при отработке языкового материала и при активизации речевой деятельности учащегося. Выполняя определённые творческие задания, дети успешнее обучаются, непроизвольно запоминая информацию, поскольку в данной форме обучения присутствует главный фактор – активность учащегося, интерес, творчество. Использование творческих заданий при проведении различного рода занятий по немецкому языку (чтение, закрепление лексического и грамматического материала) ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению материла. Выполнение творческих заданий приводит к снятию эмоциональной напряженности учащихся. Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творческое задание является действительным инструментом преподавания, которое активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся использовать дополнительную информацию, пользоваться справочным материалом. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.

Роль творческих заданий в изучении иностранного языка огромна, так как выполняет важнейшие функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство произвольного поведения.

Творческие задания могут быть разными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения их. С их помощью можно решить какую-либо одну задачу ( совершенствовать лексические, грамматические навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности. В основном творческие задания не носят чисто лексический или грамматический характер. Лексические задания могут стать грамматическими, орфографическими.

Сам факт, что творческие задания вызывают интерес и активность учащихся и дает им возможность проявить себя, способствует более быстрому запоминанию иноязычных слов и предложений. Они дают возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания.

Процессуальные черты творческой деятельности.

  • самостоятельный, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение новой проблемы в традиционной ситуации;
  • видение новой функции объекта в отличие от традиционной;
  • видение структуры объекта;
  • учет альтернатив при решении задач;
  • комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
  • отбрасывание всего известного и создание принципиально нового способа объяснения.

         Творчество в учебном процессе представляет собой форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важную для формирования личности как общественного субъекта. (И.Л. Лернер)

          Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

- Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество);

- Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей;

- Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми);

- Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.

Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическую основу моего опыта составили идеи:

1.Азаровой Л.Н./Как развивать творческую индивидуальность школьников/Начальная школа. №4, 2008 г.

2.Бим И. Л./Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы./ 2007 г.

3.Бим И. Л. /Обучение иностранному языку. Поиск новых путей /ИЯШ. №1, 2009 г.

4.Богоявленской Д. Б. /Психология творческих способностей/ 2005 г.

5.Бенедиктовой С.Л. /Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / Иностранные языки в школе.- №1,  2009 г.

6.Выготского Л.С./Воображение и творчество в детском возрасте./ 2007 г.

7.Кутиной А.Р./ Использование творческих видов деятельности в обучении иностранным  языкам в средней школе./2015 г.

8.Полухиной Н.С./Приемы развития творческих способностей на уроках немецкого языка./2013 г.

9.Сицуковой Г.С./Коммуникативный подход при обучении немецкому языку через систему творческих заданий в свете образной педагогики./ 2015 г.

10.Хуторского А.В. /Развитие творческих способностей./ 2008 г.

11.Шалимовой Л.И. /Роль творческих заданий в системе предметного обучения./2014 г.

12. Эльконина Д.Б./Избранные психологические труды./ 2008 г.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

          Творческие  задания различаются по содержанию, по формам и видам деятельности. Использование на уроке интересных форм и видов деятельности (урок-проект, урок-ток шоу, урок-праздник, урок-экскурсия, урок-заочное путешествие, интегрированный урок;  ролевые игры, проекты, групповые виды работы, создание творческих продуктов (доклады, видеоролики, комиксы, презентации, сочинение сказок, историй, загадок, описание картин),  безусловно, помогает мне повысить мотивацию и формировать творческие способности учащихся, позволяет сделать урок не просто интересным, а  очень продуктивным.  А это в свою очередь значительно облегчает дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами немецкого языка.

           Творческие задания доступны всем категориям учащихся. В предлагаемых ниже творческих заданиях главным принципом классификации материала послужи определенные уровни или аспекты языка:

  • Задания со словами.
  • Синтаксические задания.
  • Идеоматические задания.
  • Поэтические задания.
  • Загадки, ребусы.
  • Грамматические задания.

          Применяя творческие задания при обучении немецкому языку на уроке, я стараюсь не забывать, что:

  • Выбор формы должен быть педагогически и дидактически обоснован. Учитель должен знать, с какой целью он дает то или иное творческое задание.
  • Задания должны соответствовать возрасту и языковым возможностям ученика.
  • Затраты времени на подготовку и на выполнение творческих заданий и их польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.
  • Творческие задания должны даваться преимущественно на немецком языке.
  • Необходимо помнить, что творческие задания не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. Они базируются на уже изученном.
  • Учитель должен применять творческие задания в меру, целесообразно и планово.

          В целях достижения поставленных задач я использую на уроках следующие творческие задания:

  • «Придумай продолжение истории»;
  • «История в картинках» (с использованием разных литературных жанров);
  • «История в комиксах»;
  • «Видеопроект»;
  • «Литературный салон»;
  • «Кроссворды»;
  • «Ребусы»;
  • «Реклама»;
  • «Смените маски»;
  • «Составь загадку».

          Все творческие задания создают благоприятные условия для усвоения немецкого языка, способствуют интенсивному применению лексики, развивают чувства языка, умение работать с иноязычным материалом.

Технология деятельностного подхода включает:

1 шаг. Мотивация (самоопределение к деятельности) – оргмомент урока: создаются условия для внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделяется содержательная область (могу).

2 шаг. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности –повторение на уроке: актуализация знаний, достаточных для построения нового способа деятельности и тренировка соответствующих мыслительных операций. В конце этапа создаѐтся затруднение – тупик.

3 шаг. Постановка учебной задачи – исследовательский этап: ученики выделяют в учебном диалоге причину затруднения, организуется деятельность по исследованию этого затруднения в форме беседы (предполагаю). В конце этапа выделяется тема и цель урока.

4 шаг. Построение проекта выхода из затруднения – выбор метода разрешения проблемной ситуации и выдвижение гипотезы через коммуникативную деятельность (диалог с учениками).

5 шаг. Проверка гипотез, реализация проекта новым способом действия (новый материал на уроке).

6 шаг. Первичное закрепление во внешней речи – решение типовых заданий новым способом с новым алгоритмом.

7 шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – индивидуальная работа по применению нового способа действий, сравнению с образцом и самооценкой.

8 шаг. Включение в систему знаний и повторение – новое знание в контексте с уже изученным – известным знанием.

9 шаг. Рефлексия деятельности (итог урока) – самооценка учеником деятельности на уроке, степени достижения поставленной цели и результатов этой деятельности.

Анализ результативности.

          Использование в моей работе творческих заданий позволяет мне добиваться хороших результатов в обучении иностранному языку:

  • участие во Всероссийской предметной олимпиаде по немецкому языку;
  • наличие победителей и призёров  муниципального уровня Всероссийской предметной олимпиады по немецкому языку;
  • участие во всероссийских заочных олимпиадах по немецкому языку (г.Калининград);
  • участие во всероссийских предметных чемпионатах (г.Пермь);
  • участие в районном смотре исследовательских работ по немецкому языку;
  • участие в районном фестивале "Иностранный язык с удовольствием";
  • высокие результаты внеурочной деятельности;
  • составление и тиражирование  сборника творческих заданий для учителей немецкого языка.

          В своих работах доктор педагогических наук, Е.С. Полат отмечал, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Творчество, во всех его проявлениях обязательно увеличивает интерес к любому предмету, развивает кругозор, помогает закрепить изученное, увлекает, поднимает самооценку и  побуждает к расширению знаний. Я считаю, самое главное – не нужно сдерживать инициативы детей и делать за них то, что они могут выполнить самостоятельно.

          И поэтому сегодня вновь актуальны слова доктора педагогических наук, профессора Уильяма Уорда: «Посредственный учитель предлагает, хороший учитель объясняет, выдающийся учитель показывает, великий учитель вдохновляет».

          Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

          В условиях работы в сельской школе, где наполняемость классов оставляет желать лучшего, где невысокая самооценка учащихся, где трудно порой преодолеть пассивность и безразличие на уроке отдельных учеников, бывает непросто. Способных детей, с кем можно работать,  в классе единицы. У слабых учеников трудно поддерживать постоянным интерес к обучению. Ведь, так или иначе необходимо трудиться, стремиться к достижению поставленной цели. И чтобы справиться с творческим заданием, даже если оно всех заинтересовало, важно понимать, что для творчества необходимы:

  • Повышенная интеллектуальная познавательная активность;
  • Внутренняя потребность в новых знаниях и в преобразующей деятельности по усовершенствованию сущего на их основе;
  • Сознательная постановка целей, вытекающих из осознания противоречия, проблемы;
  • Видение  путей их достижения;
  • Настойчивость;
  • Трудоспособность;
  • Умение отказаться от неверных решений;
  • Общая направленность, установка на самостоятельную активность в преодолении возникающих затруднений.

Вместе с тем каждый учитель должен понимать, что для того, чтобы достичь желаемого результата, необходимо соблюдать следующие условия:

  • Учитель сам должен быть творческой личностью.
  • Положительный настрой учителя для установления контакта с учениками.
  • Творческие задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников.
  • Использовать в меру необходимые информационно-коммуникативные технологии, так как даже при изучении иностранного языка ученики могут создавать креативные продукты своими руками.
  • Участие учителя в ходе создания креативного продукта должно быть минимальным, так как ребёнок должен постараться пройти самостоятельно все стадии создания своей работы.
  • Уверенность учащихся в хорошем результате своей деятельности.  

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Мною создан и постоянно обновляется «Информационный банк», где собраны различные презентации, видеоролики  к урокам, внеурочной деятельности, презентации, творческие работы, наглядные пособия, тематические тесты, страноведческие викторины, конкурсные задания;  рекламные проспекты, комиксы,  презентации, созданные учащимися в рамках проектной, исследовательской деятельности, рефераты, фотоальбомы,. Материалы "Информационного банка" можно использовать на уроках и на внеклассных мероприятиях с учащимися 2-9 классов. Мои работы и работы моих учеников опубликованы в сетевых сообществах: http://www.zavuch.info, http://www.openclass.ru, infourok.ru и на моём личном сайте.

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературыМОУ СОШ №39Сироткиной Светланы Викторовны «Проектно-исследовательская деятельностьна урока...